Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

 Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления

 

Местное самоуправление в конституционно-правовом пространстве современной России

 

Баранец С.Н. Начальник У правления региональной и национальной политики Администрации Астраханской области.

Вопросы, которые мы намерены обсудить, с нашей точки зре­ния, далеко не рядовые. Федеральная политика и законодатель­ство по вопросам местного самоуправления давно нуждаются в осмыслении, причем критическом, а не комплиментарном, иначе вести речь о совершенствовании этой области общественно-поли­тической жизни страны невозможно. Слишком часто мы убежда­емся на практике, что «красиво» прописанная законодательная норма вовсе не гарантирует решения проблем в регулировании тех общественных отношений, ради которых, собственно, и создаются законы в любом государстве.

Очень важно для общества иметь хорошую, правильно постро­енную правовую систему с выверенными значениями тех или иных норм, увязанными между собой принципами и максимально воз­можной степенью адекватности между рамками закона и социальны­ми технологиями. Однако, как нам кажется, рассуждая о конкрет­ных законах и думая об их совершенствовании, мы не должны забывать, что хорошее законодательство, в конечном счете, только осмысленно отражает реальную обстановку (а скорее, ее фунда­ментальные тенденции) и лишь в определенной мере может ее фор­мировать. Конституционно-правовое пространство - лишь фраг­мент (хотя и принципиально важный) социальной реальности в той ее форме, которую принято называть «цивилизованной». Это пространство - скорее духовное, ментальное, хотя и определен­ным образом организованное, структурированное, с одной сторо­ны, посредством, прежде всего, существующей системы законода­тельства, а с другой - в русле принятой сознательно или интуитив­но чувствуемой философии, истории и политики, выражающих значение прошлого, ценность настоящего и идеалы будущего.

С точки зрения политической философии, в момент обсужде­ния концепции будущего устройства власти в Российской Федера­ции - а это имело место во время разработки текста нынешней российской Конституции - наши творцы конституционного права многое не продумали в отношении местного самоуправления. Мне неизвестно происхождение знаменитых конституционных норм, зафиксированных в ст. 12 Конституции Российской Федерации, но я знаю не понаслышке, но получается, когда норму о самостоятельности местного самоуправления некоторые романтически настроенные муниципальные деятели начинают трактовать, мяг­ко говоря, расширительно. Законодатель не дает нам толкования? этой статьи; наука, как это часто бывает, только начинает диску­тировать на эту тему. Вот и получается на деле, что право граждан на местное самоуправление, зафиксированное в Европейской Хартии и ныне признаваемое одной из конституционных основ Российской Федерации, начинает осознаваться, как обязанность государства создавать (чуть ли не в плановом порядке муниципальные образования с соответствующим набором муниципальных чиновников и должностных лиц. А чиновники прежде всего начинают заботиться о том, чтобы доказать свою необходимость и тем самым сохранить свои должности и оклады при любых обстоятельствах. И нередко получается так, что вместо уровня власти, наиболее приближенного к населению и призванного выражать, и защищать его интересы, мы получаем ухудшенную копию госу­дарственной бюрократической машины, повторяющую ее худшие черты. Но это, так сказать, в лучшем случае. В худшем же мы получаем разбалансированность властных отношений, а в местном самоуправлении, его органах и должностных лицах - не опору государственности, а постоянного и порой недобросовестного оппо­нента.

Складывается впечатление, что проблемы становления дееспо­собного уровня власти на местах за последние два года приобрели какую-то нездоровую политико-идеологическую окраску. Любая попытка выяснить вопрос о смысле и предназначении местного самоуправления, о пределах его компетенции почему-то встреча­ется в штыки. Давно обсуждается пропагандистская идея о том, что государственные чиновники хотят уничтожить местное само­управление в России, что они не терпят самоуправления народа и только и делают, что везде, где можно, выкорчевывают ростки этого спасительного для российских реформ общественного инсти­тута. Не стоило бы об этом упоминать, но тема эта всплывает постоянно, причем с нарастающей истерией. Мне не раз уже на эту тему приходилось выступать у себя в регионе и объяснять, что ни один государственный чиновник не пойдет на прямое наруше­ние конституционных норм. Все три уровня власти - федераль­ная, региональная и местная - вместе в одной упряжке и каждая отдельности служат интересам одного народа.

Например, в Астраханской области, как и во многих других областях, действует Ассоциация муниципальных образований, ко­торая объединяет более сотни муниципальных образований. При­нят ряд базовых законов области, которые создают достаточную правовую основу для нормальной работы органов и должностных лиц местного самоуправления и их конструктивного сотрудниче­ства с органами государственной власти. Однако стоило нам в последнее время поставить вопрос о совершенствовании системы местного самоуправления в области, как сразу начались возраже­ния. И все только потому, что было предложено подумать над схемой, при которой каждый район в области может существовать как отдельное муниципальное образование. То, что так удобнее для области, для взаимодействия властей в решении проблем на­селения, что это одна из точек зрения, которая, как и любая дру­гая, имеет право на существование - это почему-то мало кого ин­тересует. Вносятся иные предложения, и знаете, что предлагается Ассоциацией муниципальных образований? Распространить госу­дарственную власть на районный уровень, создав территориаль­ные органы государственной власти и поручив им исполнение в районах всех государственных полномочий. С назначаемыми гла­вами районной государственной власти, разумеется. Конечно, об­ластной государственной власти это было бы удобно: губернатор имел бы право напрямую вмешиваться в дела района, назначать и снимать районных начальников, распределять деньги в районные бюджеты... Но разумный руководитель региона на это не пойдет просто потому, что как разумный руководитель, он убежден в боль­шом потенциале идей местного самоуправления для России и ве­рит в то, что когда-то (а кое-где это есть и сейчас) муниципальная власть в лице ее органов и должностных лиц будет соратником госу­дарственной власти в общем, деле реформирования нашей страны.

Этот пример показателен в нескольких отношениях. Во-пер­вых, как иллюстрация общего тезиса о том, что процедурная сто­рона государственного строительства в настоящее время превали­рует над статической, а потому правотворчество в этой области общественных отношений не может не быть по сути временным, скорее ищущим принципы, чем учреждающим нормы закона. Ко­нечно, эксперимент есть эксперимент, но есть ли у него законы и каковы они - вопрос дискуссионный. И когда сегодня обсуждает­ся вопрос о кодификации муниципального законодательства, в этой дискуссии проглядывает изначально порочная методологическая к даже мировоззренческая установка: давайте напишем хорошие законы, еще лучше - увязанные в Кодекс с большой буквы, а общество постепенно привыкнет по этому кодексу жить. Это с давних пор называется идеализмом.                           

Во-вторых, наблюдая за неизбежным превращением муниципальных романтиков в муниципальных прагматиков, а также за коллизиями на этом нелегком пути, за новыми формами и приема­ми идеологической борьбы «муниципалов» и «государственников», невольно начинаешь задумываться об истоках этой эволюции в нашей недавней истории, тем более, что она оказывается для многих даже более забытой, чем история, отстоящая от нынешнего времени на два-три века. Я не собираюсь объяснять нынешнее состояние дел в этой сфере общественной жизни исключительно прошлыми действиями конкретных лиц или органов. Но кое-что попомнить, видимо, стоит.

Местное самоуправление было всегда. Но было время, когда у нас уже была Конституция 1993 г., а известного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» еще не существовало. Он был в проектах, главными из которых на финишной прямой стали так называемые «президентский» и «думский» проекты. Их сравне­ние уже тогда демонстрировало несколько путей развития инсти­тута муниципальной власти в постсоветской России. Эти пути зиждились на том или ином понимании философско-исторических ос­нов местного самоуправления. А они, в свою очередь, выводят нас на проблему исходного звена местного самоуправления, разделяя понятия «местное сообщество» и «муниципальное образование». Именно здесь, на мой взгляд, корень вопроса. Местное самоуп­равление - это самостоятельная и под свою ответственность дея­тельность населения, существующего в форме местных сообществ, тогда как муниципальные образования (образованные чьей-то во­лей муниципии) предполагают скорее местное управление частью государственных дел посредством делегированных полномочий, ко­торые перераспределяются либо волей самого государства, либо посредством договора двух уровней власти.

Спор о том, с чего начинать при учреждении, реформировании или воссоздании какого-либо общественного института - не бес­смысленный спор о словах, а принципиальное определение пози­ций. Ход строительства муниципальной власти от местных сообществ, конечно, был бы более органичен, поскольку обществен­ная инициатива и интерес порождают внутри себя субъекты пред­ставления этих интересов во взаимоотношениях с другими субъек­тами права. В то же время в учреждении муниципальной власти «сверху» тоже есть своя логика и, главное, верность российской традиции государственности. Правда, в этом случае государствен­ная власть должна «выпестовать» муниципальную, для того, что­бы переложить на ее плечи часть полномочий и ответственности. Западный опыт здесь не годился, хотя формально принципы Европейской Хартии о местном самоуправлении и были учтены.

Результат получился такой, какой обычно и бывает при со­единении личных принципов, т.е. эклектический, в стиле «с од­ной стороны, с другой стороны». С одной стороны, местное само­управление вроде бы есть, с другой стороны, его самостоятель­ность, самодостаточность, самообеспеченность и прочие качества, которые делают его именно самоуправлением, остаются в реаль­ной социально-экономической ситуации скорее желаемыми, не­жели действительными. Видимо поэтому в идеологическом ас­пекте превалирует момент «самости», тогда как во всех осталь­ных - управляемости. И это не чей-то злой умысел, а реально сложившаяся ситуация, при которой то, что есть, оказывается более существенным, чем-то, что еще только должно быть.

Возможно, в связи с этим местное самоуправление в конститу­ционно-правовом пространстве современной России не имеет чет­ко выраженного вектора развития, поскольку трудно (если вооб­ще возможно) регламентировать процесс становления того или иного общественного института. Право может эффективно рабо­тать при стабильном состоянии общества, но даже в этом случае его институциональные и иные субъектные носители не в состоя­нии автоматически перекраивать социальную реальность по об­разцам исключительно правовых норм. Поэтому проблема выбора дальнейших путей формирования муниципальной власти в России XXI века пока что остается уравнением со многими неизвестными.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz