Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 Парламентские слушания

Комитет по делам

общественных объединений и религиозных организаций

на тему:

 «Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»

Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.

25 мая 2001 года. 11 часов.

 

С Т Е Н О Г Р А М М А

 

Выступление В.Н. Бондаря, члена Комитета ГД по вопросам местного самоуправления

Я предоставляю слово Бондарь Вадиму Николаевичу, члену Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Пожалуйста.

Бондарь В.Н. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я постараюсь коротко. Первый тезис, с которого, конечно, надо начать: территориальное общественное самоуправление – это очень серьезно. Это намного серьезнее, чем власти хотят подать, чем они сами даже представляют. Территориальное общественное самоуправление объединяет сегодня десятки тысяч активистов, огромное количество людей, которые вот находятся, живут на той территории, где работают и действуют ТОСы. Это география деятельности территориального общественного самоуправления от Калининграда и до Владивостока, - вся страна.

ТОСы очень разные. И это большая сложность, а может быть, это хорошо. Одни территориальные органы ТОС занимаются больше социальными проблемами. Другие работают как посредники между властью и жителями, то есть собирают какие-то бюджетные заявки, обращаются с какими-то проблемами к руководству городов. Или так или иначе потом вдруг выступают на связи: проводят опросы нужно ли там проводить застройку и так далее.

Третьи ТОСы занимаются хозяйственными функциями. И таких тоже много. Содержат дома на балансе, строительством занимаются. Это в основном вот в Москве. Как ни странно, проблемы у них очень схожие.

Проблема сегодня уже здесь обозначена. Власти не воспринимают ТОСы.

Вторая проблема и, собственно, первая проблема вытекает из второй – это то, что вообще не понятен статус, а что такое органы территориально-общественного самоуправления.

Вот давайте посмотрим. Берем конкретный орган территориального общественного самоуправления. Что это такое? Это группа энтузиастов. Вот в любом ТОСе, какой вы не возьмите в стране ТОС, - это группа энтузиастов, которая занимается вот этой общественной работой. Они могут заниматься как общественная организация. Кстати, многие ТОСы начинались с общественных организаций. Но потом на каком-то этапе власти говорят: а кто вы такие? И тогда они говорят: а мы выступаем от имени жителей этой территории.

И вот, собственно, вся наша система территориального самоуправления она ведь снизу строилась, поймите, она не сверху. Люди говорят, что мы хотим выступать от имени жителей всей территории. И они действительно сегодня, когда эти ТОСы легализовались в той или иной мере, они выступают от имени жителей данной конкретной территории.

А вот, я так понимаю, все вы знаете примерно, что такое политология. В политологии есть очень простое определение, что такое власть? Если какой-то орган выступает от имени жителей всей территории, значит, это орган власти.

Я знаю, многим не понравится то, что я сейчас говорю, но, тем не менее, это так. Надо признать, что какие-то элементы властные они есть в этой структуре. Но теперь дальше продолжаем идею, что мы пытаемся сформировать еще один уровень власти – то, что предлагают нам авторы законопроекта «О территориальном общественном самоуправлении». Вот у нас есть федеральная власть, есть власть в субъекте Федерации, есть в местном самоуправлении и делаем еще четвертый, независимый ни от кого, самостоятельный уровень власти. Конечно же, это вредная и неправильная идея, опасная идея.

В Законе «Об общих принципах местного самоуправления» все очень просто и конкретно написано, что такое территориальное самоуправление. Это форма реализации прав граждан на местное самоуправление. Форма. И вы знаете, нельзя отрывать форму от содержания. Мы рискуем родить монстра.

Как вы понимаете, в местном самоуправлении есть разные формы. Это совет или Дума в каком-то городе. Это сход граждан может быть, полное собрание там в сельском населенном пункте. Собрание собирается, да, это тоже форма реализации права на местное самоуправление. Или территориальное общественное самоуправление. Это тоже такая форма всего лишь навсегда. Они не противоречат, они очень даже здорово дополняют друг друга.

Поэтому мое предложение довольно радикальное. Я предлагаю в Законе «Об общих принципах местного самоуправления» написать о том, что орган территориального общественного есть орган местного самоуправления, действующий на части территории муниципального образования. Тем самым мы сразу решаем проблему статуса. У нас тогда не будет никаких проблем с регистрацией.

Конечно, очевидно, что такой орган не может заниматься коммерческой деятельностью, но, наверное, это правильно. Собственно, и не должны ТОСы заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческой деятельностью пусть занимаются коммерческие фирмы, а органы, выступающие от имени интересов всех жителей данной территории, вправе претендовать на бюджетные деньги, которые должны идти с местного самоуправления.

Принципиально вопрос, если мы вот так ставим, то возникает следующий вопрос: а как с легитимностью? То есть любая власть подразумевает легитимность. Должны быть четко прописаны процедуры, как создаются эти органы ТОС. Но это, очевидно, мы уже говорили о том, что ТОСы очень разные. Это не функция закона федерального прописывать эту легитимность. Для этого существуют законы субъектов Федерации. И, кстати говоря, в почти половине территорий России уже приняты такие законы в субъектах Федерации и вполне нормально успешно работают. Тем не менее, мне кажется, было бы правильно в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления» в соответствующей главе написать о том, что должны быть даны гарантии участия любого гражданина в деятельности территориального общественного самоуправления, чтобы не было какой-то замкнутости, кастовости такой.

К сожалению, вот те группы энтузиастов, о которых я говорил, иногда действительно как бы так приватизируют эту власть. Бывают и такие случаи.

И самый важный, когда говорят, что власть с нами не считается, надо зафиксировать некие полномочия территориального общественного самоуправления. И, собственно, вот главная претензия закона, который сейчас докладывался, «О территориальном общественном самоуправлении», проекта, который предлагается, - это зафиксировать полномочия органов ТОС.

Я конкретно, потом можно о законе говорить. Вот вообще, если о полномочиях. Многие говорят: мэр не хочет создавать ТОСы, поэтому их у нас нет. Ерунда полнейшая. Причем тут мэр? Работайте с депутатами. Вы знаете, очень часто, я езжу по стране, встречаюсь с активистами и территориально-общественного самоуправления, и они вот мне жалуются, что нас не воспринимают. Я говорю: хорошо, кто ваш депутат городской Думы? Не знаем. А сколько у вас вообще депутатов в местном самоуправлении? Не знаем. А какой бюджет в вашем городе? Не знаем.

Вы меня извините, то есть для того, чтобы добиться, чтобы был статус территориального общественного самоуправления, очень важно, это уже часть местного самоуправления, мы это уже выяснили, это форма реализации местного самоуправления, то значит, что надо в уставе местного самоуправления все эти вещи прописывать, в том числе и полномочия.

Конечно же, опять же не вопрос федерального закона эти полномочия. Это в каждом случае по-разному. Я вас уверяю, очень сильно отличаются эти органы в разных местах страны. Вот я условно делю так – Москва, Питер, Сибирь и центральная Россия – они очень сильно отличаются друг от друга, вообще, по тем делам, которыми они занимаются. Значит, и в законах будет по-разному расписано. Но в законах субъектов Федерации.

В принципе, на мой взгляд, что там должно быть записано, в законе субъекта Федерации: обязательные полномочия ТОСа выступать именно как посредник между жителями и властью местной. Власть должна быть ближе к народу, да? Вот они приближают тем самым власть. Это планы развития территорий должны согласовываться, бюджетные заявки формироваться снизу, согласование на строительство, земельные отводы – это, собственно, во многих местах именно так и реализовано.

Но есть некоторые вопросы, которые можно было бы закрепить и на федеральном уровне. Я совершенно согласен. К примеру, было бы хорошо, если бы орган территориального общественного самоуправления имел возможность выходить с инициативой, с ходатайством об отзыве лицензии там на торговлю вино-водочными товарами, если торгуют… несовершеннолетним продают. Вы же жители, вы ближе. Вы видите такие вещи.

Или в Градостроительном кодексе в том месте, где написано, что обязательно согласование с населением, там есть такие места, прописано. В каком виде согласование с населением? С органом ТОС, если он есть на этой территории.

Но, кстати, если мы напишем, что орган ТОС – есть орган местного самоуправления, то решаются многие проблемы, в том числе, проблема согласования о кадровых назначениях в милиции. В Законе «О милиции» написано, что с органами местного самоуправления согласовываются должности.

Теперь очень коротко хочу остановиться на этом законе, который нам предлагается. У него ведь очень интересная история. Закон крайне неудачный, он уже дважды отклонялся и, поверьте, он отклонялся не потому, что депутаты Государственной Думы такие вредные и не хотят делиться властью. Отнюдь, просто закон сам по себе… текст слабый. Текст не поменялся абсолютно с прошлого раза, когда он в последний раз был провален. Но, собственно, даже важно не детально смотреть, что там написано, проблема в том, что сам закон этот просто не нужен. Это не уровень Федерации, регулировать территориальное общественное самоуправление. Это первое.

Второе. Закон, вообще, вредный. Он порождает конфликты. Конфликт первый – конфликты между ТОСом и товариществами собственников жилья. Не может быть территориальное общественное самоуправление на уровне дома. В принципе, не может. Что такое дом? Это либо собственники владеют квартирами – значит это кооператив такой, либо это наниматели, но тогда совсем другое отношение – это отношение нанимателя и собственника. Заметьте, дом-то частным может оказаться. В принципе, теоретически возможная ситуация, когда частный дом и там сдаются квартиры. Кстати, известный случай в Москве, когда в одном доме есть и товарищество собственников жилья, и территориальное общественное самоуправление. Скандал жуткий, несколько лет идущий уже.

Второй уровень конфликтов – это ТОСы и ТОСы, то есть там заложена многоуровневая ситуация с ТОСом. Я вас уверяю, при неразделенности полномочий допускать вложенность ТОСов друг в друга – это значит плодить конфликты. Разделить эти полномочия с уровнем федерального закона невозможно в принципе. Это просто нереально. Такие вещи решаются на уровне субъектов Федерации.

Кстати, большинство субъектов Федерации установило один уровень территориального общественного самоуправления, то есть не допускает «матрешек» в принципе.

И, конечно, самый главный конфликт, который здесь закладывается, поскольку в законе общая идея, что оно, территориальное общественное самоуправление, не зависит от местного самоуправления, то, соответственно, мы закладываем «бомбу» под местное самоуправление. Возможно двоевластие.

Представьте себе ситуацию, муниципальное образование, где на всей территории созданы ТОСы, эти ТОСы собираются все вместе и говорят: так это же мы самая ближняя власть к народу. Это же мы решаем вопросы местного значения. Вот, собственно, это очевидная такая вещь.

Еще хочется сказать, что с инициативой этого закона больше всего москвичи выступают. Я понимаю москвичей. Тут, на самом деле, проблема совсем в другом. В Москве нет местного самоуправления. Вообще, в принципе, нет. Есть субъект Федерации – Москва, а ниже уровня вот эти вот «районные советники», так называемые, которые никакими функциями реальными не обладают и, вообще, даже само название «советники», оно… не «депутат» называется, а «советник». Вот это другая проблема. В Москве должно появиться местное самоуправление, только не надо путать это с тем, о чем мы сейчас говорим – с территориальным общественным самоуправлением.

И я скажу, что вот инициатива принятия этого закона – это, вообще, самое худшее, что можно придумать для развития законодательства по территориальному общественному самоуправлению, то есть депутаты Государственной Думы, отклоняя в очередной раз этот закон, просто начинают плохо думать про все территориальное общественное самоуправление, к сожалению.

И заканчивая, я бы хотел, вообще-то, поблагодарить всех тех людей, а это много тысяч людей, которые тратят свое время, силы, опыт, деньги зачастую, на общественное дело. Вот я хотел поблагодарить энтузиастов общественного территориального самоуправления.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Вадим Николаевич.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz