Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
Закон о МС Ханты-Мансийского автономного округа
(извлечение)
Глава VII. ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КОРЕННЫМИ МАЛОЧИСЛЕННЫМИ НАРОДАМИ СЕВЕРА
В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
Статья 43. Формы местного самоуправления коренных малочисленных народов Севера автономного округа
1. Формой организации местного самоуправления коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, является национальная община, представляющая собой территориальное общественное самоуправление коренных малочисленных народов Севера по месту их жительства на части территории муниципального образования.
Община - добровольное объединение представителей коренных малочисленных народов Севера, а также представителей иных этносов, желающих вести традиционный образ жизни, созданное для решения вопросов местного значения, осуществляющих деятельность под свою ответственность.
2. Община создается в целях сохранения и развития самобытного образа жизни и традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, культурного и социально - экономического развития этих народов.
3. Правовой статус общин и порядок их образования устанавливаются федеральными законами, законами автономного округа, уставом общины.
Статья 44. Правовая основа территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов Севера
Правовую основу территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов Севера составляют:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы;
Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа;
законы Ханты-Мансийского автономного округа;
устав муниципального образования;
устав общины.
Статья 45. Образование общины
1. Основными принципами образования общины являются:
- ведение традиционных видов хозяйственной деятельности;
- согласие членов общины;
- наличие земель традиционного занятия и промыслов;
- духовное единение членов общины;
- выборность руководящих органов.
2. Общины могут образовываться как в местах компактного проживания коренного населения, так и в местах, где они не составляют численного большинства.
3. Решение об образовании общины принимается местным референдумом (сходом, собранием).
4. Община коренных малочисленных народов Севера регистрируется администрацией соответствующего муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
5. Общины в границах территорий традиционного природопользования вправе объединяться в ассоциации и образовывать совместные органы самоуправления.
Статья 46. Вопросы местного значения
1. Вопросами местного значения общины являются вопросы сохранения и развития традиционного образа жизни (традиционной культуры и традиционной хозяйственной деятельности), вопросы обеспечения жизнедеятельности членов этнического местного сообщества, отнесенные к предметам ведения местного самоуправления общины федеральным законодательством, законами автономного округа и нормативными актами органов местного самоуправления.
2. Основными вопросами местного значения общины в соответствии с федеральным законодательством и законами Ханты-Мансийского автономного округа являются:
- принятие и изменение устава общины;
- владение, пользование, распоряжение собственностью общины;
- решение вопросов сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности и традиционной культуры в пределах компетенции органов общественного самоуправления общины;
- решение финансовых вопросов местного значения в пределах компетенции органов общественного самоуправления общины;
- содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений, относящихся к собственности общины;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в собственности общины;
- содействие занятости и социальная поддержка населения;
- охрана окружающей среды на территории общины.
Статья 47. Полномочия общины по решению вопросов местного значения
1. Община может непосредственно или через органы общественного самоуправления общины осуществлять следующие полномочия по решению вопросов местного значения:
- разработка комплексных планов и программ развития традиционной хозяйственной деятельности и традиционной культуры;
- участие в разработке и реализации комплексных планов и программ социально-экономического развития территории общины органов общественного самоуправления в части, непосредственно затрагивающей интересы коренного населения округа;
- участие в разработке и реализации государственных планов и программ развития территорий общины в части, непосредственно касающейся жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера;
- участие в координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности по реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития на территории общины;
- участие в определении долгосрочной перспективы развития территории общины;
- использование земель, переданных общине органами государственной власти и органами местного самоуправления в установленном законом порядке;
- внесение соответствующих предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований по установлению правил охоты, рыболовства и сбора дикоросов в соответствии с действующим законодательством;
- управление жилищным фондом и нежилыми помещениями национальной общины;
- иные полномочия, установленные действующим законодательством.
2. Община вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления и органам государственной власти автономного округа по договору.
Статья 48. Органы общественного самоуправления общины и должностные лица
1. Структура органов общественного самоуправления общины устанавливается и принимается местным референдумом (собранием, сходом).
2. Органы самоуправления общины образуются посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
3. Органы общественного самоуправления общины делятся на представительные и исполнительные.
4. Деятельность по осуществлению общественного самоуправления на территории общины, согласно уставу общины, может возглавлять председатель общины как выборное должностное лицо.
5. Должностные лица общественного самоуправления общины избираются или назначаются органом общественного самоуправления согласно уставу общины.
Статья 49. Совет общины
1. Совет общины является выборным представительным органом общественного самоуправления общины коренного населения автономного округа.
2. Избирается населением непосредственно.
3. Порядок избрания совета общины определяется уставом общины в соответствии с настоящим Законом.
Статья 51. Председатель общины
1. Председатель общины - выборное должностное лицо общины.
2. Избирается населением непосредственно.
3. Порядок избрания председателя общины определяется уставом общины в соответствии с настоящим Законом.
4. Совместно с советом общины организует деятельность исполнительного органа.
5. Согласно уставу общины может наделяться всеми полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением полномочий, составляющих исключительную компетенцию совета общины.
Статья 52. Полномочия органов общественного самоуправления общины
1. Органы общественного самоуправления общины осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, переданные им органами местного самоуправления, в пределах, установленных действующим законодательством.
2. Для реализации интересов и удовлетворения потребностей членов общины органы общественного самоуправления могут вести самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами Ханты-Мансийского автономного округа.
3. Органы общественного самоуправления общины могут в соответствии с действующим законодательством создавать организации, предприятия и учреждения для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
4. Органы общественного самоуправления общины определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности общины, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности.
Отношения между органами общественного самоуправления общины и руководителями предприятий, организаций, учреждений, находящимися в собственности общины, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
5. Органы общественного самоуправления общины могут наделяться дополнительными полномочиями в сфере традиционного ведения хозяйства и традиционной культуры коренного населения, согласно федеральным и окружным законам.
6. Органы общественного самоуправления общины участвуют в обсуждении вопросов, связанных с сохранением и развитием традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
7. Совет общины может образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством.
8. Органы общественного самоуправления общины могут развивать социально-экономические, культурные, спортивные и иные связи с родственными народами.
9. По вопросам, не входящим в компетенцию органов общественного самоуправления общины, их отношения с предприятиями и организациями, не находящимися в собственности общины, с физическими и юридическими лицами строятся на основе договоров.
10. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами общественного самоуправления общины по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами общественного самоуправления общины.
Статья 52. Исключительные полномочия органов общественного самоуправления общины
В соответствии с действующим законодательством совет общины на территории общины в местах компактного проживания и ведения традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера самостоятельно определяет порядок и условия посещения этих мест туристическими группами и отдельными гражданами, не проживающими в этих районах, проведения научных исследований, археологических раскопок в местах, отнесенных национальной общиной к ритуально-культовым объектам, к объектам, имеющим культурно-историческую ценность, а также к родовым угодьям.
Статья 53. Собственность общины
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности общине, является собственностью общины.
2. В собственности общины находятся:
- имущество, приобретенное в результате производственно - хозяйственной деятельности органов общественного самоуправления общины;
- имущество, переданное органами государственной власти округа и органами местного самоуправления;
- средства общины и целевых фондов;
- предприятия и организации, созданные органами местного самоуправления национальной общины с целью развития традиционных отраслей хозяйствования и удовлетворения нужд коренных жителей автономного округа;
- нежилые помещения и другие объекты, переданные общине в собственность органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- жилищный фонд, созданный на средства общины;
- объекты традиционной духовной культуры коренных малочисленных народов Севера;
- ритуально-культовые объекты;
- памятники истории и культуры коренных малочисленных народов Севера в соответствии с законами Ханты-Мансийского автономного округа;
- объекты традиционной хозяйственной деятельности;
- иная собственность, находящаяся в собственности местного сообщества, согласно действующему законодательству.
3. Община самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается собственностью, принадлежащей общине.
4. От имени общины право распоряжения собственностью общины передается органам и должностным лицам общины.
5. Собственность общины формируется в соответствии с законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, уставами муниципального образования и общины.
Статья 54. Финансовая основа деятельности общины
1. Финансовые средства общины могут формироваться из:
- средств местного бюджета, закрепленных за общиной в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, культурного и социально-экономического развития этих народов;
- части средств окружного бюджета, направленных на развитие коренного населения округа;
- субвенций и субсидий федерального, окружного и местного бюджетов;
- кредитов, предоставляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- дотаций из федерального, окружного и местного бюджетов;
- добровольных пожертвований от учреждений, организаций, предприятий, юридических и физических лиц для развития традиционного образа жизни коренного населения;
- средств, образующихся в результате производственно - хозяйственной деятельности органов местного самоуправления общины;
- средств целевого финансирования планов и программ, реализуемых на территории общины;
- иных средств, предусмотренных федеральными и окружными законами.
2. Органы общественного самоуправления общины разрабатывают условия и порядок использования финансовых средств общины с учетом интересов коренного населения.
Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органами общественного самоуправления общины на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями, сходами, конференциями членов общины.
3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут определять дополнительные источники средств, передаваемых национальной общине.
Статья 55. Комплексное социально-экономическое развитие территории общины
1. Органы государственной власти Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа содействуют комплексному развитию территории общины.
2. Комплексное социально-экономическое развитие территории общины может осуществляться за счет:
- собственных средств местного бюджета, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно;
- средств федерального и окружного бюджетов, передаваемых органам общественного самоуправления, учреждениям и организациям, расположенным на территории общины, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития округа. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяются договором или программой;
- иных средств, привлекаемых органами общественного самоуправления на договорных условиях для развития территории.
3. Органы общественного самоуправления общины в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории общины.
Статья 56. Государственная поддержка местного самоуправления
Органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа создают правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития национальных общин и оказывают содействие коренному населению в осуществлении права на организацию местного самоуправления.
Глава VIII. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
И ДРУГИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 57. Понятие территориального общественного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в решении вопросов местного значения непосредственно населением через собрания (сходы), конференции или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 58. Общие собрания (сходы), конференции граждан
1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости.
2. К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы:
- избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;
- утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
- решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории.
В общем собрании (сходе), конференции принимают участие граждане, достигшие 16 лет.
Статья 59. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения
1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий. Общее собрание (сход) или конференция жителей вправе установить и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.
2. Представительные органы местного самоуправления по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образуют из числа жителей избирательные комиссии и согласовывают порядок выдвижения кандидатов.
3. Подготовка и проведение выборов органов общественного самоуправления населения осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет местного бюджета при согласии на это представительного органа местного самоуправления.
4. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки.
5. Избранными в состав органов общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Статья 60. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения
1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
2. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.
З. Органы территориального общественного самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации администрацией соответствующего муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Статья 61. Экономическая деятельность органов территориального общественного самоуправления населения
Органы территориального общественного самоуправления населения вправе:
- создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству, ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
- кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;
- организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально - экономических потребностей населения;
- определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.
Статья 62. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения
1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им органами местного самоуправления.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от предпринимательской деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.
2. Органы территориального общественного самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
Статья 63. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Наряду
с предусмотренными Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом формами
участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе
участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не
противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам
Ханты-Мансийского автономного округа.
Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip