Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

Самостоятельность территориального общественного самоуправления

 

Васильев А.А., старший преподаватель

кафедры управления и маркетинга ВВАГС

Понятие самостоятельности тесно связано с проблематикой “основных прав” территориальных коллективов (ТОСов). Самоуправленческие начала в местном самоуправлении являются проявлением определенных “естественных” прав, присущих местным сообществам, т.к. они являются в первую очередь, “естественными” корпоративными единицами, и их самостоятельность вытекает не столько из государственной власти и желания вышестоящих государственных органов предоставить территориальным коллективам некую автономию, сколько из естественных прав народа (населения).

Первичной самостоятельностью объективно является территориальная. Не случайно территориальное образование принято рассматривать как подвид территориального коллектива. Тем не менее, ТОС (коммуна, община) является ярким примером такого территориального коллектива.

Дело в том, что в отношении ТОСа территориальная самостоятельность вовсе не означает не отчуждаемость или неприкосновенность территории. Он означает то, что местное самоуправление может осуществляться лишь в определенном пространстве, т.е. в границах определенной территории. Однако из этого не следует, что эти границы в принципе неприкосновенны и постоянны. Конституция  гласит: “Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий”.

Следующей  по важности является организационная самостоятельность. Она заключается в праве территориальных сообществ самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю организацию. Под внешней организацией принято понимать те органы местного самоуправления, которые представляют данное сообщество вовне, прежде всего по отношению к органам власти муниципального, субъекта и федерального уровня, но также и по отношению к физическим и юридическим лицам, с которыми ТОС находится в определенных законом или договором правоотношениях. Под внутренней организаций принято понимать организацию в собственном смысле, т.е. структуру органов, подразделений и учреждений.

В совокупности эта самостоятельность предполагает право территориальных сообществ создавать, видоизменять и ликвидировать собственные органы управления, службы, штатные единицы, определять их компетенцию и внутреннее устройство, контролировать всю управленческую деятельность данного локального общества.

Так же, как и территориальная, организационная самостоятельность не имеет абсолютный характер. Более того, организационная самостоятельность территориальных сообществ ограничена тем, что их внешняя организация является прерогативой муниципального образования.

 С организационной самостоятельностью тесно связана кадровая. Это означает право территориальных сообществ выбирать, нанимать, назначать, повышать в должности и увольнять своих сотрудников. Данная самостоятельность включает в себя полномочие ТОС самостоятельно определять собственный штат сотрудников, как в количественном, так и в качественном или структурном отношении. Сюда также входят полномочия принимать к сотрудникам меры поощрительного или, напротив, дисциплинарного характера.

Финансовая самостоятельность означает полномочие ТОС (его органа) самостоятельно, под свою ответственность  в рамках собственного бюджета (сметы) управлять доходами и расходами соответствующего территориального коллектива. При этом самостоятельность управления доходами означает, что они и их объединения (союзы, ассоциации) могут в полной мере использовать все законодательно закрепленные за ними источники доходов. Уровень финансовой самостоятельности таких локальных коллективов (ТОС) определяется в зависимости от того, какую роль в их бюджете играют собственные источники. Использование иных, или внешних средств финансирования, как-то: дотаций, субвенций, субсидий и других, в определенной мере, подрывает самостоятельность территориальных коллективов.

Самостоятельность в области планирования означает право территориальных сообществ осуществлять на собственной территории важную функцию управления (самоуправления). Проще говоря, она должна обеспечить приоритеты будущего развития территориального сообщества по всем направлениям, а не только в отдельных сферах жизнедеятельности. Примером этой самостоятельности являются план социально-экономического развития самоуправляющейся территории, включающий различные сферы жизнедеятельности, в т.ч. развитие инфраструктуры и коммуникаций.

Самостоятельность в принятии решений означает, что под свою ответственность и в пределах своих полномочий возможность осуществлять регулирование вопросов местного значения. На этом уровне видно, что люди устанавливают правила проведения, прежде всего для самих себя, а не для других. Эта самостоятельность оправдывается также и тем, что именно на уровне территориальных сообществ такая  регламентация сокращается до разумных пределов. Одновременно с этим муниципальная власть разгружается для выполнения уже стратегических, а не оперативных задач.

Социально-экономическая самостоятельность в определенной степени является дискуссионной. Основным аргументом против такой самостоятельности ТОС является то, что современная хозяйственная жизнь не всегда подконтрольна даже государственной власти. Здесь имеется в виду, в первую очередь, социальный аспект реализации результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов своей территории в интересах жизнеобеспечения и развития данного территориального коллектива, т.е. переводить экономические  достижения в русло социального развития территориального коллектива здесь и сейчас.

Социально-культурная самостоятельность в определенной степени является противоположностью социально-экономической. Если социально-экономическая самостоятельность подчеркивает стандартность первичных  функций жизнедеятельности любых территориальных коллективов, то социально-культурная самостоятельность призвана подчеркнуть самобытность, уникальность всякого локального сообщества. В ее рамках речь идет, во-первых, о праве каждого локального сообщества сохранять этнокультурные, профессиональные, ремесленные традиции и по возможности создавать новые. Такая самостоятельность реализуется посредством муниципальной политики в области культуры, образования, спорта и народных промыслов.  При этом она обеспечивает решение следующих задач:

во-первых, способствует более тесному сближению местных жителей;

во-вторых, создает новые возможности для реализации их духовного и творческого потенциала;

в-третьих, побуждает их к более активной общественной деятельности;

в-четвертых, снижает межнациональную напряженность.

 

Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz