Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ –
ПАРЛАМЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная
Дума
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Часть I
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Материалы
парламентских слушаний и межрегиональной научно-практической конференции
Издание
Государственной Думы 1997
Конституционное
закрепление прав и свобод человека как высшей социальной
ценности и принципов федеративного государственного, устройства и разделения
властей определили траекторию движения российского общества к гражданскому
обществу и правовому государству.
Несоответствие проводимых реформ упомянутым
принципам, отсутствие единой цели реформирования всех сфер общества,
несбалансированность реформ экономической, политической и социальной систем,
государственного устройства и устройства местного самоуправления обусловили
системный кризис во всех сферах общественных отношений.
Недостаточное структурирование российского общества
является объективным фактором слабой связи между властью и
гражданином, его отчуждения от принятия управленческих решений.
В основу заимствованных моделей реформирования
различных сфер общественных отношений положены модели, для которых характерен
приоритет индивидуалистского начала перед коллективистским. Эти модели не
воспринимаются большинством населения.
Они не соответствуют психологии российского общества, для
которой характерен приоритет коллективистского начала перед индивидуалистским,
соборность, справедливость, солидарность.
Механизмы осуществления прав человека как
общепризнанных демократических ценностей в условиях коллективистской психологии
общества имеют существенные особенности, формируя собственные специфические
идеалы и образцы демократии. Эти особенности проявляются, в частности, в
решении проблемы соотношения непосредственной и представительной демократии в
системе народовластия, государственном устройстве, устройстве местного самоуправления,
в системе производственных отношений, вызывая необходимость законодательного
закрепления и урегулирования специфических прав человека на объединение,"
в том числе для защиты прав и общих интересов населения данной территории
(части муниципального образования) и для представления этих интересов.
Выход из системного кризиса возможен на основе
существенного повышения уровня политической и социальной активности человека, |
повышении его роли в системе принятия решений по всему комплексу вопросов
формирования гражданского общества, вовлечения в процесс принятия
управленческих решений и особенно по вопросам местного значения.
Необходимым условием повышения этой активности
является наличие развитой системы общественных объединений. С принятием в 1991
году Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" широкое
распространение получил такой общественный институт, как система органов территориального
общественного самоуправления, представляющих население небольших территорий
(дом, квартал, микрорайон, поселок, хутор и т.п.) и защищающих его общие
интересы.
Широкое распространение органов территориального
общественного самоуправления объясняется двумя основными факторами:
регулированием порядка их создания и деятельности
законом Российской Федерации прямого действия;
содействием их созданию и становлению со стороны
представительных органов местного самоуправления.
В связи с последующим прекращением полномочий местных
Советов и принятием новой Конституции Российской Федерации действие этих
факторов значительно ослабло. Органы местного самоуправления выбраны только в
трети административно-территориальных единиц, а положения и нормы, относящиеся
к органам территориального общественного самоуправления, включены менее чем в
половину конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
В этих условиях активность участия граждан в защите
собственных интересов и защите общих интересов населения небольших территорий
значительно снижается. Новая Конституция Российской
Федерации, закрепившая права человека, разграничение предметов ведения и
полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, принципы
государственного устройства и устройства местного самоуправления, сделала
необходимым пересмотр роли и места органов территориального общественного
самоуправления в формировании гражданского общества, уточнение их правового
статуса и принципов взаимоотношений с государством и органами местного
самоуправления. Поискам путей решения этих проблем и посвящены материалы
настоящего сборника. В предлагаемом сборнике изложены точки зрения
руководителей органов территориального общественного самоуправления на проблемы
гражданского общества и предложены частные модели или подходы к их решению.
Материалы сборника предназначены прежде всего для
депутатов всех уровней и специалистов, занимающихся подготовкой, экспертизой и
принятием нормативных правовых актов, связанных с правом граждан на объединение
по месту жительства, территориальным общественным и местным самоуправлением и
правовыми вопросами системного формирования гражданского общества. Материалы
сборника могут быть полезны также практическим работникам органов
территориального общественного самоуправления и гражданам, инициирующим
создание таких органов.
Председатель Комитета Государственной Думы по делам
общественных объединений религиозных
организаций
В.И.Зоркальцев
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip