Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Собственность как предмет спора во взаимоотношениях государственной и муниципальной власти

 

Метельский Е.М. Советник экспертного комитета  Администрации Омской области.

Собственность, независимо от ее форм, признаваемых и защищаемых государством равным образом (п.2 ст.8 Конституции РФ), понятие многогранное, представляющее собой не только благо для собственника (например, получение дохода), но и возлагаю­щее на него бремя ответственности. Несмотря на то, что институт права собственности с содержательной стороны (понятие собствен­ности, ее признаки, сущность т.д.) определяется нормами граж­данского права, он находит широкую реализацию в других от­раслях российского прав и, прежде всего, в государственном (конституционном) и муниципальном.

С провозглашением, а затем со становлением и развитием мес­тного самоуправления в РФ стали возникать многочисленные су­дебные споры между органами государственной власти, прежде всего субъектов РФ, и органами местного самоуправления, суще­ствующими в границах этих субъектов РФ, по поводу отнесения тех или иных объектов гражданского оборота к государственной пли муниципальной собственности. Безусловно, возникновение подобных споров обусловлено наличием объективных причин, в первую очередь таких, как равенство субъектов гражданских пра­воотношений, являющихся обязательным элементом правового го­сударства. Между тем, на наш взгляд, существуют также и уст­ранимые недостатки, мешающие цивилизованному взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ и местного само­управления. Назовем из них лишь два наиболее существенных.

1. Несовершенство законодательства РФ, регулирующего вопросы собственности. На сегодняшний день единственным нор­мативным правовым документом, регулирующим вопросы соб­ственности в РФ, остается постановление Верховного Совета РСФСР 1991 г., которое не только не устанавливает основных принципов разграничения государственной собственности на фе­деральную собственность, собственность республик, краев облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов и муниципальную собственность, ограничиваясь

лишь ее перечислением в приложениях к постановлению, а еще более усложняет процесс ее разграничения, поскольку не содер­жит однозначного толкования в отношении ряда объектов о их принадлежности к государственной или муниципальной собствен­ности. Наиболее ярким примером существования такого положе­ния является наличие большого числа судебных споров по пере­даче памятников архитектуры в государственную собственность субъектов Федерации или в собственность муниципальных обра­зований этих субъектов РФ. Выходом из сложившейся ситуации может являться лишь скорейшее принятие федерального закона о разграничении государственной собственности.

2. Отстраненность федеральных исполнительных органов власти от участия в разрешении конфликта между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления. Через институт собственности данное неучастие про­является в отсутствии четких процедур передачи объектов феде­ральной собственности в пользование, управление и т.д. субъектов РФ, в том числе и тех, которые на момент такой передачи находи­лись в незаконном владении и пользовании органов местного само­управления. Так, постановлением Правительства РФ от 13.10.97 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ» архи­вы БТИ, являющиеся объектами федеральной собственности, были переданы в пользование субъектов РФ. Большая часть данных ар­хивов на момент принятия указанного постановления Правитель­ства РФ находилась во владении органов местного самоуправле­ния, перешедших к ним в начале 90-х годов при наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью, в состав которой вошли и организации БТИ, причем их передача осуществ­лялась без архивов БТИ. Согласно нормам ГК РФ пользователь имущества не имеет права истребовать имущество из чужого неза­конного владения и пользования. Возникла тупиковая ситуация, которая на сегодняшний день так и не имеет своего разрешения.

Таким образом, устранение вышеизложенных недостатков, с од­ной стороны, создаст условия для наведения порядка в отноше­ниях между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с другой, позволит устра­нить стереотип об отсутствии единства вертикали исполнитель­ной государственной власти в рамках п. 2 ст. 7 7 Конституции РФ, поскольку сегодня государственная власть субъектов РФ нахо­дится «один на один» со своими проблемами, в том числе и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz