Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

 Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления

 

Законодательная деятельность субъектов РФ в зависимости от разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Федерации

 

Рубченко Н.А. Волгоградская академия государственной службы.

Конституцией Российской Федерации разграничены предметы ведения Российской Федерации, прописаны предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, обозначено суще­ствование предметов ведения субъектов Российской Федерации, что определило сферу законодательного регулирования как Российс­кой Федерации, так и ее субъектов. Представляется возможным положить в основу классификации законодательной деятельности субъекта Российской Федерации конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

В отношении предметов ведения Российской Федерации ст.76 Конституции Российской Федерации определила принятие только федеральных законов. Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции» предмет ведения Российской Федерации определен как сфера;

общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации, формами реализации полномочий по предметам ведения Российской Федерации определены федераль­ные конституционные законы и федеральные законы, имеющие. прямое действие на всей территории Российской Федерации. Сле­довательно, сферы общественных отношений, являющиеся пред­метами ведения Российской Федерации, не подлежат законода­тельному регулированию субъектом Российской Федерации.

Если обратиться к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то в этой сфере законодательные орга­ны обладают правом осуществлять законодательное регулирова­ние. Отношение к установлению в Конституции Российской Фе­дерации предметов совместного ведения неоднозначно. Позиции поляризуются от признания ст. 72 Конституции Российской Фе­дерации как нового слова в мировой практике федерализма до полного неприятия, когда данная статья расценивается, как свидетельство неспособности законодателя разделить власть между  Федерацией и ее субъектами. Встречаются взгляды на ст.72 Конституции как на результат компромисса между федеральной и региональными властями, не сумевшими на момент принятия Конституции Российской Федерации договориться по своим исклю­чительным полномочиям, или как на переходном положения.

Согласно п.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российс­кой Федерации. В рамках совместного ведения законодательные органы субъектов Российской Федерации наделены значитель­ными полномочиями. Законодательство по предметам совместно­го ведения развивается стремительно, восполняя пробелы в федеральном законодательстве, часто выходя за рамки предметов ве­дения субъектов Российской Федерации, нарушая Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. Законодатель­ные органы субъектов Российской Федерации и соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации» само­стоятельно определяют систему органов государе тонной власти в субъектах Российской Федерации путем принятия уставов и конституций. Решаются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина путем создания дополнительных гарантий обеспе­чения прав человека и гражданина, создания института уполно­моченного по правам человека в субъектах Российской Федера­ции. Принимаются дополнительные меры по обеспечению закон­ности, правопорядка, общественной безопасности: в бюджетах субъектов Российской Федерации и целевых программах предус­матриваются дополнительные средства для решения указанных вопросов, создаются добровольные народные дружины, населе­ние привлекается к охране общественного порядка.

В регионах развивается земельное, водное, лесное законода­тельство, законодательство о недрах и охране окружающей сре­ды. Осуществляется законодательное регулирование вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культу­ры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства и дет­ства, социальной защиты и социального обеспечения. Законода­тельством субъектов Российской Федерации устанавливается ад­министративная ответственность за нарушение законов субъектов Российской Федерации. Законодательные органы принимают участие в формировании семейного, жилищного права, учитывая специфику своих регионов.

Значительное место отводится законодательству субъектов Рос­сийской Федерации о местном самоуправлении. В отношении органов местного самоуправления пределы законодательного ре­гулирования субъектов Российской Федерации определены Фе­деральным законом от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В субъектах Российской Федерации приняты зако­ны, регулирующие общие вопросы организации местного само" управления, а также специальные законы, направленные на ре­гулирование порядка формирования и деятельности органов мест, тного самоуправления, установления порядка создания муници­пальных образований, изменения их границ, правовое регулиро­вание финансово-экономического взаимодействия субъекта Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления.

Уровень, на котором осуществляется местное самоуправление, структуру органов местного самоуправления в субъектах Россий­ской Федерации определили по-разному. В ряде субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется толь­ко на уровне административно-территориальных единиц (город, район). Так, в Волгоградской области местное самоуправление осуществляется на уровне районов и городов, являющихся административно-территориальными единицами. А в Астраханской области местное самоуправление осуществляется на уровне сель­совета, поселка, района, не имеющих статуса административно-территориальных единиц. Ряд субъектов пошли по пути сохранения вертикали власти и создания уровня государственной вла­сти на территории городов, районов посредством придания представительным местным и исполнительным органам статуса мест­ных органов государственной власти. Пример: Карачаево-Чер­кесская Республика, республики Ингушетия, Карелия, Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Удмуртия, Коми. В Новосибирск кой области и Ставропольском крае существуют территориаль­ные органы государственной власти.

В Конституции Республики Саха (Якутия) имеется раздел «Местные органы государственной власти и местное самоуправ­ление в Республике Саха (Якутия)». Согласно ст.94 Конституции Республики Саха (Якутия) местное самоуправление осуще­ствляется гражданами с учетом исторических и иных местных традиций. Понятия «местные органы государственной власти» и «местное самоуправление» совмещены, что не дает четкого пред­ставления о формах осуществления народовластия, хотя в данном разделе и указывается, что местное самоуправление самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти.

В Конституции Республики Ингушетия закреплено, что одно­временно действуют органы местной власти и управления и орга­ны местного самоуправления. Ст.90 Конституции Республики Ингушетия определено, что местную власть образуют исполни­тельно-распорядительные органы - администрации районов, го­родов, сел, станиц и других административно-территориальных единиц, а ст.92 определяет, что органы местной государственной власти и управления управляют муниципальной собственностью, формируют бюджет, осуществляют охрану общественного поряд­ка, обеспечивают исполнение законодательства республики, а так­же решают вопросы местного значения. Органы местной государ­ственной власти выполняют все функции местного самоуправле­ния, а местное самоуправление согласно ст.96 признается и га­рантируется как деятельность граждан в форме прямого воле­изъявления граждан (собрания, сходы, референдумы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

В Конституции Республики Дагестан определено, что самоуп­равление может осуществляться через органы управления - мест­ные администрации, и в пределах осуществления государствен­ных полномочий они входят в единую систему органов исполни­тельной власти Республики Дагестан.

В Удмуртской Республике был принят Закон «О системе ор­ганов государственной власти в Удмуртской Республике», со­гласно которому органы государственной власти создавались в пределах административно-территориальных единиц (район, город), а местное самоуправление осуществляется в сельских поселениях, поселках, части городских поселений в пределах жилых комплек­сов. Конституционный Суд Российской Федерации 24 января 1997 г. при рассмотрении дела о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской республике» признал соот­ветствующей Конституции Российской Федерации возможность вклю­чения в систему органов государственной власти Удмуртской республики, как высших органов власти, так и территориальных орга­нов, в том числе органов административно-территориальных еди­ниц. Но при этом признаны не соответствующими принципу разделения властей положения о назначении и освобождении от должно­сти Государственным Советом Удмуртской Республики по пред­ставлению председателя правительства Удмуртской Республики, главы администрации района, города, а также положение об отмене актов Советов депутатов и администрации района, города.

Что касается полномочий создаваемых местных органов госу­дарственной власти, то Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. по делу о проверке конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст.41 Закона Республики Коми «Об органах исполни­тельной власти в республике Коми» было признано, что полно­мочия в области местного бюджета, местных налогов и сборов, муниципальной собственности, а также другие полномочия по решению вопросов местного значения могут осуществляться толь­ко органами местного самоуправления. Из данного положения следует, что к ведению местных органов государственной власти могут быть отнесены лишь такие задачи, которые не связаны с решением вопросов местного значения.

Ст.73 Конституции РФ определено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Согласно части четвертой ст.76 Конституции РФ вне пределов ведения Российс­кой Федерации, совместного ведения субъекты Российской Фе­дерации осуществляют собственное правовое регулирование, вклю­чая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В рамках совместного ведения субъекты Российской Федера­ции ограничены Федеральным законом, его приоритетом по от­ношению к закону субъекта Российской Федерации. В рамках исключительного ведения субъекта Российской Федерации при­оритетом обладают законы субъекта РФ.

Часто возникает вопрос, почему в Конституции РФ не приве­ден перечень предметов исключительного ведения субъектов РФ. Но ведь круг вопросов, решаемых на уровне субъектов РФ, на­столько широк, что его практически невозможно обозначить в рамках одного правового акта. Такое регулирование на уровне Российской Федерации можно было бы рассматривать как вме­шательство в исключительную компетенцию субъектов РФ.

Итак, законодательство субъектов РФ можно условно разде­лить на две группы: законы, принимаемые по предметам совмес­тного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz