Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

Волго-Вятская академия государственной службы

Кафедра управления и маркетинга

 

 

Муниципальное управление

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

"Система территориального общественного самоуправления в новых экономических условиях "

 

 

 

Выполнил:

Студент 907 гр.

Сучков И.В.

Проверил:

ст. преподаватель

Васильев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород

2001


Содержание:

 

Глава 1. Сущность и основные принципы деятельности территориального общественного самоуправления. 3

1.1. Место территориального общественного самоуправления населения в системе местного самоуправления Российской Федерации. 3

1.2. Структура территориального общественного самоуправления и основные принципы деятельности. 7

Глава 2. Формирование территориального общественного самоуправления в новых хозяйственных условиях. 14

2.1. Правовая основа общественного территориального самоуправления населения. 14

2.3. Практика организации деятельности органов общественного самоуправления в Г.Н.Новгороде. 15

Вывод: 22

 


Глава 1. Сущность и основные принципы деятельности территориального общественного самоуправле­ния

1.1. Место территориального общественного самоуправления населения в системе местного самоуправления Россий­ской Федерации

 

Местное самоуправление в Российской Федерации прошло несколько этапов в своем развитии.

Формирование и развитие местного самоуправления РФ, его законодательной базы предполагает обращение к дореволюционному опыту земского и городского самоуправления, а также использование лучшего опыта зарубежного муниципализма, который в частности нашел свое правовое отражение в Европейской Хартии местного самоуправления[1].

Отмена крепостного права в 1860 году и принятие 1 января 1864 года
"Положения о городских и уездных земских учреждениях"- положило
начало устройству местного общественного самоуправления в России. Оно
просуществовало до 1890 года в течение 25 лет. Новое Положение, принятое
16 июня 1870 года не изменило его основ, расширив сферу деятельности
земств и несколько изменив порядок выборов гласных. Теперь в городских
выборах участвовали все городские обыватели без сословных различий,
владевшие в городе недвижимым имуществом или платившие в пользу
города какой- либо налог. В 1892 году было пересмотрено "Положение о
земских учреждениях и Городовое положение" Эти реформы преследовали
цель- устранить те недостатки, которые выявила практика земского и
городского самоуправления. В объяснительной записке графа Л. Толстого
указывалось, что "...главные причины, существующего неустройства в
земстве заключаются в обособленности земских учреждений от
установленных правительственных. Рознь между администрацией и
земскими учреждениями является естественным последствием усвоенного в
1864 году

нашим законодательством взгляда на земство и его интересы, как нечто особое от государства и его потребностей, взгляд, который выразился на практике предоставлением земству самостоятельной, через посредство выборных исполнительных органов, деятельности по предметам местного хозяйства и благоустройства. Отсюда происходит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный между ними антогонизм"1.

Следующий этап- 1917 год. Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 года. Временное правительство, приняв 21 мая 1917 года закон о земской реформе. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось2. Идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой природе своей государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства. Особенностью системы местного самоуправления в этот период является тот факт, что нормативно- правовое регулирование отношений в ней с органами общественного самоуправления осуществлялось, в основном, или по линии постановлений правительства или на уровне локальных актов, принимаемых органами местного самоуправления. Например, постановление ВЦИК РСФСР от 1.11.34г., постановление Совета Министров СССР от 25.03.59г., постановление Совета Министров

РСФСР и ВЦСПС от 9.08.68 г. в отношении домовых, уличных (квартальных) комитетов. Им отводилась "вспомогательная роль" - помогать местным Советам и их органам в улучшении и сохранении жилищного фонда, благоустройстве улиц.

Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х годов, что было связано с началом реорганизации государственной власти на местах. При этом надо иметь в виду, что попытка путем принятия в 1990 г. союзного и российского законов о местном самоуправлении ввести местное самоуправление "сверху", не реформируя по сути прежнюю систему местного самоуправления, не дала ожидаемых результатов.

Осенью 1993 г. начался новый этап реформирования местного самоуправления: были приняты Указы Президента РФ "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ" и "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации". Последним Указом было утверждено "Положение об основах организации местного самоуправления в РФ". В октябре 1993 г. принят Указ Президента РФ "Основные положения о выборах в органы местного самоуправления".

В соответствии с перечисленными Указами Президента РФ функции местных Советов - представительных органов в системе местного самоуправления, были переданы исполнительным органам в системе местного самоуправления.

Принятие новой Конституции РФ послужило важнейшей правовой базой дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления. А особенно активизировался это процесс в 1995 г. когда был принят Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Он стал основой для дальнейшего поиска наиболее оптимальных и эффективных форм и методов реализации местного самоуправления в Российской Федерации, дальнейшего развития ее законодательной базы в условиях рыночной экономики.

Актуальность проблемы местного самоуправления нашла свое выражение во Всероссийских совещаниях, проведенных в ноябре и декабре 1995г. в г.Москве на котором присутствовали практически все регионы Российской Федерации и в результате которого был создан "Союз малых городов РФ".

Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию писал: "Одним из признаков развития гражданского общества является система институтов самоуправления. Эти институты позволяют придавать свободной деятельности человека созидательный смысл, связывать ее с самоответственностью. Жизненно важно подключить к реализации этого Закона (1) систему мер, обеспечивающих развитие местного самоуправления как жизнеспособного уровня власти и в тоже время как наиболее перспективной формы самоорганизации людей" (2).

Местное самоуправление призвано обеспечить экономическое благосостояние и социальную защищенность населения. Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных самых неотложных проблем.

Решению этих проблем должен способствовать комплексный подход органов местного самоуправления к социально- экономическому развитию территорий, учет при принятии ими правовых актов механизмов формирования рыночных отношений, согласование социальных и экономических процессов. И в этом им неоценимую помощь оказывает общественное самоуправление.

Новые хозяйственные отношения в субъектах Федерации заставили по другому строить свои отношения с населением подведомственных территорий и их органами. Им предоставлена возможность самостоятельно определять:

(1) Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", М., 1995г.)

(2) Из послания Президента РФ Федеральному Собранию, 1995 г.

 

- пути, формы и стадии перехода к реальному самоуправлению с учетом специфики данного населенного пункта и региона, а также степени готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием территории, решение местных дел;

- структуру и организацию местного самоуправления с учетом исторических, национальных и местных традиций и обычаев;

- способы осуществления собственных инициатив по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления.

Это нашло отражение в законодательных и нормативных актах субъектов Федерации: Уставах субъектов Федерации, законах РФ об организации местного самоуправления, где специальные главы и статьи посвящены территориальному общественному самоуправлению населения. Например, Устав Нижегородской области от 18.04.95 г. ст. 57, глава 15; Закон Нижегородской области от 8.04.96 N 27-3 "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", глава 3 (ст.23, 26); Устав города Нижнего Новгорода: глава 1 (ст.5); глава 4 (ст. 16, 24); глава 6 (ст.36); глава 8(ст.45-47).

Устав города Нижнего Новгорода - это первый общегородской документ, регламентирующий право горожан и порядок их участия в управлении городом, взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления, местного самоуправления и первичного ее звена -территориального общественного самоуправления.

 

1.2. Структура территориального общественного самоуправ­ления и основные принципы деятельности.

Экскурс в историю местного самоуправления России позволяет получить представление об истоках и становлении местного самоуправления, в том числе и территориального общественного самоуправления.

 

Хотелось бы остановиться на понятии "территориальное общественное самоуправление".

Если проанализировать Положения, принятые субъектами РФ в 90-е годы о территориальном общественном самоуправлении населения, то понятие территориальное общественное самоуправление населения звучит так: "Территориальное самоуправление населения (в дальнейшем самоуправление населения) - управление населением делами местной жизни непосредственно, а также через создаваемые по его волеизъявлению органы, подконтрольные и подотчетные за свою деятельность перед населением". (1) "Местное самоуправление- первичная форма народовластия населения жилого массива (на правах поселка), основа государственной власти Советов народных депутатов в г. Москве". (2)

"Под территориальным общественным самоуправлением понимается самодеятельная организация граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, домов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. (3)

"Местное самоуправление в городе Нижнем Новгороде - система организации деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность решения вопросов местного значения". (4)

Таким образом, общими для всех определений "понятия территориаль-

 

(1) "О территориальном самоуправлении населения", Примерное положение, г.Киров, март 1992 г.

(2) "Примерное положение о местном самоуправлении населения жилого массива (на правах поселка) в г.Москве", подготовленного постоянной комиссией Моссовета по работе Советов и развитию самоуправления 17.06.90г.

(3) Закон Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области" от 08.04.96г. N 27-3

(4) Устав города Нижнего Новгорода, глава 2, статья 6, п. 1

ное общественное самоуправление" является форма организации и деятель­ности граждан, объединенных общей территорией, решением вопросов местного значения и подотчетных за свою деятельность перед населением.

     Принципы общественного самоуправления

     Самоуправление населения осуществляется на следующих принципах:

- свобода выбора гражданами форм самоуправления территорией;

- защита интересов и прав населения;

- широкое участие населения в выработке, принятии и реализации решений местного значения;

- самостоятельности в определении и реализации приоритетов развития территории;

- самостоятельности и свободы предпринимательства;

выборности    органов    территориального    самоуправления,    их ответственности за решение вопросов местного значения;

- гласности и учета общественного мнения;                

- сочетания интересов самоуправляемой территории с интересами других административно- территориальных образований и государственными интересами. (1)

В других нормативных актах субъектов Российской Федерации, например в г.Москве пишут так: "Органы общественного самоуправления организуют свою деятельность на следующих принципах:

- демократии;

- разделения властей;

-законности;                                         

- соблюдения гражданских прав;

- собственной компетенции;

-                     собственной экономической и финансовой базы;

 

1."Положение о территориальном самоуправлении", г.Киров)

 

- согласования интересов личности и общества;

-                     согласования интересов округа и города."

Мне кажется, что последнее определение более четкое.

Органы территориального общественного самоуправления во многих субъектах РФ наделяются правом юридического лица с момента их регистрации в районной администрации.

Обладающие правом юридического лица органы общественного самоуправления населения имеют свою печать, штамп и бланки.

Регистрация осуществляется на основании Положения, заявления граждан, протокола собрания представителей общественных организаций, изъявивших желание создать органы территориального общественного самоуправления, а кое- где и с рядом других документов.

В вопросах установления территориальных границ местного самоуправления, Правительство исходит из того, что на данном этапе местное самоуправление без какого- либо ущерба может осуществлять свои функции в рамках сложившихся административно- территориальных границ.

Можно согласиться, что схема управления местных органов власти в масштабах городов и районов вполне логична и не требует ломки, но она требует дополнения. Поэтому все, что ниже- территории поселений, не являющихся муниципальным образованием, микрорайоны, кварталы, улицы и другие- могут с успехом работать в режиме территориального общественного самоуправления. При этом не ущемляется демократия, сохраняется возможность самостоятельно и под свою ответственность осуществлять любые инициативы в вопросах местного значения.

Основой территориальной организации самоуправления населения в соответствии с нормативными актами (Устав, Положение) могут являться: муниципальные округа; жилмассивы, другие более мелкие самоуправляемые территории данных административно- территориальных единиц.

Границы первичных самоуправляемых территорий в сельских поселениях определяет соответствующий городской (районный, поселковый

Совет, Земское собрание), на территории которого непосредственно организуется самоуправление населения. Например, в Г. Н.-Новгороде в пределах городской черты, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления. Границы таких территорий определяются городской Думой по представлению районных администраций и органов территориального общественного самоуправления с учетом границ избирательных округов.

В ряде Примерных Положений, методических материалах Всероссийского совещания 1995г. рекомендуется в качестве единиц местного самоуправления устанавливать:

- жилые или жилищно-промышленные комплексы от 15-25 тыс. жителей;

- избирательные округа по выборам в представительный орган ;

- территории, жилищно-коммунальное хозяйство которых, на момент создания самоуправления, обслуживается одним ремонтно-эксплуатационным управлением и т.д.

Территориальное общественное самоуправление является составной частью самоуправления РФ. Учитывая новые хозяйственные отношения, необходимо отметить, что без определенных гарантий и поддержки государства и органов местного самоуправления города (района) -общественное самоуправление населения обречено. Оно на мой взгляд должно быть глубоко интегрировано в общую систему управления государством и обществом, хотя и занимает в ней особое место, определенное Конституцией.

Система территориального общественного самоуправления в городе (районе) включает в себя:

- общие собрания (сходы) граждан;

- референдумы, выборы или иные формы непосредственной демократии;

- конференции граждан по месту жительства;

- органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.) (1)

Создание органов общественного самоуправления осуществляется инициативными группами граждан (оргкомитетами), представителями общественных объединений.

Самоуправление граждан осуществляется через ее выборные представительные органы, как распорядительные, так и исполнительные: конференции и собрания, комитет народных делегатов (Совет самоуправления) и его рабочие комиссии, уличные, квартальные, домовые комитеты, а также через другие формы непосредственной демократии, как референдумы, сходы, наказы, опросы общественного мнения, сбор подписей, письменные и устные обращения граждан.

От степени понимания гражданами и их представителями проблем развития территории зависит и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления.

На практике в Г.Н.Новгороде, упразднены районные Советы. Представителями городской Думы, являются депутаты, избранные по территориальному признаку, в районах действуют назначенные по согласованию с председателем городской Думы и Главой города председатели Советов общественного самоуправления. И все это закреплено в Уставе города Нижнего Новгорода и Положении о территориальном общественном самоуправлении, принятом городской Думой.

Таким образом, процесс перемен, происходящих в сфере местного самоуправления, активизировался после принятия в 1993 году Конституции РФ - Основного Закона страны. В субъектах РФ принимаются нормативные акты, регулирующие отношения в сфере деятельности местных сообществ (малых конституций), разработаны и приняты Положения о территориальном общественном самоуправлении населения. Например, в

Нижегородской области 18.04.85г. принят Устав, 8.04.96г. Закон "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", принят Устав города Нижнего Новгорода, а до этого разработано и утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Г.Н.Новгороде. Постановлением городской Думы от 12 июля 1994 года принят порядок регистрации Советов (комитетов) общественного самоуправления Г.Н.Новгорода.


Глава 2. Формирование территориального общест­венного самоуправления в новых хозяй­ственных условиях

2.1. Правовая основа общественного территориального самоуправления населения.

Особенностью системы местного самоуправления является то, что нормативно- правовое регулирование отношений в ней осуществляется, в основном, не на законодательном уровне, как мы уже говорили, а на уровне актов, принимаемых органами местного самоуправления, то есть регулируются локальными актами. Все это порождает трудности в деятельности и становлении общественного самоуправления в новых хозяйственных условиях.

На мой взгляд, надо создавать условия для местного самоуправления в городе. Во первых, это создание на уровне города самоуправляющейся системы. Она включает в себя следующие взаимоотношения:

- города с областью (субъектов Федерации) и центральной властью;

- взаимоотношения районов с городом в свете делегированных им полномочий;

- и новый уровень самоуправления - уровень микрорайонов и поселков.

Существует образное выражение, что местное самоуправление в России - это очень трудное дитя, поскольку процесс становления системы местного самоуправления начался сверху.

Конституция РФ дает лишь общие принципы функционирования всей системы местного самоуправления и в ней вы не найдете ссылки на такой субъект системы местного самоуправления как территориальное общественной самоуправление. Несмотря ни на что, она сумела пройти определенный путь до 1991 года, когда был принят Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где территориальное общественное самоуправление называется одним из элементов сложной системы местного самоуправления, а ему предшествовал Закон СССР. Где-то в субъектах РФ этот элемент функционировал, где- то остался лишь обозначенным, кто- то пытался делать свои первые шаги.

Таким образом, в настоящее время местное самоуправление проходит путь реформирования, основываясь на Конституции РФ, Законе РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (1995г.), в 1996 году прошли парламентские слушания по проблемам местного самоуправления, где были высказаны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию общественного самоуправления и недалеко то время надеюсь, когда Государственной Думой будет принят ЗАКОН РФ "Об организации общественного самоуправления" и о закреплении территорий местного самоуправления.

2.3. Практика организации деятельности органов общественного самоуправления в Г.Н.Новгороде

История местного самоуправления нашего города уходит корнями в глубокое прошлое. Земская реформа Ивана IV в 50-х годах XVI века отменила наместничество и ввела земское самоуправление, осуществляемое выборными Земскими старостами. Петр I усовершенствовал тер­риториальное деление России, определив в качестве единиц губернии, провинции, уезды. "1714 года января в 36 день Великий Государь Царь и Великий князь Петр Алексеевич указал: Нижегородской губернии

быть особо.   В ней города: Нижний, Алатырь, Балахна, Муром, Арзамас,

Гороховец, Юрев Поволжской, Курмыш, Василь, Ядрин."

Все местные учреждения имели характер единоличного управления с участием сословного представительства. Екатерина II предпринимала меры по усовершенствованию местного самоуправления. 7 ноября 1775 г. ею были утверждены новые органы местного самоуправления - губернские учреждения, количество губерний же в России возросло до 50. Губернское правление во главе с губернатором (начальником губернии) получило распорядительную и полицейскую власть. Но большая часть сборов земских повинностей шла на государственные нужды. 1864 г. ознаменован коренной реформой местного самоуправления.

Городское самоуправление Г.Н.Новгорода ведет свою историю со времен Екатерины Великой, даровавшей в 1785 году "Грамоту на права и выгоды городам Российской империи".

До недавнего времени действовало множество положений о домовых, уличных и т.п. комитетах, принятых на республиканском уровне или местными Советами и исполкомами. В РСФСР Положение о домовом комитете в государственном жилищном фонде утверждено постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС 9 августа 1968 года.

Согласно этому положению общественным комитетам был предоставлен ряд контрольных прав: контроль за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, за расходованием жилищно-эксплуатационной организацией материалов, предназначенных на текущий и капитальный ремонт и т.п. Однако на практике эти права не использовались и домовые комитеты нередко становились "придатком" жилищных органов и не выполняли своей задачи - широкого привлечения населения к общественному контролю за управлением жилищным фондом.

Эта неудовлетворенность жителей защитой своих прав и интересов привели к появлению новых органов-комитетов и советов самоуправления.

Они   потребовали   наделить   их существенными материально-финансовой базой и правами.

Новые органы самоуправления появились на волне перестройки в борьбе с административно-командной системой, в общем неформальном движении гражданских (социальных) инициатив.

Вторая половина 1986 года характеризуется как качественно новая волна неформального движения. Именно на этой волне и появились комитеты и советы самоуправления территорий, главная задача которых - защита интересов жителей конкретной территории.

Начавшиеся процессы экономических преобразований в нашей стране (перестройка с 1985 г., затем экономические реформы с конца 1991 г.), сопровождались глубокими политическим, экономическим и государственным кризисами, что предопределило необходимость проведения кардинальных изменений в системе государственного управления от самых верхних эшелонов власти до местных структур. Радикальным преобразованиям и реорганизации были подвергнуты как представительные, так и исполнительные органы власти всех уровней.

В Нижнем Новгороде прекратили свое сосуществование районные Советы (2000 депутатов), резко сократилось число депутатов городского уровня (с 450 до 34 депутатов). Возросло число вопросов решаемых районными администрациями, которые ранее решались силами предприятий, общественных организаций, а также значительно увеличилось число обращений, жалоб и заявлений граждан.

Имея незначительный рост численности аппарата районных и городских администраций, объем сложнейших задач свалившихся на них в связи с перестройкой общества, не позволяет им дойти до каждого подъезда, дома, детской площадки. Понятно, что без привлечения широких слоев общественности эту проблему решить было невозможно.

По инициативе городской Думы в 1994 году была проведена научно-практическая конференция, где рассмотрено Положение о территориальном общественном самоуправлении в г.Нижнем Новгороде.

Территориальное общественное самоуправление в городе Нижнем Новгороде является частью системы городского самоуправления и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов экономического и социального развития территории. Определено место территориального общественного самоуправления в системе самоуправления.

