Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

l Цель: изучение бюджетно-финансовой деятельности муниципальных образований.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 72/108 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Бюджетное устройство и бюджетная система

14/8

14/8

 

 

Бюджетно-финансовая деятельность муниципальных образований

40/72

30/50

10/22

 

Налоги как основной источник бюджета

18/28

14/18

4/10

 

Итого

72/108

58/76

14/32

зачет/
зачет

 

Общие положения

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных финансов.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

На основе бюджетных средств осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет этих средств стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

Однако следует отметить, что несмотря на рыночные условия региональные власти зачастую продолжают действовать старыми "обкомовскими" методами, невзирая на Конституцию РФ, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Все больше средств концентрируется на областном уровне. Бюджеты формируются в условиях отсутствия нормативов и методик расчетов. Существующая уравниловка лишает органы местной власти стимулов к увеличению налогооблагаемой базы, к проявлению инициативы, предприимчивости, заставляет обращаться к методам теневой экономики, резко снижает доходную часть бюджетов районов, городов, сел, наносит им экономический ущерб.

В 1996 г. на финансирование органов местного самоуправления уходило около 27% консолидированного бюджета. Почти 2/3 расходов — это расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. В доходах наибольшую часть составляли перечисления из других бюджетов (федерального, субъектов федерации и муниципальных образований — например, от района к городу) и отчисления от налогов и сборов. Сколько и как отчислить из бюджета органам местного самоуправления решали главы субъектов федерации.

Вступивший в силу в сентябре 1997 г. закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" изменил схему финансирования местных органов власти. Теперь у местных администраций будут собственные источники доходов.

К сожалению, закон не решает всех проблем, связанных с финансовой независимостью органов местного самоуправления, но он заложил первые, хотя и небольшие рамки, ограничивающие волюнтаризм субъектов Федерации.

Спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Ускоряются темпы роста расходов на финансирование народного хозяйства, возрастает необходимость ассигнований на охрану окружающей среды.

В этих условиях одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

 

Методика реализации программы

Тема "Бюджетно-финансовая деятельность муниципальных образований" предполагает прежде всего изучение действующего законодательства по вопросам бюджетно-финансовой деятельности, а также теоретических и практических вопросов бюджетного планирования и организации бюджетного процесса. Кроме того, рассматриваются проблемы участия органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях, анализируются вопросы налогообложения, взаимоотношений органов местного самоуправления с субъектами хозяйственной деятельности.

Программа состоит из трех разделов и рассчитана на руководителей и специалистов местного самоуправления. Учебно-тематический план составлен в двух вариантах:

- для руководителей органов местного самоуправления — на 72 часа;

- для специалистов органов местного самоуправления — на 108 часов, где больший уклон делается на проработку специальных вопросов, посвященных бюджету муниципального образования, финансово-кредитным отношениям и местному налогообложению.

В программу включен ряд практических занятий в форме:

- обмена опытом;

- семинарских занятий;

- "круглых столов";

- разбора конкретных ситуаций.

В качестве контрольного мероприятия предполагается зачет по всему курсу.

 

Учебно-тематический план

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Бюджетное устройство и бюджетная система

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понятие и общая характеристика бюджетной системы

6

6

 

 

4

4

 

 

2

Бюджетный процесс

8

8

 

 

4

4

 

 

 

Итого

14

14

 

 

8

8

 

 

II

Бюджетно-финансовая деятельность муниципальных образований

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Правовые основы и принципы бюд-жетно-финансо-вой деятельности муниципальных образований

6

6

 

 

6

6

 

 

2

Бюджетная деятельность органов местного самоуправления

4

4

 

 

6

6

 

 

3

Бюджет муниципального образования

16

8

8

 

24

16

8

 

4

Муниципальные внебюджетные фонды

4

4

 

 

6

4

2

 

5

Страхование в системе финансовой деятельности муниципального образования

2

2

 

 

6

4

2

 

6

Участие органов местного самоуправления в фи-нансово-кредит-ных отношениях

4

2

2

 

14

8

6

 

7

Внешнеэкономи-ческая деятельность и таможенное законодательство

4

4

 

 

10

6

4

 

 

Итого

40

30

10

 

72

50

22

 

III

Налоги как основной источник бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Налоговая система РФ

2

2

-

 

4

4

-

 

2

Налогообложение в РФ

8

6

2

 

12

8

4

 

3

Местные налоги и сборы

8

6

2

 

12

6

6

 

 

Итого

18

14

4

 

28

18

10

 

 

Всего

72

58

14

Зачет

108

76

32

Зачет

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Бюджетное устройство и бюджетная система

Тема I-1. Понятие и общая характеристика бюджетной системы

Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Принципы бюджетного устройства. Бюджетный федерализм. Место бюджетов муниципальных образований в государственной бюджетной системе. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования. Совершенствование межбюджетных отношений.

Тема I-2. Бюджетный процесс

Понятия бюджетного процесса и бюджетного планирования. Принципы бюджетного планирования. Основы организации бюджетного процесса. Задачи бюджетного процесса. Принципы организации бюджетного процесса. Этапы бюджетного процесса. Методы составления бюджетов. Контроль за исполнением бюджетов.

Раздел II. Бюджетно-финансовая деятельность муниципальных образований

Тема II-1. Правовые основы и принципы бюджетно-финансовой деятельности муниципальных образований

Законы РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Правовые формы финансовой деятельности органов местного самоуправления. Бюджетные права субъектов местного самоуправления.

Понятия консолидированного, минимального бюджета, минимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности.

Право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. Права местных органов власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Состав финансовых ресурсов местного самоуправления (бюджетные и внебюджетные средства, кредитные ресурсы, валютные средства). Бюджет муниципального образования как финансовая основа местного самоуправления. Основные принципы финансовой деятельности органов местного самоуправления. Участие органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов.

Тема II-2. Бюджетная деятельность органов местного самоуправления

Отчетность об исполнении местного бюджета. Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов. Основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Принципы составления, рассмотрения проекта бюджета, утверждение бюджета. Права местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов. Исполнение бюджета. Гарантии бюджетных прав местных органов власти. Ответственность за принятые решения по бюджетным вопросам. Право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения бюджетных прав.

Тема II-3. Бюджет муниципального образования

Состав доходов и расходов бюджета.

Доходы местного бюджета. Собственные, или закрепленные доходы. Регулирующие доходы. Местные налоги, сборы и штрафы. Отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ. Финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий. Поступления от приватизации имущества. Поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель, от местных займов и лотерей. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами. Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Расходы местных бюджетов. Специфика расходов местных бюджетов. Расходы на социально-культурные мероприятия. Финансирование народного хозяйства. Ассигнования на охрану окружающей среды. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (услуг).

Средства предприятий и хозяйственных организаций. Метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Возможности объединения средств предприятий со средствами местных бюджетов.

Тема II-4. Муниципальные внебюджетные фонды

Понятие, классификация и правовое регулирование целевых местных фондов. Источники формирования муниципальных внебюджетных фондов. Использование средств фонда. Контроль за исполнением внебюджетных и валютных фондов.

Тема II-5. Страхование в системе финансовой деятельности муниципального образования

Участники страховых отношений и их интересы. Классификация и виды страхования. Финансовые аспекты страховой деятельности.

Тема II-6. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях

Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями. Отношения органов местного самоуправления с территориальными органами Государственной налоговой службы РФ и Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Банковский кредит. Основные принципы кредита. Функции кредита. Формы кредита и его классификация.

Рынок ценных бумаг, основные направления его совершенствования. Классификация ценных бумаг, их виды (акции, облигации, чеки, депозитные сертификаты, векселя), порядок выпуска, характер обращения, типы операций с ними. Анализ качества ценных бумаг, расчет риска и доходности. Муниципальные займы.

Тема II-7. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное законодательство

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Мировая валютная система. Валютная система Российской Федерации. Понятие и содержание валютного регулирования.

Порядок создания и деятельности совместных предприятий с участием российских предприятий и иностранных фирм. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций (контракты, таможенные вопросы, налоги, ответственность).

Раздел III. Налоги как основной источник бюджета

Тема III-1. Налоговая система РФ

Налоговые правоотношения. Порядок установления налоговых платежей. Защита прав субъектов налоговых правоотношений.

Трехканальная фискальная система. Местные налоги. Порядок установления налогов и предоставления льгот в муниципальных образованиях.

Тема III-2. Налогообложение в РФ

Налоги с юридических лиц. НДС и акцизы. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий. Налог на имущество предприятий. Налоговый кредит. Целевые налоговые льготы.

Налоги с физических лиц. Подоходный налог. Налог на имущество.

Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Транспортный и специальный налоги. Земельный налог. Иные налоги.

Тема III-3. Местные налоги и сборы

Особенности местных налогов и сборов. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории РФ. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления.

 

Литература

1.       Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2.       Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 12.08.95 г.

3.       Закон "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 18.

4.       Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 г. // Собрание законодательства РФ, 29.09.97, № 36, ст. 4464.

5.       Постановление Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.91 г. № 3020-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 2.

6.       Закон РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" от 22.12.93 г. // Собрание законодательства РФ, 1994, № 1.

7.       Указ Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.12.93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52.

8.       Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 г., с изменениями от 16.06.92 г., 22.12.92 г., 25.02.93 г., 21.05.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 11; 1992, №34, 1993, № 23.

9.       Постановление Верховного Совета РФ "О создании муниципальных банков в городах" от 22.07.93 г. № 5498-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 32.

1.       Указ Президента РФ "О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местному самоуправлению" от 09.10.93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 41.

2.       Указ Президента РФ "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11.12.93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 50.

3.       Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 10.

4.       Указ Президента РФ "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 24.12.93 г. № 2284// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, №12.

5.       Указ Президента РФ "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" от 23.05.96 г. № 769 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 22.

6.       Постановление Правительства РФ "О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления" от 27.12.95 г. № 1251 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 2.

7.       Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М.: Финстатинформ, 1996.

8.       Финансовое право.: Учебник/ Под ред. Н.И.Химичева — М.: Издательство БЕК, 1995.

9.       Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник/ Под ред. Л.А.Дробозиной — М.: Финансы, Издательское объединение "ЮНИТИ", 1997.

10.   Газета "Коммерсантъ" № 36 (242), 7 октября 1997.

11.   Журнал "Российская Федерация", 1997, № 5.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

Hosted by uCoz