Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

“ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ”

 

ПРАВОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический  вестник

 

 

 

 

 

Выпуск-1

 

 

К проблеме нормативно-правового регулирования

территориального общественного самоуправления

 

 

 

 

Серия: права человека в России:

 средства защиты права - 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

1999

Серия: Права человека в России: средства защиты права - 1

 

 

 

 

Обоснования нормативно - правового  регулирования

 

 

О  разработке модельного раздела Устава муниципального образования “О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления”

Модельный раздел в Устав муниципального образования “О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления”

 

 

 

 

            Авторы: член рабочей группы Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, эксперт Комитета общественного самоуправления “Серпуховский 46\10” А.  В. Федотов;

            Руководитель рабочей группы Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, председатель Российской ассоциации “Территориальное общественное  самоуправление” В. Н. Федотов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издано при содействии депутата Государственной Думы П. А. Медведева

 

Ответственный за выпуск - А. В. Федотов

 

103093, Москва, Б. Серпуховская ул., 46-10-283

Правовой  исследовательский центр

 

Подписано в печать -

 

При перепечатке и цитировании материалов

ссылка на настоящее издание обязательно

 

 

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

О разработке  модельного раздела  Устава муниципального образования  “О  порядке организации и осуществления  территориального общественного самоуправления” 3

Приложение. 3

ИЗВЛЕЧЕНИЕ.. 3

“Закон Российской Федерации   о местном самоуправлении в Российской Федерации” 3

КОММЕНТАРИЙ.. 3


ВВЕДЕНИЕ

            В связи с принятием новой Конституции Российской Федерации остро поставлена проблема правомерного разграничения между субъектами нормативно-правового регулирования (Федеральное Собрание Российской Федерации - законодательный орган субъекта Российской Федерации - орган местного самоуправления) норм, положений и институтов территориального и общественного самоуправления (ТОС), изначально урегулированных и закрепленных в статьях 80-86 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении В Российской Федерации” (1991 г.)

            Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995 г.) своими 27 и 56 статьями отнес регулирование ТОС к уставу муниципального образования и законам субъекта Российской Федерации о местном и территориальном общественном самоуправлении. При этом, в соответствии с данным федеральным законом, ТОС рассматривается как составная часть системы местного самоуправления.

            Правоприменительная практика норм и положений 27 - 56 статей показывает, что в уставах муниципальных образований нормы и положения, касающихся ТОС, носят общерегулирующий и отсылочный характер. ТОС, как правило, регулируется отдельными нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления - “Положениям”, принимаемыми городскими или районными представительными органами местного самоуправления.

            Очевидно, что в этих условиях решение проблемы правомерного регулирования и закрепления в уставе муниципального образования норм, положений и институтов ТОС требует разработки научно обоснованных рекомендаций по содержанию раздела ТОС в уставе муниципального образования. Авторы настоящей работы предприняли попытку решения этой задачи, предложив свое обоснование и содержание модельного (типового) раздела ТОС в устав муниципального образования.

            При этом авторы считают ошибочным отнесение указанной 27 статьей регулирования ТОС исключительно к уставу муниципального образования и законодательству субъекта Российской Федерации. Они исходят из понятия ТОС как форма осуществления конституционных прав граждан на собрание и объединения для защиты общественных интересов населения данной микротерритории. При таком подходе ТОС может не являться составной частью системы местного самоуправления. При этом необходимым условием отнесения ТОС к системе местного самоуправления является добровольное обязательство граждан, объединившийся в форме органа ТОС, взять на себя исполнение тех или иных полномочий органа местного самоуправления.

            Подход к разграничению регулирования ТОС, основанной на понимании ТОС как формы осуществления конституционных прав граждан на собрание и на объединение, положен в основу концепции проекта федерального закона “Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления”, поддержанного рядом депутатов Государственной Думы, ее комитетов, законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Эти же идеи авторы положили в основу концепции предложенного модельного раздела в устав муниципального образования “О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления”, одновременно определив условия его эффективного применения.

            Ожидается, что настоящее издание дополнительно стимулирует правотворческий процесс по ТОС представительными органами местного самоуправления и законодательными органами субъектов Российской Федерации.

 


О разработке  модельного раздела
Устава муниципального образования
“О  порядке организации и осуществления
территориального общественного самоуправления”

 

В соответствии с  принятым в 1991 году  Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации” право свободы собраний и объединений граждан по месту жительства для защиты общих интересов населения дома, квартала, поселка и другой микротерритории (общественные интересы) выступает в форме территориального общественного самоуправления. При этом организационно - правовой формой объединения граждан является орган территориального  общественного самоуправления, представляющий население данной микротерритории, и которому органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий. Содержание статей 80-86 этого закона  и наш комментарий к ним приведены в приложении 1.

Анализ правоприменения  норм указанных статей в нормативно-правовых  и правовых актах органов местного самоуправления, а так же опыта организации и деятельности органов ТОС показывает, что  регулирование ТОС осуществляется как в гражданско-правовой, так и во властной сферах правоотношений.

Для ряда нормативно-правовых актов, вводящих свое понятие и институты ТОС ( такие как “некоммерческая организация”, “территориальная община”, “участие населения в осуществлении местного самоуправления”, “право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления”), сфера регулируемых общественных отношений неопределенная.

Указанные обстоятельства позволяют определить и охарактеризовать три варианта подхода  к определению структуры ТОС и сферы общественных отношений (табл.1).

Конституционно-правовые и законодательные основания для указанных вариантов подхода можно характеризовать следующим образом.

“Подход 1” соответствует Конституции Российской Федерации, Федеральному закону “Об общественных объединениях” и Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

“Подход 2”  соответствует Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и не в полной мере Конституции Российской Федерации.

“Подход 3” соответствует законодательству для переходного периода.

Концепция подготовленного рабочей группой Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рамочного  проекта федерального  закона “Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления”  положена в основу “Подхода 1”. Методологической базой “Подхода 1” является упомянутый Комментарий (приложение 1).

В соответствии с  концепцией этого законопроекта следующие три  основные дефиниции определяют ТОС: ТОС - форма двух конституционных прав граждан Российской Федерации: на собрание и объединение для защиты общественных интересов; общественные интересы - общие интересы населения данной территории (дома, группы домов, микрорайона, поселка и иной поселенческой территории или ее части); орган территориального общественного самоуправления – добровольное объединение  граждан  Российской Федерации,  обладающих избирательным правом и проживающих на   данной территории, для защиты общественных интересов.

Правовой статус органа ТОС определяется как для общественного объединения с правом юридического лица и его правом приобретать (по договору) те или иные полномочия органа местного самоуправления.

Из этих положений вытекают принципы разграничения в регулировании институтов ТОС в системе: федеральное законодательство (ФЗ) - законодательство субъекта РФ (ЗС РФ) - устав и другие нормативно-правовые акты муниципального образования (Устав МО), табл.2 :

 

                                                                                                                                 Таблица 2

институт ТОС

ФЗ

ЗС  РФ

Устав МО

собрание 

регулируется

закрепляется   

закрепляется

орган ТОС как общественное объединение

 

регулируется

 

закрепляется

 

закрепляется

орган ТОС как орган местного самоуправления

устанавливается                как общий принцип

 

регулируется

 

закрепляется

 

Приведенный в  табл. 2 термин “регулирование” означает, что  законодательство данного уровня несет нормы прямого действия, что в свою очередь для органа ТОС означает, что порядок его учреждения, регистрации и ликвидации должен быть единым на всей территории Российской Федерации, а порядок наделения (передачи, делегирования) тех или иных полномочий органа местного самоуправления, так же как и контроль осуществления переданных полномочий должен быть единым в пределах территории данного субъекта Российской Федерации. 

К факторам, определяющим востребованность и эффективность реализации того или иного подхода, следует отнести:

1. Степень политической активности граждан, проживающих на данной микротерритории и в данном поселении, их политическую зрелость и правовую просвещенность;

2. Политическую волю, грамотность и готовность местной и региональной  управленческой элиты к  содействию в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления;

3. Состояние законодательной и нормативно-правовой базы данного субъекта РФ и данного муниципального образования и опыт правоприменения статей 80-86 Закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.

Очевидно, что реализация “Подхода 1” и “Подхода 2” эффективна, прежде всего, для  городов, в которых наличествует опыт ТОС и граждане в которых политически более активны и в своем мировоззрении менее зависимы от местных управленческих  элит, а население в правовом отношении является более просвещенным. К таким городам относятся, в первую очередь, города федерального, областного, краевого и республиканского значения.

В иных поселениях становление и развитие территориального общественного самоуправления в основном определяется отношением к нему местной управленческой элиты и, исходя из относительной длительности переходного периода становления местного самоуправления, составляющего не менее 10 лет, целесообразна на текущий момент реализация “Подхода 3”, как менее затратного для органов местного самоуправления данного муниципального образования.

В связи с изложенным и учитывая, что “Подход 2” характерен для структуры местного самоуправления, в котором последнее осуществляется и в формах  непосредственной демократии, при которых потребность в осуществлении ТОС в его традиционном понимании существенно снижается, целесообразны разработки модельного раздела устава муниципального образования, реализующие как “Подход 1”, так и “Подход 3”.

Предлагаемый вариант модельного раздела Устава муниципального образования реализует “Подход 1”.


                                                                                                                                                                                                        Таблица 1

 

Территориальное общественное самоуправление

(Содержание ТОС определяется ст.80-86 Закона РФ “О местном самоуправлении в РФ”)

 

 

 

 

 

Варианты подходов к определению структуры

 ТОС и сферы общественных отношений

(Постановка проблемы обусловлена принятием Конституции РФ 1993 года)

 

 

Оценочные

признаки

Подход 1.

Структура общественная,

сфера - гражданско-правовая

 

Подход 2.

Структура властная,

сфера - местное самоуправление

 

Подход 3.

Структура переходного периода,

сфера - неопределенная

 

 

 

 

 

 

Смысл ТОС

Форма двух конституционных прав граждан: право на собрание и право на объединение (в форме органа ТОС) для защиты общественных интересов насе-ления данной микротерритории

 

Строго составная часть системы местного самоуправления

 

Самоорганизация граждан для осуществления инициатив, форма участия населения в осуществлении местного само-управления

 

 

 

 

 

 

Отрасль

законодательства

Права человека

 

Муниципальное право

 

Муниципальное право

 

 

 

 

 

 

Институты ТОС

Орган ТОС, собрание (сход) как формы конституционных прав граждан на собрания и на объединение

 

Орган ТОС, собрание (сход), иные формы прямого воле-изъявления граждан

 

Орган ТОС, собрание (сход), конференция, референдум, опрос, иные формы прямого волеизъявления граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы правового

статуса органа ТОС

Специфическое общественное объединение с правом юридического лица и правом приобретения исполнительно распорядительных полномочий органа местного самоуправления

 

Орган местного самоуправления

 

Неопределенный

 

 

 

 

 

 

Процедура

образования

Учреждается большинством граждан РФ, проживающих на данной микротерритории и обладающих избирательным правом

 

Создается посредством выборов гражданами, проживающими на денной территории в порядке, предусмотренном для предс-тавительного органа

 

Создается посредством выбо-ров гражданами, прожи-вающими на части территории муниципального образования. Допускается участие в выборах граждан РФ моложе 18 лет и апатридов

 

 

 

 

 

 

Компетенция

1)   Собственная. Определяется поэтапно: в результате учреж-дения органа ТОС на учре-дительном собрании (конферен-ции) и на основе приобретения юридического лица (регистра-ции).

2)   Приобретенная властная. Определяется договором пере-дачи отдельных полномочий органа местного самоуправления и закрепляется в уставе муниципального образования или в нормативных правовых актах субъектов РФ или органов местного самоуправления, в том числе с возможным установ-лением сфер совместной компетенции с органом местного самоуправления

 

Определяется законодательст-вом субъекта РФ

 

Собственные полномочия вытекают из возможного приобретения статуса юриди-ческого лица, определяемого уставом муниципального обра-зования. В соответствии с законодательством субъекта РФ возможно приобретение отдельных полномочий органов местного самоуправления, в том числе возможное уста-новление сфер совместной компетенции с органами мест-ного самоуправления

 

 

 

 

 

 

Регистрация

Управление юстиции админист-рации субъекта РФ

 

В порядке, определяемом законодательством субъекта РФ для муниципальных образований

 

Главами местных админист-раций как для некоммерческих организаций или управлениями юстиции администрации субъектов РФ как общест-венных объединения. В ряде субъектов РФ регистрация на осуществляется ввиду отсутс-твия федерального закона

 

 

 

 

 

 

Правовое

регулирование

Федеральным законодательст-вом и (в части делегирования или передачи полномочий ор-гана местного самоуправления) законодательством субъекта РФ

 

Законодательством субъекта РФ

 

Законом РФ в местном самоуправлении 1991 г, норма-тивными правовыми актами местных и региональных Советов, Федеральным зако-ном о местном самоуп-равлении 1995 г., законами субъектов РФ, уставом муни-ципального образования нор-мативными правовыми актами органов местного самоуп-равления

 

 

 

 

 

 

Правовое закрепление

Устав муниципального образо-вания

 

Устав муниципального образо-вания

 

Положение о территориальном общественном самоуправлении в данной административно-территориальной единице

 

 

 

 

 

 

Соответствие

 подхода

Конституции РФ

Строгое соответствие

 

Соответствие

 

Скорее несоответствие или частичное соответствие

 

 

 

 

 

 


Приложение

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

 “Закон Российской Федерации 
о местном самоуправлении в Российской Федерации”

 

(в ред. - Закона Российской Федерации от 24.06.1992 г. № 3119-1; от 22.10.1992 г. № 3703-2; от 28.04.1993 г. № 4888-1; Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993 г. № 1760; от 22.12. 1993 г. № 2265; Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ. Применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации).

 

VI. Территориальное общественное самоуправление населения

 

Статья  80.  Система территориального общественного самоуправления населения:

 

1. Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобного).

2. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, устанавливаются по предложению граждан соответствующим местным Советом.

 

Статья 81. Общие собрания (сходы), конференции граждан

 

1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются местными Советами и органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости.

2. К компетенции общих собрания (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы:

избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории.

В общем собрании (сходе), конференции принимают участие граждане, достигшие 16 лет.

 

Статья  82.  Выборы органов территориального общественного  самоуправления населения

 

1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий местного Совета. Общее собрание (сход) или конференция жителей вправе установить и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

2. Местные Советы по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образуют из числа жителей избирательные комиссии и согласовывают порядок выдвижения кандидатов.

3. Подготовка и проведение выборов органов общественного самоуправления населения осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет местных Советов при их согласии.

4. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины избирателей, внесенных в списки.

5. Избранными в состав органов общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

 

Статья 83. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения

 

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им местными Советами и местной администрацией.

2. Местные Советы и местная администрация могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

3. Органы территориального общественного самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации местной администрацией. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

 

Статья  84.  Экономическая деятельность органов терри-ториального общественного самоуправления населения

 

Органы территориального общественного самоуправления населения вправе:

создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;

выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;

кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;

участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;

организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;

определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.

 

Статья  85.  Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения

 

1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им местными Советами и администрацией.

Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.

2. Органы территориального общественного самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

 

Статья 86. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с местными Советами, местной администрацией, территориальными депутатскими группами

 

1. Местные Советы, местная администрация, территориальные депутатские группы содействуют органам территориального общественного самоуправления населения в осуществлении их полномочий.

2. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе сессий местных Советов при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

 

VII. Гарантии прав местного самоуправления

Статья  96.  Гарантии прав органов территориального общественного самоуправления населения

 

1. Органы территориального общественного самоуправления населения в случае нарушения прав и законных интересов граждан вправе в соответствии с законодательством обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.

2. Разногласия между органами территориального общественного самоуправления населения и местными Советами, местной администрацией разрешаются вышестоящими Советами (утратила силу - в ред. - Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506).

Москва, Дом Советов РСФСР,

6 июля 1991 года

№ 1550-1

 

КОММЕНТАРИЙ

Цель настоящего комментария - обосновать подход к переурегулированию федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (каждый в своей части) вышеприведенных положений и норм  территориального общественного самоуправления населения (ТОС) на основе  следующих статей Конституции Российской Федерации:

пункта “в” статьи 71, относящего  к  ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина;

пункта  “б” статьи 72, относящего к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина;

пункта “н” статьи 72, относящего к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.  

В связи с предложенной методикой  положения  и нормы указанных статей переурегулируются:

Статья 80 (система ТОС) - федеральным законом, как относящаяся  к концептуальным основам ТОС;

Статья 81 (общие собрания, сходы граждан) - федеральным законом, как относящаяся по смыслу и содержанию к конституционному праву граждан собираться и проводить собрания (статья 31 Конституции);

Статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется их уставами) - федеральным законом, как относящаяся к полномочиям общественного объединения, установленным Федеральным законом “Об общественных объединениях” (пункт 4 статьи 20) и, следовательно, относящую орган ТОС к общественному объединению;

Статья 82 в части пункта 1 (о выборах органов ТОС) - федеральным законом, как   относящаяся к  механизму реализации (вопросы учреждения) конституционного права граждан на объединение;

Статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления) и положений пункта 2 - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом “н” статьи 72 Конституции, а как общий принцип  - федеральным законом;

Статья 84 (экономическая деятельность органа ТОС) и статья 85 (финансовые ресурсы органов ТОС) - федеральным законом , как установленными для общественных объединений в соответствии со статьями 30,31,36,37   Федерального закона “Об общественных объединениях”;

Статья 86 (взаимоотношения органов ТОС с органами местного самоуправления) - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом “н” статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;

Статья 96 (гарантии прав органов ТОС) - федеральным законом по основаниям пункта “в” статьи 71 Конституции и (дополнительные гарантии) законом субъекта Российской Федерации по основаниям пункта “б” статьи 72 Конституции.

Как следует из комментария и анализа указанных статей  орган ТОС  относится к специфическому общественному объединению. Специфика заключается в  его учреждении большинством граждан, проживающих на данной микротерритории, что обусловливает право органа ТОС представлять интересы населения данной микротерритории с целью их учета органами власти при принятии решений по вопросам местного значения, касающихся данной микротерритории.  Сами же органы ТОС в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации могут обладать исполнительно-распорядительными полномочиями  по решению отдельных вопросов местного значения.

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации  двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории. Это сущностное содержание ТОС определяет подход к   переурегулированию федеральным законом норм Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации, связанных с территориальным общественным самоуправлением, и на основе Конституции Российской Федерации определяет взаимосвязь разрабатываемого  федерального закона с Федеральным законом “Об общественных объединениях” и Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

 Наличие в сфере ТОС предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вызывает необходимость уточнения  названия разрабатываемого федерального закона: “Об общих принципах организации территориального  общественного  самоуправления”.

 

Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

 

 



Hosted by uCoz