Органы   территориального   общественного   самоуправления могут:

а) выступать заказчиком на выполнение целевых программ, утвержденных соответствующей администрацией, с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов при условии, что орган территориального общественного самоуправления обладает статусом юридического лица; б) кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;

в) получать средства по нормативам, утвержденным городской Думой;

г) хозяйственные отношения органов территориального общественного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, строятся на договорной основе;

д) финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления формируются из собственных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления на финансирование целевых программ и иных источников разрешенных законодательством;

 е)   органы   территориального   общественного   самоуправления   само­стоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые и иные ресурсы в соответствии с целевыми программами социально-экономического развития соответствующих территорий, утвержденные соответствующими органами местного самоуправления и уставными целями органов территориального общественного самоуправления.

Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с общественными объединениями граждан строятся на договорной основе.

Общественные объединения имеют право вносить предложения в органы территориального общественного самоуправления по разработке планов и программ развития соответствующей территории.

Так же орган территориального общественного самоуправления вправе:

а) предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права органа территориального общественного самоуправления;

б) осуществлять в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров и нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов, охране всех форм собственности и правопорядка.

Эти формы работы органов территориального общественного самоуправления нашли применение в Советах общественного самоуправления города Нижнего Новгорода.

В соответствии с Уставом Нижнего Новгорода указанные органы могут являться юридическими лицами.

Было также признано целесообразным совместными усилиями администрации города, депутатов, общественности развивать структуры территориального   общественного   самоуправления,   дать   первоначальный толчок может быть даже административными мерами наряду с активностью общественности.

В Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде был определен порядок образования Советов общественного самоуправления населения. В пределах городской черты, исходя из предложений граждан, администрациями районов определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения. Создание органов территориального общественного самоуправления осуществляется инициативными группами граждан (оргкомитетами), представителями общественных объединений. Так же были определены условия первоначального финансирования деятельности Советов.

Состояние социальной помощи малоимущим, увеличивающийся уровень безработицы, борьба с преступностью, беспризорностью, благоустройство города, развитие транспорта, состояние дорог и многие другие вопросы жизни нашего большого сложного города ежедневно рассматриваются администрацией города Н.Новгорода, районов и советами общественного самоуправления.

Чтобы решить проблемы, затрагивающие жителей, советы обрастают активом. В состав Совета общественного самоуправления могут входить представители общественных организаций, действующих на территории микрорайона: совет общественности, совет ветеранов, женсовет, товарищйский суд, ассоциация многодетных семей, союзы офицеров, воинов- афганцев, представители уличных комитетов, представители органов правопорядка, депутаты представительных органов. Так как один председатель, не справиться, каким бы активным и ответственным он бы ни был.

Много среди членов советов ветеранов и пенсионеров. Сейчас направляются усилия на привлечение молодежи, людей среднего возраста;

из активистов родительских комитетов, ветеранов афганцев, отставников-военных.

При этом Советы создаются только там, где созрели условия, есть актив, определен настрой жителей микрорайона, поселка.

Были определены экономические основы территориального общественного самоуправления в Г. Н.-Новгороде:

Во-первых, право территориального-общественного самоуправления на материальные ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления возложенных на него функций и полномочий;

Во-вторых, население, осуществляющее местное самоуправление, необходимо признать субъектом, осуществляющими владение, пользование и распоряжение собственностью территории;

В третьих, комитет как представительный орган территориального общественного самоуправления самостоятельно принимает свой бюджет.

Бюджет территориального общественного самоуправления формируется из следующих источников: бюджетные средства и субвенция. Субвенция будет выдаваться территориальным органам конкретно под какую-то программу, строительство дороги или какие-то объекты соцкультбыта. Далее проценты по вкладам комитета и акциям, которые они будут приобретать, затем - доля прибыли от собственных предприятий, которые комитеты будут организовывать.

Собственность территории формируется из следующих источников: жилой и нежилой фонды, объекты соцкультбыта, объекты внешнего благоустройства. Далее, это имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности, а также имущество безвозмездно или на договорных условиях передаваемое территориальным органам иными собственниками.

