Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И
ПРОГРАММЫ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
САМОУПРАВЛЕНИЯ
l Цель: изучение вопросов хозяйственной деятельности в условиях самоуправления.
l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного
самоуправления.
l Срок обучения: 108/72 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Правовые вопросы хозяйствования |
12/8 |
4/4 |
8/4 |
|
Методологические вопросы муниципального экономического развития |
24/10 |
8/6 |
16/4 |
|
Муниципальные хозяйственные предприятия |
24/18 |
8/6 |
16/12 |
|
Приватизация в муниципальных образованиях |
48/36 |
18/14 |
30/22 |
зачет |
Итого |
108/72 |
38/30 |
70/42 |
курс. |
Общие
положения
Хозяйственная деятельность муниципального образования в условиях самоуправления представляет собой сферу производства и услуг, ориентированных на удовлетворение основных жизненных потребностей населения и на межмуниципальный обмен товарами и услугами.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Осуществляя хозяйственную деятельность, органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующих территорий, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств, а также осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке.
Муниципальное образование не может вести себя как частное юридическое лицо при создании, приобретении или расширении хозяйственного предприятия. При этом должны соблюдаться определенные ограничения:
- создание или наличие хозяйственного предприятия должно отвечать общественным интересам;
- недопустимость давления на частные предприятия со стороны муниципальных хозяйственных предприятий, соблюдение интересов малых и средних предприятий.
Постоянной заботой органов муниципального управления является выбор сфер деятельности для передачи частному бизнесу.
Практика частичной приватизации сфер деятельности не должна заходить столь далеко, чтобы частные предприниматели захватили себе "лакомые" куски, оставив муниципальным образованиям малорентабельные сферы деятельности.
Так, например, возможна передача следующих сфер деятельности общественного самоуправления частным предприятиям:
- уборка помещений, зданий административного назначения;
- уход за проживающими в домах престарелых;
- стирка белья общественных учреждений;
- вывоз мусора;
- перевозка школьников автобусным транспортом;
- малый ремонт муниципальными строительными организациями, при условии минимизации затрат и максимальной эффективности услуг.
Цель настоящей программы — передача специальных знаний в объеме краткосрочного повышения квалификации руководителям и специалистам органов муниципального самоуправления по вопросам хозяйственной деятельности муниципальных образований.
Программа рассчитана на работников органов местного самоуправления, имеющих определенный опыт работы и желающих получить знания для деятельности в новых условиях становления и развития муниципальных образований.
Методика
реализации программы
Основой обучения по настоящей программе повышения квалификации являются активные формы взаимодействия преподавателя со слушателями:
- обмен опытом;
- семинарские занятия;
- "круглый стол";
- выездные занятия;
- деловые и ситуационные игры;
- видеотренинг;
- тестирование;
- решение управленческих задач.
Программа предусматривает изучение зарубежного опыта муниципального хозяйствования, в особенности развитых государств с федеративным государственно-политическим устройством (например, Германии).
Для более качественного и быстрого усвоения материалов слушателю с начала обучения выдается папка с набором необходимых методических материалов (по усмотрению кафедры, курирующей процесс обучения).
Настоящая программа предусматривает разработку двух учебно-тематических планов:
- для руководящего звена органов местного самоуправления;
- для звена исполнителей.
Соответственно объем учебных часов программы вмещает в себя материал, рассчитанный на 108 и 72 часа.
При обучении руководящего звена количество часов больше, чем для исполнителей по следующим разделам:
- правовые вопросы хозяйствования — в 1,5 раза;
- методологические вопросы муниципального экономического развития — почти в 2,5 раза;
- муниципальные хозяйственные предприятия и приватизация в муниципальных образованиях — в 1,3 раза.
В процессе обучения слушателям предстоит выполнить ряд контрольных мероприятий по оценке знаний. Так, по разделу IV руководители должны сдать зачет, а по всему курсу — выполнение курсовой работы. Работники исполнительного звена сдают зачет по всему курсу без выполнения письменной работы.
Тематика письменных работ предлагается самими слушателями и согласовывается с преподавателем.
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
||||||
|
Раздел |
Все- |
в том числе |
Все- |
в том числе |
||||
№ п/п |
и тематика |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
I |
Правовые вопросы
хозяйствования |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Хозяйственные права органов местного самоуправления |
8 |
2 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Государственное участие и государственный надзор |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
- |
|
|
Итого |
12 |
4 |
8 |
|
8 |
4 |
4 |
|
II |
Методологические
вопросы муниципального экономического развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Социально-экономическая характеристика муниципального
образования |
8 |
2 |
6 |
|
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Структурный анализ экономического развития |
12 |
4 |
8 |
|
4 |
2 |
2 |
|
3 |
Критерии и показатели эффективности хозяйственной
деятельности муниципального образования |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
- |
|
|
Итого |
24 |
8 |
16 |
|
10 |
6 |
4 |
|
III |
Муниципальные
хозяйственные предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Хозяйственный механизм муниципального образования |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
2 |
6 |
|
2 |
Организационные формы хозяйствования на селе |
8 |
2 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Предприятия местного самоуправления |
6 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
Итого |
24 |
8 |
16 |
|
18 |
6 |
12 |
|
IV |
Приватизация в
муниципальных образованиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Специфика приватизации |
6 |
2 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Сфера материального производства |
16 |
6 |
10 |
|
10 |
4 |
6 |
|
3 |
Частичная приватизация сферы услуг |
10 |
4 |
6 |
|
10 |
4 |
6 |
|
4 |
Демонополиза-ция хозяйственной деятельности |
16 |
6 |
10 |
|
10 |
4 |
6 |
|
|
Итого |
48 |
18 |
30 |
Зачет |
36 |
14 |
22 |
|
|
Всего |
108 |
38 |
70 |
Курсовая работа |
72 |
30 |
42 |
Зачет |
Содержание
учебно-тематического плана
Раздел I. Правовые вопросы хозяйствования
Тема I-1. Хозяйственные права органов местного самоуправления
Правовые основы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций. Муниципальная экономика и законы экономического развития. Законодательные положения о муниципальной собственности. Уставы муниципальных образований. Право природопользования. Судебная защита прав хозяйственной деятельности. Особенности участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Тема I-2.
Государственное участие и государственный надзор
Государственные капитальные вложения в производственную и непроизводственную сферы муниципальных образований. Их структура и направление. Инструменты государственного регулирования условий инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях. Законодательные ограничения муниципальной хозяйственной деятельности. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и лиц местного самоуправления.
Раздел II. Методологические вопросы муниципального экономического
развития
Тема II-1. Социально-экономическая характеристика муниципального
образования
Задачи социально-экономического развития при переходе к рыночным отношениям. Экономическое и социальное значение непроизводственной сферы. Развитие торговли и общественного питания. Реализация платных услуг населению. Прожиточный минимум. Производство товаров народного потребления. Совершенствование здравоохранения. Социальная защита населения. Индексация.
Тема II-2.
Структурный анализ экономического развития
Муниципальное образование как система. Анализ экономики муниципального образования. Специализация и показатели ее уровня. Трудовые ресурсы на рынке труда. Анализ пропорций развития муниципального образования. Анализ банковско-финансовой подсистемы. Становление рыночных отношений, анализ рынка.
Тема II-3. Критерии
и показатели эффективности хозяйственной деятельности муниципального
образования
Доход, чистый доход, чистая продукция. Показатели рационального использования живого труда. Вещественный фактор производства. Показатели природно-сырьевых ресурсов и капитальных вложений. Бюджетно-финансовые критерии эффективности. Показатели благосостояния населения. Уровень занятости в производственной сфере и сфере услуг.
Раздел III. Муниципальные хозяйственные предприятия
Тема III-1. Хозяйственный механизм муниципального образования
Элементы хозяйственного механизма. Перестройка инфраструктуры муниципального образования. Уровень хозяйственной самостоятельности. Хозрасчетные отношения. Межмуниципальные хозяйственные отношения. Внешнеэкономическая деятельность. Отраслевые и межотраслевые комплексы. Экономический механизм реализации инвестиций.
Тема III-2.
Организационные формы хозяйствования на селе
Состояние сельского хозяйства и местное самоуправление. Земельная реформа. Совершенствование экономического механизма: стратегическое планирование, финансово-кредитная система, механизм ценообразования в условиях самоуправления. Инвестиционная и дотационная политика. Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства. Агропромышленные комплексы. Демографическая и социальная проблемы села и пути их решения. Организационно-правовые формы хозяйствования на селе.
Тема III-3.
Предприятия местного самоуправления
Хозяйственные предприятия без образования права юридического лица. Предприятия электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения. Транспортные предприятия. Особенности создания хозяйственных корпораций в сельской местности.
Создание корпорации местного самоуправления, их роль в социальном развитии муниципальных образований.
Раздел IV. Приватизация в муниципальных образованиях
Тема IV-1. Специфика
приватизации
Цели приватизации коммунальных предприятий и жилищной сферы. Методы приватизации: полный или частичный выкуп, приватизация без выкупа. Ценные бумаги и государственные обязательства и их участие в приватизации. Формы приватизации: выпуск и приобретение акций, аренда с последующим выкупом. Конкурс и аукцион при реализации государственной собственности. Участие работников предприятий в приобретении объектов собственности.
Тема IV-2. Сфера
материального производства
Особенности приватизации сферы материального производства в муниципальных образованиях. Исполнительный механизм приватизации. Роль сферы материального производства в муниципальных отношениях. Комплексное муниципальное планирование и материальное производство. Использование местных ресурсов (сырье, финансы, оборудование, ресурсы) для подъема материального производства в муниципальных образованиях. Роль банков в развитии муниципальной сферы материального производства.
Тема IV-3. Частичная
приватизация сферы услуг
Организация деятельности сферы услуг при приватизации. Передача части сферы услуг общественного самоуправления частным предприятиям: уборка территорий, вывоз мусора, уход за проживающими в домах престарелых, стирка белья, перевозка школьников транспортом, малый ремонт. Режим экономии и хозяйственный подход. Правовая защита приватизированных сфер деятельности от коррупции, роль и место муниципальных органов самоуправления как защитника интересов граждан.
Тема IV-4.
Демонополизация хозяйственной деятельности
Основополагающие нормативные акты по вопросам демонополизации. Демонополизация сферы материального производства. Интересы населения и интересы монополий. Демонополизация сферы услуг населению. Зарубежный опыт демонополизации в муниципальных образованиях. Пропорции между сферой материального производства и сферой услуг.
Литература
1.
Федеральный
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 12.08.95 г.
2.
Федеральный
закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации" от 25.09.97 № 126.
3.
Федеральный
закон "О финансово-промышленных группах" от 30.11.95 г.
4.
Федеральный
закон "Об акционерных обществах" от 26.12.95 г.
5.
Федеральный закон "О сельскохозяйственной
кооперации" от 08.12.95 г.
6.
Федеральный
закон "О некоммерческих организациях".
7.
Анчаров
Н.З. Территориальное развитие межотраслевых производственных комплексов. — М.,
1988.
8.
Заставный
Ф.Д. Совершенствование территориальной организации производительных сил. — Л.,
1986.
9.
Шнипер
Р.И. (и др.). Комплексное региональное планирование: вопросы методологии. —
Новосибирск, 1988.
1.
Папов
А.И. Региональный хозрасчет: содержание, формы, границы (регион, самоуправление
и хозрасчетные отношения). — М.: Знание, 1991.
2.
Соляникова
С.П. Бюджет территории. — М.: Финансы и статистика, 1993.
3.
Бухвальд
Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. — М.: Наука, 1994.
4.
Силаев
Е.Д. Эффективность экономики региона. — М.: Наука, 1989.
5.
Матышина
М.С. Методы социально-экономического прогнозирования. Уч. пособие. — Спб.,
1994.
6.
Пять
источников и пять составных частей местного самоуправления в г. Дзержинском. —
Дзержинский: МП "Инфоцентр", 1996.
7.
Жандаров
А. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России // Экономист,
1996, №4.
8.
Доничев
О. Результативность инвестиционного процесса региона. // Экономист, 1996, №6.
9.
Широков
А.Н. Финансирование муниципальных предприятий и учреждений // Городское
управление, 1996, № 3.
10.
Широков
А.Н., Юркова С. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти //
Экономист, 1996, № 1.
11.
Широков
А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления // Городское
управление, 1996, № 2.
12.
Широков
А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении. Учебное
пособие. — М.: ИПК "Вести", 1996.
13.
Пчелинцев
О.С. Условие формирования региональной политики // Проблемы прогнозирования,
1996, №2.
14.
Гайдуков
В. Конструктивная региональная политика в условиях кризисной экономики //
Проблемы теории и практики управления, 1996, №2.
15.
Дадашев
А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления
// Вопросы экономики, 1995, №5.
16.
Клоцвог
Ф. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики // Проблемы
прогнозирования, 1996, №2.
17.
Строев Е.С.
Социальные приоритеты региона // Российская Федерация, 1995, №4.
18.
Разорвин
И.В., Руткаускас Т.К. Региональная и муниципальная экономика. Программа курса.
— Екатеринбург, 1996.
19.
Штимпфл
Г., Шоллер Х. Местное самоуправление. — Мюнхен/ Пер. с нем., 1995.
20.
Гражданский
кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. — М., 1995.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip