Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел III. «Механизм разрешения противоречий в законодательстве субъектов Федерации и органов местного самоуправления»

 

Государственное управление и местное самоуправление в малонаселенном регионе (на примере Магаданской области)

 

Юдин В. Д. Председатель Комиссии по региональной политике Магаданской областной.

Магаданская область занимает территорию около 460 тыс. кв. км. Здесь проживет 250 тыс. человек. Из находящихся в тру­доспособном возрасте (70% жителей) занято в материальной сфе­ре производства около 58%, в социальной сфере - 25%, в комму­нальном хозяйстве - 8% и 9% в управлении. Прожиточный мини­мум составил в декабре 1999 г. 2282 рубля и являлся самым высоким по Дальневосточному региону России, превышая среднедушевой доход работников социальной сферы и сельского хо­зяйства.

На территории области располагаются город Магадан, 6 рай­онных и 43 поселковых и сельских муниципальных образования. Поселения значительно удалены одно от другого и характеризу­ются различной степенью обеспечения как социальными, так и производственными объектами. В 1999 г. доходы местных бюд­жетов составили 2624 млн., а расходы 2748 млн. руб. Бюджетная обеспеченность одного жителя из местных бюджетов составила по доходам 10815 руб., а по расходам - 11325 руб. в год.

До начала реформ область существовала в условиях государ­ственного управления и государственного обеспечения. Такая си­стема взаимоотношений привела к созданию на территории нео­днородной социальной инфраструктуры затратного характера, жестко связанной с горнопромышленным комплексом. В новых экономических условиях, при переводе предприятий на рыноч­ные отношения, данная система жизнеобеспечения не могла рабо­тать. Понятие «градообразующее предприятие» потеряло свой смысл, поскольку даже крупные предприятия зачастую не могут обеспечить даже выплату зарплаты и уплату налогов. После того, как государство прекратило не только полное финансирование социальной сферы, но и перестало выкупать все золото, добытое

предприятиями, от эффективности действий органов государствен­ной власти и самоуправления зависит не только решение «вопро­сов местного значения», но и выживание людей в прямом смысле этого слова.

Похожая ситуация с различными вариантами, зависящими от степени сохранения производственного потенциала и природных условий, существует, по-видимому, и в иных регионах. Органи­зация управления в Сибири и на Дальнем Востоке - это условия проживания миллионов людей, развитие территорий, содержа­щих существенные запасы природных ресурсов, и определение геополитических перспектив России в Тихоокеанском регионе. Опыт зарубежных стран показывает, что освоение северных тер­риторий при рыночной экономике возможно, но необходимо со­здать систему управления, отвечающую поставленным целям и существующим условиям. Особое место при этом принадлежит самоуправлению.

В процессе выбора моделей самоуправления важно опреде­литься, чем принципиально различаются государственное и мест­ное самоуправление как с точки зрения идеологии, так и методи­ки управления.

Государственное управление в основном решает долгосрочные задачи общие для значительной территории и служит для разре­шения противоречий между гражданами и социальными группа­ми, устанавливает приоритеты развития и защищает интересы граждан своего государства. По своей сути оно затратно - реша­ет вопросы за счет изъятия у членов общества части собственности в виде налогов и сборов и расходования этих средств, а по мето­дам - директивно. Государственные органы управляют субъекта­ми, с которыми зачастую не имеют непосредственного контакта, системами, которые между собой зачастую непосредственно не взаимодействуют. При этом результаты управленческих реше­ний, как правило, проявляются не сразу, порой через годы. Го­сударственная власть региона призвана адаптировать решения федеральных властей к условиям региона, не меняя направлен­ности этих решений (ст. 72 Конституции РФ), а также защищать интересы региона при решении общегосударственных вопросов.

Местное самоуправление повседневно и оперативно решает то, что в законодательстве названо «вопросами местного значения», а по сути включает в себя основные вопросы каждодневной жиз­ни общества и его членов. Органы местного самоуправления уп­равляют системами, с которыми находятся в непосредственном контакте, системами, которые неразрывно связаны между собой предметом своей деятельности - оказанием услуг жителям муниципального образования. Местные решения, должны дать результат если не сразу, то в кратчайшие сроки

Местное самоуправление сегодня наиболее отвечает, предъявляемым к системе управления в условиях развивающейся рыночной экономики и системного кризиса; (наиболее полно использовать резервы производственной сферы, объединять ресурсы населения с ресурсами, выделенными государством. Идеология и методика самоуправления  сводят к самому экономичному решению, поскольку не все делается за свой счет. При этом полнее проявляется сочетание приличной заинтересованности с коллективным решением общих проблем. Местная власть наиболее близка к народу и находится под постоянным контролем. Местное самоуправление лучше всего отвечает принципам организации гражданского общества и демократического правового государства. Оно может и должно стать одним из «локомотивов», которые вывезут страну из кризиса.

Для реализации потенциала самоуправления муниципального образования должна включать весь комплекс, необходимых для обеспечения населения (включая технические и природные объекты). Наличие более двух поселений одном муниципальном образовании зачастую приводит к противоречиям между их жителями, попыткам решать вопросы управления государственными методами, а в итоге – к неэффективности управления, нарушению прав граждан и увеличению затрат бюджетов.

Многие проблемы сегодня связаны с тем, что система правления, по сути, не претерпела существенных изменений после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. Ранее система государственной власти России представляла 4 уровня управления: федерация — регион — район — поселение. Значительная часть государственных и «местных» полномочий при этом возлагалась на районные органы управления, которые представляли собой важнейшее связующее звено между государством и поселениями. После выделения местного самоуправления из системы государственной власти в большинстве субъектов РФ не было создано системы органов государственной власти, а единый орган - администрация или правительство - не может и полной мере обеспечить государственное управление на всей тер­ритории субъекта РФ.         

Для реализации государственных полномочий на всей терри­тории в большинстве регионов применяется так называемая «дву­хуровневая» система местного самоуправления. Районные орга­ны управления, являясь «муниципальными», продолжают ис­полнять значительную часть важнейших государственных полно­мочий (в том числе регистрацию юридических лиц, управление землей и природными ресурсами, начисление пенсий, распреде­ление финансовых ресурсов между иными муниципальными об­разованиями и др.). Такая организация управления привела не только к смешению функций и полномочий, но и к нарушению требований Федерального закона №154-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации». Одни муниципальные образования (районные) получи­ли реальную власть над другими и осуществляют полномочия поселковых и сельских муниципальных образований, причем в ключевых вопросах: назначение кадров муниципальных учреж­дений, регулирование финансовых потоков, управление муни­ципальной собственностью и т.д. Развитие отношений между по­селковыми и районными органами местного самоуправления за­висит от конкретных условий, но, как правило, приводит к не­эффективности местного самоуправления, поскольку осуществ­лять оперативное управление как таковое при удалении поселе­ний на несколько десятков километров невозможно. Описанная система не может долго существовать, она является переходной к одной из двух моделей:

• муниципальными образованиями являются поселения город­ского или сельского типа;

• муниципальными образованиями являются некоторые из го­родов и районы, в составе которых находится несколько поселе­ний.

Вторая модель по своей сути является отказом от самоуправ­ления и возвратом к прежней (государственной) системе. По­скольку сегодня для реализации прав и свобод граждан в посе­лениях методами государственного управления нет ни матери­альных ресурсов, ни правовых основ (отношения собственности, многопартийность и др.), данная модель не имеет перспективы.

Для оптимального взаимодействия государственного управле­ния с самоуправлением граждан предпочтительной представля­ется первая модель. При этом необходимо создание на террито­рии субъекта федерации системы государственной власти, состо­ящей из центральных и территориальных (районных, окруж­ных) подразделений исполнительной (а при необходимости и законодательной) власти. Районные муниципальные образова­ния упраздняются. Такая модель позволит в значительной степе­ни воссоздать пресловутую «исполнительную вертикаль», но са­мое главное - укрепить взаимодействие органов местного само­управления и государственной власти и использовать все пре­имущества этих органов для обеспечения прав и свобод граждан.

Несмотря на то, что самоуправление осуществляется жителями каждого из муниципальных образований «самостоятельно и под свою ответственность», велико его государственное значение. По сути именно в муниципальных образованиях решаются основные задачи, стоящие перед любым обществом: создание условий для проживания граждан и развития личности. Именно в муници­пальных образованиях идет становление и развитие того, что мы называем нацией. Создаются, укрепляются нравственные устои и физическое здоровье поколения, определяются уровень образо­ванности и приоритеты в жизни членов общества. Именно поэто­му важнейшей задачей государства является создание условий для самоуправления граждан.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz