Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ –

ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственная Дума

  

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

 Часть I

  

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  

Материалы парламентских слушаний и межрегиональной научно-практической конференции

 

Издание Государственной Думы  1997

 

Предисловие

             Конституционное закрепление прав и свобод человека как высшей    социальной ценности и принципов федеративного государственного, устройства и разделения властей определили траекторию движения российского общества к гражданскому обществу и правовому го­сударству.

   Несоответствие проводимых реформ упомянутым принципам, отсутствие единой цели реформирования всех сфер общества, несбалансированность реформ экономической, политической и социальной систем, государственного устройства и устройства местного само­управления обусловили системный кризис во всех сферах общест­венных отношений.

Недостаточное структурирование российского общества является    объективным фактором слабой связи между властью и гражданином, его отчуждения от принятия управленческих решений.

В основу заимствованных моделей реформирования различных сфер общественных отношений положены модели, для которых характерен приоритет индивидуалистского начала перед коллекти­вистским. Эти модели не воспринимаются большинством населения.          Они не соответствуют психологии российского общества, для которой характерен приоритет коллективистского начала перед индивидуа­листским, соборность, справедливость, солидарность.

 Механизмы осуществления прав человека как общепризнанных демократических ценностей в условиях коллективистской психологии общества имеют существенные особенности, формируя собственные специфические идеалы и образцы демократии. Эти особенности проявляются, в частности, в решении проблемы соотношения непо­средственной и представительной демократии в системе народовластия, государственном устройстве, устройстве местного самоуправления, в системе производственных отношений, вызывая необходимость зако­нодательного закрепления и урегулирования специфических прав че­ловека на объединение," в том числе для защиты прав и общих интересов населения данной территории (части муниципального об­разования) и для представления этих интересов.

Выход из системного кризиса возможен на основе существенного повышения уровня политической и социальной активности человека, | повышении его роли в системе принятия решений по всему комплексу вопросов формирования гражданского общества, вовле­чения в процесс принятия управленческих решений и особенно по вопросам местного значения.

Необходимым условием повышения этой активности является наличие развитой системы общественных объединений. С принятием в 1991 году Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" широкое распространение получил такой общественный институт, как система органов территориального общественного самоуправления, представляющих население небольших территорий (дом, квартал, микрорайон, поселок, хутор и т.п.) и защищающих его общие интересы.

Широкое распространение органов территориального обществен­ного самоуправления объясняется двумя основными факторами:

регулированием порядка их создания и деятельности законом Российской Федерации прямого действия;

содействием их созданию и становлению со стороны представи­тельных органов местного самоуправления.

В связи с последующим прекращением полномочий местных Советов и принятием новой Конституции Российской Федерации действие этих факторов значительно ослабло. Органы местного самоуправления выбраны только в трети административно-территориальных единиц, а положения и нормы, относящиеся к органам территориального об­щественного самоуправления, включены менее чем в половину кон­ституций и уставов субъектов Российской Федерации.

В этих условиях активность участия граждан в защите собственных интересов и защите общих интересов населения небольших терри­торий значительно снижается.     Новая Конституция Российской Федерации, закрепившая права человека, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, принципы государственного устройства и устройства местного самоуправления, сделала необхо­димым пересмотр роли и места органов территориального общест­венного самоуправления в формировании гражданского общества, уточнение их правового статуса и принципов взаимоотношений с государством и органами местного самоуправления. Поискам путей решения этих проблем и посвящены материалы настоящего сборника. В предлагаемом сборнике изложены точки зрения руководителей органов территориального общественного самоуправления на про­блемы гражданского общества и предложены частные модели или подходы к их решению.

Материалы сборника предназначены прежде всего для депутатов всех уровней и специалистов, занимающихся подготовкой, экспер­тизой и принятием нормативных правовых актов, связанных с правом граждан на объединение по месту жительства, территори­альным общественным и местным самоуправлением и правовыми вопросами системного формирования гражданского общества. Ма­териалы сборника могут быть полезны также практическим работ­никам органов территориального общественного самоуправления и гражданам, инициирующим создание таких органов.

Председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений религиозных организаций                     В.И.Зоркальцев

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz