Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва
23 апреля 2000 г.
Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между
органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного
самоуправления
Сахиев Р.А. Начальник Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан.
Реформа местного самоуправления на современном этапе является одной из важнейших задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя РФ наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы Основного закона.
Население, проживающее на территории местных самоуправлении, постепенно начинает осознавать действенность самоуправления, на практике убеждаясь, что решение ряда проблем жизнедеятельности людей во многом зависит от них самих. Проводится работа по комплексному развитию территорий местного самоуправления, связанная со строительством жилья, дорог, благоустройством населенных пунктов, совершенствованием работы медицинских учреждений, учреждений культуры, школьного образования, детских дошкольных учреждений, развитием спортивных сооружений, бытового обслуживания населения, сохранением и развитием исторических и культурных традиций, охраной общественного порядка, окружающей природной среды и земельных ресурсов.
Однако процесс становления местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, главными среди них являются финансово-экономические трудности местного самоуправления, недостаточно развитая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы функционирования местного самоуправления, проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На наш взгляд, слабость законодательства о местном самоуправлении обусловлена следующими причинами:
• неполнотой федерального и регионального законодательства, в том числе отсутствием нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении;
отсутствием четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления;
• внутренней несогласованностью и несистемностью федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении;
• неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Фундаментальным отличием новой системы местного самоуправления от прежней системы Советов народных депутатов является наличие собственной компетенции власти каждого уровня, в которую не имеют права вмешиваться властные вышестоящие органы. Это касается как отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и между муниципальными образованиями разных уровней.
Государственные органы не вправе отменять решения органов местного самоуправления и результаты непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований по вопросам местного значения, принятые в пределах их компетенции. Такое же правило действует в отношениях более крупных муниципальных образований с более мелкими, находящимися на их территории. Они вправе только оспаривать в суде их решения, в которых усматриваются нарушения законодательства, в частности, выход за пределы собственной компетенции.
То же самое право имеют и муниципальные образования более низких уровней по отношению к решениям муниципальных образований, на территории которых они находятся, а также по отношению к решениям государственных органов.
В этом смысле все муниципальные образования равноправны. Ни о каком, даже приблизительном равенстве между разноуровневыми муниципальными образованиями и государством не может быть и речи. Различия природных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных ресурсов, а значит, возможностей решать те или иные проблемы, слишком велики. Отсюда возникает необходимость четкого разграничения полномочий на решение определенных вопросов органов государственной власти и местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит лишь некоторые основы и общие установки для такого рода разграничения полномочий, которое может производиться лишь особыми федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.6 вышеуказанного Закона в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значении, которые перечислены в ч. 2 этой же статьи и дополнительно определены законами субъектов Российской Федерации, а также перечислены отдельные государственные полномочия, которыми наделяться органы местного самоуправления. Проблема разграничения полномочий сводилась бы лишь к необходимости определения оснований, условий и процедуры передачи отдельных государственных полномочий местному самоуправлению, если бы последнее обладало всей полнотой на решение вопросов местного значения. Однако это далеко не так. Многие вопросы местного значения, перечисленные в Федеральном законе, не могут решаться без участия государства» (например, здравоохранение, обеспечение санитарного благополучия, охрана общественного порядка, охрана окружающей природной среды и другое). Поэтому по данным вопросам местного значения необходимо уточнение и законодательное разграничение полномочий органов государственной власти и органов местною самоуправления.
На наш взгляд, проблема разграничения полномочий должна решаться законодательством субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Что же касается наделения, или делегирования, государственных полномочий местному самоуправлению как важнейшей формы разграничения полномочий, то эта проблема имеет по меньшей мере двухуровневое, а в субъектах Российской Федерации, имеющих местные органы государственной власти, - трехуровневое решение (соответственно уровням федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов ГФ и органов государственной власти административно-территориальных единиц субъектов РФ).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает решение этих вопросов другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, оговаривая лишь подконтрольность государству реализации его полномочий местным самоуправлением, а также обязательность передачи необходимых материальных и финансовых средств одновременно с наделением соответствующими полномочиями. Именно поэтому представляется насущной необходимостью скорейшее принятие федерального закона о порядке наделения органов местного самоуправления «.отдельными государственными полномочиями, который мог бы 'стать базой для принятия региональных законов. В этом законе следовало бы наделить органы местного самоуправления правом отказаться от выполнения отдельных государственных полномочий в случае их недостаточного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одной из основ экономической самостоятельности местного самоуправления является собственность, в первую очередь земельные ресурсы и другое недвижимое имущество. Однако, несмотря на то, что признание и защита муниципальной собственности провозглашена в ст.8 Конституции Российской Федерации наравне с государственной и частной, до конца вопросы наделения муниципальных образований собственностью еще не решены. При этом следует учитывать, что процесс формирования муниципальной собственности имеет в своей основе раздел прежней государственной собственности, что на формирование муниципальной собственности непосредственно влияет процесс приватизации, и что деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает также осуществление иных прав собственника муниципального имущества.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации. Но закрепленный в данном Федеральном законе механизм финансового обеспечения муниципальной деятельности в полной мере не действует. Необходимо привести налоговое и бюджетное законодательство в соответствие с рассматриваемым Законом и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Впрочем, положения последнего также нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В русле сказанного должно найти дальнейшее законодательное закрепление положение о том, что решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств, поскольку именно в органы местного самоуправления по этим вою росам обращается население в первую очередь, актуален вопрос формирования бюджета местного самоуправления на основе стабильных нормативов, позволяющих обеспечить реальную финансовую самостоятельность местного самоуправления. В связи с этим целесообразно было бы повысить установленные Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» нормативы отчислений от федеральных налогов в качестве закрепленных на постоянной основе доходных источников местных бюджетов и скорректировать перечень видов федеральных и региональных налогов, отчисления от которых закрепляются за местными бюджетами, перевести часть федеральных и региональных налогов в муниципальные (например, налог на недвижимость).
Остро стоит вопрос о праве муниципальной собственности на землю. Земля муниципальных образований является одной из важнейших составляющих экономической самостоятельности местного самоуправления. Органам местного самоуправления должна быть предоставлена реальная возможность осуществления права собственника земельных участков. Принятие в субъектах РФ законов о земле и других нормативных правовых актов, регулирующих процедуру передачи государственных земель в собственность местного самоуправления, не может в полной мере решить псе проблемы. Принятие Земельного кодекса РФ, не учитывающего интересы местного самоуправления, способно привести к целому ряду негативных последствий при становлении местного самоуправления, если вообще сделает это возможным.
Требуют своего разрешения проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления, организации обучения их работников, подготовки соответствующих специалистов для работы в этих органах.
В сложившейся ситуации, когда органы местного самоуправления не имеют достаточных финансово-экономических возможностей для реализации своих полномочий, отсутствие эффективной властной вертикали не всегда позволят оперативно и своевременно решать наиболее острые вопросы общегосударственного и местного значения. В этой связи представляется актуальным образование представительных и исполнительных органов государственной власти на уровне административно-территориальных единиц субъектов РФ. Принципиальную возможность их создания подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 24 января 1997 г. №1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и не исключил Федеральных закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии со ст.2 которого систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
исполнительный высший орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Представляется также необходимым в целях решения проблемы управляемости в субъектах РФ усилить роль органов государственной власти субъектов в сфере влияния на деятельность местного самоуправления. В частности, предоставить субъектам РФ право:
определять территориальный уровень, на котором осуществляется местное самоуправление, с учетом административно-территориального устройства, сложившейся социально-экономической ситуации, исторических и национальных традиций;
• устанавливать предельную численность представительных органов местного самоуправления;
• устанавливать формы контроля со стороны субъекта РФ за деятельностью органов местного самоуправления, возможно, в том числе и формы приостановления органами государственной власти субъектов РФ актов органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству, законодательству субъектов РФ, а также инициирования досрочного судебного прекращения полномочий глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления;
• участвовать в решении отдельных вопросов местного значения, имеющих государственную важность, определив при этом Пределы государственного регулирования таких вопросов. В свою очередь, поскольку центр тяжести правового регулирования деятельности местного самоуправления все более будет смещаться на уровень субъектов Российской Федерации, особое внимание на федеральном уровне должно быть уделено созданию системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав к интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность органов государственной власти.
В целом же правовое регулирование деятельности местного (самоуправления должно решаться в соответствии с требованиями 1:пропейской Хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Федеральным Собранием РФ 11 апреля 1998 г.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip