Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ПАНОРАМА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

учредитель – Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

ВЫПУСК №4

июль 2004

Учредитель и издатель:

Ассоциация органов территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода

Председатель:

Сабашников Е.В.

Члены правления:

Хрипунова Н.А.

Гришина Т.А.

Попова В.И.

Рыхлова И.Ю.

Куликов Г.В.

Семенов Е.Л.

Малеева О.Ф.

Бобылева В.В.

Васильев А.А.

Сучков И.В.

 

Редакция

Главный редактор

Сучков И.В.

Дизайн и верстка

Романютенко А.Д.

Корректор

Опыхтина Л.С.

Фотографии

Шемякин Б.А.

Адрес редакции:

603082, Нижний Новгород

Кремль корп. 5 к. 302

Тел. 39-03-45

e-mail: npanorama@mail.ru

http://www.gorduma.nnov.ru

 

 

 

Газета выпускается при поддержке Фонда «Институт экономики города»

 Газета зарегистрирована в Приволжском окружном межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Свидетельство 

ПИ №18-1765 от 29.04.2004

Перепечатка материалов допускается по согласию с редакцией, ссылка на газету «Нижегородская Панорама» обязательна

 

 

Газета отпечатана

 в типографии

ООО «Чарджер»

Заказ № 612

Тираж 5 000 экз.

30.06.2004


От стратегии к практике. Информация для актива собственников жилья

 


Вы живете в  этом доме не один год. Кажется, что вы смирились с постоянным беспорядком во дворе и в подъезде.

Но вы делаете в своей квартире ремонт. Ваши близкие солидарны с Вами в поддержании домашнего уюта. И кажется несправедливым тот контраст, который существует между Вашим внутренним миром, миром Вашей семьи и хаосом, в который все более и более погружается Ваш дом.

Вам жалко тех денег, которые вы ежемесячно платите за жилищно-коммунальные услуги. Но дело не столько в деньгах, сколько в отсутствии услуг. Почему же вам приходится все это терпеть за свои же деньги?

Сколько автомобилей будет шуметь и дымить в Вашем дворе? Останется ли хоть клочок травы, не утрамбованной колесами в мертвую землю?

Когда перестанет  дурно пахнуть площадка с переполненными  контейнерами для бытовых отходов?

Что на очереди после продажи квартиры на первом этаже, круглосуточное Интернет- кафе для подростков, забегаловка или магазин для нетрезвых посетителей?

Если хотя бы один из перечисленных выше вопросов вас волнует, то нам по пути, и есть шанс найти ответы на вопросы вместе.

Давайте оглянемся вокруг. При желании в своей семье, в своей квартире порядок навести можно. Это сделали некоторые Ваши знакомые. Порядок на предприятии, в магазине, офисе – это тоже не сказка из далекой жизни. Вы сами в последнее время в такие магазины, офисы и организации не раз заходили. И всякий раз Вы понимали, что все дело в хозяине, управляющем, в персонале, для которых почему-то очень важно обеспечить благоустройство и безопасность. Безопасность и благоустройство – ценности, понятные каждому. Безопасность и порядок в домах, во дворах может обеспечить только настоящий хозяин. В домах с множеством собственников каждому из жителей жизненно необходимо объединиться с соседями и защитить самих себя. Тем более что уже несколько лет наше законодательство такую возможность обеспечивает, а тысячи примеров из жизни россиян на практике превратили возможность в реальность.

Но Вы скажете, что миллионы такой возможностью не воспользовались и не планируют это делать в ближайшие годы. Где же истина? Истина в том, что сегодня переход из бардака в чистоту и порядок могут обеспечить только сильные лидеры. Мы хотим, чтобы таких лидеров, уверенных в своих силах, стало больше. Мы уверены, что такие лидеры есть среди Вас.

Путь к решению проблем своего дома тернист и долог, но в то же время он увлекателен и красив. И награда за успех – это не случайный приз в стране чудес, а устойчивое уважение многих людей к вам как к человеку слова и дела.

Первый шаг

Начинайте действовать, не ожидая благодарности. Наивысшей наградой для Вас будут чистые, красивые дома, ухоженные дворы. Это неизбежно приведет к тому, что вас начнут уважать соседи, просто жители дома, но случится это скорее всего не очень скоро из-за сложности решаемых вами проблем. Лидер должен стоять выше своих личных интересов и стремиться помочь другим людям в сообществе.

Когда Вы только приступаете к организаторской работе, Вы должны установить контакт с несколькими  жителями  дома, которые наиболее заинтересованы  в  этой  работе и которые будут готовы трудиться над созданием крепкого  сообщества  и  выполнять  всю "черную" начальную работу. На первом этапе Вам нужно иметь хотя бы 3-5 трудолюбивых союзника.

Инициативная  группа - это Ваши потенциальные активисты и организаторы.  Что отличает Вас, лидера, от членов инициативной группы ?  Вы по-хорошему бескорыстны. Вас воодушевляет сама идея самоуправления и улучшения  среды  обитания.  Учтите,  что когда это  касается  лидера,  термин "личный интерес" является, как правило, негативным.

Активисты, напротив, должны быть ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ. Именно личная заинтересованность делает их активными при решении определенных, интересующих их вопросов,  и, наоборот, их активность.

улетучивается, когда они не ощущают личной заинтересованности. Если активист говорит,  что хочет работать совершенно бескорыстно - насторожитесь.  Возможно,  он имеет какой-то тайный умысел или завуалированный интерес.

Организаторы - это Ваш золотой фонд. Это исполнительные и трудолюбивые люди,  готовые выполнять сложную работу по распространению и сбору информации,  организации и вовлечению жителей дома в активную работу.

Организаторами могут быть старшие по подъездам и/или старшие по этажам. Если таковых нет  -  инициируйте  хотя  бы  их  временное избрание.

Как подбирать кандидатов в инициативную группу ?  Вероятно, Вы сами знаете этих  людей.  Они  говорят  об  актуальных проблемах вашего дома и вашего соседского сообщества и пытаются их решить.  Возможно,  Вам придется задать  жителям, которых  Вы знаете, следующий вопрос:  "Кто пытается решать проблемы вашего дома?"  Все знают людей, которые пытаются что-то сделать.

Собирая инициативную группу,  не  забывайте  о  факторе "личного интереса".  Если  Ваш первый обзор и анализ ситуации в доме показывает, что для жителей актуальным является вопрос установки домофона и обеспечение чистоты в подъезде, то для того, чтобы создать инициативную группу,  следует  начинать  с  этого вопроса. Помните,  что на этом этапе не следует особенно рекламировать будущее собрание или раздавать объявления о нем.

Создавая объединение  жителей,  соберите  членов  Вашей инициативной группы  и  договоритесь  относительно того,  какие вопросы необходимо решать и на основании какой стратегии следует работать. После этого Ваши активисты и организаторы сами наладят контакты с другими и привлекут их к работе объединения.

Не торопитесь сами устанавливать слишком  широкие  контакты. Если  Вы станете это делать не имея конкретной стратегии работы и программ, к работе с которыми можно было бы привлекать людей, Вы вскоре потеряете даже тех людей,  которых нашли и, наверное, навсегда,  поскольку у них сложится впечатление,  что у Вас нет конкретных предложений по разрешению их проблем.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  РАБОТА

Зачем организовывать жителей? Имеется множество причин по которым  следует  организовывать  группы  граждан на низовом уровне. В каждом муниципальном образовании (поселке,  селе, городе, районе)  имеется существующая властная структура, которая пытается устанавливать правила и обеспечивать их  выполнение  с тем, чтобы контролировать ситуацию,  принимать решения и распоряжаться ресурсами.  Благодаря организационной работе объединения жителей могут сломать эти барьеры и сделать так,  чтобы и их голос зазвучал при принятии решений по важным вопросам,  затрагивающим их существование. Даже если вы находитесь в самом низу общественной структуры,  при эффективной работе вы имеете шансы добиться изменения  правил  и  получить  власть  и контроль над распределением ресурсов,  принятием решений и, тем самым, обеспечить в лучшую сторону изменения на местном уровне.

Эффективная  организационная  работа - это нечто большее, чем просто адекватная реакция на несправедливые  правила и решения. Это  означает  создание  сообщества  единомышленников, воспитание лидеров и выявление активистов на низовом уровне, которые представляют  устремления и потребности членов сообщества и могут вести постоянную  борьбу за обеспечение изменений в их интересах.

Для проведения  первого собрания жителей  Ваша инициативная группа должна несколько  раз  собраться  для  обсуждения следующих вопросов:

-                                        определить конкретные границы деятельности сообщества;

-                                        провести анализ состава населения дома;

-                                        выявить вопросы,  при помощи которых можно мобилизовать жителей;

-                                        определить в порядке важности (по  приоритетности) вопросы,  которые Вы  будете  ставить  перед жителями и вокруг которых Вы  будете их организовывать;

-                                        создать временную  руководящую  структуру  из  старших  по  подъездам и/или старших по этажам, чем будет обеспечено функционирование сообщества до его официального оформления;

-                                        провести укрупненные экономические расчеты, подтверждающие  эффективность объединения жителей;

-                                        спланировать работу по установлению контактов с жителями;

-                                        запланировать первое организационное собрание.

Территорию для организации объединения жителей необходимо определить по земельному участку  (придомовой  территории) в установленных границах в техническом паспорте дома. Определение границ деятельности ТОС является частью определения самого территориального сообщества (объединения жителей дома).

Следующим шагом Вашей инициативной группы должна явиться работа по определению круга  вопросов,  наиболее  актуальных для жителей  дома.  Проведите опрос жителей.  Помимо того,  что инициативная группа соберет  важную  информацию  об  актуальных вопросах, о людях здесь проживающих, сам факт проведения опроса даст людям понять, что в их доме ведется организационная работа и подготовит  их  к последующей пропагандистской работе и установлению контактов.

Имеется множество различных способов проведения  опросов. можно  проводить  личные  опросы,  переходя  из квартиры в квартиру, что дает наибольший эффект. Еще один способ - использовать места скопления людей, где активисты могут раздавать опросные листы. Например, собрание жителей этажа.

Эффективность опроса зависит от эффективности последующей работы  по его следам.  Польза появится лишь тогда,  когда жители увидят,  что вопросы и проблемы,  которые  они  поднимают, воспринимаются серьезно и в дальнейшем обсуждаются.

ВОВЛЕЧЕНИЕ  В  УЧАСТИЕ

Помните!  Все люди очень заняты, у них есть семьи, которые необходимо содержать.  Поэтому,  большинство людей примут участие в  работе  по месту жительства прежде всего в том случае, если решение какого-либо конкретного вопроса  или проблемы отвечает их собственным интересам. Смотрите на местную ситуацию не своими, а их глазами.

Прежде чем начать выяснять у жителей дома,  какие вопросы их  волнуют,  необходимо  самому  иметь  хотя  бы какое-то представление о том, какие вопросы могут быть важными для дома. Это поможет в беседах с жителями.

Основополагающей  идеей  в работе по установлению контактов с жителями состоит в том, чтобы  "начинать  работу  там, где находятся  сами  жители".  Необходимо  стратегически решать вопросы о том,  где Вы сможете встретить тех людей,  которых Вы хотите привлечь к своей работе.  Вы убедитесь в том,  что когда Вы приходите туда,  где находятся жители, они воспринимают это, как уважение  с  Вашей  стороны и чувствуют себя нужными (а это значит, что они с большей готовностью подключатся к общей работе).

Для  успешного  проведения работы по установлению контактов с жителями необходимо не просто пользоваться несколькими техническими приемами, а разработать целую стратегию. Необходимо глубоко продумать, какие элементы следует включить в стратегию работы по установлению контактов, обеспечить эту работу необходимыми людскими  и  другими  ресурсами,  а   также  выявить учреждения, которые окажут Вам помощь.

Не  существует  одного волшебного рецепта,  при помощи которого можно заставить людей участвовать. Разные люди по-разному оценивают работу общинного объединения. При этом существует целый ряд факторов, которые определяют желание или нежелание людей участвовать в данной конкретной работе.  Важнейший из них - личный интерес.  Еще  одним  немаловажным  фактором  является имидж сообщества.  Различные элементы в работе сообщества могут либо привлекать людей,  либо отталкивать их.  Постоянно помните об этом  и  не забывайте время от времени критически анализировать вопрос о том, как выглядит Ваше объединение жителей в глазах других людей.

Периодически  проводите  кампанию по привлечению новых членов к работе.  Речь идет о том, чтобы раз в год проводить мероприятие открытых  дверей  в  целях максимально широкого распространения информации о той замечательной работе, которая проделана Вашим   территориальным   сообществом.   При  правильном проведении такой работы посеянные семена могут принести фантастически богатый урожай.

В общественных организациях, сообществах ТОС существует множество различных методов и способов  проведения  кампании по привлечению новых членов и применять их можно как все сразу одновременно, так и каждый в отдельности:

распространение рекламно-справочных материалов путем расклеивания их, разнося "от квартиры в квартиру",

проведение мероприятия  в  один  из  вечеров под названием "Узнай своего соседа по дому",

составление телефонных  каталогов  для передачи информации жителям, имеющим телефоны.

Чтобы превратить рекламные листы в эффективное средство воздействия на сознание людей, они не должны быть наскоро состряпанными и похожими друг на друга:

они должны легко читаться, чтобы их мог понять любой;

листки должны бросаться в глаза,  смело используйте рисунки и другие графические решения везде, где только возможно, постарайтесь воспользоваться возможностями персонального компьютера;

листки должны  легко  восприниматься читателями:  помните, что далеко не все жители дома бывали на Ваших собраниях;

листки должны  содержать  ценную  фактическую информацию о времени и месте проведения очередного собрания,  о предлагаемых услугах;

не забудьте указать номера контактных  телефонов, которыми жители могут  воспользоваться для получения дополнительных сведений о деятельности инициативной группы;

рекламные листки  должны  быть  краткими  и  приятными для восприятия - не ислючено, что, бегло прочитав несколько начальных строк Ваших рекламок, жители их сомнут и выбросят;

помните, если в рекламном листке содержится  объявление  о предстоящем собрании  жителей,  то  не  забудьте  упомянуть какую-нибудь наболевшую, "горячую" тему, выносимую на обсуждение, чтобы возбудить у читающих листовку интерес или любопытство.

Лично  встречайтесь  с  наиболее авторитетными лицами, проживающими в доме, такими как депутаты, представители местной администрации, директора школ, священники, руководители общественных организаций,  коммерческих структур,  с  любыми  другими людьми, пользующимися  влиянием  среди  определенных групп или категорий жителей Вашего дома.  Для  начала  предварительно  им позвоните по  телефону  с  целью  согласовать  время  для Вашей встречи, что покажет Ваше уважительное отношение ко времени собеседника. В  ходе  встречи сообщите о том,  что Вы в настоящее время работаете,  скажем,  над организацией инициативной группы жителей дома,  в  целях создания в доме объединения жителей,  в связи с чем, Вам бы хотелось, чтобы собеседник:

-                                        поделился своими  идеями  и  взглядами  относительно  этой проблемы;

-                                        рассказал с высоты своего опыта и знания ситуации в районе о тех членах сообщества дома,  которые,  по его мнению, были бы заинтересованы в  наиболее  активном  участии в намечаемой Вами программе;

-                                        оказал помощь в печати и распространении рекламных листов, анкет-вопросников и т.п.

В конце  подобной встречи не забудьте поблагодарить своего собеседника за выделенное для Вашей встречи время  и  договоритесь также об условиях последующих встреч.  Помните,  что Вашей долгосрочной целью является обращение этих людей в своих  союзников и партнеров по Вашей общественной работе.

Работа  с  людьми по принципу "от квартиры к квартире" является старейшим и наиболее надежным методом общения. При виде живого человека, а не листка бумаги с рекламным текстом, люди с большей готовностью и желанием отнесутся к Вашему  предложению принять  участие  в  создании  объединения  жителей дома. Помните! Индивидуальный подход к работе с  людьми демонстрирует Вашу заботу о них.

При  осуществлении  принципа  "от квартиры к квартире" выберите подходящие дни.  Распределите свою инициативную группу на пары и каждую назначьте ответственной за проведение мероприятия на определенном этаже дома.  При этом следует  рационально рассылать их в те квартиры, жителей которых они лучше знают или с жителями которых у них больше связей.

Позаботьтесь о том,  чтобы каждая пара при себе  имела комплект необходимой литературы, экземпляры последнего рекламного листка,  анкеты-вопросники, другие информационные  материалы. Очень важно при себе иметь раздаточный материал, который можно было бы оставить жителям после завершения беседы с ними.

Имейте ввиду, что у этого метода есть и свои недостатки. Так,  например,  люди могут с подозрением отнестись к приходу тех, кого они не знают в лицо, отказаться открыть им дверь жилища или  даже выразить свое недовольство по поводу того,  что их "преследуют" дома.  Но,  несмотря на эти преграды, метод работы по принципу "от квартиры к квартире" все же по-прежнему остается довольно действенным и результативным с точки зрения  приносимой им выгоды.

Этот метод особенно эффективен при работе по привлечению молодежи.  Обычно,  открывая дверь незнакомцу с рекламкой в руках, молодые  люди уверены,  что рекламный проспект адресован только их родителям.  Следовательно,  обращаясь к молодым людям непосредственно, Вы создаете у них ощущение своей значимости, к мнению которых готовы прислушаться  и  самостоятельное  участие которых в общем деле тепло приветствуется окружающими.

Успех  в привлечении жителей к активной работе по созданию объединения можно добиться, если следовать "шести принципам участия":

ПРИЗНАНИЕ. 

Людям приятно,  когда их активная  общественная работа получает признание соседей или товарищей по организации. Нам всем необходимо,  чтобы наш вклад в улучшение условий жизни был оценен по достоинству.

УВАЖЕНИЕ.

Каждый из нас нуждается в уважении.  Участвуя  в общественной жизни, мы добиваемся уважения среди равных. Зачастую культурные ценности,  вкусы или привычки одного человека не пользуются уважением  среди  его соседей.  Поэтому,  стремясь к уважению, люди вступают в разного рода союзы и объединения.

РОЛИ. Мы все стремимся к тому, чтобы быть нужными. Это избитая, но тем не менее глубоко верная мысль. Мы хотим принадлежать к  группе  людей,  где нам была бы отведена ведущая роль и где наш вклад будет оценен по достоинству.  Далеко не все стремятся играть  одинаковые роли,  но чтобы группы не распадались, каждому должна быть отведена подходящая роль.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

 Объединение  жителей  представляет  собой определенные взаимоотношения, установившиеся между людьми. Часто мы  вступаем в объединение потому,  что нас лично пригласили сделать это.  Жители становятся сообществом в силу личных  причин, получения помощи или поддержки и/или приобретения влияния. Через объединение укрепляются наши связи с другими людьми, увеличивается наша ответственность и взаимовыручка.

НАГРАДА.

Объединение жителей дома станет  сообществом лишь в том случае,  если участие в нем каким-либо образом вознаграждается. Можно сказать,  что награды бывают  как  общественного, так и  личного плана,  но в любом случае они должны способствовать тому, чтобы сообщество продолжало свою работу.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Ничто  не ценится так высоко,  как результаты деятельности! Если нет результатов,  не будет ни участия  жителей, ни источников финансирования. Для жителей дома первостепенное значение имеют видимые,  конкретные результаты их  деятельности. Именно  поэтому  Вам в своей повседневной работе следует обращать особое внимание на наглядные  результаты  деятельности Вашего объединения жителей.

 

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Если Вы хотите,  чтобы Ваши мысли были воплощены в деле, разработайте  стратегию  деятельности объединения жителей, на основании которой составьте рабочий  план.  Проблема  многих инициативных групп,  создающих  объединения жителей,  состоит в том, что они уделяют слишком много времени  обсуждению  "общего контекста" изменений,  вместо того, чтобы конкретно решать, как следует добиваться этих изменений.

Научитесь разбивать выявленные проблемы на более  мелкие, поддающиеся решению, вопросы. В противном случае, проблемы могут оказаться слишком глобальными и будут вселять в Вас чувство неминуемости поражения.

Вопросы - это конкретные составные части  крупной проблемы, которые и  следует решать членам Вашей инициативной группы.  На основании вопросов вполне можно  разработать  стратегию  работы, рабочие программы и направления деятельности, поскольку вопросы являются конкретными.

На основании вопросов,  разработайте рабочий план, который будет включать в себя информацию о том,  что делать (перечень задач),  кто ответственен за выполнение (каждой  задачи), конкретный срок выполнения  задачи.  Помните! Каждый ответственный должен взять на себя обязательство добровольно и сам согласиться с назначенным сроком исполнения.  Сообщество - не предприятие. Здесь приказы бессильны.

Почему важен рабочий план, или "план действий" ? Потому, что ничто так не гасит энтузиазм и не  обескураживает людей - территориальное  сообщество  -  как длительные дискуссии,  не подкрепленные конкретным делом.  Одно дело - высказывать  общие идеи, и  совсем  другое - формулировать конкретные задачи и решать их на деле.

Когда у объединения имеется план  действий, сообщество располагает механизмом  контроля за выполнением друг другом взятых на себя обязательств и соответствующих программ.

Прежде чем приступить к разработке плана  действий  по решению какой-либо проблемы, проанализируйте первопричины проблемы. Помните о том,  что при анализе данного  вопроса  следует мыслить конкретно  и оставаться на позиции реализма.  Например, кто-то из членов инициативной группы скажет, что причиной проблемы является коррупция местных органов власти.  Может быть это и так,  но не стоит на этом останавливаться.  Постарайтесь выя вить и другие,  более мелкие причины проблемы, касающиеся конкретно жителей  Вашего  дома,  на  которые  Вы  можете   оказать реальное воздействие.

При  планировании  всегда следует пытаться учесть препятствия, которые рано или поздно встанут на Вашем пути и  затруднят работу по осуществлению Ваших планов.

Сосредоточьтесь  на  том,  какие препятствия могут поя виться на пути тех,  кто будет выполнять  порученные  им  роли. Предусмотрев на раннем этапе планирования препятствия, которые, возможно, предстоит преодолевать,  Вы добиваетесь двух  существенно важных целей:

во-первых, эти препятствия уже не появятся в процессе  работы по  плану  совершенно  неожиданно и не замедлят темпов его осуществления;

во-вторых, данный шаг дает Вам возможность включить в программу "контрмеры" с целью преодоления возможных трудностей. Сюда могут входить, например, меры по резервированию дополнительных ресурсов или обучению членов инициативной группы.

Помните!  Ничто так не отбивает  у  людей  преданность делу и  охоту  участвовать в работе,  как вынужденная необходимость останавливать работу на полпути из-за непредвиденных обстоятельств с тем, чтобы исправить план.

Итак,  Вы готовы к разработке Ваших планов и программ. Помните! Хорошие программы учитывают не только оптимальные способы решения  существующих  вопросов,  но также включают в себя исполнителей, их задачи и возможные препятствия.  Именно  здесь Вам необходимо будет воспользоваться всеми знаниями,  сметкой и творчеством инициативной группы.  Внимательно и глубоко проанализируйте положение дел в доме и реальный настрой жителей, чтобы понять, какие меры и действия срабатывают при работе в сообществе.

Оцените ресурсы,   имеющиеся   в   Вашем  распоряжении. Реальная оценка ресурсов играет очень важную роль при  планировании. Помните!  Ресурсы  -  это  не только деньги.  Важнейшими ресурсами объединения жителей могут быть время лидера и активистов, возможность обучения,  конкретное имущество, участие в работе жителей, информация и т.п.

Определить нужно не только ресурсы,  которые у Вас имеются, но и те,  которые Вам необходимы для решения поставленных задач. Этим Вы решаете два важнейших вопроса:

во-первых, выявляете  некоторые  ключевые задачи,  которые необходимо встроить в Ваш план действий, а именно задачи по поиску и сбору средств, которых не достает;

во-вторых, что самое важное, Вы, тем самым, начинаете работу по  определению  ключевых критериев для выбора приоритетов в Ваших действиях,  краткосрочных стратегий (которые  могут  осуществляться незамедлительно), и долгосрочных стратегий (которые будут реализовываться позднее).

Конечно, вопрос  ресурсов  не должен являться единственным фактором при решении данного вопроса, но он, бесспорно, является одним из наиболее важных.

Вы  вышли на завершающий этап планирования Ваших стратегий и программ. На этом этапе планирования остановитесь и ответьте себе на вопрос: "Учитываются ли в разработанных программах первопричины имеющихся проблем? При этом очень важно, чтобы можно было на 100 % утвердительно ответить на этот вопрос.

Если  при  составлении  плана действий вы работали отдельными "командами" по различным проблемам,  то на этом  этапе следует собраться  вместе,  обсудить проделанную работу и сравнить ее результаты. Проверьте, есть ли дублирование стратегий, и продолжайте работу только после того,  как все члены инициативной группы достигнут по всем вопросам полной  договоренности. Не жалейте на это времени. Именно в ходе данного обсуждения и обеспечивается поддержка программы.  Если кто-нибудь  считает,  что результаты его работы не учтены, или же настроен против предлагаемой программы,  именно сейчас лучшее время узнать об этом  и попытаться уладить нерешенные вопросы.

Земельная политика – основа стратегии ТОС и ТСЖ в управлении недвижимостью

При формировании кондоминиума земельные ресурсы являются той уникальной составляющей, которая со временем чаще всего только увеличивает свою стоимость. Не случайно западные эксперты рассматривают землю как основную часть недвижимости.

Современная  система земельного права РФ основана на разработке следующих видов документации:

Генеральный план города;

Правила застройки, включая систему правового зонирования

Проекты планировки районов, микрорайонов, кварталов;

Проекты застройки.

Для ТОС и ТСЖ это означает, что долгосрочное планирование должно осуществляться на основе функционального зонирования, утвержденного в рамках генерального плана. В Нижнем Новгороде генеральный план утвержден городской Думой в 1999 г.

В соответствии с функциональным зонированием для каждой функциональной территории разрабатываются регламенты, утверждаемые в правилах застройки. Эти регламенты ограничивают воздействие на окружающую среду, памятники природы, объекты историко-культурного наследия. Ограничивается также непрофильное использование территорий, ограничивается этажность и плотность застройки. Правила застройки для Нижнего Новгорода в настоящее время разрабатываются и могут быть утверждены в 2004 г.

В соответствии с генеральным планом и правилами застройки ТОС и ТСЖ получают возможность планировать развитие микротерриторий в направлении, повышающем инвестиционную привлекательность и обеспечивающем финансирование сохранения и развития инфраструктуры земельных участков.

Возможные инвестиционнопривлекательные направления развития включают:

Строительство мансард;

Строительство пристроев к домам для размещения жилых и нежилых помещений;

Строительство подземных и наземных парковок, используемых на платной основе.

Источником финансирования могут быть кредиты, предоставляемые банками под залог земли и иного недвижимого имущества кондоминиума.

Опыт стран с развитой системой земельных отношений показывает, что эффективное управление способно увеличить рыночную стоимость недвижимого имущества территорий на порядок за несколько лет активной целенаправленной деятельности.

Александр В. Иванов,



Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая      Скачать в rar

 



Hosted by uCoz