Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О СУКТУЛЕ ЮКАГИРСКОГО НАРОДА
(в ред. Закона РС(Я) от 28.12.99 З N 141-II)
Принят постановлением Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 18.03.98 З N 8-II
Настоящий закон определяет правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления юкагирского народа и государственные гарантии его осуществления.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Местное самоуправление на территориях традиционного проживания юкагиров
Местное самоуправление юкагирского народа - деятельность юкагирского народа по решению вопросов местного значения: владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, выполнению отдельных государственных полномочий, исходя из интересов населения, с учетом его исторических и иных традиций, обычаев непосредственно или через органы местного самоуправления.
Статья 2. Суктул юкагирского народа - муниципальное образование
Суктул юкагирского народа - муниципальное образование (иная населенная территория), в пределах которого осуществляется местное самоуправление юкагирского народа, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Статья 3. Порядок образования Суктула
1. Вопрос об образовании Суктула решается на сходе, общем собрании или путем местного референдума населения исконной территории компактного проживания и ведения традиционного производства представителей юкагирского народа, большинством населения от числа лиц, имеющих право участия в выборах на данной территории.
(в ред. Закона РС(Я) от 28.12.99 З N 141-II)
2. Выборы депутатов представительного органа и выборных должностных лиц Суктула проводятся в соответствии с Уставом Суктула, в порядке, установленном законами Республики Саха (Якутия) о выборах органов местного самоуправления, Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления."
(в ред. Закона РС(Я) от 28.12.99 З N 141-II)
3. Границы Суктула могут быть изменены только с учетом мнения его населения и в порядке, установленном законом Республики Саха (Якутия).
Статья 4. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам Суктула
Правительство Республики Саха (Якутия) с момента принятия решения об образовании Суктула:
а) устанавливает порядок передачи и осуществляет передачу объектов собственности Суктулу;
б) регулирует отношения между бюджетами республики, улуса и Суктула;
в) обеспечивает сбалансированность минимального бюджета Суктула на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
г) передает материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
д) принимает программу развития Суктула, с учетом предложений органов местного самоуправления и Большого схода;
е) компенсирует Суктулу дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.
Статья 5. Законодательство о местном самоуправлении юкагирского народа
Местное самоуправление юкагирского народа осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), настоящим законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Устав Суктула
1. Суктул имеет Устав, который принимается общим собранием Суктула.
2. В Уставе Суктула указываются:
а) граница и состав территории Суктула;
(в ред. Закона РС(Я) от 28.12.99 З N 141-II)
б) вопросы местного значения, относящиеся к его ведению;
в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
д) полномочия выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
е) срок полномочий депутатов представительного органа, членов других выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
ж) основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
з) порядок отзыва, выражение недоверия или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
и) статус и социальные гарантии депутатов представительного органа местного самоуправления, членов других выборных органов и других должностных лиц, основания и порядок прекращения их полномочий;
к) условия и порядок организации муниципальной службы органов местного самоуправления;
л) экономические и финансовые основы, общий порядок осуществления права собственности и другие положения об организации местного самоуправления.
3. Устав Суктула подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия) и вступает в силу со дня его опубликования. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
4. Суктул вправе иметь собственную символику (герб, эмблему и другую символику), отражающую исторические и иные местные традиции.
Статья 7. Предметы ведения органов местного самоуправления
1. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
2. К вопросам местного значения относятся:
а) принятие и изменение Устава Суктула, контроль за его соблюдением;
б) владение, пользование и распоряжение собственностью Суктула, контроль за использованием и защита земель с их природными биологическими ресурсами, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений, дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
в) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета Суктула, определение видов и ставок местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
г) разработка и обеспечение реализации программ социально-экономического, культурного и этнического развития, обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, регулирование планировки и застройки территории, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
д) комплексное социально-экономическое развитие образования и здравоохранения, содержание и использование учреждений образования и здравоохранения, жилищного фонда и нежилых помещений, обеспечение санитарного благополучия населения;
е) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью, обеспечение противопожарной безопасности, организация пожарной службы;
ж) организация, содержание и развитие энерго-, тепло- и водоснабжения, благоустройство территорий, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
з) организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, создание условий для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, развития физической культуры и спорта;
и) сохранение памятников истории и культуры, участие в охране окружающей среды.
3. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами и иными нормативными актами Республики Саха (Якутия), а также вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется законом Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Права органов местного самоуправления в области землепользования, водопользования, использования недр, животного и растительного мира
1. Органы местного самоуправления:
а) предоставляют во владение, пользование и в аренду водоемы, сенокосные угодья, оленьи пастбища, промысловые и охотничьи угодья и иные земельные участки в пределах границ Суктула юридическим и физическим лицам, осуществляют охрану и контроль за их использованием;
б) устанавливают границы участков землепользования, землевладения граждан;
в) осуществляют контроль за соблюдением порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов;
г) обеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов и животного мира, осуществляют контроль за соблюдением установленных правил охоты и рыбной ловли.
2. Органы местного самоуправления принимают необходимые меры по охране земель, защите прав и интересов землепользователей, по пресечению незаконных посягательств на их права.
3. Промысловая охота и рыбная ловля на территории Суктула допускаются лишь с разрешения органов местного самоуправления.
4. По решению органов местного самоуправления население Суктула для пропитания семьи имеет право на бесплатный лицензионный квотный отстрел диких копытных, а также охоту на дичь и рыбную ловлю (кроме внесенных в Красную книгу) в запрещенных для охоты угодьях и водоемах, в пределах их территорий в течение круглого года. Население Суктула обладает преимущественным правом на заключение договоров и получение лицензий на использование возобновляемых биологических ресурсов.
Статья 9. Права органов местного самоуправления в области охраны природы
1. Органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти имеют право проводить проверки деятельности государственных предприятий, иных юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность на территории Суктула, на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
2. Органы местного самоуправления вправе требовать от государственных предприятий и иных юридических и физических лиц возмещения ущерба за нарушение договорных обязательств и экологических требований, а за повторное нарушение обязательств вправе расторгнуть договор о предоставлении земли и других объектов. Причиненный ущерб подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
3. Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления в области землепользования, соблюдения законодательства об охране природы и принимают меры к нарушителям.
Статья 10. Обязанности органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления обязаны:
а) соблюдать Конституцию и законы Республики Саха (Якутия), Конституцию и законы Российской Федерации;
б) уважать суверенитет и территориальную целостность Республики Саха (Якутия), а также язык, культуру и традиции других народов, проживающих на ее территории;
в) содействовать сохранению гражданского мира и согласия на своей территории, способствовать укреплению государственной и экономической самостоятельности республики.
2. Удовлетворение национальных запросов и реализация прав юкагирского народа не должны наносить ущерба правам и законным интересам других этнических общностей и граждан.
Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ СУКТУЛА
Статья 11. Экономическая основа Суктула
Экономическую основу Суктула составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся на его территории, имущество и местные финансы, являющиеся государственной собственностью и переданные в управление его органам, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения Суктула.
Статья 12. Собственность Суктула
1. В состав собственности Суктула входят средства бюджета Суктула, имущество, находящееся в его собственности и другие ценности.
2. Органы местного самоуправления Суктула управляют его собственностью.
Статья 13. Государственные гарантии социально-экономического развития Суктула
1. Социально-экономическое, культурное развитие Суктула гарантируется ежегодным целевым финансированием из государственного бюджета.
2. Правительство Республики Саха (Якутия) предусматривает целевую подготовку кадров в учреждениях высшего и средне-специального профессионального образования, привлечение интеллектуальных сил к разработке и реализации программ этнического развития юкагирского народа.
Статья 14. Бюджет Суктула
1. В доходы бюджета Суктула зачисляются дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством, другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления Суктула.
2. Формирование, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления Суктула самостоятельно.
3. Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет Суктула и отчет о его исполнении.
4. Органы местного самоуправления Суктула самостоятельно распоряжаются средствами бюджета Суктула.
Статья 15. Обеспечение минимального бюджета Суктула
1. Органы государственной власти республики обязаны обеспечить Суктулу минимальный бюджет путем закрепления доходных источников для покрытия необходимых расходов бюджета, которые устанавливаются на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
2. Доходная часть минимального бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти республики передают Суктулу иные доходные источники федерального, республиканского бюджетов. При этом свободные переходящие остатки бюджета Суктула предыдущего года в расчет не принимаются.
3. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы Суктула, реализуются им в пределах переданных ему в качестве компенсации средств.
Статья 16. Местные налоги, сборы и самообложение населения
1. Представительный орган местного самоуправления Суктула вправе определять виды и ставки местных налогов, сборов, пошлины, штрафы и иные платежи, являющиеся дополнительными источниками финансовых поступлений в бюджет Суктула и внебюджетные фонды.
2. Допускается самообложение населения - разовое добровольное внесение населением Суктула средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства и культурно-бытовой сферы.
Статья 17. Социальная защита населения Суктула
1. Суктул создает условия и равные возможности всем для посильного участия в социально-экономическом и культурном развитии территории, в раскрытии и реализации возможностей каждого.
2. Предприятия Суктула, занятые традиционными формами хозяйствования, освобождаются от налогообложения, платы за землю, пошлины и других сборов в республиканский и местный бюджеты, кроме отчислений от заработной платы в специальные внебюджетные фонды, также на них распространяются льготные условия кредитования, в соответствии с действующим законодательством.
3. В бюджет Суктула может поступать часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций, функционирующих на территории Суктула в соответствии с заключаемыми договорами.
4. Инфраструктура Суктула обеспечивается за счет средств целевого назначения. В бюджете предусматриваются средства на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на электрификацию, теплофикацию, водоснабжение объектов, на компенсацию части затрат по удорожанию цены на технику, корма, горюче-смазочные материалы, тарифов на авиационный и другие виды транспорта.
Глава III. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЮКАГИРСКОГО НАРОДА
Статья 18. Общее собрание населения Суктула
1. Общее собрание (шахаджиба) совершеннолетних граждан правомочно принимать решения при наличии 2/3 населения Суктула простым большинством голосов. Общее собрание созывается не реже 1 раза в год.
2. Общее собрание (шахаджиба):
а) принимает решения о планах социально-экономического, культурного и этнического развития;
б) утверждает отчет вождя (аниджа) о деятельности исполнительного органа местного самоуправления за финансовый год;
в) определяет направления и размеры расходов, условия и порядок распределения доходов;
г) закрепляет границы родовых, семейных и индивидуальных угодий;
д) рассматривает вопросы сотрудничества и взаимоотношений с администрацией улуса, общинами, предприятиями;
е) избирает делегатов на Большой сход или съезд (Чомосолгоджил), ревизионную комиссию и другие органы местного самоуправления;
ж) рассматривает иные вопросы, отнесенные к его полномочиям.
Статья 19. Совет Суктула
1. Совет Суктула (Суктул Мойчэпул) является представительным органом местного самоуправления. Совет Суктула состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Численный состав Совета Суктула и срок его полномочий определяется Уставом Суктула.
3. Решение Совета принимается простым большинством голосов депутатов и обязательно для исполнения на всей территории Суктула.
Статья 20. Вождь (аниджа) Суктула
1. Вождь (аниджа) Суктула является главой исполнительного органа местного самоуправления. Он избирается гражданами, проживающими на территории Суктула, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок его полномочий определяется Уставом Суктула.
2. Вождь (аниджа) Суктула:
а) организует хозяйственную деятельность на территории Суктула;
б) представляет Суктул в государственных и иных организациях;
в) решает вопросы сотрудничества с государственными предприятиями, иными юридическими и физическими лицами;
г) руководит реализацией программ социально-экономического, культурного и этнического развития;
д) создает предприятия, товарищества и иные объединения, заключает договоры с юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными;
е) распоряжается финансовыми и кредитными средствами;
ж) созывает общие собрания и заседания Совета Суктула;
з) ежеквартально отчитывается о своей деятельности перед Советом Суктула.
Глава IV. ОБЪЕДИНЕНИЕ СУКТУЛОВ (СОЮЗ, АССОЦИАЦИЯ)
Статья 21. Большой сход
1. Для координации деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов по основным вопросам этнического развития на основании решения органов местного самоуправления создается объединение Суктулов в форме союза или ассоциации - Большой сход (Чомосолгоджил), который созывается один раз в три года и подлежит регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
2. Большой сход:
а) определяет стратегию социально-экономического, культурного и этнического развития юкагирского народа;
б) решает вопросы, касающиеся взаимоотношений с международными организациями и ассоциациями коренных народов;
в) принимает обращения и дает рекомендации органам власти и общественности;
г) учреждает специальные премии, устанавливает порядок образования и использования фондов, средств;
д) избирает Совет старейшин юкагирского народа (Омо Мойчэпул) во главе с верховным вождем (Чамаданиджа);
е) утверждает Положение о Совете старейшин, программу его деятельности.
Статья 22. Верховный вождь
1. Верховный вождь избирается простым большинством голосов на Большом сходе (Чомосолгоджил) сроком на 3 года и выполняет функции председателя Совета старейшин юкагирского народа.
2. Верховный вождь представляет интересы юкагирского народа на республиканском, федеральном и международном уровнях, в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и международными договорами.
Глава V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 23. Государственная программа сохранения и возрождения юкагирского народа
1. В целях сохранения и возрождения юкагирского народа рассматривается Правительством и утверждается Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) государственная Программа сохранения и возрождения юкагирского народа.
2. Осуществление этой программы обеспечивается в приоритетном порядке необходимыми финансовыми средствами из бюджета республики и материально-техническими ресурсами.
Статья 24. Финансовая и иная государственная помощь
1. Органы государственной власти и управления Республики Саха (Якутия), местные органы государственной власти создают фонды возрождения юкагирского народа.
2. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Суктула, оказывают финансовую, материальную и иную помощь Суктулу в соответствии с договорами, заключенными с ними.
Статья 25. Основы взаимоотношений местных органов государственной власти с Суктулом
1. Местные органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития Суктула:
а) обеспечивать территорию Суктула и его население материальными ресурсами энерго- теплоснабжения;
б) регулировать отношения между бюджетами улуса и Суктула.
2. Взаимоотношения местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Суктула осуществляются на основе соглашений (договоров).
3. Местные органы государственной власти не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права населения и органов местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления могут выступить перед местными органами государственной власти с инициативой принятия в свое ведение вопросов, касающихся компетенции этих органов.
Статья 26. Разрешение споров и конфликтов
Споры и конфликты между местными органами государственной власти улуса и органами местного самоуправления разрешаются посредством создания ими согласительных комиссий или в судебном порядке.
Председатель Палаты Представителей Н.СОЛОМОВ
г. Якутск 18 марта 1998 года З N 7-II
Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip