Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 Парламентские слушания

Комитет по делам

общественных объединений и религиозных организаций

на тему:

 «Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»

Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.

25 мая 2001 года. 11 часов.

 

С Т Е Н О Г Р А М М А

 

Выступление А.Н. Белоусова, депутата Государственной Думы

Белоусов А.Н. Спасибо большое, Артур Николаевич.

Добрый день, участники парламентских слушаний! Я хотел чуть-чуть бы повториться: действительно, задача нас, как авторов закона, в первую очередь услышать мнения нужен ли вообще закон федерального уровня, который бы регулировал территориальное общественное самоуправление. Это первый вопрос, на который мы хотели бы получить ответ.

И второй вопрос: вообще к чему это относится, к какому институту? К институту власти или к институту общественных структур? Вот как бы две проблемы, которые остро стоят и вокруг которых развернулась полемика, не позволяющая в течение шести лет принять этот закон.

Я бы не хотел, чтобы наши парламентские слушания превратились в перепалку между двумя комитетами или между авторами закона и людьми, которые имеют другую точку зрения. Да, мы как бы тут разберемся. Но нам бы хотелось услышать ваше мнение, именно конструктивные предложения, которые бы легли в основу совершенствования того законодательного проекта, который мы собираемся представить в Совет Государственной Думы и на пленарное заседание. Вот как бы такая цель нашего сегодняшнего собрания. И эту цель хотелось бы оправдать именно конструктивной работой.

Теперь относительно сути проблемы. Я хочу отметить, что исторически в основу российского образа жизни были положены общинно-кооперативные начала, сформировавшие менталитет российского общества, его правовую культуру и соответствующие положения закреплены в Конституции Российской Федерации и прежде всего в основополагающих статьях, определяющих место местного самоуправления в его соотношении с государственным управлением и структуру понятия местного самоуправления. Это статьи 12 и 130 закона.

В течение последнего времени с момента избрания на пост Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на уровне государственного строительства последовательно проводится курс укрепления вертикали власти. Наконец-то обращено внимание на несоответствие нормативных актов многих субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, в том числе и Конституции Российской Федерации. Общество понимает недопустимость законодательного хаоса в деле укрепления государственной власти.

Однако за всеми этими, безусловно, важными преобразованиями, а точнее законодательного упорядочения проводимых реформ, отошла на задний план как не заслуживающие такого же внимания проблемы местного самоуправления, особенно такой из ее форм, как территориальное общественное самоуправление граждан.

Важность решений этой проблемы нельзя переоценить. В настоящее время отсутствует единое понимание в разграничении законодательного урегулирования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации территориального общественного самоуправления, связанное с различным пониманием природы ТОС. Хорошо, я буду называть ТОС, да? Всем понятно, что это такое. Относится ли оно к общественной или к властной структуре. Проще говоря, к какому институтов относится ТОС: к властным институтам муниципального образования либо это демократическая основа, созданная самими гражданами и призванная защищать интересы граждан и строить свои взаимоотношения с властью на такой основе, которая не позволяет им потерять свое лицо, свою суть.

Решение проблемы места ТОС в системе управления требует последовательного рассуждения. С одной стороны, если мы провозгласили демократические принципы построения государства, то на самом низу этой вертикали именно остается ТОС. При этом ТОС является самостоятельным, независимым звеном власти и по сути своей именно это и есть истинное местное самоуправление. Как ни парадоксально, но данная проблема возникла как следствие введения принципа федерализма и самостоятельного местного самоуправления.

Впервые ТОС как институт возник с принятием Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в 1991 года. Это статьи 80-86 и 96, где провозглашалась общественная природа этого института.

Однако в 1995 году появился Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 27 отнесла регулирование ТОС к законодательству субъекта Российской Федерации либо Уставу муниципального образования, либо каких-то других нормативно-правовых актов местного самоуправления.

Вот именно эта 27 статья закона и породила серьезные споры среди специалистов и политиков. Ошибочным признаются как предлагаемые статьей 27 определения ТОС, так и недостаточный объем правового регулирования ТОС законом в целом. В законе ТОС рассматривается как форма реализации двух конституционных прав: прав на собрание и прав на объединение для защиты общих интересов.

Вот если говорить о 27 статье, то здесь вот такая парадоксальная вещь, я буквально отступлюсь от доклада. Вот смотрим первый абзац. «Под территориальным…» Дословно читаю статью 27. «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территория поселений, не являющихся муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления».

Вот этот первый абзац очень четко и ясно говорит, что природа ТОСа – это природа общественной структуры. А второй абзац говорит: «Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления». Вот оно противоречие.

С одной стороны, вам дана свобода для самообразования, свобода создания общественной структуры, а с другой говорят: нет, шалишь, вы должны руководствоваться тем законом, который создаст власть. И эта власть будем вам диктовать как вы будете создавать ТОСы и как они будут работать.

Вот это вот противоречие: или устав муниципального образования, либо нормативный акт субъекта государства, то есть субъекта Федерации. И вот эта именно статья она как раз и является предметом споров, которые на сегодняшний день имеют место в Думе. Я думаю, и имеют место в различных регионах.

Попробуем разобраться, где же находятся территориальные пределы местного самоуправления? Это уже речь о местном самоуправлении. Закон «Об общих принципах местного самоуправления» он приравнивает… Он не разделяет муниципальное образование. Это может быть полутора миллионный город, например, Самара, это может быть с полутора тысячами населения сельское образование муниципальное, где имеются те же самые права и они поставлены, по сути дела, в один ряд.

Так вот можно ли на сходах и собраниях граждан решить проблемы жителей полутора миллионного города? Вот она абсурдность сложившейся ситуации, возникшая в связи с принятием в 1995 года Закона «Об общих принципах местного самоуправления».

Если мы взглянем с конституционно-правовой точки зрения на данную проблему, то с точки зрения Конституции мы имеем реализацию двух основных прав граждан. Во-первых, это право граждан на собрания и, во-вторых, право граждан на объединения.

Если взглянуть на часть 2 статьи 27, то видим, что данная норма противоречит Конституции, именно вот этот абзац, а мы, внеся на ваше рассмотрение данный законопроект, хотим защитить, по сути дела, конституционные права граждан.

Президент своими последними, одними из последних указов призвал реформировать местное самоуправление. Он отмечает, что «местное самоуправление – это самая близкая к гражданину власть, - вот дословно говорю то, что было им сказано на Госсовете, - до которой он может дотянуться рукой. Власть, которая решает большинство повседневных насущных проблем граждан от культурно-бытовых вопросов отдельной семьи до благоустройства улиц». Но единственным звеном является именно общественные структуры, где граждане объединились общим интересом. А интерес у них один – они хотят проживать на благоустроенной территории, нести ответственность за данную территорию и получать помощь от власти в благоустройстве, в содержании этой территории и во всех других вопросах, которые касаются их повседневной жизни.

Если мы разрешим эту коллизию, то мы решим проблему местного самоуправления. И главное – показать людям, что ограничиваются их права, их объединения с целью защиты интересов независимо от отдельного дома до микрорайона и так далее. Ограничение через представляемую законом возможность административного воздействия на население органами местного самоуправления.

Следовательно, возникает вопрос: каким законом это должно регулироваться федеральным законом или региональными законодательными актами? Ответ мы найдем в статье 71 Конституции, пункт «в», где говорится, что прерогатива федерального законодательства и Президент, кстати говоря, об этом же в выступлении отметил, что в связи с тем, что надежды на местные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации урегулировать этот аспект не оправдались, следовательно, необходимо создавать рамочный федеральный закон, позволяющий территориальному общественному самоуправлению существовать и быть защищенным.

Вот, по сути дела, я как бы постарался изложить ту позицию, с которой выступали законодатели, представившие проект закона о ТОСах на ваше обсуждение. И я еще раз хотел бы подчеркнуть, что мы ждем от вас предложения, замечания. Их можно направлять в Охотный ряд авторам закона. Их можно через наш координирующий совет, возглавляемый Федотовым Владимиром Николаевичем направить с тем, чтобы мы могли изучить вашу точку зрения, откорректировать те основные моменты, которые изложены в законе и в конце концов получить отшлифованный вариант, проект закона «О местном самоуправлении», который бы действительно защищал интересы граждан, интересы людей.

Еще я как бы не осветил один аспект, сконцентрировать внимание, почему именно федеральный должен быть закон? Потому что практика показывает, что не во всех регионах, не во всех городах отношение к ТОСам одинаковое. В одном городе глава администрации считает, что ТОС – это очень важный элемент взаимоотношения населения с властью, развивает их, помогает им и они действительно работают очень эффективно и вроде как бы не нуждаются ни в каких федеральных рамочных законах.

В других городах картина совершенно противоположная. ТОСы превращены в какие-то избирательные штабы, где реализуются те программы, которые проводит власть, мэр города или глава администрации района, где решаются вопросы, которые не разделяет абсолютно население. В частности, многие сталкиваются с тем… Я имею в виду, в частности, в своем городе в Самаре, когда детские площадки превращаются в стройплощадки под магазины, мини-лотки и так далее и никто не спрашивает народ и на это дает разрешение ТОС, который является неотъемлемой частью власти муниципального образования. И этот самый ТОС как бы вроде бы должен отражать интересы населения, а в данном случае выступает против него, потому что он является элементной структурой власти, он оплачиваемый, этот ТОС. И он действительно выполняет те указы, те приказания, которые ему власть спускает сверху.

И вот для того, чтобы эту коллизию разрешить, как раз возникает необходимость именно создания федерального закона, пусть это будет закон рамочный, с тем, чтобы действительно защитить интересы граждан, защитить интересы территориального общественного самоуправления.

Вот на этом я хотел бы закончить.

Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич.

Я хочу сказать, что Александр Николаевич хоть член комитета по бюджету Государственной Думы, но вот уже сказал, он долгое время работал главой администрации одного из районов Самары. Поэтому человек он не новый, практик и знает те вопросы, которые мы сегодня обсуждаем. И председатель комитета по местному самоуправлению Самарской областной Думы к тому же. Поэтому я думаю, что вы сами почувствовали из его выступления, что он профессионал. Вот в комитет ушел по бюджету. Видимо, так избиратели его так направили туда.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 



Купить Kaiser HGG 60521 MKB в Харькове - Техномастер
Hosted by uCoz