Финансовые ресурсы состоят из собственных средств, заемных средств и передаваемых из других бюджетов - это бюджеты районов и города.

В дальнейшем каждый территориальный орган имеет право на какую-то долю тех налогов, которые собираются на территории города.

Сегодня Советы общественного самоуправления микрорайонов выполняют многие ролевые функции, что и районная администрация, но более адаптировано к нуждам именно территории Советов.

В соответствии с Уставом города Нижнего Новгорода, правовых документов городской Думы и администрации города, Советам общественного самоуправления были предоставлены определенные права в управлении территорией, некоторые исполнительно-распределительные функции, ранее полностью принадлежащие районным администрациям, они позволили советам общественного самоуправления почувствовать себя хозяевами на своих территориях, способствовали формированию экономической основы, необходимой для развития соответствующих территорий.

 


Вывод:  

Администрации городов и других населенных пунктов России не в состоянии без привлечения общественности управлять сложным хозяйством, которое за годы перестроек и реформ, из довольно стройных и управляемых систем, превратились в разобщенные, реорганизованные, порой растерянные в своей деятельности, мелкие ячейки, ищущие пути становления и развития, координации и поддержки в первую очередь у властей на местах.

Практика и ее анализ показывает, что решение многих проблем лежит здесь, на местах, надо только во всем разобраться, поставить все на свои места, указать конкретные пути в решении проблем. В этом как раз и нужна помощь заинтересованного в этом населения, его ответственность за наше общее дело развития общества. Эта помощь должна претворяться в форме территориального общественного самоуправления.

Итак:

Система территориального общественного самоуправления включает в себя: формы прямого волеизлияния граждан - общие собрания (сходы) граждан; - конференции граждан; - местный опрос.

Органы территориального общественного самоуправления представляют из себя: советы (комитеты) микрорайонов); советы (комитеты) жилых комплексов; советы (комитеты) поселков.

Иные органы самоуправления населения: советы (комитеты) улиц, советы (комитеты) кварталов, советы (комитеты) домов и т.п.

Рассматривая систему территориального общественного самоуправ­ления (в аспекте приватизации власти непосредственно населения) хочется отметить, что именно общественное самоуправление является механизмом реализации одного из основных принципов системы демократической власти - принцип децентрализации власти. Решение жизненно важных и текущих проблем, непосредственно населением через систему территориального общественного самоуправления, нельзя рассматривать иначе как приватизацию власти. Каковы же пути осуществления властных полномочий населением:

- Это в первую очередь формы прямого волеизлияния граждан, указанные нами выше, а так же осуществление собственных инициатив через создаваемые органы территориального общественного самоуправления.

- Далее, это полномочия делегированные органами территориального общественного самоуправления местной властью;

- Это круг вопросов, принятия решений по которым, предусматривает их обязательное обсуждение с населением;

Это     участие     населения     в     выработке     решений     органов государственной власти и местного самоуправления.

Сегодня Советы общественного самоуправления стали эффективно работающим звеном в системе органов местного самоуправления,

выполняющим многие функции районных администраций применительно к своим территориям.

Необходимость возрождения территориального общественного само­управления, его развитие и становление в современных условиях не вызывает ни у кого сомнения.

Советы общественного самоуправления являются не застывшей структурой, а развивающимися организациями, деятельность которых направлена на более полное удовлетворение нужд и запросов населения, проживающего на соответствующих территориях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что территори­альное общественное самоуправление существует, достаточно эффективно работает, используя рыночную экономику развивает свою экономическую и финансовую базу по удовлетворению потребностей населения своей территории, и, при дальнейшей поддержке государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления города и района в ближайшем будущем явится необходимым элементом в общей системе городского управления.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 



[1] Европейская Хартия местного самоуправления, 1991г.                                                             

 

1 Коркунов Н.М., "Русское государственное право", Спб., 1909г., т.2, стр.534-535

 

2 Фадеев В.И. "Муниципальное право России", М.Юрист, 1994г., стр.30

 



Hosted by uCoz