Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

 Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления

 

Предпосылки и условия для развития самоуправления в России (некоторые редко обсуждаемые вопросы)

 

Макагонов П. П. Зам. начальника Управления Мэра Москвы, профессор.

Тема данного выступления появилась в процессе заслушива­ния докладов на конференции, посвященной взаимодействию властной вертикали от федерального уровня до самоуправления. Воз­никла потребность изменить угол зрения в рассмотрении вопроса, выйти за пределы системы властной вертикали - федеральный, ре-тональный и муниципальный уровни управления - в ее ближай­шее окружение - нижние уровни оказания услуг - семья (как эле­ментарная ячейка государства), ближайшая микрообщина на уров­не кондоминиума или соседства, общественное самоуправление.

Исходным моментом послужил нестареющий тезис академика Чаянова о том, что каждая функция имеет свой оптимальный уровень интеграции. В системе услуг, оказываемых населению, ни уровни простираются от такой элементарной ячейки государ­ств, как семья, до федеральных структур.

Помимо федерального и регионального уровней государствен­ной власти, муниципальной власти, отнесенной к местному само­управлению, властная вертикаль может быть продолжена до уров­ня общественного самоуправления. Здесь признаком принадлеж­ности властной вертикали является обязательность для граждан выполнения решений органов общественного самоуправления. Например, такая черта, как обязательность для граждан общины решения общественного самоуправления о самообложении денеж­ным сбором, в то время как в невластных общественных органи­зациях, включая домовые сообщества, - это дело добровольное.

В то же время такая организация, как товарищество собствен­ников жилья, - ТСЖ - хоть и не является органом самоуправле­ния, но является хорошей школой самоуправления, «кузницей кадров».

Отметим некоторые российские отличия от западных ситуа­ций и некоторые особенности современного состояния развития самоуправления в России.

1. Рекомендации западных специалистов по развитию обще­ственного самоуправления ориентированы на условия наличия

свободного времени у граждан и желания, поощряемого государ­ством, расходовать часть свободного времени на общественную работу. Это может быть бесплатный труд по 2-3 часа в день в благотворительной, иногда с религиозным уклоном, организа­ции, в такой, как дом для престарелых или для слаборазвитых детей. Это может быть организация и проведение общественно полезных работ по месту жительства - работа с молодежью, при­родоохранные мероприятия. Но внутренняя потребность граж­дан заниматься этой деятельностью возникает там и тогда, когда у людей с обостренным чувством социальной ответственности нет более близкой заботы.

В нашей стране с августа 1998 г. материальное положение подавляющего большинства населения резко ухудшилось. Фак­тически, большинство семей с этого момента, а многие и значи­тельно раньше сменило образ жизни, перешло из режима эконо­мики развития в режим экономики выживания. Оказались за­действованными ресурсы малых сообществ: произошла автоматизация оказания услуг до уровня семьи, рода, городка. Наладился бартер услуг на уровне, неподконтрольном налоговым служ­бам. Семьи мобилизовали практически все свои внутренние ре­зервы. Они сделали это не на уровне домохозяйств, а в гораздо более широком масштабе. Произошла интеграция на уровне не­скольких поколений. Бабушки заменили во многих случаях став­шие недоступными детские сады и летние лагеря отдыха. Шесть соток стали рассматриваться как почти безальтернативное место летнего отдыха больших семей и как серьезное подспорье в заго­товке фруктов и овощей. Этот процесс оказался аналогичным возрастанию спроса на отечественную продукцию с падением по­купательной способностью населения относительно продукции (и ,в первую очередь, продуктов) иностранного производства.

В этих условиях свободное время стало важным внутрисемейным ресурсом. Пенсионеры и домохозяйки оказались настолько востребованы дома, что на общественную активность у них стало просто не хватать времени. Домашние затеи стали тоже более утилитарными. Как-то резко сократилось поголовье болонок, их место заняли крупные сторожевые псы.

Самоорганизация населения до уровня самоуправления имеет лучшую перспективу в том случае. Если хотя бы часть населе­ния сможет пожертвовать резервом свободного времени для пользы более крупной общности, чем семья.

2. Самоорганизация на Западе при решении коммунальных, жилищных проблем затрагивает как правило бедные слои с низ­ким образовательным уровнем. Особенности нашей ситуации в том, что невостребованными оказались ученые, инженеры, в це­лом, люди с высоким образовательным уровнем и творческим потенциалом. Поэтому инициативы, близкие самоорганизации на уровне общественного самоуправления у нас достигают в ряде случаев очень высокого уровня развития. Они переходят в зако­нотворческую деятельность, в просветительство по отношению к остальному населению.

