Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Формирование системы кадровой политики на муниципальном уровне                                       

 

 Ворсин М.В. Консультант Управления организационной и кадровой работы Администрации Главы Республики Коми.

Более чем за 10-летний период становления современной го­сударственной формации России усилиями исполнительной и представительной ветвей власти, региональных образований сложилась достаточно полная новая нормативная правовая база как федерального, так и регионального уровня. Это относится как к различным отраслям хозяйства, сферам нашей жизни вообще, так и проблеме управления персоналом, то есть кад­ровой политике в частности. То, о чем мечтали 10 лет назад, во многом в реальной жизни к сегодняшнему дню уже реали­зовано. Весь пакет нормативных актов, регулирующих управ­ление персоналом: создание резерва подбора, отбора, обуче­ния, переподготовки, аттестации, контроля кадров и так да­лее, сегодня еще пусть несовершенный, но имеется.

Однако появление новых документов, регулирующих воп­росы кадровой политики, породило введение в практику му­ниципальных образований Республики Коми дополнительных функций и, как предсказывалось теоретиками кадрового ме­неджмента, структурно-функциональные противоречия. Новые кадровые функции не вмещаются в усеченные, действующие по прежним канонам и меркам местные кадровые структуры местных муниципальных органов власти. В силу этого гово­рить о сложившейся системе кадровой политики к настоящему времени еще рано. Сейчас как раз этот вопрос актуален. На­чался разговор о кадровой политике как о системе. Причем о системе как составной части государственного управления.

В Республике Коми (Коми Республиканской Академии Го­сударственной Службы и Управления при Главе Республике Коми и Северо-Западной Академии Государственной Служ­бы) определены сроки, цель и направления исследования на тему «Формирование системы кадровой политики и эффективность государственного управления в регионе». Выделены несколько базисных элементов исследования, такие как (1) демократизации системы кадровой службы; (2) профессиона­лизация государственной службы; (3) инновационный харак­тер управленческой деятельности; (4) культура управления; (5) повышение самостоятельности в государственном управле­нии в сочетании с ответственностью; (6) сочетание горизон­тальной и вертикальной интеграции государственного управ­ления.

Формирование вертикали власти от федерального центра до органов местного самоуправления, независимо от места на­хождения и национальных особенностей территории, идет в своей основе по единой модели или, по крайней мере, в целом должно идти, опираясь на единое федеральное правовое поле, отталкиваясь от единого происходящего функционально-задачного поля. В России, как в едином государстве, сумма всех исполнительных функций федерального, регионального и ме­стного уровня - величина постоянная (образование, здравоох­ранение, коммунальные вопросы и т.д.). Они только делятся между региональными исполнительными органами и органами местного самоуправления по-разному на различных террито­риях. Об этом распределении, или как еще говорят «о разде­лении компетенции» между ними, ведется много дискуссий. Субъективный фактор в виде волевых начал того или иного регионального или муниципального руководителя во многом лежит в основе этой проблемы. Инновационный характер со­временной управленческой деятельности, а если точнее, пер­вые шаги в этом направлении позволяют иначе посмотреть на эту проблему. Высокие технологии, использование вычисли­тельной техники позволяют перейти на более дробный, то есть на элементарный уровень организации управления. Исполь­зуя базы данных, компьютерную память, можно составить увя­занный с нормативно-правовой базой исчерпывающий перечень функций федеральных, региональных и муниципальных ис­полнительных органов. Оформив его в виде реестра функций и издав его в виде справочника, федеральный центр мог бы снять многие проблемы в регионах. Благодаря этому докумен­ту можно было бы решать множество как общих, так и част­ных задач, таких как ревизия нормативно-правовой базы ре­гионов, систематизация компетенции и полномочий различных ветвей власти, оптиматизация структур власти и т.д. С точки зрения кадрового менеджмента наличие единого документа со сводом всех функций кадровую работу поднимает на более высокий уровень развития. Подбор и использование кадров, создание резерва, аттестацию, обучение и переподготовку, мо­тивацию и оплату труда можно было бы вести более предметно и дифференцированно.

Реестр функций нужен еще и потому, что существует острая проблема единого понятия аппарата. Сегодня нет даже норма­тивного определения широко используемых в административ­ной деятельности терминов, таких как отдел, управление, ко­митет, департамент, местная администрация и т.д.

Никто, наверное, не будет спорить о том, что управлять должен тот, кто лучше подготовлен, у кого это лучше получа­ется. Вопрос о профессионализме, деловых качествах чинов­ников и, в конечном счете, уровне кадровой работы на регио­нальном уровне лежит в основе авторитета регионального цен­тра. Качество современного управления персоналом органов местного самоуправления во многом, как показывает практи­ка, определяется технической оснащенностью, функциональ­ными полномочиями, наличием научно-методического центра. Статус региональной кадровой службы с учетом идеи введе­ния в практику реестра функций повышается по той причине, что возникает задача координации в исполнении функций меж­ду региональными исполнительными и представительными орга­нами и органами местного самоуправления. Такая координа­ция тем более необходима потому, что по-прежнему имеют ме­сто как дублирование функций, так и неисполнение обязанно­стей по причине закрепления за ними ответственных лиц.

Введение в практику реестра государственных и муници­пальных функций, анализ управленческой деятельности под этим углом зрения убедительно покажет, что многие государ­ственные функции исполняются сегодня не госслужащими, а руководителями и специалистами бюджетных организаций жилищно-коммунального хозяйства, в социальной и иных сфе­рах. Ведь именно они зачастую распределяют бюджетные сред­ства, выдают документы на льготы и т.д. Не давая руководи­телям бюджетных организаций статуса госслужащих, мы су­жаем круг резерва кандидатур на руководящие должности му­ниципальной и государственной службы, не используем меха­низм ограничений по отношению к ним, да и в целом снижаем авторитет муниципальной службы.

Таким образом, убежден, что будущее за математическим про­граммированием, за четким определением понятий и распреде­лением обязанностей. Чем конкретнее требования к чиновни­кам, чем понятнее для них мотивация деятельности и обязан­ности, тем лучше они справятся со своими функциями. Со­здать для чиновников такие условия - наша с вами задача. Одним из вариантов развития процесса совершенствования кад­ровой политики является работа над реестром государствен­ных»» муниципальных функций.

                       

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz