Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПАНОРАМА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

учредитель – Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

ВЫПУСК №3

июнь 2004

Учредитель и издатель:

Ассоциация органов

территориального общественного

самоуправления города Нижнего Новгорода

Председатель:

Сабашников Е.В.

Члены правления:

Хрипунова Н.А.

Гришина Т.А.

Попова В.И.

Рыхлова И.Ю.

Куликов Г.В.

Семенов Е.Л.

Малеева О.Ф.

Бобылева В.В.

Васильев А.А.

Сучков И.В.

 

Редакция

Главный редактор

Сучков И.В.

Дизайн и верстка

Романютенко А.Д.

Корректор

Опыхтина Л.С.

Фотографии

Шемякин Б.А.

Адрес редакции:

603082, Нижний Новгород

Кремль корп. 5 к. 302

Тел. 39-03-45

e-mail: npanorama@mail.ru

http://www.gorduma.nnov.ru

 

Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт экономики города»

 Газета зарегистрирована в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство 

ПИ №18-1765 от 29.04.2004

Перепечатка материалов допускается по согласию с редакцией, ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна

Проблемы развития ТОС

 


Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления провел 13 мая в г.Дзержинский Московской области заседание «круглого стола» на тему «Проблемы развития территориального общественного самоуправления и изменения его законодательной базы в связи с принятием федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

«Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - один из важнейших путей организации населения по месту жительства, оно призвано преодолеть иждивенчество и воспитать достойных граждан России»,- заявил, открывая заседание, председатель Комитета СФ Леонид Рокецкий. Он высказал ряд интересных предложений по активизации работы с населением. В частности, предложил «отдать на откуп» ТОС решение вопросов привлечения граждан к общественным работам -«Почему бы не организовывать такие работы хотя бы раз в квартал, оценить их стоимость, а если человек не хочет принимать в них участие - пусть платит деньги»,-сказал сенатор.

Выступивший с докладом представитель Главного территориального управления Администрации Президента РФ Андрей Замотаев подчеркнул, что, несмотря на то, что территориальное самоуправление является инициативной деятельностью населения по реализации полномочий, которые дает закон об общих принципах местного самоуправления в РФ от 6 октября 2003 года, местным органам власти необходимо не только способствовать организации комитетов ТОС, но и помогать их становлению, управлять ими. «Объективно любая власть так или иначе отрывается от населения, поэтому ТОС - абсолютно необходимый институт, бесценный опыт участия граждан в реализации властных полномочий»,- сказал А.Замотаев

Однако практика показывает, что право граждан на организацию территориального самоуправления во многих субъектах РФ и МО не реализуется в полной мере из-за недостаточности правового обеспечения деятельности ТОС, отмечали выступавшие на заседании. По их мнению, законодательные органы субъектов РФ фактически исключаются из числа субъектов правового регулирования порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления.

Между тем практика последних лет показала, что в развитии ТОС наступил качественно новый этап. Люди стали все больше осознавать себя хозяевами на своей территории, больше надеяться на собственные силы, повысилась активность граждан самостоятельно решать вопросы конкретной территории. Как говорилось на заседании, на сегодняшний день самыми актуальными вопросами, волнующими многих граждан, являются вопросы регулирования квартплаты и качества коммунальных услуг, усиления безопасности и повышение комфортности среды обитания

На заседании «круглого стола» выступил заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев.

Участники «круглого стола» заслушали доклады профессора кафедры публичной политики Высшей школы экономики Е.С. Шоминой, президента Межрегиональной общественной организации «Народный фонд содействия развитию общественного самоуправления»» И.Е. Кокорева, президента Ассоциации гражданского территориального самоуправления Свердловской области Б.В. Воронина,

На круглом столе также выступили: Мирошников Сергей Николаевич, зам. начальника Управления развития местного самоуправления Минэкономразвития России, Сухорученко Юрий Борисович, зам. главы администрации г. Алексина Тульской области, Егорова Елена Викторовна, депутат Совета депутатов г. Дзержинского Московской области, Иванов Олег Борисович, начальник Управления по развитию местного самоуправления Министерства по делам территориальных образований Московской области, Кузнецова Александра Павловна, д.ф.н , член редколлегии журнала «Проблемы местного самоуправления», Шестопалова Надежда Владимировна, начальник отдела развития жилищно-коммунальной сферы администрации Павлово-Посадского района Московской области, Знаменская Наталья Анатольевна, председатель Совета депутатов г. Жуковского Московской области, Курбаков Константин Иванович, д.т.н., профессор, академик, член Московского совета жителей территориального общинного самоуправления, председатель территориальной общины «Крымчане», Москва, Войткив Татьяна Васильевна, директор муниципального учреждения «Территориальное общественное управление «Угреша -Дзержинский»

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти Московской области, главы муниципальных образований Тульской, Нижегородской и других областей. Глава г. Дзержинский Виктор Доркин рассказал его участникам об истории и развитии города, организации в нем территориального общественного самоуправления.

Участники «круглого стола» ознакомились с организацией ТОС в микрорайонах города.

Предлагаем читателям фрагменты выступлений участников дискуссии.


 

ТОСЫ - ЭТО ПОЧЕТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Леонид РОКЕЦКИЙ

 


В первую очередь, я благодарю главу Дзержинского, Виктора Ивановича Доркина за приглашение и возможность провести здесь нашу встречу. Я успел почти по всей территории проехать, ухожено, чисто. Люди и утром метут, красят - спокойно, не на показуху.

Идем по нашей теме. Закон о местном самоуправлении, который вы все изучили и знаете, предполагает вступление в действие с 1 января 2006 года. Хочу сказать, что чем ближе 2006 год, тем больше обостряется противостояние, даже недопонимание, для чего это делается. Потому что необходимо будет отдать власть и деньги органам местного самоуправления. Есть опасения, что не так легко все это будет. Поэтому сегодня мы будем говорить о проблемах общественного самоуправления.

В новом законе отдельная глава достаточно подробно регламентирует деятельность общественного самоуправления. Хочу напомнить, что мы все понимаем, что это две разные вещи: органы МСУ -муниципальные властные структуры и общественные территориальные органы самоуправления.

Традиционно вспоминают об общественном самоуправлении в преддверии больших политических событий, выборов или субботников. Потом забывают. А инициаторы, которые есть в территориальном самоуправлении, надоедают и их просто лишают работы.

Тем не менее, убежден в том, что (с помощью нового закона)

организация территориального общественного самоуправления -один из важнейших путей организации людей для решения своих проблем, к созданию элементов институтов гражданского общества, самодеятельность населения, преодоление иждивенчества, воспитание у граждан чувства собственного достоинства и т д.

Конечно, территориальное самоуправление появится не по приказу, а там, где есть настоящие деятельные ответственные граждане. В первую очередь, это ветераны, это отставники, это люди, которые даже после большой прожитой жизни задумываются, для чего прожита жизнь: еще надо успеть передать свой опыт, еще надо сделать удобным место, где мы живем.

Сейчас законодательно органы общественного самоуправления имеют право образовать юридическое лицо, иметь расчетный счет, деньги, помощь от муниципальных властей, имеют право сами зарабатывать деньги. И становятся достаточно самостоятельными. ТОСы неподотчетны никому, кроме тех, кто их избрал. И нет вышестоящих организаций, они сами по себе.

Однако, много новых вещей, которые необходимо испытывать и рекомендовать другим.

Территориально-общественное самоуправление - та самодеятельность, которая является, в первую очередь, почетной обязанностью для граждан.

Не каждого еще подпускают к этим делам. В богатой дисциплинированной Германии в городах по 30-50 тыс. жителей есть такая почетная гражданская обязанность как негосударственная пожарная охрана. Хозяин себе свою форму покупает, чистит эту каску и раз в квартал идет на дежурство. Его провожает вся семья, это такое интересное дело, это фотографирование и т.д. И я не могу представить себе, как в наших поселках предлагали бы: мы сами будем пожарными. Но это тоже территориально-общественное самоуправление. И много таких вещей...

 


 

МЫ НАШЛИ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ

Виктор ДОРКИН, глава г. Дзержинского

 


Москва является нашим ближайшим пригородом. Наш город ведет историю с момента основания Николо-греческого монастыря, в следующем году мы будем отмечать 625-летие Куликовской битвы и основание Николо-греческого монастыря. Территория у нас небольшая, мы со всех сторон окружены Москвой, Москвой-рекой, карьерами, соседями. Плотность населения выше, чем в Китае, у нас здесь 42 тысячи человек живет. Бюджет этого года 283 миллиона, по объему товаров и услуг мы - один из лидеров Московской области.

За 2003 год экономика города выросла на 34,2%. В это внесли свой вклад основные наши предприятия: ТЭЦ-22, совместное российско-австрийское предприятие «Нива», «Жилстрой»

-  все существенно увеличивают темпы производства.

Сейчас средняя месячная зарплата составляет около 10000 руб. Конечно, в бюджетной сфере значительно ниже - примерно 6000 руб. у учителя. По социальным показателям мы имеем лучшие позиции, чем в среднем по Московской области. И можно сказать, что уровень жизни за последнее время растет значительно быстрее, чем растут цены.

Вот у меня табличка данных, которая показывает, куда идут деньги и как они изымаются из местных бюджетов. Несмотря на резкое увеличение консолидированного бюджета, местный бюджет практически не увеличивается. Отчисления в областной бюджет по сравнению с 1999 г. увеличились в 15 раз. Крупнейший наш налогоплательщик - ТЭЦ-22 - дает 38% налоговых поступлений. А начинали мы с того, что она давала 80%. Сейчас, несмотря на то, что станция активно работает, ее доля снижена. Появились новые налогоплательщики, я подчеркиваю, что более 50% налогов платят вновь созданные промышленные предприятия. Наши достижения - победитель конкурсов «Золотой рубль», на самый благоустроенный город и первое место по показателям социально-экономического развития.

Мы активно, больше 10 лет, занимаемся строительством жилья на деньги населения, за это время построено больше 3,5 тысяч квартир, в т.ч. давали рассрочку на 10 лет (сейчас сложнее ситуация стала). В среднем около 35 тыс. кв. м жилья в год строится. Город полностью телефонизирован, на деньги населения. Это наш проект, который объединил город в местное сообщество. В 1993 году мы эту проблему решили, и сейчас по этому показателю мы находимся на уровне Германии. По количеству машин превосходим Японию. Активно занимаемся программой «информационный город», вот наши электронные сервисы, есть у нас городской сайт. И три главных достижения-  это геоинформационные системы, электронный документооборот и регистры населения, которые позволяют в целом создать информационную структуру управления городом.

Благоустройство, в котором важную роль играют жители, нас подвигло к тому, что мы поставили за полтора года 4 памятника. Они становятся центром благоустройства целых микрорайонов. И совершенно преображают город, практически все наслоения исторические удалось снять, археологические раскопки провести, и восстановить Дмитрия Донского, Святителя Николая, и Пушкина, и Жукова.

Это один из основных тезисов программы «Самый благоустроенный город». Когда мы начинали эту работу, нам казалась одна проблема самой важной - казалось, что для людей очень большое значение имеют урны, скамейки: если они есть, то отношение к городу совсем другое.

Мы - город донор. Имеем все атрибуты законной власти, всю символику, включая гимн с музыкой и словами.

Но все-таки свербила мысль, что разрыв между властью и народом существует. И обычными методами его устранить нельзя. Это и послужило главной предпосылкой создания территориального общественного самоуправления. Нас пугало иждивенчество жителей. Если в городе был наведен порядок и в квартирах у людей порядок, то промежуточное звено - подъезд, двор оказалось ничейным. И вовлечение людей в процесс управления городом, в благоустройство - это была одна из самых важных задач.

И, в конечном итоге, в целом - это задача формирования местного сообщества. Тут целая программа КПСС, только муниципальная программа. Мы пошли своим путем, в отличие от закона, который нам предписывал самоорганизацию. Мы убедились, что активных людей очень мало. И мы это должны реально видеть. Найти одного активиста в доме - это уже решение всех проблем. Но сначала его надо найти.

Поэтому мы, начиная с первого КОСа, пришли к выводу, что эта система должна быть организована в виде муниципального учреждения территориально-общественного управления. И наша задача не раздувать конфликт между властью и людьми, а искать конструктивное взаимодействие для решения городских проблем. И решением Совета депутатов весь город был разделен на 8 микрорайонов, примерно по 5 тысяч жителей. Они как бы технологически увязаны, разделены дорогами, улицами, проездами и т.д.

А структура такая. Администрация города - учредитель этого муниципального учреждения и 8 КОСов со своими именами, домовые комитеты и собственно жители.

Выборы у нас проходят следующим образом. Сначала избирается жителями старший по дому. Затем старшие по домам избирают председателя КОС. А затем я всех их назначаю. Мы платим зарплату. Директор этого учреждения Татьяна Васильевна Войткив {вот она здесь сидит) и председатели КОСов являются штатными работниками МУ. Остальные, старшие по домам, получают от 300 до 700 рублей, в зависимости от сложности дома, но не на постоянной основе.

Какие задачи мы видим? Благоустройство. Пока люди сами лопаты в руки не возьмут, бесполезно. Недавно мы убирали Томилинский лесопарк, 500 детей участвовали. Собрали 20 КамАЗов мусора, значит, в лес занесено, грубо говоря, 200 КамАЗов за зиму. Лес вычищен. Но когда дети сами убирают, это воспитание патриотизма и ответственности к природе.

За это время больше 5 тысяч человек привлечено к общественно-полезным работам, можно сказать, почти добровольно. И собрано еще 700 тыс. руб. спонсорских средств на эти цели.

Другая задача - подъезды: установка металлических дверей с домофонами и благоустройство подъездов. 80% сумм за двери платят сами жители, 20% мы добавляем из бюджета. Если просто из бюджета выделить, то такие двери не ценятся, завтра их вынесут вместе с коробкой и никто не обратит внимание.

Есть дома, где в основном проживают пенсионеры, там сумма дотаций из городского бюджета доходит до 40-60%. Сейчас 80% подъездов закрыты металлическими дверями, и на это выделено полтора миллиона рублей.

Это наша национальная городская программа. В России ищут национальную идею, мы в городе ее нашли: ремонт подъездов - отремонтировать все подъезды, привести все их в порядок, чтобы люди были не поросятами, а в нормальных человеческих условиях жили. В 2003 году мы отремонтировали 60 подъездов, в этом году отремонтируем 80, Но сейчас мы ставим задачу за 1-2 года отремонтировать все подъезды. Привлекаем для этого предприятия, КОСы, спонсоров, всех, кого угодно. Вот такой сейчас план составили, он активно реализуется. Сейчас в 9 подъездах ремонт идет не за счет городского бюджета, а за счет других источников

Для каждого КОСа по нашим планам должен быть создан общественный досуговый центр. Пока 4 КОСа у нас имеют такие помещения, в них размещается собственно сам комитет, пункт охраны общественного порядка, кружки и клубы. И это как бы центр работы по месту жительства, то, что было утрачено от советского времени. И, считаю, не очень умно было сделано.

Одна из важных задач - это закрепление участковых за микрорайонами. Мы продолжаем эту борьбу... Мы хотим, чтобы участковый жил постоянно в этом микрорайоне, отчитывался перед людьми. Профилактика нужна - не отправлять в тюрьму, которая только калечит, а предупредить человека от этого несчастья .

Собираемость платежей по этому году больше 100% - это тоже результат работы комитетов общественного самоуправления. В каждом КОСе есть список должников. Должники делятся на 2 категории: очень бедные, кто не может платить, и очень богатые, наглые, кто не хочет платить. Очень богатым и наглым мы отключаем в первую очередь кабельное телевидение (у нас сплошная сеть кабельного телевидения, 32 канала транслируется), на следующий день платят. Не платят, электроэнергию отключаем. Но такие жесткие меры позволяют обеспечивать собираемость...

Мы считаем, что у нас в городе сформировано местное сообщество хотя бы на первом уровне, что люди себя чувствуют в одной большой семье, в которой нужно вести себя достойно Возрождение самобытного облика города, его исторических ценностей, в первую очередь Николо-Угрешского монастыря,- это была общегородская задача, она успешно выполнена.


 

ЧТО ТАКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ?

 

Андрей ЗАМОТАЕВ,

Администрация Президента РФ

 


Здесь собрались профессионалы достаточно высокого уровня. И объяснять, что такое территориально-общественное самоуправление, полагаю, здесь просто неуместно, Хотел бы просто напомнить, что новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», зафиксировала большее правовое регулирование территориально-общественного управления по сравнению с предыдущим законом. Хотя статус территориально-общественного самоуправления де-юре сохранился на том же уровне.

Территориально-общественное самоуправление - это инициативная деятельность граждан, направленная на содействие реализации полномочий местного самоуправления. Сегодня общепринятого понятия «территориально-общественное самоуправление» в России, с моей точки зрения, не существует. И расходятся взгляды на две позиции.

Первая, что территориально-общественное самоуправление (как любит говорить мой вечный оппонент В.Н. Федотов) - это истинное местное самоуправление, кроме которого местного самоуправления быть не должно.

Вторая - что это в чистом виде самодеятельность. Вот человек захотел - что-то сделал, не захотел - бросил. И вообще, этим можно заниматься, можно не заниматься. Не нужно никакой поддержки со стороны органов власти. Те люди, у которых, что называется, руки зудят, должны этим делом заниматься.

Полагаю, что обе эти экстремали принципиально неверны как с юридической точки зрения, с точки зрения требований федерального законодательства, так и с точки зрения самого смысла территориально-общественного самоуправления.

Что такое территориально-общественное самоуправление," как оно прописано в федеральном законе? Для меня чрезвычайно приятно, что это полностью совпадает с моим мнением как профессионального юриста, который достаточно давно занимается проблематикой местного самоуправления. Это, в самом деле, инициативная деятельность населения по реализации полномочий местного самоуправления, которые предписаны федеральным законом. Местное самоуправление - есть субъект обязательный, институт, который предусмотрен Конституцией РФ, без которого российская государственная система существовать не может. У местного самоуправления есть свой круг полномочий, которые, как неоднократно фиксировал Конституционный Суд РФ, никто, кроме местного самоуправления, исполнять не вправе - ни государственная власть, ни инициативные граждане.

Вопрос, однако, в том, местное самоуправление - это власть, и объективно любая власть, так или иначе, отрывается от населения. Кроме того, что местное самоуправление - это власть, представляющая интересы населения, выражающая его интересы, это одновременно и субъект, который властвует над этим населением.

Такая двойственная позиция (позиция любой власти) в отношении местного самоуправления наиболее ярко проявляется, поскольку эта власть максимально возможно приближенная к населению. Для того, чтобы эту двойственность в определенной степени демпфировать, необходимо территориально-общественное самоуправление. В первую очередь, оно необходимо, безусловно, в наиболее крупных муниципальных образованиях.

Нынешним законом более подробно прописано, что возможна организация МО в поселениях, даже меньше 100 человек, где полномочия представительного органа исполняет сход граждан. Наверное, в этих условиях дополнительное к внешнему самоуправлению территориальное самоуправление уже не необходимо. В крупных МО, к которым относится и город Дзержинский, территориальное общественное самоуправление является, с моей точки зрения, абсолютно необходимым институтом. И именно поэтому я с искренним удовольствием сегодня участвую в нашем мероприятии, потому что в городе Дзержинском сделана принципиально важная вещь.

Самоуправление не отпущено в некое свободное плавание. Оно зафиксировано в качестве официальной политики местного самоуправления города. То есть, ТОСы находятся под определенным патернализмом. С моей точки зрения, это абсолютно верный подход. Мы с вами сегодня видели, как работают. Приятно просто побывать в таком подъезде, дворе, где все чисто. Это старый принцип: «Чисто не там, где убирают, чисто там, где не сорят». В этих городах, в этих дворах, поселках не сорят, потому что люди сами эту чистоту делают.

И мне представляется, что в данном случае имеет место бесценный опыт. Опыт привлечения всего населения к реализации властных полномочий,

Институт ТОС именно для этого и нужен: чтобы погасить границу между властью и населением. Вся власть принадлежит населению, властные полномочия исполняют органы власти Эта граница всегда будет существовать объективно. Территориально-общественное самоуправление позволяет, может быть, не убрать эту границу, но в любом случае продемонстрировать, что население и власть - это две стороны одной медали. ТОС и есть механизм, который позволяет решать эту проблему.

Еще один момент, на который мне хотелось бы обратить внимание. То, вокруг чего достаточно много было войны в рамках подготовки новой редакции закона, и что закончилось, с моей точки зрения, полной победой территориально-общественного самоуправления,- это фиксация в новой редакции закона, что органы территориально-общественного самоуправления имеют право представлять интересы населения. В старой редакции закона этого не было.

Что такое представлять интересы населения? По сути дела - это публично властные полномочия. Власть имеет право представлять интересы населения, В данном случае зафиксировано, что территориально-общественное самоуправление, органы ТОС - это субъект, который не просто инициативен сам по себе. Проявив эту инициативу, граждане получают не только определенные права решать те или иные проблемы, получают обязанности. Потому что представлять интересы населения - это не столько право, сколько обязанность. Если представляешь интересы населения, ты не просто можешь те или иные интересы представлять в суде, в органах власти. Если ты видишь, что есть нарушения тех или иных полномочий, ты обязан реализовывать эти полномочия. И вот новый закон как раз четко это дело зафиксировал.


 

РУКОВОДИТЕЛИ ТОС - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ

 

Елена ШОМИНА,

профессор кафедры публичной политики

Высшей школы экономики

 


У тех КОСов, которые сегодня в Дзержинском работают, у тех людей, которые сегодня делают это удивительную работу, есть родители, это, безусловно, папа - Виктор Иванович Доркин, и мы это знаем, но у них есть еще и мама - Елена Викторовна Егорова, которая еще в 1991 году, создав организацию многодетных семей, начала работу по месту жительства, а потом пришла в организацию «Народный фонд». И Игорь Евгеньевич Кокарев, который возглавляет эту организацию, с этой точки зрения,- дедушка ТОСов, а я буду бабушкой. Потому что все, что творилось здесь, в какой-то степени разрабатывалось, варилось в котле Народного фонда. Я могу сказать, что с этой точки зрения у Народного фонда, как главного, самого мощного методического центра, анализирующего эту работу в России и помогающего, очень много детей.

Я много езжу по России и могу сказать, что с легкой руки Народного фонда не только Дзержинский, но и Арзамас, Владивосток, Нижний Новгород, Новгород Великий, Пермь - те города, которые мы сегодня справедливо считаем центрами развития ТОС, все были связаны, учились, получали книги, материалы из Народного фонда.

Почему я об этом говорю?

Ведь все люди, с которыми мы разговаривали, это сегодня профессиональные организаторы.

Ситуация в Дзержинском уникальна по ряду причин Я добавлю, что помимо родителей, дедушек и бабушек были еще богатые дяди - западные фонды, которые вкладывали деньги в поддержку территориального общественного самоуправления по всей России на протяжении многих лет. И обидно, что только Дзержинский, может быть, еще один-два города подхватили эту эстафету нашего сотрудничества с английскими, американскими коллегами, и стали вкладывать деньги, и сохранили то, что было наработано. Здесь ведь идет поддержка и чисто политическая - в задачи города включено территориально-общественное самоуправление, и материальная.

В Дзержинском, сформирована команда профессиональных организаторов. Ведь сегодня и Виктор Иванович говорил, как трудно найти людей, как трудно убедить их в это дело вкладывать силы и время Но когда мы находим этих людей, оказывается, что очень трудно их учить - негде, и специалистов мало. А ведь мы имеем дело именно с профессиональными организаторами.

Я могу назвать, как сегодня эти специальности называются в разных регионах России, список их довольно интересен. В Москве - это уполномоченный по работе с населением, в Новгороде - менеджеры по работе с территориями, социальные работники, социальные организаторы, социальные педагоги, в Тюмени - социальные аниматоры, в Астрахани - спортивные организаторы, в Улан-Удэ - дворовые организаторы, в Димитровграде - инструкторы по работе с детьми по месту жительства. На Западе это называется органайзер - тот, кто работает на территории и организует жителей. Это профессиональная деятельность, которой учат.

В Венгрии, с которой мы активно работаем, это сфера высшего образования и эти специальности есть в вузах. В России нет такой специальности ни в одном вузе, и курсы, которые возникают, они так же мгновенно исчезаю. Есть, действительно (в т ч. инициированные Народным фондом), такие центры поддержки: Новгород Великий -центр «Диалог», есть хорошая школа в Перми, есть школа в Благовещенске. То есть, есть центры, которые образуют единую сеть, но, тем не менее, поддержки на местах не так много.

Хочу подчеркнуть, что сегодня очень много денег уже вложено, но они, к сожалению, не поддержаны местной властью, что сегодня крайне нужны специализированные учебные центры, и эта специальность сегодня будет как никогда востребована.


 

ОРГАНАМ ТОС НУЖНА ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

 

Борис ВОРОНИН,

президента Ассоциации гражданского

территориального самоуправления

Свердловской области

 


Самая моя почетная должность сегодня - это председатель совета ТОС «Защита» Кировского района г. Екатеринбурга.

Но здесь мне бы хотелось остановиться на другом.

Здесь собрались единомышленники. Но даже среди нас, как вы сегодня уже, наверное, успели заметить, существуют различные толкования и понимание самой, правовой природы и сущности территориального самоуправления. Андрей Александрович сказал, что у органов КТОС как бы подразумеваются и властные полномочия и функции, другой выступающий четко назвал их общественными объединениями. Мы говорим об этом 12 лет, приводим одни и те же доказательства и принципы.

Если у нас в Конституции сказано, что местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления и другими органами, а Администрация Президента издала комментарии к Конституции, где на с. 554 в комментарии к статье 130 сказано, что к другим органам относятся органы территориального общественного самоуправления, то не надо об этом спорить.

Вопрос другой, каким образом в наш сегодняшний закон внести изменения и дополнения с тем, чтобы прописать дееспособность органов ТОС.

Сегодня прописанные многие права мы не знаем как реализовать. Не будем вдаваться в теорию, давайте возьмем практику.

Создание советов КТОС - сама процедура создания, легитимность органа КТОС.

Мы за 12 лет практики пришли к одной системе: обходим каждую квартиру, собираем подписи не менее половины жителей данного микрорайона. Как правило, выходит 85-92%. Тогда делегаты от жителей по норме представительства из своего состава выбирают совет КТОС.

Поэтому в законе должно быть сказано о процедуре создания, о нормах представительства. И о том, какие полномочия, исключительной и совместной компетенции, могут иметь органы ТОС. В законе недостаточно четко прописаны такие моменты. Это можно было бы включить в наши рекомендации: процедуру создания, процесс распределения полномочий и механизмы их реализации. В этом у нас всегда получается загвоздка.

Создали совет ТОС. Что нужно, спросили у жителей. Нам нужно то-то. Насчитали, что по 127 машин у каждого подъезда у нас на ночь ставится. Решение принял совет ТОС - по краям микрорайона, на гостевых проездах делаем социальные парковки - для жителей, кто прописан на этой территории, они бесплатны.

Кроме того, нашли место, где построить паркинг-гараж с социальным блоком, в котором заложены все услуги, которые нужны этому населению. И по принципу компенсационных механизмов органов ТОС сегодня их никто не может использовать, кроме территориального самоуправления. Эти гаражи в три раза дешевле. Стоимость их потом компенсируется жителям, владельцам этих гаражей, за счет того, что прибыль с этого социального блока идет в компенсацию ГСК.

Тот же самый принцип мы применили в жилищном строительстве. Тогда людям стали нужны эти ТСЖ. В собственности ТСЖ три 18-этажных блока. Мы сейчас оформляем землеотвод. Внизу находятся торговый и развлекательный центры - собственность этого ТСЖ, прибыль от которых идет на погашение паевых взносов за квартиры.

Мало того, у нас разработана по поводу гаражей своя программа, когда мы убираем сначала машины на социальные парковки, затем сводим это все в паркинг. И третий этап - это объявление пешеходной зоны. И подают все эти идеи жители прямо на собраниях. Те же бабушки со своим замечанием «носятся как угорелые по дворам», те же владельцы автомашин «а нам-то куда деваться?»

Возьмем другое. Даже сегодня, когда мы ездили и разговаривали, очень много было нареканий на то, что жителям ничего не надо, ничего не хотят. То есть инертность. Мы видим, что главный фактор спасения ситуации в этом отношении - это подготовка нашей сегодняшней молодежи.

У нас работают студенты из 13 ВУЗов. Ребята сегодня у нас, молодежь, лучшая, чем были мы в их годы, на сто процентов я в этом убежден. Они сегодня такое делают! Но, понимаете, мы опять же мы натыкаемся на следующее. Я все привожу один и тот же пример. Ребята из 22 домов нашли 11 прекрасных подвалов, грязь вытащили по 7 КАМАЗов с каждого. Начали делать, клубную систему создавать -клубы по интересам. Там тренажерные залы, там шейпинг, там девичий клуб, там клуб ветеранов, Интернет-клубы и т.д. Начали делать все, тут же приходит город и говорит: «А вы что это, ребята? Вы отремонтируете, а закон на нашей стороне, мы это сразу же сдадим коммерсантам в аренду».

Вы понимаете, как начали думать о нас ребята, наши дети? Они теряют веру в отцов. Мы им, когда собирали, говорили: «Ребята, будьте хозяевами на территории» Они начали следить за порядком, начали строить корты, площадки Вы понимаете, своими руками Они говорят «Вы взрослые, хитрые. Если бы нам поставили все цветное и красивое, мы бы завтра же все разнесли. Но когда мы своими руками приколотили это все, я десять раз подойду вечером к окошку, посмотрю, как бы чего там не тронули. И если тронут, не дай Бог, свистну всех своих, прибежим.»

Да, старшее поколение в массе своей обладает некоторой инерцией мышления и нежеланием вкладывать свои силы сегодня. Мы каждый вторник и четверг 8 месяцев проводили собрание в каждом дворе. В некоторых домах по два-три раза. Очень много у нас в начале противостояния, но потом люди начинают браться, потому что видят, что выхода нет. И когда начинают браться сами граждане, то при реализации программы «Мое жилье, моя забота» выяснилось, что мы, оказывается, снизив платежи за коммунальные и жилищные услуги в полтора-два раза, обретаем средства на восстановление и эксплуатацию жилого фонда и сетей. Этой программой сразу же заинтересовались министерства ЖКХ и наши, Правительства области, и московские, заинтересовались мэры других городов. И они начали ее понемногу в разных регионах по-своему реализовывать.

Но у себя, например, мы не можем это сдвинуть, не хватает нам правовых гарантий, вот в чем вся суть. Поэтому если взять за аксиому, что орган ТОС - это все-таки форма местного самоуправления, как это сказано в законе прямого действия, и если у нас сегодня развить систему нашего гражданского университета, Игоря Евгеньевича, еще масса школ у нас по стране, вот тогда у нас пойдет система подготовки кадров. К нам гражданский университет присылает учиться из администрации муниципальных образований и районных администраций.

Система органов ТОС вообще может привести систему выборов у нас к логической структуре. Тогда во власть, действительно пойдут те, кто уже научились принимать решения, брать ответственность, и тогда уже, будучи в составе того же городского совета, человек не забудет свою территорию. У меня в этом году председатель ТОС уже прошла в Городскую Думу и была назначена заместителем председателя Думы.

Все наши предложения сейчас не перечислить, по поправкам, дополнениям и изменениям мы все передадим в комитет. Но суть сводится к следующему. Сегодня уже есть технология, разработанная самими гражданами и организациями ТОС, которую, независимо от отношения властных структур к реализации, возможно исполнять самими гражданами, и при этом они заинтересовывают любую власть, на любом уровне в выгодности этих технологий. Если нужно, эти технологии позволяют сэкономить муниципальный бюджет, ликвидировать беспризорность, позволяют самим гражданам своими средствами участвовать в развитии своей территории. И давайте разделение это понемножку стирать: народ там, а власть там. Мы одно.


 

КАДРЫ И КАЗНА

 


 

Михаил НИКОЛАЕВ,

зам. председателя Совета Федерации

Почему где-то мы хромаем? Потому что, действительно, мы опаздываем в подготовке кадров местного самоуправления. Это совершенно другая власть. Это сегодня поднимается за счет людей - отголосков прошлой системы, прошу меня правильно понять, активистов. А сегодня должны быть кадры управленцев. Это очень серьезное искусство. У нас опыта в этом деле мало, практически нет.

Следующий вопрос. Раз это власть, она должна иметь казну.

По данным Центра фискальной политики, сегодня доход казны местного самоуправления обеспечивает только 2% от потребностей А если посмотреть сегодняшнюю реформу налоговой системы, то все идет за счет местного бюджета Те налоги, которые должны оставаться, они или упраздняются, или в объемах сокращаются.

Поэтому в наших рекомендациях должна получить отражение именно казна местного самоуправления. Мы - законодательно должны писать, какие виды налога должны оставаться 100%-но, какие виды налога расщепляться, какая доля местного самоуправления и пр.

Я глубоко убежден: если государство хочет быть демократичным, хочет входить в состав цивилизованных обществ мира, по этому пути нужно идти. Огромная перспектива местного самоуправления, и, безусловно, огромная задача стоит перед ним. Наша общая задача - это социально активизировать граждан России.


 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Леонид РОКЕЦКИЙ,

председатель Комитета

 


Все же надо уяснить: властное местное самоуправление и территориально-общественное самоуправление - это разные вещи. Это два вида деятельности. По всей стране есть интересные элементы, сама деятельность населения связана с территориально-общественным самоуправлением.

Пример организации территориально-общественного самоуправления в городе Дзержинском своеобразен": очень хорошо, что инициативный мэр города увидел, что через территориальное самоуправление можно найти резерв благоустройства города, содержания жилья.

Хотя ТОС в большинстве случаев в России, наоборот, организуется для защиты своих интересов в борьбе против мэрии.

И первое, что делает общественное самоуправление, нанимает юриста, чтобы правильно защитить свои интересы перед муниципалитетом, перед областной властью. И начинают разбираться, на каком основании вы пишете калькуляцию содержания квадратного метра жилья, содержания паспортистки или клерка, который ведет учет военнослужащих (что относится к федеральным обязанностям, а не к местным даже). Почему заложена в калькуляцию раз или два в неделю влажная уборка лестничных клеток, а у нас 3 месяца никто даже не подметал. Пожалуйста, возвратите эти деньги в местное сообщество, и мы тогда начнем организовывать общество собственников жилья. Если нет горячей воды или температурный режим нарушен, вот отсюда люди начинают организовываться. Они хотят знать, где их участковый, чтобы он приходил ежедневно.

Они имеют право сейчас по закону внести законодательную инициативу в представительные органы МСУ, которые должны принять решения, обязывающее муниципальных служащих или другие структуры, обслуживающие город, взаимодействовать с общественной организацией.

Прежде чем заниматься благоустройством, мы должны разобраться, почему не ведет благоустройство тот, кому мы платим. Когда сильный и авторитетный орган ТОС, тогда мэр города идет и договаривается. У вас есть расчетный счет в банке, вас слушаются, вы знаете дело, вам можно делегировать какие-то вопросы. Вот что такое территориально-общественное самоуправление.

 


 

Рекомендации «круглого стола» на тему: Проблемы развития территориального общественного самоуправления и изменения его законодательной базы в связи с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 


Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления 13 мая 2004 года провел в г. Дзержинском Московской области «круглый стол» на тему «Проблемы развития территориального общественного самоуправления и изменения его законодательной базы в связи с принятием нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Его участники, ознакомившись с работой комитетов общественного самоуправления г. Дзержинского, заслушав и обсудив доклад и выступления, отмечают, что территориальное общественное самоуправление (далее - ТОО) является важной формой участия населения в деятельности по решению вопросов местного значения.

Правовое регулирование организации ТОО в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъектов РФ, которые должны учитывать местные особенности.

Однако практика показывает, что право граждан на организацию ТОС во многих субъектах РФ и в муниципальных образованиях не реализуется в полной мере вследствие недостаточности правового обеспечения деятельности ТОС. В то же время, отмечены случаи, когда создание органов ТОС оказывается весьма затруднительным из-за усложненности нормативного регулирования ТОС.

Участники «круглого стола» отмечают, что в связи с принятием Федерального закона от 06 10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» федеральное регулирование ТОС становится более детальным, В свою очередь, законодательные органы субъектов РФ фактически исключаются из числа субъектов правового регулирования порядка организации и осуществления ТОС. Согласно новому Федеральному закону № 131-ФЗ правовое регулирование ТОС осуществляется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Участниками «круглого стола» были высказаны конкретные предложения по внесению изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ В частности, предлагалось ввести понятие «Гражданское территориальное самоуправление», как более отвечающее смыслу и задачам самоорганизации граждан по территориальному признаку, а также определить минимальные границы, в пределах которых может осуществляться ТОС.

Практика последних лет по России показала, что в развитии органов ТОС наступил качественно новый период

Люди стали все больше осознавать себя хозяевами на своей территории, больше стали надеяться на собственные силы, повысилась активность граждан самостоятельно решать вопросы конкретной территории. На сегодняшний день самыми актуальными вопросами, волнующими многих горожан, являются вопросы регулирования квартплаты и качества коммунальных услуг, усиления безопасности и повышение комфортности среды обитания.

Но при этом федеральные органы государственной власти России в последние годы не уделяли серьезного внимания проблеме ТОС (хотя а последнее время, в первую очередь, в связи с реформой ЖКХ, интерес к этим институтам возрос, что на данном этапе выражается, однако, прежде всего в аналитических материалах).

Также ощущается дефицит методических рекомендаций, которые помогали бы энтузиастам общественного самоуправления в практической деятельности, а также учебных программ по подготовке специалистов в этой сфере. Новая культура общественного самоуправления по месту жительства рождается из практики, но должна закрепляться в методических и учебных программах, с тем, чтобы распространяться на все более широкий круг муниципальных образований и территориальных общин.

Территориальное общественное самоуправление является не только школой демократии, а действительно представляет собой реальный путь мобилизации материальных и человеческих ресурсов для решения жизненно важных вопросов по месту жительства граждан. При этом, с учетом того, что в городах, кроме городов федерального значения, не предусмотрено создание внутригородских муниципальных образований, роль ТОС как формы участия населения в решении вопросов местного значения, повышается.

По итогам обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Органам местного самоуправления:

-  незамедлительно принять меры по надлежащему правовому регулированию ТОС с учетом того, что с 1 января 2006 года   нормативные   правовые   акты субъектов РФ по данному предмету утрачивают силу;

-  оказывать содействие в создании финансовой и материально-технической базы ТОС;

-  ориентировать территориальные подразделения администраций городов на более тесное взаимодействие с ТОС;

-  передавать ТОС выполнение муниципальных функций, не связанных непосредственно с осуществлением соответствующих полномочий органов местного самоуправления и направленных на тесное взаимодействие с населением, с учетом того, что при достаточно широком распространении ТОС в муниципальном образовании и налаженном взаимодействии с органами местного самоуправления они являются универсальным инструментом решения социальных вопросов.

2.  Органам государственной власти, ассоциациям (союзам) муниципальных образований:

-  внести в федеральное законодательство изменения, устанавливающие единые принципы регистрации уставов ТОС;

- провести государственный эксперимент по отработке модели ТОС;

-  содействовать более широкому освещению в средствах массовой информации опыта успешно работающих органов ТОС;

-  подготовить учебные программы и литературу по подготовке социальных организаторов и социальных педагогов для работы на территории с объединениями жителей, используя при этом зарубежный опыт подготовки соответствующих специалистов,

-  предусмотреть возможность создания некоммерческих образовательных организаций и целевых образовательных программ для подготовки управленческих кадров для ТОС;

- содействовать разработке и расширению издания методических материалов по правовому оформлению статуса и полномочий органов ТОС.


 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 


 



Hosted by uCoz