Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать
в zip
Парламентские слушания
Комитет по делам
общественных объединений и религиозных организаций
на тему:
«Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»
Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.
25 мая 2001 года. 11 часов.
С Т Е Н О Г Р А М М А
Выступление О.Л. Савранской, заместителя начальника департамента по местному самоуправлению Министерства по делам Федерации и национальной миграционной политики
Председательствующий. Хорошо. Спасибо.
Савранская Ольга Леонидовна – заместитель начальника департамента…
Да. Давайте обсудим. У нас 31 выступающий еще. Поэтому предложение по Регламенту поговорить. Может быть, так. До трех поработать, сделать перерыв 20 минут и продолжаем.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Нет, вы знаете, говорить покороче вопрос спорный. Если выйти, сказать: я думаю, что закон нужен или не нужен, это же нам ничего не даст. Правильно?
Есть предложение оставить все как было – 5 минут, но, пожалуйста, не дольше. Да?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Подождите, мы здесь не голосовать собрались. Голосовать будут депутаты Госдумы, они для того и выбирались. Здесь мы пытались выслушать аргументы, а не мнения "за" ил "против". И надо понять аргументы: почему "за" и почему "против". Поэтому просьба на этом сосредоточиться.
Нет возражений в 3 часа сделать перерыв? Нет. Все очень просто. Мы никого не держим. Кто не может, может уйти.
Так, пожалуйста, слово Ольге Леонидовне Савранской – заместитель начальника департамента по местному самоуправлению Министерства по делам Федерации и национальной миграционной политики.
Приготовиться Тучину.
Савранская О.Л. Уважаемые коллеги! Мы сами себя задерживаем. Давайте постараемся побыстрее.
Мне бы хотелось вопрос-то поставить вот как. Мы обсуждаем: нужен закон или не нужен закон. Причем большей частью мы имеем уже наработанный текст. И ориентируемся на этот текст, на текст закона "О территориальном общественном самоуправлении".
На самом деле ведь, наверняка, организаторы парламентских слушаний, два комитета, хотели выяснить: а какие же у территориального общественного самоуправления есть проблемы, и каким образом эти проблемы могут быть решены? Нужно ли будет законодательство вменять?
Председательствующий. Извините, пожалуйста, Ольга Леонидовна. Извините, пожалуйста.
Коллеги, вы знаете, вы очень сильно мешаете. Честно. Вот просто не слышно, о чем идет речь. Коллеги, кто хочет обсудить, пожалуйста, будьте добры, потише. Ладно?
Извините, извините, Ольга Леонидовна. Пожалуйста, продолжайте.
Савранская О.Л. Так вот вопрос в том: а какие есть проблемы у территориального общественного самоуправления, которые нужно разрешать? И я внимательно слушала выступающих и, к сожалению, получилось так: мы спорим с вами о теории. Мы пытаемся каждый конкретный опыт каждого конкретного ТОСа приложить на ситуацию по всей России. А вместе с тем, мы ее не знаем, этой ситуации по всей России, и, наверное, знать не сможем, потому что очень она велика, и очень она разнообразна.
Ну, по долгу службы я занимаюсь местным самоуправлением в Российской Федерации, а до этого я была в органах местного самоуправления, в представительных органах местного самоуправления. А сейчас, кроме всего прочего, в своем родном городе я еще и один из учредителей инициативной группы поддержки местного самоуправления общественной организации. Поэтому, как бы, с многих сторон знаю проблемы и те, и другие.
Так вот мне бы хотелось сказать. Проблемы у ТОСов есть. И в том числе есть те, которые надо решать в законодательстве. Но не наше дело здесь на парламентских слушаниях сказать законодателю, в каком виде, где и в каком законе их нужно решать. Нужно бы было нам донести, и я думаю, что это еще удастся сделать, донести до законодателя те вопросы, которые не разрешены. И пусть он думает, как это сделать.
Так вот какие вопросы на самом деле? Первый уже прозвучал. О порядке регистрации территориального общественного самоуправления. Причем, если вы заметите, здесь два мнения звучало. Одно то, что нельзя допускать, чтобы эта регистрация осуществлялась главой администрации или в администрации муниципального образования. Потому что, говорят, иногда не дают организовать. А второй – это в какой форме регистрировать. Вот это действительно вопрос. Законодатель его должен решить. Но решается он, к сожалению, именно в гражданском законодательстве, а не в законодательстве о местном самоуправлении, не в законодательстве об общественных объединениях.
А дальше вот какой вопрос. Ведь на федеральном уровне устанавливают либо ограничения прав граждан, как основная задача, нам ограничения не нужны по территориальному общественному самоуправлению, да и по местному самоуправлению тоже, либо установление дополнительной гарантии прав граждан. Так вот может быть в этой части и нужно совершенствовать законодательство, установить дополнительные гарантии. Но дополнительные гарантии прав граждан, а не прав органов или каких-либо организаций. Вот все споры, которые сейчас идут, все возмущения, которые здесь были, они ведь говорят об органах, о гражданах, о населении мы с вами забыли.
И если мы посмотрим с этой точки зрения, то вот и российский наш опыт, уже имеющийся, поверьте, я достаточно много езжу по России и достаточно много видела, и наш российский опыт говорит о том, что есть возможности, созданных законодателем, для разных форм, и для общественного объединения, и для участия населения в осуществлении местного самоуправления, для осуществления власти. Если мы говорим о том, что все у нас идет от населения, то тогда как бы не встает вопрос, а что это будет, властный орган, да есть у населения возможность сейчас вот эти органы на местах, территориальные органы сделать властными в рамках самостоятельного установления структуры органов местного самоуправления. Есть такое право. Но эти органы властные должны тогда и формироваться как власть, не как собрание представителей на конференции, когда иногда от тысячи граждан один представитель, он формирует орган и этот орган претендует потом на то, чтобы общеобязательные правила гражданам устанавливать. Это не норма. Вот законодательно должен установить, а какое представительство для формирования органов местного самоуправления, возможно.
И вот опять же, возвращаясь к российскому опыту, разные системы. Приведу два примера. Два села, небольших села, одно в Мордовской Республике, другое в Чувашской Республике. В мордовском селе муниципальное образование и 250 жителей, из которых 80 детей, осуществляют властные полномочия, причем в формах прямой демократии, потому, что у них решения основные принимают сходом граждан, а органы, которые сформированы, могут принять общеобязательные правила только в одном случае, если проголосовали за них единогласно. Возникли споры, все это выносится на обсуждение населения. Есть такая возможно? Есть. Есть другая ситуация. В чувашском селе идут через органы территориального общественного самоуправления и не ставят вопрос о том, что им нужны властные пункты, потому что они решают все вопросы местного значения, которые установлены между собой сами по собственной инициативе, это то, что есть ТОС, и вот когда у них возникают вопросы с властью связанные, с местным самоуправлением, с районом, они с районом эти функции решают. И вот здесь им нужна помощь и поддержка. Здесь нужно гарантию на то, чтобы их мнение было услышано. Вот это предмет регулирования на федеральном уровне. Такая гарантия.
Есть и другие ситуации, ведь сегодня предлагали, здесь говорили, что давайте мы создадим, вот наши органы территориального общественного самоуправления, чтобы это были как властные структуры на определенной территории в микрорайоне, в районе, в поселении, если это не город, в поселении, давайте создадим. А что нет такой возможности? Есть. Установите такую структуру. Если это идет от населения, население ее установит и решит, как будет лучше, права, возможности есть.
Если мы говорим не о властных функциях, о территориальном общественном самоуправлении, если мы говорим о том, что предлагается в проекте закона, реализация права граждан на собрания и реализация права граждан на общественные объединения. Да где же у нас запрещения на это есть? Только формы другие, это не территориальное общественное самоуправление, собрание вы и сейчас можете провести и не нужно для этого никакого разрешения, если, конечно, вы общественный порядок нарушать не будете.
Если право на объединение, можно в форме общественных объединений, и никто не ограничит, и вам здесь никто не будет указывать. А вот территориальные общественные объединения ТОС, территориальное общественное самоуправление это несколько иное, это не власть и не общественное объединение, это собственные инициативы граждан в решении тех вопросов жизненных, которые у них накопились.
Что мне еще хотелось бы сказать, прежде чем начинать законодательно что-то менять, нужно посмотреть на те вопросы, которые не разрешены. Давайте мы сейчас в рамках оставшегося времени те, кто будут выступать, донесем до законодателей те вопросы, которые нужно срочно решить, которые мешают нормальной работе. Потому что по опыту российскому почти во всех муниципалитетах действует территориальное общественное самоуправление. Уж во всех субъектах Российской Федерации точно. Действуют не плохо, работают, опыт положительный огромный, дел делают столько, что вот даже иногда странно кажется, как люди, настолько забитые сейчас, озабоченные собственными проблемами, как у них хватает сил помогать другим, решать общие вопросы, решать какие-то проблемы, всюду действуют. Более того, ведь часто действуют, здесь вот говорили, администрация препятствует, это действительно может быть больше для Москвы характерно, потому что по остальным муниципальным образованиям, насколько я знаю, администрация наоборот пытается создать эта органы, но беда-то другая, этим органам предписывают, вы должны сделать то-то, вы должны обеспечить исполнение решений органов местного самоуправления. Более того, даже законодатель субъекта устанавливает компетенцию территориального общественного самоуправления, я как можно компетенцию установить в собственных инициативах, вы ведь вдумайтесь, ТОС, это собственные инициативы. Так давайте законодателя попросим о том, чтобы внесли изменения в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части расширения прав граждан, не органов, не организаций, а граждан, в том числе на участие в осуществлении местного самоуправления, чтобы решили вопрос в гражданском законодательстве по регистрации территориального общественного самоуправления для приобретения права юридического лица, и чтобы обобщенный опыт доводился до сведения населения, граждан, организаций, муниципальных образований. Опыт-то накоплен, он есть, мы его просто плохо знаем. И здесь надо согласиться с Говоренковой Татьяной Михайловной, что вот эта вся работа, она профессиональная, и профессионализм не только в том, чтобы иметь в руках эту профессию управленца, профессионализм и в том, чтобы знать опыт других, его обобщать и уметь применять законодательство. Спасибо. (Аплодисменты).
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip