Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ   АКАДЕМИЯ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ   СЛУЖБЫ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И МАРКЕТИНГА

 

 

 

Предмет: «МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

 

Реферат на тему:

«ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, РАЗВИТИЕ».

(на примере Кировской области)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 002 гр.

Суетина И.П.

Проверил:

ст. преподаватель

Васильев А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород

2001
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

1.   Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления. 6

2.    Территориальное общественное самоуправление в Кировской области: опыт, проблемы, развитие. 12

Заключение. 26

Список использованной литературы: 28


Введение

Несмотря на точное определение понятия «территориальное общественное самоуправление» в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели и даже ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван.

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.

Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Однако, при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

В     первую    очередь,     как    законодательством,    так    и    уставом

муниципального образования должно быть установлено право граждан на

осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.

Большое значение для становления и развития ТОС имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную правовую базу в Кировской области составляют:

   Федеральный  Закон  «Об   общих  принципах  организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 №154-ФЗ.

   Закон Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области» от 09.04.96 №13-ЗО.

   Закон    Кировской    области    «О    территориальном    общественном самоуправлении в Кировской области» от 23.09.99 №128-ЗО.

   Уставы муниципальных образований.

В настоящее время не представляется возможным эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии «Федеральный центр - субъект Федерации -местное самоуправление».

Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе «Об органах территориального общественного самоуправления».

Но такой закон до настоящего времени не принят.

 

1.    Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления

 

организации территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправления (далее ТОС) населения

• самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).

ТОС осуществляется на принципах:

   добровольности объединения;

   равноправия граждан;

   законности;

   защиты прав и интересов населения территории ТОС;

   свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

   выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;

   самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;

   сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;

   гласности и учета общественного мнения.

ТОС осуществляется гражданам данной территории:

   в отдельных поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);

   на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях).

Система ТОС населения включает в себя:

• общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;

• органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного

самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;

• уполномоченные выборные лица ТОС.

Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления.

ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

Учредителями органа ТОС являются граждане постоянно или преимущественно проживающие на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.

Инициативная группа граждан не менее, чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.

Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом.

С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.

Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.

Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется из старших по домам, подъездам.

К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:

1) председатель совета ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта;

2) председатель квартального, уличного, домового, дворового комитета;

3) староста населенного пункта;

4) старший по улице, двору, дому, подъезду.

Органы ТОС и уполномоченные выборные лица ТОС подлежат регистрации в местных администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном «Положением об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».

В соответствии с Уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования «Положение об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».

 

Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления

Органы ТОС:

представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;

организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

   принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

   выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

   кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

   участвуют в охране общественного порядка;

   принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

   взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);

   информируют население о своей работе;

   рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения.

Финансовые ресурсы органов ТОС состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления, если в бюджете такие затраты предусмотрены отдельной статьей.

Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.

В собственности органов ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения - детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество

культурно-просветительского и оздоровительного назначения, в том числе переданное органами местного самоуправления на основе правового акта.

 

Взаимоотношения органов государственной власти,

органов местного самоуправления и органов территориального

общественного самоуправления, гарантии деятельности

территориального общественного самоуправления

Органы государственной власти области способствуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами области участие граждан в решении вопросов данной территории, принимают программы поддержки ТОС.

Государственные органы могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь в обеспечении деятельности органов ТОС.

Органы и должностные лица органов местного самоуправления содействуют становлению органов ТОС и оказывают помощь в осуществлении их деятельности.

В соответствии с Уставом муниципального образования органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами ТОС устанавливают сферы совместной компетенции и могут передавать последним объекты социально-бытового назначения с правом полного распоряжения или на условиях аренды.

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области» (статья 34, пункт 4) вправе передавать или делегировать органу ТОС часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции.

Орган местного самоуправления, передавший полномочия органу ТОС, осуществляет контроль исполнения в отношении переданных полномочий.

Органы местного самоуправления способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций, принятых в пределах их компетенции.

Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территории.

Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством

Решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки, теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

Органы ТОС в соответствии с законодательством имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС.

 

2.    Территориальное общественное самоуправление в Кировской области: опыт, проблемы, развитие


Кировская область занимает территорию в 120,8 тысяч кв.м, на которой проживает 1,6 млн.человек.

В области создано 45 муниципальных образований, в состав которых вошли 39 районов области, 5 городов областного значения, ЗАТО Первомайский.

На территориях муниципальных образований расположено 13 городов районного значения, 58 поселков городского типа, 569 поселковых и сельских округов, 4 839 сельских населенных пунктов.

Формирование системы ТОС в Кировской области началось в конце 80-х годов. Первоначально органы ТОС функционировали как подразделения местных администраций, а не как самостоятельные объединения граждан по месту жительства. Вместе с тем их создание и деятельность на некоторых территориях имели свою специфику.

Так, в ряде городов и поселков формирование органов ТОС происходило исключительно по инициативе населения, на сходах жителей.

Председатели дворовых, уличных комитетов выполняли свои функции на общественных началах. Однако, число граждан присутствующих на сходах по выборам органов ТОС, как правило, не превышало 50% от числа жителей, что делало недостаточным признания сходов легитимными согласно законодательству. Поэтому председатели органов ТОС назначались главой местной администрации с учетом предложений жителей.

В администрациях 3-4 раза в год проходили собрания председателей органов ТОС, на которых обсуждались местные проблемы, прежде всего вопросы благоустройства территорий, ремонта жилого фонда и т.д. При решении такого рода задач деятельность органов ТОС носила самостоятельный характер и они оказывались способны к реализации некоторых инициатив населения по решению местных проблем. Однако, отсутствие материального вознаграждения труда председателей не стимулировало их деятельность.

Кировская область занимает территорию в 120,8 тысяч кв.м, на которой проживает 1,6 млн.человек.

В области создано 45 муниципальных образований, в состав которых вошли 39 районов области, 5 городов областного значения, ЗАТО Первомайский.

На территориях муниципальных образований расположено 13 городов районного значения, 58 поселков городского типа, 569 поселковых и сельских округов, 4 839 сельских населенных пунктов.

Формирование системы ТОС в Кировской области началось в конце 80-х годов. Первоначально органы ТОС функционировали как подразделения местных администраций, а не как самостоятельные объединения граждан по месту жительства. Вместе с тем их создание и деятельность на некоторых территориях имели свою специфику.

Так, в ряде городов и поселков формирование органов ТОС происходило исключительно по инициативе населения, на сходах жителей.

Председатели дворовых, уличных комитетов выполняли свои функции на общественных началах. Однако, число граждан присутствующих на сходах по выборам органов ТОС, как правило, не превышало 50% от числа жителей, что делало недостаточным признания сходов легитимными согласно законодательству. Поэтому председатели органов ТОС назначались главой местной администрации с учетом предложений жителей.

В администрациях 3-4 раза в год проходили собрания председателей органов ТОС, на которых обсуждались местные проблемы, прежде всего вопросы благоустройства территорий, ремонта жилого фонда и т.д. При решении такого рода задач деятельность органов ТОС носила самостоятельный характер и они оказывались способны к реализации некоторых инициатив населения по решению местных проблем. Однако, отсутствие материального вознаграждения труда председателей не стимулировало их деятельность.

В ряде территорий председатели органов ТОС назначались, состояли в штате и действовали под руководством глав администраций. В администрациях еженедельно проходили собрания председателей органов ТОС, на которых они отчитывались о проделанной работе, получали дальнейшие указания и инструкции. В этом случае население не принимало участие в создании органов ТОС и, соответственно, ответственность за свою работу органы ТОС несли не перед жителями, а перед администрациями.

После вступления в силу Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 №154-ФЗ данная система ТОС пришла в противоречие с действующим законодательством и потребовалось ее реформирование. Но отсутствие законодательства, регламентирующего общие принципы и формы организации ТОС не позволило своевременно это сделать.

На большинстве территорий органы ТОС прекратили свою деятельность, в ряде городов и поселков органы ТОС продолжали действовать на основе Временных положений.

Новый этап развития и становления территориального общественного самоуправления начался после принятия Закона области «О территориальном общественном самоуправлении в Кировской области» от 23.09.99 №128-ЗО.

В рамках реализации данного закона представительными органами муниципальных образований были приняты следующие нормативные правовые акты:

• Положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании (модельное Положение дано в приложении №1).

• Положение о порядке передачи органам ТОС, уполномоченным выборным лицам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования.

   Положение  о  Совете  (комитете)  микрорайона,  населенного  пункта, сельского, поселкового округа.

   Положение о картальном, уличном, дворовом, комитете ТОС

   Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) ТОС в муниципальном образовании.

   Положение об опросе граждан в муниципальном образовании.

Начиная с октября 1999 года органы местного самоуправления стали вести активную работу по возрождению территориального общественного самоуправления.

Среди населения проводилась работа по разъяснению правовых норм Закона «О территориальном общественном самоуправлении в Кировской области». Сюда были подключены и средства массовой информации.

В администрациях муниципальных образований были введены штатные единицы ведущих специалистов по взаимодействию с органами ТОС, общественными объединениями и СМИ. На данных специалистов возложена координация деятельности органов ТОС, оказание консультативной, практической и методической помощи органам ТОС.

Наиболее сложной задачей в процессе возрождения территориального общественного самоуправления было в буквальном смысле «разбудить» жителей, помочь преодолеть безразличие, неверие в возможности перемен, приобщить и вовлечь их в процесс самоуправления.

Благодаря совместной организационной работе органов местного самоуправления и жителей на территории области в настоящее время созданы и успешно действуют более 600 органов ТОС и работа в этом направлении успешно продолжается.

В феврале - марте 2000 года в области прошли межрайонные семинары по обмену опытом организации ТОС.

В мае 2000 года в администрации области был проведен областной семинар - совещание «Территориальное общественное самоуправление – опыт, проблемы, пути развития».

 

Итоги семинара показали, что органами ТОС проводится немалая работа по благоустройству территорий, охране общественного порядка, организации досуга, решению иных важных вопросов. О чем свидетельствуют выступления на семинаре.

МАШКОВЦЕВА А.П. - заведующая организационным отделом администрации Октябрьского района г. Кирова.

«Расскажу, с чего мы начинали формирование органов ТОС.

К нашему сожалению, в связи с перестройкой работа органов ТОС была пущена на самотек.

В 1997 году решили возродить хорошо забытое старое - работу Совета старост и уличных комитетов.

В начале провели совещание с главами сельских округов, затем пригласили председателей уличных комитетов и старост, которые еще кое-где работали. Посоветовались - что делать? Пришли к выводу, что органы ТОС необходимы. Они нужны и нам, и , конечно, населению, договорились, что с августа начинаем проводить собрания, сходы граждан по избранию уличных комитетов и старост населенных пунктов сельских округов. Было поручено главам сельских округов составить график проведения собраний, сходов и начать эту работу в августе месяце.

На территории района г. Кирова также был составлен график проведения собраний и занимался этим организационный отдел.

Надо отметить, что это кропотливая работа. Все собрания проводились после работы. На собрание выходили в обязательном порядке я или мой заместитель, заведующий коммунальной службой, работник РОВД и пожарной части. Вот таким составом провели 23 собрания.

Таким образом проведены собрания и сходы в сельских округах. После проведения в первую очередь были обработаны все предложения, высказанные на собраниях, отправлены письма руководителям, чтобы нам на 1 семинаре доложить о ходе их выполнения.

В октябре выборную компанию закончили и были уже ответы на наши просьбы.

В ноябре решили провести первый семинар. Сначала проводили с председателями уличных комитетов и старостами сельских округов в администрации района.

Семинары с органами ТОС проводятся ежеквартально.

Например, с председателями уличных комитетов района г.Кирова проведено 13 семинаров, из них 5 совместных семинаров с председателями и старостами сельских округов. Один семинар мы провели только для сельских округов на базе Костинского сельского округа.

На семинарах в основном рассматриваются самые актуальные вопросы, но один обязательно - это ответы на их просьбы. При составлении планов ежегодно мы запрашиваем от них свои предложения, какие вопросы они хотели бы поставить на семинарах.

Работники органов ТОС работают у нас на общественных началах, но чтобы как-то их поддержать не только морально, но и материально мы решили провести смотр-конкурс на лучшую постановку работы уличного комитета района г.Кирова, посвященный 625-летию г.Кирова. Разработали Положение, в котором основной задачей является благоустройство, озеленение и улучшение санитарного состояния территорий, профилактика и предупреждение правонарушений общественного порядка среди граждан, проявление заботы об инвалидах, одиноких, престарелых и т.д.

Надо отметить, что смотр-конкурс прошел при активном участии жителей под руководством своих председателей. Председателями были составлены списки всех жильцов, взяты на учет участники ВОВ, инвалиды, одинокие, престарелые. Оказывали помощь в доставке дров, оформлению документов в отдел социальной помощи, закреплению за престарелыми социального работника, в приобретении медикаментов. Много сделано и в вопросах благоустройства улиц.

Председатели уличных комитетов в октябре 1998 года представили отчеты, а организационный комитет определил 3-х победителей на лучшую постановку работы уличного комитета.

Председатели были награждены благодарственным письмом и ценным подарком, а на уличный комитет были вручены денежные премии на развитие материально-технической базы своих территорий.

Подобные конкурсы были проведены на территориях сельских округов.

В 1999 году, в преддверии 625-летия города, мы провели второй этап смотра - конкурса на лучшую улицу и «Дом образцового содержания».

Основная задача - это вопросы благоустройства, озеленение улиц, территорий около своих домов. Участие приняли все уличные комитеты района. Это 51 улица, 2 800 жителей.

К Дню города организационный комитет подвел итоги с выездом на место.

Были определены 3 лучшие улицы и 16 домов признаны домами образцового содержания. Победителям были вручены премии на развитие материальной базы территорий, а председателям ценные подарки. Хозяевам домов, признанных победителям, вручены призы.

Важное в проведении данных конкурсов - что здесь было задействовано много жителей, много было всего сделано, они были очень довольны, почувствовали, что у них есть председатель, к кому можно обратиться. Отношение стало совсем другое и к администрации района.

Вы спросите, а где вы брали денежные средства?

Да, это была проблема. У нас нет своего бюджета. Вам это проще. Мы являемся территориальным подразделением. А если в бюджете не заложены деньги, их нет. Хотя мы составляли смету и закладывали средства на эти мероприятия, но к сожалению вопрос был не решен. Поэтому мы обратились к руководителям ряда предприятий и они нам оказали спонсорскую помощь.

Чтобы повысить статус органов ТОС нужно финансирование. В настоящее время готовимся рассмотреть вопрос по органам ТОС на городской Думе».

ШАТУНОВА Н.И. - глава администрации Лянгасовского поселкового округа.

«Администрация Лянгасовского поселкового округа в прошлом году много внимания уделяла работе по созданию системы территориального самоуправления. Начали еще весной до принятия Закона области.

У нас свои особенности. В поселке 13,5 тысяч населения. В администрации нет отделов. Включая ВУС работает 10 человек. 149 многоквартирных домов (от 4-х квартир до 349 в одном доме), 263 частных дома. Есть деревня. Поэтому решать вопрос по одному образцу нельзя. Кроме того, особенности:

-    основной жилой дом - 133 дома - д/у №12 Горьковской железной дороги;

-   в муниципальной собственности - 7 домов;

-    и еще частные дома и школы.

Проведено было 155 собраний по месту жительства. Нелегко пришлось, начали весной и продолжили осенью. Избрано 213 председателей домовых комитетов и старших по подъездам, 17 - председателей уличных комитетов (в частном секторе), в деревне - староста. Соблюдался принцип добровольности, 8 домов вообще отказались кого-либо избирать, в некоторых домах только старшие по подъездам, в других - только домовые комитеты, есть несколько домов, где 1 домовой комитет.

В собраниях принимала участие администрация, участковые инспектора милиции и изредка работники д/у №12.

По итогам собраний обобщены критические замечания, предложения (всего более 300) и высланы в адрес тех, от кого зависит их решение. На сегодняшний день процентов на 40 они выполнены. Это уже результат.

Затем мы провели собрание всех избранных в органы ТОС. На нем я выступила с разъяснением Закона области о ТОС, особое внимание уделяла полномочиям и правам. Тогда же был избран Совет ТОС в количестве 20 человек, его председатель и заместитель.

На следующем собрании был заслушан отчет управляющей д/у №12 с приглашением руководства Кировского отделения Горьковской железной дороги. С информацией выступили инспектор пожарной охраны и начальник ПОМ с отчетом о работе за 1999 год.

Проведено 3 заседания Совета ТОС. На первом заседании был заслушан отчет администрации о работе в 1999 году и план социально-экономического развития на 2000 год. Утвержден план работы ТОС на I полугодие. На заседаниях Совета рассмотрены вопросы весенней санитарной уборки, о подготовке к празднованию Дня поселка, о правилах содержания собак и кошек, об уборке подъездов. Готовится Положения о конкурсе на лучшего дворника, двор, балкон, которые будут утверждаться на следующем Совете ТОС.

Есть ли результат в работе? Есть. Появились новые детские площадки, скамейки у подъездов и цветники во дворах. Организованно прошли субботники, в некоторых дворах посажены деревья и кустарники.

В частном секторе в прошлом году председатель уличного комитета улицы Олега Кошевого ПОПЫВАНОВ Н.А. отремонтировал часть улицы, из шпал сделал тротуары. Сейчас решаем вопрос уборки со свалки мусора (там рядом сады) и установки контейнеров в частный сектор, продолжим работу по ремонту этой улицы и прокладке тротуара.

В настоящее время совместно с домовыми комитетами проводим осмотр жилого фонда с подробнейшим тщательным обследование от чердака до подвала, до каждого винтика. Это очень важно нам, т.к. Горьковская железная дорога собирается передавать на баланс, кстати, д/у в это мероприятие не включалось. Кроме того, знание технического состояния

жилого   фонда  даст   нам   возможность   влиять   на   формирование   планов текущего ремонта и капитального ремонта жилого фонда, сетей и т.д.

Любой труд требует вознаграждения. Мы пытаемся поощрить тех, кто отличился. В прошлом году на Дне железнодорожника мы награждали благодарственными письмами и чисто символическими подарками домкома за создание детской площадки и 2-х жительниц - за озеленение двора.

Поскольку органы ТОС создаются на основе добровольности и под свою ответственность, мне кажется, не надо расписывать все от и до (на 1-ом или 2-ом заседании составлять план), а пусть проявляют инициативу, составить примерный Устав и дать самостоятельность. Меньше декларативности.

Все местные положения об органах ТОС должны быть как можно проще, понятнее. Понятия должны соответствовать на всей территории области. Не должны органы ТОС подменять исполнительные органы местного самоуправления и согласовывать размещение производственных объектов, киосков, режима их работы, строительство хозяйственных построек и прочее. Ни один объект не будет построен, ни один магазин не будет открыт».

ТАНЫГИНА А.И. - председатель квартального комитета п. Речной Куменского района.

«Наш квартальный комитет состоит из 9 человек. Поле нашей деятельности 5 улиц, где проживает 248 человек. В весенне-осенний период население здесь увеличивается на 50 - 60 человек, т.к. приезжают дачники.

Начав работать, привели в порядок внешний вид улицы. При содействии администрации сельского округа нам выделили на 2 дня транспорт. Был убран весь мусор. Ликвидировали стихийную свалку на окраине поселка. Провели разъяснительную работу среди жильцов - не осталось полениц дров на улицах, а значит, не будет претензий со стороны участкового инспектора и пожарной охраны.

Учитывая, что очень дорогой стала подписка на периодические издания, наиболее интересные из них выписываем в складчину по подъездам и читаем по очереди.

На август запланировали проведение конкурса на лучший дом, лучший подъезд, лучшую усадьбу. Проведем конкурс цветоводов.

В поселке много пенсионеров, поэтому серьезным направлением в нашей деятельности является работа с престарелыми и инвалидами. По нашей инициативе возродился клуб «Ветеран» при Речном Доме культуры, где проводим интересные встречи. Члены квартального комитета перед Днем Победы совместно с Советом ветеранов обошли всех инвалидов и престарелых граждан с целью изучения их материально-бытовых условий. После этого наметили план действий по оказанию помощи этой категории граждан. Помогли им в посадке огородов, сейчас решаем вопрос с организацией полива.

В нашем квартале проживает 6 многодетных семей, 7 семей, где оба родителя безработные. Собрали им семян на посадку, чтобы они посадили свои огороды, кормили себя сами.

После окончания садово-огородного сезона планируем создание Клуба по интересам для различных категорий населения.

В нашем квартале проживает хороший спортивный организатор -БАКИН Александр, поэтому многие дети и молодежь увлечены спортом, даже принимают участие в районных соревнованиях. Этим у нас частично снимается напряженность в организации занятости детей. Дети привлекаются и ко многим работам, которые проводятся жителями квартала.

Большую помощь в работе нам оказывает администрация сельского округа. Возникают проблемы - идем туда, вместе находим выход. К сожалению, администрация не располагает денежными средствами для благоустройства. Поэтому наш квартальный комитет принял решение собрать по 10 рублей с хозяйства на первоочередные нужды. На эти деньги построили

мостик для  полоскания  белья,  купили  2  волейбольных  мяча для  детей. Планируем начать на эти же средства ремонт водопровода.

Представитель от нашего квартального комитета есть в женсовете, мы также участвуем во всех рейдах, проводимых ОИДН, оказываем помощь в работе с детьми.

Тот факт, что сейчас по всем насущным вопросам люди обращаются сначала в квартальный комитет, а не сразу в администрацию, говорит о многом».

МАКАРОВА Р.И. - председатель Совета ТОС пгт Пижанка Пижанского района.

«Одной из важных задач Совета ТОС является охрана общественного порядка, предупреждение и пересечение правонарушений, создание на территории округа атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлением, особенно к пьянству и хулиганству подростков и молодежи. Большую помощь в решении этих задач Совету ТОС оказывает участковый инспектор Симонов О.А.

У нас сложилась добрая традиция приглашать участкового инспектора на каждое заседание Совета. Координируя усилия, участковый инспектор, Совет ТОС, добровольная народная дружина, общественная инспекция по делам несовершеннолетних занимаются профилактикой преступлений и правонарушений. С этой целью проводим беседы среди населения по разъяснению законодательства и правил поведения, совместные рейды по выявлению правонарушителей, держим на контроле неблагополучные семьи и «трудных» подростков.

Для снятия социальной напряженности в поселке и вовлечения молодежи в досуговую деятельность в подвале многоэтажного дома по улице Пушкина, дом 9 оборудовано помещение для подросткового клуба. Помощь в приобретении спортивных снарядов, инвентаря оказали администрация района, ряд хозяйственных руководителей поселка.

По собственной инициативе и на общественных началах участковый инспектор возглавил секцию борьбы самбо, занятия в которой проходят 2 раза в неделю в подростковом клубе. В летний период планируем завершить строительство спортивной площадки.

Такая совместная работа дает положительные результаты. По общему мнению, общественный порядок на территории поселка значительно улучшился.

ПУШКАРЕВ М.А. - глава администрации Знаменского сельского округа Иранского района.

«Совет ТОС нашего округа принимает активное участие в выборах всех уровней. Способствует не только участию населения в выборах, но и подбору достойных кандидатов.

Прошедшие выборы подтвердили высокий авторитет органов ТОС у населения округа. В участковые избирательные комиссии, сформированные на территории округа, были введены члены Совета ТОС округа. По их инициативе и при непосредственном участии в округе был организован Клуб молодого избирателя, где регулярно проводились встречи населения с представителями партий и движений, участвующих в выборах, а также, с депутатами районной Думы и работниками администрации района.

В ходе избирательной кампании Совет ТОС округа, уличные и домовые комитеты приложили максимум усилий для обеспечения явки избирателей на участки для голосования. Прошли по квартирам, рассказали о программах кандидатов в депутаты, разнесли пригласительные.

Тот факт, что явка избирателей в округе была одной из самых высоких по району, является ярким свидетельством эффективности предпринятых усилий. В период между выборами органы ТОС организуют встречи населения со своими депутатами районной Думы, прием населения депутатами на территории округа, собирают и систематизируют наказы, доводят проблемы населения и округа до сведения администрации района».

Формирование структуры органов ТОС на территориях муниципальных образований идет различными путями.

В городах избираются старшие по подъездам многоквартирных домов, домовые, квартальные комитеты, Советы микрорайонов.

В поселках городского типа и поселковых округах избираются уличные комитеты, Советы ТОС.

В сельских округах - в населенных пунктах избираются старосты. Из них формируется Совет старост, в крупных населенных пунктах сельских округов так же могут избираться уличные комитеты, Советы ТОС.

Все уполномоченные выборные лица и органы ТОС проходят регистрацию в местных администрациях.

В местных администрациях ведется Реестр органов ТОС, после регистрации им выдается свидетельство.

В настоящее время в области пока нет ни одного органа ТОС с правами юридического лица.

Сейчас в области существует три основные тенденции при формировании органов ТОС, суть которых заключается в следующем:

• первая - «сверху» - когда местная администрация проводит ряд формальных мероприятий, в результате которых создается практически нежизнеспособный и оторванный от конкретных нужд граждан и в любом случае нелегитимный орган ТОС. Это явление было распространено в период антитеррористических мероприятий осенью 1999 года.

• Вторая - «снизу» - когда локальные группы инициативных граждан пытаются решать местные проблемы созданием некоторой структуры. Чаще всего эти попытки ограничиваются рамками отдельного дома или нескольких домов.

• Третья - «смешанная» - когда местные администрации ведут среди населения организационно-разъяснительную работу, что способствует появлению заинтересованности и желания в самоорганизации по месту

жительства. Как правило, эта схема дает положительные результаты и она широко применяется в области.

Действующие органы ТОС находят большую поддержку со стороны местных администрации, где им оказывается методическая и консультативная помощь, проводятся семинары, организуется обучение, выделяются помещения для работы органов ТОС и материальные средства.

Многие органы ТОС, приобретя определенный опыт, строят свою деятельность на основе перспективного планирования, (в качестве примера -приложение №2).

• Исходя из анализа деятельности существующих органов ТОС, можно сделать вывод о повышении социальной активности определенной части населения, следовательно, имеются предпосылки для реализации потенциала граждан в направлении качественного улучшения условий жизни.

 

Заключение

Органы ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

Ситуация незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

   неинформированность населения;

• идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

• в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

• при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы;

• органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;

• в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение. Как правило,

данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;

• интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;

• в настоящее время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;

• для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

 

 

Список использованной литературы:

1. Закон области «О местном самоуправлении в Кировской области» от 09.04.96 №13-ЗО.

2. Закон области «О территориальном общественном самоуправлении в Кировской области» от 23.09.99 №128-ЗО.

3. Информационно-методические материалы с семинара-совещания «Территориальное общественное самоуправление: опыт, проблемы, пути развития».

4. Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности. Редактор - составитель Савранская О.Л. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск И. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip



Hosted by uCoz