Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ЗАКОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О СОБРАНИИ (СХОДЕ) ГРАЖДАН В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областным
Представительным Собранием
от 25 ноября 1999 года
Настоящий Закон устанавливает компетенцию собрания (схода) граждан, порядок его созыва и проведения, принятия и изменения его решений.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Собрание (сход) как форма волеизъявления граждан
1. Собрание (сход) граждан - форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, по вопросам, отнесенным законодательством и уставом муниципального образования к его компетенции.
2. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования по вопросам местного значения, отнесенным к ведению соответствующего муниципального образования, данное собрание (сход) является формой осуществления местного самоуправления.
3. В случае проведения собрания (схода) граждан на определенной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, данное собрание (сход) является формой осуществления территориального общественного самоуправления.
4. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования или на его определенной части за исключением случаев, определенных пунктом 2 и 3 настоящей статьи, по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, собрание (сход) является формой выявления мнения населения.
5. В отдельных муниципальных образованиях уставом муниципального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Астраханской области "О местном самоуправлении в Астраханской области" может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан.
6. В случае невозможности проведения собрания (схода) граждан по вопросу выявления мнения населения с одновременным охватом всего населения муниципального образования или его определенной части, собрания (сходы) граждан могут проводиться на частях соответствующей территории с суммированием их результатов при условии полного охвата такими собраниями (сходами) граждан всего муниципального образования или его определенной части.
Статья 2. Правовая основа проведения собрания (схода)
Правовую основу проведения собрания (схода) граждан составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, законы Астраханской области, Устав Астраханской области, настоящий Закон, уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Статья 3. Общие принципы проведения собрания (схода) граждан
1. Собрание (сход) граждан проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления.
2. Граждане участвуют в собрании (сходе) на равных основаниях по месту их жительства.
3. Граждане участвуют в собрании (сходе) лично и каждый из них обладает одним голосом.
4. Участие в собрании (сходе) граждан является добровольным и свободным.
Статья 4. Право граждан на участие в собрании (сходе) граждан
1. В собрании (сходе) имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории, на которой проводится собрание (сход), и достигший на день проведения собрания (схода) 18 лет.
2. В собрании (сходе) не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (сходе) граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в собрании (сходе) имеют право участвовать иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.
Статья 5. Компетенция собрания (схода) граждан
1. На собрание (сход) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления, вносятся вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования.
В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления его предметы ведения и компетенция определяются в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 18 Закона области "О местном самоуправлении в Астраханской области".
2. На собрание (сход) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, вносятся вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего территориального общественного самоуправления.
3. На собрание (сход) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, вносятся вопросы, находящиеся в компетенции органов местного самоуправления, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории.
Статья 6. Инициатива созыва собрания (схода) граждан
1. Собрание (сход) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления, проводится по инициативе:
- не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;
- главы муниципального образования;
- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) и постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории.
2. Собрание (сход) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может проводиться по инициативе:
- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе), постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории;
- не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;
- главы муниципального образования;
- Астраханского областного Представительного Собрания;
- Главы Администрации Астраханской области.
3. Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования о созыве собрания (схода) граждан оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на собрании (сходе) граждан, и направляется в представительный орган местного самоуправления.
Инициатива граждан о созыве собрания (схода) должна быть оформлена в виде подписных листов (приложение 1), в которых должны быть указаны:
- вопросы, вносимые на собрание (сход) граждан;
- ориентировочные сроки его проведения;
- фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего инициативу о созыве собрания (схода), адрес места жительства, его подпись и дата внесения подписи.
Подписные листы подписываются инициаторами созыва собрания (схода) и заверяются лицом, осуществляющим сбор подписей с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, номера и серии паспорта или заменяющего его документа, адреса места жительства и направляются в представительный орган местного самоуправления. Данные об инициаторах созыва собрания (схода) могут вноситься в подписной лист лицом, осуществляющим сбор подписей.
Бланки подписных листов изготавливаются по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Закону.
Статья 7. Принятие решения о созыве собрания (схода) граждан
1. В случае проведения собрания (схода), являющегося формой осуществления местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления обязан принять в течение 10 дней со дня поступления инициативы с требованием о созыве схода (собрания) граждан одно из следующих решений:
- об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан в случае нарушений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законов области, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- о созыве собрания (схода) и назначении комиссии по подготовке и проведению собрания (схода) граждан.
В случае принятия решения об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан представительный орган местного самоуправления определяет время и место проведения собрания (схода) граждан.
В случае отсутствия представительного органа местного самоуправления глава муниципального образования вправе самостоятельно принять решение о созыве собрания (схода) граждан.
2. Решение о созыве собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления либо главы муниципального образования.
3. Решение о созыве собрания (схода) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, принимается соответствующим представительным органом местного самоуправления либо главы муниципального образования.
Глава II. ПОРЯДОК СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ (СХОДА) ГРАЖДАН
Статья 8. Созыв собрания (схода) граждан
1. Собрание (сход) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления, созывается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, главой муниципального образования.
2. Собрание (сход) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, созывается в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования.
3. Собрание (сход) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может созываться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, либо главой муниципального образования, либо инициативной группой граждан, проживающих на данной территории, мнение которых должно быть выявлено, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Статья 9. Периодичность проведения собраний (сходов) граждан
Периодичность проведения собраний (сходов) граждан устанавливается уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае осуществления полномочий представительного органа собранием (сходом) граждан периодичность его проведения устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в три месяца.
Статья 10. Организация подготовки и проведения собрания (схода) граждан
1. Подготовку и проведение собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления и выявления мнения населения, подведение его итогов проводит комиссия, члены которой назначаются соответственно представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования либо Астраханским областным Представительным Собранием, либо Главой Администрации Астраханской области одновременно с принятием решения о созыве собрания (схода) граждан.
2. Подготовка и проведение собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования либо главы муниципального образования.
Статья 11. Оповещение населения о проведении собрания (схода) граждан
Организаторы собрания (схода) граждан заблаговременно, не позднее чем за пять дней, оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории, о времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства.
Статья 12. Правомочность собрания (схода) граждан
Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более двадцати пяти процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе), за исключением случаев осуществления собранием (сходом) полномочий представительного органа местного самоуправления. В этом случае собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Статья 13. Порядок проведения собрания (схода) граждан
Перед открытием собрания (схода) граждан проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.
Регистрацию участников и открытие собрания (схода) осуществляют уполномоченные комиссией по подготовке и проведению собрания (схода) граждан лица.
Для ведения собрания (схода) граждан избираются председатель, секретарь и, в случае необходимости, счетная комиссия.
Вопросы повестки дня собрания (схода) граждан определяются инициаторами созыва и утверждаются большинством голосов от числа присутствующих.
Регламент работы собрания (схода) граждан и порядок голосования (открытое или тайное) определяются собранием (сходом).
Статья 14. Протокол собрания (схода) граждан
На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания (схода), общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе) граждан, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания (схода), повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.
Протокол составляется в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Закону, и подписывается председателем и секретарем собрания (схода). К протоколу прикладывается список граждан, принявших участие в собрании (сходе).
Статья 15. Решение собрания (схода) граждан
Решение собрания (схода) граждан принимается открытым или тайным голосованием.
Решение собрания (схода) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на собрании (сходе).
Изменения и дополнения в принятое решение могут вноситься исключительно собранием (сходом) граждан.
Решение, принятое собранием (сходом) граждан, может быть отменено только собранием (сходом) граждан.
Решение собрания (схода) граждан, противоречащее законодательству, может быть обжаловано в суд.
Статья 16. Установление общих результатов собраний (сходов) граждан, проведенных с единой повесткой дня по отдельным частям территории, установленной для проведения собрания (схода) граждан
В случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 1 настоящего Закона, организаторы собрания (схода) граждан, на основании представленных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных определяют результаты в целом на территории, установленной для проведения собрания (схода) граждан, которые заносятся в итоговый протокол, составленный в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Закону, и подписанный председателем, секретарем и членами комиссии.
В итоговый протокол вносятся следующие данные:
- число проведенных собраний (сходов) граждан;
- число представленных протоколов собраний (сходов) граждан;
- общее число граждан, проживающих на территории, установленной для проведения собрания (схода), и имеющих право участвовать в их работе;
- число граждан, принявших участие в работе собраний (сходов);
- число голосов, поданных за вопрос, внесенный на собрания (сходы) граждан;
- число голосов, поданных против вопроса, внесенного на собрания (сходы) граждан.
К протоколу прикладываются списки граждан, принявших участие в собраниях (сходах) граждан.
Итоговый протокол передается органу, созвавшему собрание (сход) граждан.
Статья 17. Исполнение решений собрания (схода) граждан
1. Решение принятое в пределах полномочий на собрании (сходе) граждан, являющемся формой осуществления местного самоуправления, имеет обязательный характер для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в течение 15 дней.
Неисполнение решений, принятых на собраниях (сходах) граждан, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Порядок исполнения решений собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Статья 18. Обнародование решений, принятых собранием (сходом) граждан
Решения, принятые собранием (сходом) граждан, доводятся до сведения всех, проживающих на территории, установленной для проведения собрания (схода), через средства массовой информации и иными способами не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия решения.
Статья 19. Финансирование собрания (схода) граждан
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.
2. Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, производятся за счет средств соответствующего органа территориального общественного самоуправления.
3. Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета в случае проведения такого собрания (схода) по решению представительного органа местного самоуправления либо главы муниципального образования.
Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Ответственность за нарушения настоящего Закона
Лица, нарушившие положения настоящего Закона, а также лица, препятствующие путем насилия, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами их права участвовать в собрании (сходе) граждан, вести агитацию, а также лица, совершившие подлог документов собрания (схода) граждан, заведомо неправильный подсчет голосов, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации области А.П.ГУЖВИН
г. Астрахань 15 декабря 1999 года Рег. N 47/99-ОЗ
Приложение 1 к Закону
Астраханской области
от 15 декабря 1999 г. N 47/99-ОЗ
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
____________________________________________ собрания (схода)
(сроки проведения собрания (схода) граждан)
граждан с формулировкой вопроса _____________________________
_____________________________________________________________
----T--------T--------T-----------T-------------T--------T------¬ |
¦ N ¦Фамилия,¦ Дата ¦Адрес места¦Серия, номер ¦ Дата ¦Под- ¦ |
¦п/п¦ имя, ¦рождения¦ жительства¦паспорта или ¦подписи ¦пись ¦ |
¦ ¦отчество¦ ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ ¦ |
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ |
+---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------+ |
¦ 1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
+---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------+ |
¦ 2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
+---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------+ |
¦ 3.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
+---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------+ |
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
+---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------+ |
¦ 9.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
+---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------+ |
¦10.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
L---+--------+--------+-----------+-------------+--------+------- |
Подписной лист удостоверяю
_________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства,
серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Приложение 2 к Закону
Астраханской области
от 15 декабря 1999 г. N 47/99-ОЗ
ПРОТОКОЛ
собрания (схода) ____________________________________________
(наименование муниципального образования,
_____________________________________________________________
поселения, микрорайона, квартала, улицы, двора, дома,
_____________________________________________________________
жилищного комплекса и т. д.)
"______"___________ 199 ___ г.
(Дата проведения)
____________________________
(Место проведения)
Общее число граждан, проживающих
на соответствующей территории
и имеющих право на участие в
собрании (сходе) граждан
Присутствовали: ___________________________
Председатель собрания (схода) _______________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Секретарь ___________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Повестка дня:
1. О...
Доклад...
2. О...
Информация...
1. Слушали:
_____________
(Ф.И.О.)
краткая запись выступления или (текст доклада прилагается).
Выступили:
_____________ - краткая запись выступления
(Ф.И.О.)
Решили:
1....
2....
Результаты голосования "ЗА" -
"ПРОТИВ" -
Решение принято (не принято)
2. Слушали:
______________
(Ф.И.О.)
Выступили:
_____________
(Ф.И.О.)
Решили: 1.
Результаты голосования: "ЗА" -
"ПРОТИВ" -
Решение принято (не принято)
Председатель (подпись) расшифровка подписи
Секретарь
(подпись) расшифровка подписи
Главная Каталог
раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip