Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Управление по связи с населением, обеспечению деятельности городской

Думы и координации работы районных администраций

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

ВЕСТНИК


 

Сборник материалов и документов по вопросам территориального

общественного самоуправления

 

Нижний Новгород

1994

 

Туфанов С. С., доцент кафедры истории Нижегородского технического   университета, кандидат исторических наук

"Нижегородское земство"

Из века нынешнего я предлагаю перенестись в век 19-й. В этом году исполняется 130 лет учреждению земства в России. 1 января 1864 г. император Александр-II издал указ о введении в действие земских учреждений. Указ призывал выборных людей от каждой губернии и каждого уезда к заведованию делами в данной губернии и данном уезде. Для исполнения императорского указа начальник Нижегородской губернии Одинцов уже 1 августа 1964 г. образовал комитет по открытию земских учреждений в губернии.

Земства существовали в нашей стране с 1 января 1864 г. по первую половину 1918 г. Вскоре после Октябрьской революции они были распущены или разогнаны, таким образом земства просуществовали около 54 лет. Почему власти пошли на земскую реформу? Во-первых, земская реформа является закономерным результатом освобождения крестьян. Во-вторых, та система местного управления, которая сложилась в России в 60-е годы 19 века, была настолько плохой, что власти решили, что хуже не будет. Министр внутренних дел Валуев, определяя государственное управление местными делами в 60 годы 19 века, заявил следующее: что сверху блеск, внизу гниль. К середине 19 века управляемая сверху губернская система давно изжила себя, поэтому главным стержнем земской реформы была идея самостоятельности и самоуправления. Организация власти в земских учреждениях (и это самое основное) должна была идти снизу вверх вместо привычного подчинения низших органов высшим и местных органов центральным. Вот суть земского самоуправления.

Надо сказать, что земское самоуправление не было полным. Во-первых, оно распространялось только на 34 губернии России: то есть губернии северные - выше Архангельска, южные ниже Войска Донского, Польша и Сибирь в число земских губерний не входили, только 34 губернии, потом их было 43 - к 1911 г.

Вторая черта: несовершенство самой структуры земских учреждений. Основой земства были уезды и отчасти губернии. Что касается крестьянского населения, то до крестьян земства не доходили. Мелкие земские единицы - волости появляются только в 1917 году, после Февральской революции. Они не успели даже организоваться, и в октябре 1917 года эта идея была похоронена.

Третье: земство не представляло все население уезда и данной губернии. В выборах 1865 г., в выборах гласных земских учреждений принимало участие в соответствии с имущественным цензом 8,5 тыс. человек в губернии, а все население Нижегородской губернии в 60-е годы 19 века составляло около полутора млн. человек.

И четвертое, политика правительства в отношении земств носила сугубо реакционный характер. Уступив вначале давлению общественности, введя земское самоуправление, правительство потом на протяжении десятков лет вплоть до первой русской революции всячески пыталось ограничить земства, огосударствить их особенно во время правления Александра-III. Земства отвечали мощным сопротивлением и на этой базе появляется земское  либеральное движение.

Какова была структура земств, чем они занимались? В Нижегородской губернии они были введены в 1865 г., осенью. Все землевладельцы, все торговцы, все промышленники, которые обладали определенным недвижимым имуществом и определенными капиталами имели право выбрать гласных в Думу. Эти собрания под председательством председателя уездного дворянства собирались раз в год на 10 дней для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное собрание избирало постоянный орган уездную земскую управу, состоящую из председателя, нескольких членов и руководителей земских служб. Управа приглашала для службы учителей, врачей, агрономов, статистиков и др. земских специалистов. Этих земских специалистов было очень немного - к 1910 году насчитывалось 65-70 тыс. человек по всей России. Это явилось одним из начал российской интеллигенции, так называемого тогда "третьего элемента".

Губернские власти выбирались уездными собраниями, их было всего 71 человек, они тоже собирались в декабре на сессию на 10 дней. Обычно местом этих заседаний было здание Дворянского собрания на Б.Покровке,  причем заседания были гласными, то есть публика могла принимать участие в их деятельности. Первым председателем земской управы был Турчанинов, но уже в 1867 году его сменил Ермолов, всего на Нижегородщине было около 11 председателей земских управ.

Чем занимались земства? Земства по закону могли заниматься только хозяйственными делами. Основой самостоятельности земств было право самообложения, то есть они имели право облагать земли и недвижимое имущество, имели самостоятельный бюджет, и это была основа существования земств. Земства основное внимание уделяли не столько первоочередным нуждам, касающимся государственного управления , хотя они обязаны были содержать дороги, тюрьмы, полицию, заниматься повинностями разного рода.

Они стали основное внимание уделять школе и медицине, и развитие земской школы и медицины является огромным вкладом земства в русскую культуру.

Здесь нужно пояснить. Дело в том, что Россия была империей и главной задачей государственного аппарата было развитие армии, то есть российская культура до 60-х годов имела несколько милитаристскую ориентацию. Земства сделали огромный шаг в развитии чисто гражданской культуры, что касалось огромных масс населения. Земства по-существу создали начальную школу в России. К 1911 году ряд наиболее передовых уездов: Балахнинский и Нижегородский, достигли в сущности всеобщего обучения детей от 7 до 11 лет, практически приступили к всеобщему обязательному образованию. Этот процесс должен был закончиться к 1922 году.

Земства создали систему уездной земской медицины, те медицинские участки и пункты, которые существуют теперь, имеют свою историческую основу в земской медицине. Участок обслуживал территорию радиусом 25 верст, в центре находилась больница, лечебница с приемным покоем, где был фельдшер, акушерка. С 1888 года лечение больных в земских больницах было бесплатным. Земству принадлежит заслуга развития и психиатрической по мощи населению, до того ее не было.

Надо сказать, что все бюджеты земств составляли только 5% бюджета Российской империи. По подсчетам специалистов земства сэкономили России 35 лет развития, то есть к 1910 году земские губернии на 35 лет опережали губернии неземские. Вот, очевидно, самый главный итог деятельности этих местных органов самоуправления.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 



Hosted by uCoz