3. В нашем законодательстве, несмотря на все обилие норма­тивных актов, не развиты в требуемой степени законодательные процедуры первого шага - передачи и отбора полномочий и фун­кций инициативным группам.

Смысл таких процедур в том, чтобы не произошло ошибки в распознании самоорганизации во благо всего местного сообще­ства, чтобы групповой эгоизм не нанес ущерб более широкому сообществу на той же или большей территории, включающей ту, на которой возникла инициативная группа.

Там, где сильно общественное самоуправление, процедура уп­рощена. Действующий орган самоуправления оценивает инициативу, ее плюсы и минусы для местного сообщества в целом, воз­можность решить поставленную проблему своими силами или вилами инициативной группы и пронимает решение.

Эта процедура не бесспорна, но это лучше, чем ее отсутствие. если инициативная группа вынуждена обращаться за признани­ем своих прав к муниципальным органам власти, то процедура должна включать в себя:

• порядок определения способности инициативной группы спра­виться с решением поставленной ею задачи;

• порядок передачи полномочий, прав, ответственности и ресурса,

• порядок проведения объективного контроля успешности дей­ствий инициативной группы, и  порядок возврата полномочий, если инициативная группа не справилась с задачей самоуправления.

Последнее необходимо до тех пор, пока соответствующие пол­номочия не закрепляются законодательно за окрепшим самоуп­равлением.

Временные самоуправленческие инициативы и коллективы полезны для решения частных изредка или впервые возникающих проблем. Они обеспечивают быструю реакцию на новые проблемы.

В-третьих, местное самоуправление, так и не став инструмен­том «самостоятельного решения населением т и I рогов местного значения» (п.1 ст.130 Конституции РФ), интенсивно превраща­ется в механизм расширения самостоятельное из узкого круга му­ниципальной бюрократии. Особенно это хорошо видно на при­мере крупных городов России. В укапанных «муниципальных образованиях» созданы вертикально интегрированные системы муниципальной власти. Например, в юроде Омске и условиях советского времени при всех его идеологических издержках го­родское население избирало семь районных советов народных депутатов по 50 депутатов, горсовет 250 депутатов; работала 131 депутатская группа, сотни квартальных, домовых и улич­ных комитетов, а также иных органов общественной самодея­тельности, в которых население непосредственно участвовало в решении вопросов местного значения. В настоящее время населе­ние избирает лишь мэра города и 17 депутатом горсовета. Обще­ственное же территориальное самоуправлений, сформированное административным путем, сосредоточено в чуть более 70 Кто-с ах. Город разделен на пять административных округов, руко­водители которых назначаются главой городского самоуправле­ния и по должности являются его заместителями. В общем, хоте­ли народное управление, а получили бюрократическое «самоуп­равление».

В-четвертых, все вышеуказанные практические выводы обус­ловили наступление такого положения, когда ПО существу в каж­дом субъекте РФ местное самоуправление стало специфический «рязанским, казанским, омским» и т.д., разрывая тем самым единство конституционного пространства России, поскольку права граждан на местное самоуправление получило различную сте­пень его практической реализации в зависимости от территории проживания.

 Вместе с тем, критическая тональность наших практических выводов не ставит под сомнение основополагающий факт необхо­димости существования местного самоуправления в РФ, значение которого в модернизации нашего общества и государства просто трудно переоценить. Но это не исключает проведения серьезной заботы по корректировке социально-правового статуса местного Самоуправления и приведения его в соответствие с требованиями настоящего времени. Каковы принципы подобной корреляции Крестного самоуправления? На наш взгляд, можно предложить следующие:

 • серьезная трансформация федерального законодательства о местном самоуправлении под углом зрения укрепления начал уни­фикации и единообразия, реализации прав граждан на местное [самоуправление независимо от территории проживания;

 • рассмотрение возможности о разукрупнении формата мест­ного самоуправления с городов, районов субъекта РФ на уровень сельских поселений и местных сообществ, приближая тем самым к населению реальные инструменты власти и собственности;;

• формирование организационно-правовых условий развития финансово-экономических основ местного самоуправления и прежде всего, самостоятельной налоговой составляющей по принципу «один налог - один бюджет»;         

 • создание социально-правовых основ стимулирующих объединение муниципальных образований в различные союзы и ассо­циаций с учреждением представительных и исполнительных ор­ганов в городах, районах субъекта РФ.          

В заключение хотелось бы отметить, что для обеспечения все­стороннего комплексного подхода к становлению и развитию местного самоуправления в РФ следует разработать и принять соответствующую федеральную государственную программу.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz