Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

ВВЕДЕНИЕ

С утверждением в Конституции Российской Федерации 1993 г. местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя, в России начался процесс формирования кадрового корпуса муниципальных служащих. Несмотря на большие трудности по совершенствованию системы местной власти, в настоящее время юридически оформлено 14090 муниципальных образований. В подавляющем большинстве из них созданы органы местного самоуправления. В представительные органы муниципальной власти избрано свыше 113 тысяч депутатов, около 13 тысяч должностных лиц местного самоуправления.

В связи с принципиально новыми полномочиями органов местного самоуправления в различных сферах деятельности естественно обострилась проблема обеспечения муниципальной службы высокопрофессиональными, специально подготовленными служащими. По данным экспертного опроса (более тысячи опрошенных), проведенного в 1997 г. региональным информационно-аналитическим центром по вопросам государственной и муниципальной службы Сибирской академии государственной службы, базовая подготовка муниципальных служащих выглядела следующим образом: 32% имеют техническое образование, 6% — сельскохозяйственное, 29% —экономическое, 16% — педагогическое, 3% — юридическое. Специалистов в области государственного и муниципального управления крайне мало.

Следовательно, в муниципальные органы власти в основном пришли работники, не имеющие ни опыта, ни знаний в области муниципального управления. Такое положение предопределяет важность формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Придавая этому приоритетное значение, Президент РФ и Правительство РФ поручили Российской академии государственной службы при Президенте РФ разработать комплексную программу подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. Временным творческим коллективом, состоящим из работников Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Н.С. Сле­п­цов, Г.А.Цветкова), Волго-Вятской академии государственной службы (Б.П. Шулындин, В.А. Мальцев, П.А. Марченков, Г.А. Морозова, Т.В. Мошкова, А.А. Халин, В.В. Яшин) и Министерства Российской Федерации по национальной и региональной политике (А.Г. Воронин, А.Н. Широков), была разработана концепция, а на ее основе — комплексная программа подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. Комплексная программа, представленная читателю, одобрена и принята Администрацией Президента РФ, Правительством РФ и Министерством Российской Федерации по национальной и региональной политике.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников местного самоуправления и муниципального управления только начинает создаваться. Медленно формируется база учебного процесса, его организационное, кадровое, научно-методи­ческое, нормативное, информационное и финансово-экономическое обеспечение. Необходимо совершенствование государственного образовательного стандарта по специальности 061000 «Государственные и муниципальное управление».

Вышесказанное вызвало необходимость формирования научно-методической основы системы повышения квалификации муниципальных служащих. Представленные в учебном пособии базовые планы и программы разработаны временным творческим коллективом Института повышения квалификации государственных служащих (И.И. Курьянов, Н.Ф. Лукьянова, М.В. Талан).

Учебные планы курсов повышения квалификации муниципальных служащих предусматривают обучение в объеме 72 и 108 учебных часов, что соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к повышению квалификации муниципальных служащих. Программы обеспечивают необходимый минимум теоретической подготовки и практически значимых навыков и умений.

Учебные планы и программы повышения квалификации муниципальных служащих сгруппированы по актуальным тематическим направлениям: правовые основы, кадровая политика, антикризисное управление, инвестиционная политика, жилищно-коммунальная реформа, управление недвижимостью и др.

В содержании обучения предполагается дифференцированный подход к различным категориям слушателей. В основу программ положен принцип гибкости, предполагающий динамичные изменения, которые должны учитываться в учебном процессе, основывающемся на использовании наиболее актуальных учебных модулей.

Важным фактором успешного проведения реформы местного самоуправления является формирование навыков принятия самостоятельного решения проблем специалистами в нестандартных условиях, что также отражается в учебных программах. Этому способствует использование активных методов, средств и форм обучения, таких как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тематические дискуссии, социально-психологический тренинг и пр.

В предлагаемых программах профессионального обучения муниципальных служащих сделана попытка учесть сложные, многоаспектные процессы регулирования жизнедеятельности населения городов и районов, органы управления которых в условиях перехода к рынку столкнулись с необходимостью самостоятельно принимать решения, адекватные историческим, национальным, социальным, экономическим и другим особенностям территории.

При разработке комплекса базовых программ учитывалось то обстоятельство, что достаточно часто работникам органов местного самоуправления не хватает не только общих знаний в области управления, экономики и права, но и специфических знаний для работы в муниципальных структурах, соответствующих их должностному и функциональному уровню.

Учебные планы и программы прошли апробацию при обучении муниципальных служащих городов Подмосковья (Домодедово, Лобня, Долгопрудный, Видное, Краснознаменск и др.), Тюменской области и др.

Учитывая, что научно-методическая база обучения муниципальных служащих только формируется и представленные материалы (комплексная программа подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления, учебные планы и программы повышения квалификации муниципальных служащих) — одни из первых, возможны замечания и предложения по формированию системы непрерывного профессионального образования. Будем благодарны за отзывы по содержанию представленных учебных планов и программ профессионального обучения муниципальных служащих.

Надеемся, что представленные в сборнике материалы будут полезны специалистам, решающим задачи подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz