Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Необходимое условие успешного развития государства — высокая эффективность всей системы его управления: на уровне Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Поскольку сложные проблемы в самых различных сферах местного самоуправления связаны между собой, то решение их возможно только специалистами нового типа, которые обладают системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуровневому и целенаправленному анализу общественных процессов.

До настоящего времени целостной системы целенаправленной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для выполнения функций местного самоуправления в России практически не существует.

В большинстве случаев в структурах местного самоуправления работают специалисты, не владеющие системой научных знаний в области муниципального управления и правоведения, политологии, социологии, маркетинга и менеджмента управления, психологии и информатики, необходимыми навыками для решения сложных социально-политических и социально-экономических задач.

Между тем, в условиях формирования местного самоуправления в России, особенно важно, чтобы в муниципальной службе работали компетентные, высококвалифицированные кадры, способные к творческому решению стоящих перед ними задач.

Все это обусловливает необходимость скорейшего создания системы непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления. Однако эффективной такая система может быть только в том случае, если в основе ее формирования и функционирования лежит научно обоснованная и логически стройная комплексная программа.

Следует учитывать и то, что существующая система служебного продвижения и социальной защиты муниципальных служащих не способствует формированию у них потребности в повышении уровня специального образования и профессиональной подготовки.

Федеральный закон «Об основах муниципальный службы в Российской Федерации» закрепил важность и необходимость формирования системы непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления.

Да и мировой опыт свидетельствует, что становление любого нового института управления, тем более с таким большим кадровым корпусом как местное самоуправление (муниципальных служащих в Российской Федерации около 500 тысяч), без соответствующей поддержки со стороны специальной достаточно унифицированной и в то же время гибкой единой образовательной системы — дело нескольких десятилетий.

Все это определяет актуальность задачи быстрого формирования единой системы непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления.

Комплексная программа подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления (далее именуется — Программа) разработана с целью реализации положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об общих принципах организации  местного  самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г. № 1616 и «Об основах муниципальный службы в Российской  Федерации» от 24 января 1998 г. № 224 и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. № Пр-2104 и Основными направлениями государственной поддержки местного самоуправления.

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Система непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления — сеть учебных учреждений и подразделений, реализующих совокупность связанных между собой образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления всех уровней и звеньев, обеспечивающих функционирование, развитие и единство этих учебных учреждений и подразделений научно-исследовательских и методических организаций, учреждений и подразделений, а также управляющих и координирующих органов.

Качественная целостность и определенность системы предполагает ориентацию на достижение единой цели, решение единых задач, функционирование на основе общих единых принципов и единых государственных образовательных стандартов для разных видов обучения.

Цель Программы — создание и развитие эффективной действенной системы непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

Основные задачи Программы заключаются в следующем:

1. Разработка нормативно-правовой, методической, информационной основы организации профориентации, отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.

2. Профессиональная ориентация широких слоев населения и особенно школьников и выпускников средней школы, лицейская подготовка школьников старших классов с целью отбора лиц с соответствующими способностями для муниципальной службы и последующего получения ими среднего и высшего профессионального образования.

3. Обучение по программам среднего профессионального образования для подготовки работников низшего и среднего звена для органов местного самоуправления.

4. Обучение по программам высшего профессионального образования с целью формирования резерва кадров для муниципальной службы.

5. Переподготовка и повышение квалификации кадров, занимающих должности на муниципальной службе, по программам профессиональной переподготовки, по ускоренному получению высшего профессионального образования на базе среднего профессионального, ускоренному получению второго высшего профессионального образования.

6. Послевузовская подготовка кадров высшей научной квалификации для органов местного самоуправления и использование их на научно-педагогической работе, в рамках системы непрерывного профессионального образования муниципальных служащих.

7. Проведение научных исследований по проблемам муниципальной службы, местного самоуправления и функционирования системы непрерывного образования кадров для органов местного самоуправления.

8. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, научная экспертиза проектов, программ, разрабатываемых органами местного самоуправления, их научное консультирование.

9. Участие в разработке и реализации программ международного сотрудничества в области муниципальной службы и подготовки кадров для нее.

10. Консультирование органов государственной власти по проблемам местного самоуправления.

11. Участие в разработке образовательных стандартов и программ подготовки муниципальных служащих.

12. Участие в аттестации кадров органов муниципального управления.

13. Организация и проведение мониторинга состояния местного самоуправления, профессиональной подготовленности кадров органов муниципального управления и современного состояния системы обучения этих кадров.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными принципами функционирования и построения системы непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Система должна функционировать таким образом, чтобы кадры, подготовленные для деятельности в любой области и на любом уровне управления, хорошо понимали сущность проводимой государственной политики (в единстве всех ее составляющих — экономической, социальной, культурной, образовательной и других) и умели на своем участке деятельности наиболее эффективно ее реализовать.

2. Непрерывность процесса обучения каждого муниципального служащего.

Этот принцип предполагает, что каждый муниципальный служащий должен быть охвачен системой образования кадров для муниципальной службы.

3. Отбор и привлечение контингента, обеспечивающего высокую эффективность функционирования системы.

Эффективность функционирования любой системы определяется соотношением между результатами ее функционирования и затратами. Эффективность системы непрерывного образования кадров для органов местного самоуправления может быть обеспечена таким подбором контингента, когда у наиболее подходящих по своим способностям к муниципальной службе лиц формируется потребность в получении соответствующего специального образования (профориен­тация), когда лица, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку, занимают наиболее адекватное их потребностям и знаниям (в том числе, приобретенным в процессе обучения) место в органах местного самоуправления (трудоустройство), когда муниципальные служащие имеют возможность получить именно те знания и навыки, которые позволяют им более эффективно выполнять функции на своем рабочем месте и подниматься по служебной лестнице.

4. Опережающий характер обучения.

Этот принцип предполагает такое функционирование системы, при котором объем навыков и знаний, которыми обладает муниципальный служащий, позволяет ему решать более сложные задачи, чем те, которые он обычно решает на своем рабочем месте. Вместе с тем такая ситуация требует, чтобы система работы с кадрами в муниципальных органах управления позволяла реализовывать способности служащего при достижении результата.

5. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области менеджмента, экономики или права.

В соответствии с этим принципом знания и навыки муниципального служащего должны включать четыре  главных блока:

1) гуманитарно-обществоведческий как базовый, дающий общее понимание социальных процессов, методологию и методику их изучения и решения социальных проблем;

2) управленческий (менеджерский) как центральный, выражающий технологическую сущность управления;

3) экономический, дающий возможность анализа экономической базы социальных явлений и экономических возможностей управленческих решений;

4) правовой, дающий возможность оценивать правовую состоятельность управленческих решений.

Подготовка муниципальных служащих должна осуществляться с акцентом на одном их трех последних блоков с получением соответственно квалификации работника «менеджер» (этот тип работника должен быть наиболее распространенным в муниципальной службе), «экономист» или «юрист».

6. Единство обучения и воспитания.

Реализация данного принципа позволяет готовить муниципального служащего, ориентированного на реализацию общественных интересов, выполнение юридических и господствующих в обществе моральных норм. Этот принцип наиболее важно реализовать на более низких уровнях системы непрерывного образования кадров для органов местного самоуправления.

7. Обязательность для муниципального служащего получения дополнительных знаний, навыков и умений в системе непрерывного образования при любых горизонтальных и вертикальных перемещениях.

Любое перемещение муниципального служащего неизбежно означает изменение характера и содержания его труда, что требует подкрепления дополнительными знаниями и умениями.

8. Органическая связь системы непрерывного образования кадров для органов местного самоуправления с системой непрерывного образования государственных служащих.

Близость содержания деятельности муниципальных и государственных служащих, распространенность перемещений кадров между государственной и муниципальной службой, тесная связь органов государственной власти и местного самоуправления в системе управления обществом (что обусловливает необходимость знания муниципальными служащими принципов, содержания и методов деятельности органов государственной власти) вызывают необходимость максимально возможного единства систем непрерывного образования государственных и муниципальных служащих.

9. Достаточная универсальность знаний, умений и навыков, приобретаемых в системе непрерывного образования муниципальных служащих, позволяет эффективно работать в смежных областях профессиональной деятельности.

Нарушение этого принципа в условиях высокой степени риска потерять работу в органах местного самоуправления (особенно вследствие периодических выборов в органы местного самоуправления) неизбежно должно вызывать снижение стремления к получению специального образования муниципального служащего и качества кадров муниципальной службы. Смежными областями профессиональной деятельности для муниципального служащего следует считать государственную службу (для всех видов образования муниципального служащего), менеджмент (для имеющих специальность 061000), юриспруденцию (для муниципальных служащих, имеющих эту специальность) и экономическую сферу (для муниципальных служащих, имеющих квалификацию «экономист»).

10. Функционирование на основе сочетания государственного заказа (за счет федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации), муниципального заказа (за счет средств муниципального бюджета), привлечения средств из других источников (платное обучение и т.д.) и при определенной ответственности обучаемого перед субъектом, предоставившим средства для обучения.

В соответствии с этим принципом источники финансирования обучения должны определяться, прежде всего, тем — интересы какого типа (общегосударственные, региональные, муниципального образования) реализуются в процессе обучения определенного лица. Само финансирование процесса обучения должно приводить к возникновению определенной правовой ответственности обучаемого перед источником финансирования. Наиболее целесообразна следующая схема финансирования:

- на основе госзаказа: федерального и субъектов Федерации:

1.      профориентация и довузовская специальная подготовка;

2.      получение среднего профессионального образования;

3.      получение первого высшего профессионального образования;

- на основе госзаказа (при финансировании из средств межбюджетного регулирования, фонда финансовой поддержки муниципальных образований и местных бюджетов):

4.      профессиональная переподготовка;

5.      получение второго высшего профессионального образования;

6.      переподготовка и повышение квалификации;

- на платной основе и за счет других средств:

7.      все перечисленные выше уровни подготовки.

11. Оптимальность сочетания всех видов и форм общего, дополнительного профессионального, послевузовского образования, гибкость системы.

Система должна охватывать все уровни муниципальной службы, а значит — включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.

12. Тесная увязка всех уровней, направлений и форм обучения с практикой и опытом муниципального управления в условиях России с научными исследованиями в области муниципального управления и муниципальной службы, учет зарубежного опыта муниципального управления и подготовки муниципальных служащих.

В условиях формирования муниципальной службы система образования муниципальных служащих должна без большого временного лага впитывать все достижения в области муниципального управления, для чего необходимы органическая увязка обучения с проведением (в рамках самой образовательной системы) научных исследований и учет (не копирование) зарубежного опыта.

13. Обеспеченность высококвалифицированными научно-педагоги­чес­кими кадрами, развитой методической и информационной базой, органическое включение в систему подсистемы подготовки научно-педагогических кадров для самой системы.

Высококвалифицированные научно-педагогические кадры для становящейся системы непрерывного образования муниципальных служащих в условиях формирования самого местного самоуправления могут быть подготовлены только в рамках самой этой системы.

14. Наличие хорошей материальной и технической базы и использование ее, применение новейших методов и форм обучения.

Реализация этого принципа абсолютно необходима для обеспечения быстрого роста уровня специальной подготовки кадров для органов местного самоуправления.

15. Единое административное управление и административная координация работы всех элементов системы с подчинением финансовых потоков единому управленческому центру.

Только данный принцип может обеспечить быстрое становление и эффективное функционирование системы в условиях динамичной ситуации становления местного самоуправления.

Основные этапы осуществления Программы

В программе предусматриваются два основных этапа ее исполнения:

- первый этап — в течение 1998—1999 гг. — предусматривает создание базовых условий для формирования системы непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления: разработка и закрепление правовых гарантий нормативно-правовой, методической, научной и информационной основы организации профориентации, отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и т.д;

- второй этап — в течение 2000—2001 гг. — предусматривает осуществление мероприятий по реальному становлению системы непрерывного профессионального образования кадров для органов местного самоуправления.

Механизм реализации и
организация управления Программой

Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками. Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, формируемой государственным заказчиком — координатором, который с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации и состав исполнителей.

Основные исполнители Программы

Основными  исполнителями Программы являются:

- Министерства и ведомства Российской Федерации;

- органы государственной власти различного уровня и органы местного самоуправления;

- учебные учреждения, занимающиеся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для органов местного самоуправления;

- ассоциации и объединения муниципальных образований, занимающиеся кадровыми вопросами органов местного самоуправления.

Контроль за исполнением Программы возлагается на основных государственных заказчиков.

Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz