Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Паниковская Ю.В.

 

 

Особенности развития

малого предпринимательства

на территории Ульяновской области

 

Статистический обзор

Численность малых предприятий

Первые малые предприятия в Ульяновской области поя
                      вились в 1991 году. К этому времени в стране сложи
                      лись условия, которые определенным образом благоприятствовали развитию малого предпринимательства: Закон СССР “О предприятии в СССР” объявил о равенстве организационно-правовых форм предприятий, независимо от формы собственности, Постановление Совета Министров СССР “О мерах по созданию и развитию малых предприятий” определило основные документы, необходимые для государственной регистрации малых предприятий, Закон РСФСР “О налоге на прибыль предприятий и организаций” установил дополнительные льготы для малых предприятий.

В период с 1991 по 1993 год сектор малого предпринимательства на территории Ульяновской области быстро расширился. В 1992 и 1993 годах количество малых предприятий увеличилось соответственно в 2,1 и 2,7 раза. С 1994 года темпы прироста резко снизились: численность малых предприятий увеличилась всего на 40 %, а в 1995 и 1996 годах - на 10,8 и 5 % соответственно, а в 1997 году началось уменьшение их числа (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Численность действующих малых предприятий Ульяновской области в 1991-1997 годах, количество единиц.

 

Снижение прироста численности малых предприятий происходило на фоне процесса приватизации крупных производственных объектов. Малое предприятие утратило свое привилегированное положение: правительство создало формально равные условия для всех, не обращая внимание на возрастающие трудности малого бизнеса. Необходимо отметить, что прирост числа малых предприятий в Ульяновской области в период с 1992 по 1995 годы был выше, чем в среднем по Российской Федерации (рис. 2).

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Прирост количества малых предприятий в Ульяновской области и в среднем по Российской Федерации за 1992-1996 годы в процентах к предыдущему году.

 

Финансовые показатели деятельности

По данным Госналогинспекции по Ульяновской области за 1997 год от малых предприятий и предпринимателей во все виды бюджетов было получено 548,5 млрд. руб. (за 1996 год - 233,0 млрд. руб.).

Среднемесячная заработная плата одного постоянного работника малого предприятия за январь-сентябрь 1997 году составила 476,7 тыс. руб. При этом самая высокая среднемесячная оплата труда на предприятиях материально-технического снабжения и сбыта - 503,3 тыс. руб., информационно-вычислительного обслуживания - 499,0 тыс. руб. Наименьшая оплата труда была в жилищно-коммунальном хозяйстве - 162,1 тыс. руб., немного выше на предприятиях непроизводственных видов обслуживания - 202,3 тыс. руб., культуры и искусства - 243,3 тыс. руб. Для сравнения: по крупным и средним предприятиям области среднемесячная заработная плата составила 639,9 тыс. руб. Среднемесячная оплата труда постоянных работников малых предприятий за 1996 год составила 354,4 тыс. руб., что на 31,4 % меньше, чем на крупных и средних предприятиях области. В 1995 году оплата труда на малых предприятиях составила 202,0 тыс. руб. За январь-сентябрь 1997 года на оплату труда работников малых предприятий израсходовано 146 млрд. руб., за 1996 год - 147,4 млрд. руб., в 1995 году им было начислено 197,3 млрд. руб. , направленных на потребление (7,6 % от общего размера начислений по области), в том числе 174,9 млрд. руб. на оплату труда.

За январь-сентябрь 1997 года малыми предприятиями области произведено продукции (работ, услуг) на сумму 627,6 млрд. руб., что на 151,1 млрд. руб. больше, чем за соответствующий период 1996 года, в том числе по основному виду деятельности - на сумму 548,2 млрд. руб., из нее в торговле и общественном питании - на 175,5 млрд. руб. (32 %), в промышленности - на 138,2 млрд. руб. (25,2 %), объем строительных работ составил 153,6 млрд. руб. В 1995 году по основному виду деятельности произведено продукции на сумму 1314,5 млрд. руб., в том числе в промышленности - 578,2 млрд. руб. (44 %), в строительстве - 388,3 млрд. руб. (29,5 %).

За январь-сентябрь 1997 года малыми предприятиями было инвестировано 71,7 млрд. руб., из них 22,6 % приходится на строительство, около 37 % на промышленность и 24,1 % на торговлю и общественное питание. Капитальные вложения малых предприятий за 1996 год составили 121,2 млрд. руб. или 7,3 % от всех инвестиций, вложенных в экономику области. На каждый рубль капитальных вложений малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) на 15,3 руб. Более половины (54,6 %) капитальных вложений малыми предприятиями сделано в строительство, каждый 7-ой рубль вложен в промышленность. Наиболее выгодной отраслью в 1996 году являлась торговля, где на каждый рубль капитальных вложений произведено продукции (работ, услуг) на 66,4 руб., тогда как в строительстве - всего на 4,3 руб. За 1995 год объем капитальных вложений достиг 240,2 млрд. руб.

За январь-сентябрь 1997 года товарооборот всех малых предприятий (включая НДС и акцизы) составил 1442,4 млрд. руб., в том числе в торговле и общественном питании - 1119,0 млрд. руб. В 1996 году товарооборот предприятий торговли и общественного питания в сфере малого предпринимательства выразился в сумме 1191,0 млрд. руб., из которых 498,6 млрд. руб. (41,9 %) - оптовый товарооборот, 398,5 млрд. руб. (33,5 %) - розничный, 277,0 млрд. руб. (23,2 %) - оборот при купле - продаже потребительских товаров и 16,9 млрд. руб. (1,4 %) - оборот общественного питания. Доля розничного товарооборота (включая общественное питание) малых предприятий в 1996 году составила 11,1 % в общем объеме розничного товарооборота по области. В 1996 году активизировали свою деятельность в сфере малого предпринимательства совместные предприятия торговли, товарооборот которых составил 1,8 млрд. руб. (0,2 % товарооборота малых предприятий отрасли всех форм собственности), что по сравнению с 1995 годом в фактических ценах было больше в 9,2 раза. Наибольшая доля в розничном товарообороте (включая общественное питание) малых предприятий принадлежит частным предприятиям - 96,3 %, доля предприятий смешанной собственности - 3,7 % (в 1995 году соответственно - 91,8 % и 8,2 %).

По итогам финансовой деятельности в 1996 году с убытком работало каждое 4 предприятие, потери которых составили 84,1 млрд. руб. В сфере строительства каждое 5 предприятие частной формы собственности и каждое 3 смешанной работали с убытком соответственно 8,7 и 2,7 млрд. руб. В промышленности каждое 4 предприятие убыточно (общая сумма убытка - 76,6 млрд. руб.): в лесной, деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности не дают дохода почти 39 % малых предприятий, в пищевой - 26 %. Наибольшее число убыточных предприятий - в отраслях связи (40 %), транспорта (33 %), торговли и общепита (28 %). Наименьшее число - в сфере науки (0,9 %), финансов и страхования (7 %) .

В первой половине 1997 года наибольший удельный вес по объему реализации занимают предприятия торговли и общественного питания - 55 %, строительства - 18 % и промышленности - 13 %. Ведущим видом деятельности в регионе по показателю объема реализации продукции (работ, услуг) в 1996 году является строительство. На его долю приходится в среднем 39 % предприятий малого бизнеса, далее следует торговля и общественное питание (25 %), затем промышленность (19 %). Всего за 1996 год малые предприятия реализовали продуктов и услуг на 1358,3 млрд. руб. и получили 175,5 млрд. руб. прибыли.

Малое предпринимательство вносит значительный вклад в производство валового внутреннего продукта области. В 1996 году малые предприятия реализовали продукции (работ, услуг) на 1358300 млн. руб., что составило более 13 % ВВП. Эта доля на протяжении периода с 1992 по 1996 годы имела устойчивую тенденцию к росту. Правда, на эту тенденцию оказало влияние не столько развитие самого малого предпринимательства, сколько общий спад производства в среднем и крупном бизнесе. Так ВВП области в фактических ценах в 1996 году упал ниже уровня 1995 года.

 

 

 

Территориальная структура

В Ульяновской области 24 административных района, наибольшая концентрация малых предприятий и занятость на них наблюдается в городах Ульяновск и Димитровград, на остальные районы приходится не более 3 % малых предприятий (таб. 1).

 

Таблица 1.

Количество малых предприятий и численность занятых на малых предприятиях по районам Ульяновской области

в 1997 году, в %

 

Районы

Количество МП в %

Численность МП в %

Ульяновск

70

70

Димитровград

13

12

Ульяновский район

3

3

Барышский район

3

2

Инзенский район

1

1

Сенгилеевский район

1

1

Др. районы

9

11

 

 

Ульяновск, который является административным центром и располагает многогранной производственной структурой и развитой инфраструктурой, внес по итогам 1997 года в бюджетную систему области 75 % налоговых поступлений за счет субъектов малых предприятий, что составило 548 млрд. руб. (за 1996 год - 233,0 млрд. руб.). Сельские районы, в которых проживает 43,7 % населения области обеспечили за этот же период лишь 3,8 % налоговых поступлений Ульяновской области по субъектам малого предпринимательства (таб. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Поступления налоговых платежей по субъектам малого предпринимательства по итогам 1997 года

 

 

 

Количество субъектов МП

 

Числен-ность населения

 

Поступления по налоговым платежам по субъектам МП всего

 

Поступления по налоговым платежам по субъектам МП в Федеральный бюджет

 

 

ед.

 

%

тыс. чел.

 

%

 

млрд.

 

%

 

млрд.

 

%

 

Ульяновская область

 

 

27244

 

100

 

1490,5

 

100

 

400,4

 

100

 

160,2

 

100

 

Крупные города области:

 

15766

 

57,8

 

838,1

 

56,3

 

385,1

 

96,2

 

154,4

 

96,4

 

Ульяновск

 

 

14349

 

52,7

 

701,8

 

47,1

 

300,4

 

7,5

 

133,9

 

83,6

 

Димитровград

 

 

1417

 

5,2

 

136,7

 

9,2

 

84,7

 

21,2

 

20,5

 

12,8

 

Сельские районы

 

 

11478

 

42,2

 

652

 

43,7

 

15,3

 

3,8

 

5,8

 

3,6

 

 

 

 

Отраслевая структура

Отраслевая структура малого предпринимательства Ульяновской области практически не менялась на протяжении 1995 - 1997 годов (таб. 3). Наибольший удельный вес малых предприятий области приходится на отрасли торговли и общественного питания, промышленности и строительства.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Изменение отраслевой структуры малого предпринимательства на территории Ульяновской области за период 1995 - 1997 годов

 

 

 

1995 г.

1996 г.

янв.-сент. 1997 г.

 

тыс. ед

%

тыс. ед

%

тыс. ед.

%

Всего:

в том числе

4,642

100

4,877

100

4,596

100

Промышленность

1,109

23,9

0,985

20,2

1,098

23,9

Сельское хозяйство

0,036

0,8

0,008

0,2

0,033

0,7

Транспорт и связь

0,062

1,3

0,064

1,3

0,128

2,8

Строительство

1,111

23,9

0,861

17,6

1,007

21,9

Торговля и

общественное питание

 

1,277

 

27,5

 

1,920

 

39,4

 

1,393

 

30,3

Материально-техническое снабжение и сбыт

 

0,462

 

9,6

 

0,439

 

9,0

 

0,315

 

6,9

Общая коммерческая деятельность

0,054

1,2

0,105

2,1

0,075

1,6

Другие отрасли

0,232

4,9

0,495

10,2

0,547

11,9

 

 

 

Занятость

Динамика занятости на малых предприятиях Ульяновской области в 1991 - 93 годах сопровождалась постоянным ростом численности работников (рис.3).

 


 

 

Рисунок 3. Численность занятых на малых предприятиях Ульяновской области в 1991-97 годах, количество человек

 

 За эти годы занятость возросла по списочному (основному) составу в 3,4 раза. Общее количество занятых в малом предпринимательстве с 1994 года постепенно уменьшалось. При этом среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, упав в 1994 году в 1,1 раза, с 1995 года медленно растет (менее 7 % в год), а количество привлекаемого персонала снижается, причем более быстрыми темпами падает численность работающих по договорам и трудовым соглашениям. В 1997 году наметилась и тенденция снижения списочного состава. С 1994 года доля внесписочного состава устойчиво падает - с 41 % в 1993 году до 13 % в первой половине 1997 года. На начальном этапе высокая доля привлеченного персонала (42 % в 1992 году) определялась отношением работников к бизнесу как к дополнительному источнику заработков. В последующем этот показатель стал резко снижаться. Оценивая роль малого предпринимательства в решении проблемы занятости населения в регионе, можно сделать вывод, что малый бизнес использует только на постоянной основе около 5,5 % трудовых ресурсов, занятых в народном хозяйстве. Это сопоставимо с численностью работающих в таких важных отраслях экономики региона, как жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, общая коммерческая деятельность, кредитование, финансы и страхование вместе взятые. С учетом привлечения работников на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера, общая вовлеченность трудовых ресурсов в малый бизнес, хотя и при неполном использовании их потенциала, оценивается примерно в 6 %, а с учетом численности индивидуальных предпринимателей в малом бизнесе постоянно работает 9,6 % экономически активного населения области. Это говорит о выходе малого предпринимательства в число значимых факторов использования трудового потенциала региона. Подавляющее большинство предприятий малого бизнеса небольшие по количеству работников - 7 человек. Только в двух отраслях средняя численность персонала оказалась выше 10 человек: на предприятиях транспорта (14 человек), культуры и искусства (12 человек). Всего на предприятиях с численностью менее 10 человек работало почти 97 % занятых в малом предпринимательстве региона в 1996 году (рис. 4). Кроме того, удельный вес занятых в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, информационно-вычислительном обслуживании, предприятиях общей коммерческой деятельности, здравоохранения, образования, науки, кредитования оказывается меньше по сравнению с относительной долей предприятий данных отраслей.

 


 

 

Рисунок 4. Средняя численность персонала на МП Ульяновской области в 1991-97 годах, человек

 

Формы собственности

В январе-сентябре 1997 года в области действовало 4580 малых предприятий частной и смешанной формы собственности и 16 совместных предприятий. Основной формой собственности для малых предприятий является частная. Ее доля составляет более 91 %. Она значительно преобладает во всех отраслях экономики. Смешанную форму собственности имеют всего 380 малых предприятий (8,3 %). В 1996 году в области насчитывалось 4877 малых предприятий (включая совместные), из них 4272 (87,6 %) - частной формы собственности, 590 (12,1 %) - смешанной формы и 15 (0,3 %) - предприятия с совместным российским и иностранным участием. На транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в культуре и искусстве все малые предприятия - частные. Среди малых предприятий очень велика доля частных в торговле и общественном питании, образовании, непроизводственных видах бытового обслуживания (от 92 до 94 %), в промышленности, информационно-вычислительном обслуживании, здравоохранении, материально-техническом снабжении и сбыте, науке и научном обслуживании (от 82 до 85 %). В 1995 году основной формой собственности для предприятий сферы малого бизнеса являлась негосударственная, ее доля составляла 90,9 %. Частная форма собственности преобладает во всех отраслях малого бизнеса.

 

Нормативно-правовое обеспечение

 

В настоящее время нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в области представлено следующим образом.

 

·          Нормативный акт

·          Дата принятия

·          Основное содержание

·          Закон Ульяновской области “О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области”

·            20.04.97

·          Конкретизирует применительно к Ульяновской области, изложенные в федеральном законодательстве основы государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, устанавливает формы, методы и механизмы стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства органами государственной власти области, а также органами местного самоуправления.

·          Закон Ульяновской области “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Ульяновской области”

·            29.04.97

·          Определяет правовые основы, условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства на территории Ульяновской области.

·          Решение Ульяновской Городской Думы № 101 “Об утверждении положения об Ульяновском городском комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства”

·            21.05.97

·          Создание Ульяновского городского комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства для осуществления в городе единой политики в развитии и поддержке малого предпринимательства.

·         

·          Распоряжение главы Администрации Ульяновской области № 559-р “О финансировании программы поддержки предпринимательства”

·            02.06.97

·          Передача долгов предприятий областному бюджету на фонд поддержки малого предпринимательства для их зачета как бюджетное финансирование программы поддержки предпринимательства.

·          Закон Ульяновской области “О поставках продукции для областных государственных нужд”

·            26.06.97

·          Устанавливает правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для областных государственных нужд.

·          Решение Ульяновской Городской Думы № 155 “Об утверждении положения “О порядке финансирования и кредитования предпринимательских программ и проектов из бюджета г. Ульяновска”

·            30.07.97

·          Упорядочение финансирования и кредитования предпринимательских проектов и программ, принимаемых для развития и поддержки малого предпринимательства на территории г. Ульяновска.

·          Решение областного Законодательного Собрания “Об утверждении положения “О зоне экономического благоприятствования”

·            22.01.98

·          Предприятия - участники Зоны не платят в областной бюджет налоги в части, получаемой от прироста объемов реализации в текущем году по сравнению с достигнутым уровнем базового 1997 года

 

 

 

Инфраструктурное обеспечение

 

В 1996 г. на уровне города была избрана городская Дума и Мэр. В Думе по аналогии с федеральной структурой был создан комитет по предпринимательству, торговле и бытовому обслуживанию. В исполнительной структуре города был создан комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, а ниже были созданы организации, которые входят в инфраструктуру поддержки предпринимательства. Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства был организован в феврале-мае 1997 г. К настоящему моменту сформировались его нормативно-правовая, организационная, материально-техническая база. Комитет принимает участие в разработке и обсуждении законодательных актов для городской Думы, касающихся предпринимательства; проводит совместные совещания, общественные мероприятия; готовит документы и предложения для структур не только муниципального, но областного и федерального уровней; занимается сбором заявок на кредитование предпринимательских проектов.

Фонд поддержки малого предпринимательства занимается кредитованием предпринимательских проектов под бизнес-планы.

ЗАО “Ульяновское областное агентство поддержки малого и среднего бизнеса” создано на базе информационно-аналитического отдела Ульяновской торгово-промышленной палаты. Учредителями Агентства выступили Комитеты по управлению имуществом области и города. Предполагается, что агентство будет вести обучение, переподготовку руководителей малых предприятий, оказывать информационно-консультационные услуги, создавать банки и базы данных, предоставлять доступ к БД через компьютерные сети, планирует вести редакционно-издательскую, полиграфическую и рекламную деятельность.

Региональная общественная организация “Ульяновское объединение предпринимателей” была основана в 1989 г. как городской союз кооперативов. В апреле 1991 г. она была переименована в Ульяновский союз предпринимателей, который в свою очередь (после выхода на областные масштабы) в марте 1995 г. был преобразован в Ульяновское объединение предпринимателей. Согласно Уставу, УОП является самостоятельным общественным объединением граждан РФ, основанном на добровольности и общей заинтересованности в развитии предпринимательства и ставящем перед собой следующие задачи:

¨  развитие экономических, правовых и социальных условий для реализации творческих возможностей и деловых качеств членов объединения;

¨  организация взаимодействия и взаимопомощи между предпринимателями;

¨  содействие в защите прав предпринимателей.

Между этими организациями фактически нет системообразующих связей, то есть связей, благодаря которым система выполняет свои основные функции, осуществляя свою миссию – разработку и реализацию государственной политики в сфере малого предпринимательства. Это объясняется тем, что отсутствует четкая концепция развития инфраструктуры, достаточное количество финансовых средств и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг. В этих условиях возникает опасность перерождения инфраструктурных объектов в обычные коммерческие компании, которые осуществляют или пытаются осуществить неспецифические виды деятельности, выходящие за рамки функций по поддержке предпринимательства.

 

Финансовая инфраструктура

 

Кредитованием предпринимательских проектов под бизнес-планы занимается Фонд поддержки малого предпринимательства. Финансирование уже проводилось, но это было не финансирование проектов, а коммерческие кредиты на короткие сроки - от 3 до 7 месяцев. В настоящее время в адрес Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства поступило около 40 проектов на общую сумму в 35 млрд. руб. (ст.), из них собственных средств предпринимателей - 8 млрд. руб. Заявка на финансирование проходит следующие этапы:

 

Документы

ß

Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства

ß

Конкурс предпринимательских проектов

ß

Экспертный Совет

ß

Кредитный договор между победителем и мэрией

ß

Координационный Совет

ß

Попечительский Совет Фонда

ß

Заключение кредитного договора

(Фонд, уполномоченный банк)

 

Финансирование может иметь различную форму:

¨  кредит в виде отсрочки налоговых платежей в местный бюджет (на срок до 2-х лет);

¨  кредит в виде освобождения от налога на прибыль, использующуюся для расширения производства, в части, направляемой в местный бюджет;

¨  резервирование средств городского бюджета, направляемых на поставку товаров (услуг) для муниципальных нужд.

Все этапы, сроки, проценты определяет Попечительский Совет. Описанный порядок финансирования был утвержден Думой 30 июля 1997 г.

На сегодняшний день система кредитования доступна лишь меньшинству предпринимателей. Практика развития и поддержки малого бизнеса во время переходного периода в бывших странах содружества говорит о том, что необходимо создавать систему микрокредитования, для чего необходимо привлечь банк, либо ряд уполномоченных банков. При этом возникает проблема, связанная с возможным невозвратом заемных средств. Одним из путей ее решения может быть разделение рисков между субъектами кредитования: строка на поддержку предпринимательства в городском бюджете способна стать основой для создания гарантийного фонда, с помощью которого обеспечивается предоставление государственной гарантии банку-кредитору. 22 декабря 1997 года в бюджете области была утверждена строчка “гарантии под предпринимательские проекты” (40 млрд. руб.). Риск так же может быть уменьшен в случае внесения заемщиком в гарантийный фонд собственных средств по аналогии с потребительским кредитованием. Например, если предприниматель, нуждаясь в оборотном капитале, имеет основные фонды, он может предоставить их в качестве обеспечения по ссуде, а гарантийный фонд в свою очередь может, используя двойное обеспечение (гарантию исполнительных органов власти и материальный залог ссудополучателя) привлечь заемные средства повторно, таким образом, возобновив процесс кредитования.

 

Вклад малого предпринимательства

в экономику области

 

Сектор малого предпринимательства играет все более заметную роль в экономике области, его вклад характеризуется следующими параметрами (к 1997 году):

- 30 % всех предприятий области;

- 5,5 % всех занятых в экономике области;

- 6 % экономически активного населения;

- 13 % ВНП;

- 11 % товарооборота;

- 1,2 % объема промышленного производства;

- 7,3 % инвестиций;

- 25 % от прибыли всех предприятий области;

- 4,3 % от начисленного фонда ЗП;

- 9 % налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по Ульяновской области.

Достигнутый к 1997 году уровень развития сектора малой экономики можно оценить как недостаточный, поскольку исходя из принятого в международной практике индикатора «плотности», требуемая критическая масса для создания нормальной конкурентной среды составляет одно малое предприятие на 30-50 жителей против одного малого предприятия на 300 жителей по области.

 

Литература:

1. Экономическое положение Ульяновской области за 1990-1995 гг. Статистический сборник. - Ульяновск, 1996.

2. Экономическое положение Ульяновской области в 1996 году. Статистический сборник. - Ульяновск, 1997.

3. Малое предпринимательство Ульяновской области в 1996 году. Статбюллетень с запиской. - Ульяновск, 1997.

4. Деятельность малых предприятий области за январь-июнь 1997 года. Экспресс-информация № 55 от 09.09.97 г. Ульяновского областного комитета госстатистики.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz