Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Геополитические аспекты формировании региональной политики устойчивого развития

Севастьянов В. Л. Генеральный директор Научно-образовательного Центра устойчивого развития городов и регионов Москвской Ассоциации экологического образования.

В настоящее время в стране ещё только формируются концеп­туальные социально-экономические основы политики перехода страны в целом и составляющих её регионов к устойчивому раз­витию. Вместе с тем уже отчетливо проявились тенденции возра­стания роли регионов и городов (прежде всего крупных) как субъектов национальной политики в этой сфере. Современная обстановка в России характеризуется отсутствием окончательно сформированной системы современного федерализма и статуса субъектов федерации. Еще недостаточно разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, не выверены соотношения равенства различных субъек­тов с установлением рамок их особенностей, процессы децентра­лизации плохо регулируются и в ряде случаев приводят к нега­тивным (а иногда и трагическим) последствиям. Возникают тре­ния во взаимоотношениях краев, областей и автономных образо­ваний, входящих в их состав; нет решения многих правовых про­блем, связанных с образованием новых и трансформацией суще­ствующих субъектов Федерации, отсутствуют научно обоснован­ные методы определения целесообразности и самой возможности изменения статуса субъекта Федерации. Много проблем возни­кает в области бюджетной политики. По сути дела ещё недоста­точно оформились принципы составления региональных бюдже­тов по структурам доходов и расходов, а также межбюджетных отношений (включая трансферты и субвенции). Проблемы воз­никают и у субъектов-доноров становления финансовой самосто­ятельности регионов и у дотационных регионов, получающих финансовую поддержку из федерального бюджета. Следует от­метить, что сходные проблемы возникают во многих государ­ствах с федеративным устройством, однако в России они значи­тельно осложнены рядом специфических геополитических фак­торов. Говоря о внутренней геополитике в случае России нельзя

абстрагироваться от её широтной географической структуры и того, что многие её внутренние проблемы могут быть адекватно решены только в рамках интегрального геополитического поля. Следует с этих позиций подходить к возможности пространствен­ного влияния центра на периферию.

Особую остроту эти проблемы приобретают в свете объектив­ной потребности в развитии местного самоуправления, как одной из основ современного гражданского общества и правового госу­дарства. При планировании и практическом осуществлении ре­гиональной политики обеспечения устойчивого развития в усло­виях указанных выше неопределенностей особенно необходим тщательный анализ ситуации в регионе по показателям, доступ­ным контролю и регулированию. Именно мониторинг и целенап­равленное регулирующее воздействие со стороны региональных властей при условии неуклонного следования экологическому императиву создадут условия для перехода к устойчивому раз­витию. При этом само устойчивое развитие следует рассматри­вать как управляемый процесс, требующий комплексного, сис­темного подхода, при котором намеченные программы работ дол­жны быть ситуативны, то есть должны предусматривать различ­ные варианты действий в соответствии со складывающейся обста­новкой. В данной работе продвижение по пути устойчивого раз­вития рассматривается прежде всего с точки зрения выполнения фундаментального принципа обеспечения путем рационального управления социально-экономического прогресса и экологичес­кой безопасности в настоящий период и на перспективу. Прово­димый анализ должен включать несколько стадий.

1. Социально-экономическое районирование. Проводится экономико-географический анализ с учетом при-родно-климатических условий, природно-ресурсного потенциа­ла, структуры и специализации хозяйства, экологической обста­новки. Исследуются особенности распределения собственности по трем уровням - фдеральная, субъекта Российской Федерации, муниципальная. Оценивается существующий производственный потенциал и анализируется динамика объемов производства. Изу­чается развитие малого бизнеса и предпринимательства. Иссле­дуются демократические процессы и существующая возрастная структура населения, а также его занятость и уровень жизни. Последний оценивается с учетом динамики среднедушевых дохо­дов населения и степени его расслоения по доходам. Анализиру­ется обеспеченность регионального бюджета собственными доходами. Следует отметить, что проблемы причин депрессивности ряда регионов ещё требуют изучения и классификации по регио­нам для нахождения путей преодоления кризисного развития.

2. Выбор приоритетов регионального развития и интеграци­онных связей с другими регионами.

Анализируются необходимость и возможность реструктуриза­ции производственного потенциала, особенно находящегося в му­ниципальной собственности, так как он является финансовой опо­рой местного самоуправления. Очевидно, что стратегия перспек­тивного развития определяется в зависимости от характеристик региона, выявленных на стадии социально-экономического районирования. Стратегии будут различными для районов высокой промышленной активности и аграрно-ориентированных, или районов с преобладанием природно-ресурсной (сырьевой) ориентации. Определяются цели и перспективы развития межрегиональ­ных экономических связей и возможные «точки роста» производ­ственных структур межрегионального уровня. При этом следует исходить из того, что области с типологически близкими пробле­мами могут образовывать интеграционные структуры, применительно к которым отношения центра и регионов строятся по геополитической формуле «стратегический централизм + культур­но-экономический регионализм». Оцениваются возможности у совершенствования координации действий с отраслевыми ведом­ствами. На этом этапе нельзя терять из поля зрения важную цель преобразований - создать благоприятную среду для развития (прежде всего функционального, социально полезного предпри­нимательства в интересах территории.            

           3. Оценка инвестиционного потенциала региона.

Разработка концептуальных положений будущей программы социально-экономического развития региона базируется на раци­ональном использовании имеющихся ресурсов и привлекаемых, инвестиций. На основе системы социально-экономических про­гнозов осуществляется программно-целевое планирование (теку­щее и долгосрочное), включая межрегиональные программы. В соответствии с этими программами выстраиваются инвестицион­ные приоритеты и намечаются источники ресурсного обеспечения программ, определяется соотношение вкладов федеральных и региональных инвесторов. Распределяется ответственность за ре­ализацию программ. На этой стадии важно правильно оценить инвестиционный потенциал региона. Последний складывается из суммы составляющих — промышленного ресурсно-сырьевого, интеллектуального потенциалов; важную роль играют такие фак­торы, как развитость инфраструктуры, сложившаяся экологи­ческая ситуация. К числу наиболее динамичных по инвестицион­ному потенциалу регионов у нас в настоящее время относят, как правило, регионы с богатыми запасами углеводородного сырья, а также те, которые лидируют по текущим показателям бюджет­ных доходов, объемам валового регионального продукта и това­рооборота. Однако в настоящее время - об этом свидетельствует опыт передовых зарубежных стран - возрастает значение таких показателей, как численность экономически активного населения, число малых предприятий, численность занятых научными ис­следованиями; важное значение приобретает развитость автодо­рожной сети. Особое внимание на этой стадии следует уделить организации менеджмента инноваций.

4. Оценка рисков, возникающих для устойчивого развития. Проводится оценка всех факторов, создающих (или потенци­ально) могущих создать угрозу устойчивому развитию региона природных до антропогенных, включая техногенные, эколо­гические, экономические, социально-политические, криминаль­ные и другие. В ряде крупных регионов и городов (например, в Москве) накоплен ценный опыт анализа таких рисков в ходе исследований, проводящихся в рамках комплексных программ безопасности (они интегрируются в федеральную Комплексную программу «Безопасность России»). По результатам такого изу­чения получают динамику инвестиционного риска в регионе. При получении данных по ряду регионов могут быть определены рей­тинги инвестиционного риска по регионам, а сами регионы рас­пределены (классифицированы) по видам инвестиционного рис­ка. Данные, полученные на третьем и четвертом этапах работы при их совместном учете позволяют реально оценить инвестици­онную привлекательность региона.

5. Комплексная оценка необходимых мер в области эколо­гической безопасности.

На этом этапе важно эффективно использовать данные, полу­ченные на предыдущих стадиях работы. К ним следует добавить необходимость составления кадастров природных ресурсов в ре­гионе и развития современных геоинформационных систем уп­равления (прежде всего интеграции уже существующих, но рас­средоточенных по различным ведомствам). На этом этапе проду­мываются меры по организации эффективного исполнения зако­нодательства в разграничении прав собственности на землю и природные ресурсы. Анализируются меры по рациональному ог­раничению землепользования и резервированию территорий;

Проведенный анализ позволит осуществить научно обоснованное функциональное зонирование территории. Необходимо проанализировать опыт реализации прежних программ экологического развития региона. Планируемые к осуществлению хозяйственные проекты, способные оказать значимое влияние на состояние окружающей среды, должны пройти процедуру ОВОС. Указанные выше составляющие необходимой аналитической работы позволят разработать комплексную программу развития территориального социо-природного комплекса на перспективу.    

6. Разработка стратегии взаимодействия региональных властей с общественностью.                                 

На этом этапе предусматриваются основные мероприятия по освещению планов социально-экономических преобразований (с обязательным широким использованием СМИ), развитию учас­тия общественности в мониторинге на местах и построению систе­мы прямых и обратных информационных связей. Важно осоз­нать, что продвижение по пути устойчивого развития требует го­раздо больших усилий в области РК, чем на предыдущих стади­ях общественного развития. Диалог с общественностью впервые становится принципиально необходимым. Здесь вполне уместно использовать передовой зарубежный опыт. В частности, во Фран­ции был создан специальный конституционный орган - «Совет по социальному развитию», куда делегируются представители от парламента, предпринимательских структур и профсоюзов. Сле­дует также добиваться более эффективного функционирования уже существующих структур - например, торгово-промышлен­ных палат. Все это достигается только при условии учета регио­нальных особенностей и геополитических факторов, оказываю­щих существенное влияние на социально-политическую обстановку.

В принципе можно назвать и большее число этапов. Важно, что на каждом этапе должны быть идентифицированы, а затем ранжированы существующие проблемы и выстроена иерархичес­кая система приоритетов.

Методическое обеспечение учета геополитических факторов при формировании региональной политики устойчивого развития.

Политика устойчивого развития требует регулирующего воз­действия государственных властей с целью оптимального управ­ления. Система управления в этом случае должна включать ряд подсистем: нормативно-правового обеспечения; финансово-кредитной поддержки/информационного обеспечения, профилактики чрезвычайных ситуаций (природного и техногенного характера). Отдельно можно выделить подсистемы научно-образовательного характера в области экологической безопасности и рационально­го природопользования.

Полезно при проведении анализа выявить критерии устойчи­вого развития, характерные именно для данного города (регио­на). При совершенствовании структуры управления городом (ре­гионом) нужно обеспечить разумное сочетание отраслевого и тер­риториального принципов. Нужно также подумать о более раци­ональном использовании таких рычагов управления, как разме­щение государственных и муниципальных заказов, системы по­ручительств (гарантий) местных властей, предоставляемых пред­принимательским структурам. Одним из приоритетов в экономи­ческом базисе устойчивого развития региона должна стать такая структурно-технологическая перестройка хозяйства, которая спо­собствовала бы осуществлению эффективного ресурсосбережения. Приоритетами в области экологической безопасности должны стать неистощительное природопользование с ориентацией на миними­зацию загрязнения, отходов и изъятия природных ресурсов, а также экологических рисков. Целесообразно создавать инкубато­ры экологически ориентированного бизнеса и развивать сеть цен­тров чистых производств. При этом следует исходить из плани­руемого возрастания экономической ценности природных ресур­сов. В сфере правоприменительной практики необходимо неукос­нительно внедрять принцип «загрязнитель платит» и принимать меры по снижению латентности экологических правонарушений.

В связи с необходимостью учета названных выше факторов приходится отметить имеющиеся проблемы правового регулиро­вания в таких областях как принципы взаимодействия государ­ственных органов власти и органов местного самоуправления;

распределение прав, полномочий и ответственности на различ­ных уровнях власти (а также методология разрешения возника­ющих споров и конфликтов). Уже на нынешнем этапе подобный подход способен принести значительный эффект. Так, отмечает­ся, что налоговые поступления в муниципальные бюджеты дают большую социально-экономическую отдачу, чем в федеральном бюджете: на долю муниципалитетов приходится не более 25% доходов консолидированного бюджета страны, однако за эти сред­ства удовлетворяется от 40 до 60% текущих потребностей граж­дан. В связи с этим представляется важным на уровне субъектов

Российской Федерации провести «паспортизацию» муниципальных образований с объективной оценкой их ресурсного и налогового потенциалов. Необходимо сформировать эффективную сис­тему контроля текущей хозяйственной деятельности органов вла­сти, сочетающую государственный и общественный контроль. Требуется также формирование цивилизованного регионального рынка недвижимости, создание условий для вовлечения её в хо­зяйственный оборот. С этой целью целесообразны переход на еди­ный налог на недвижимость с оставлением его в распоряжении муниципалитетов, а также формирование имущественного бюд­жета как составной части бюджета развития. На уровне муници­пального образования необходимо обеспечить баланс между его самостоятельностью и ответственностью за состояние дел на его территории. На этом уровне требуется обеспечить, например, эффективное управление муниципальной недвижимостью, в том числе создание реестра недвижимости, и системы её местного на­логообложения, переход к по объектному управлению недвижи­мостью. Здесь уже надо говорить о распределении ответственно­сти по горизонтали «администрация- орган представительной вла­сти - общественные объединения - население».

Актуальной задачей является разработка механизма норма­тивно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления по использованию территориальных социо-при-родных комплексов. Нынешняя недостаточность этого механизма таит потенциальную опасность не только нерационального ис­пользования имеющихся природных ресурсов и недопустимого ущерба окружающей среде, но и возможных уже в ближайшем будущем осложнений в геополитических взаимоотношениях ре­гионов (и субъектов Российской Федерации). Исходя из имею­щегося зарубежного опыта можно прогнозировать рост внимания в регионах к негативным факторам в развитии социо-природных комплексов на сопредельных территориях. Важно соблюсти ба­ланс местных и федеральных интересов в использовании социо-природных комплексов.

Существенную коррекцию в региональную политику устой­чивого развития способен внести такой геополитический фактор как процесс объективного возрастания роли интеллектуальной составляющей в формировании национального богатства. Это приводит в первую очередь к возрастанию роли крупных науч­ных и культурных центров страны. Такие центры заинтересова­ны в развитии разнообразных обменов с другими городами, играющими аналогичную роль. Это будет способствовать интегра­ции различных регионов России, укрепляя федерацию. Эффек­тивное использование региональными и федеральными властями процессов, объективно способствующих преодолению центробеж­ных тенденций, поможет решению важнейшей геополитической задачи - укреплению взаимосвязей между субъектами РФ, а следовательно, и укреплению всей системы российской государ­ственности.

Следует отметить, что для реализации политики перехода к устойчивому развитию потребуется соответствующее информаци­онное обеспечение, предусматривающее интерактивное взаимодей­ствие лиц, принимающих решения, с общественностью на всех стадиях осуществления социально-экономических и хозяйствен­ных проектов - от разработки, принятия и реализации до оценки эффективности по конечному результату. Общественность при таком взаимодействии должна выступать прежде всего своими организованными структурами (последние обеспечат и наиболее активную обратную связь), однако это не означает отказа от ин­формирования более широкой аудитории, всего населения через публикации в СМИ, Интернете. С этой точки зрения процессы управления в социально-экономической сфере в гражданском обществе, осуществляющем политику устойчивого развития, про­являются в непрерывном информационном обмене между четырьмя звеньями - законодательным, исполнительным и контролирую­щим (представляют власти) и общественностью. Приоритетом во взаимоотношениях с общественностью должно стать развитие форм прямого участия граждан в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды (общественных слушаний и экс­пертиз, референдумов и опросов, а также законодательных ини­циатив, возможность которых уже сегодня предусматривается законодательством ряда субъектов РФ). Движение в сторону ус­тойчивого развития по опыту развитых зарубежных стран сопро­вождается также умножением исков граждан и их общественных объединений в защиту общественных экологических интересов. Это ставит вопрос о необходимости обучения навыкам взаимо­действия неправительственных организаций и органов государ­ственной власти в ходе разработки и осуществления региональ­ных программ устойчивого социально-экономического развития. Необходимо готовить региональные кадры, способные обеспечить переход к устойчивому развитию, для чего следует создать систе­му соответствующего образования.  

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz