Главная Каталог
раздела Предыдущая
Оглавление Следующая Скачать в zip
ЧАСТЬ III.
РОЛЬ РЕГИОНОВ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ:
ОПЫТ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Хенш К.
Региональная
политика
Европейского Союза
Ни одно из европейских государств не является одно
родным. В каждом из
них живут люди, отличающие
ся друг от друга
своим языком, диалектом, культурой и историей, традициями и интересами,
экономическими связями и устройством социальной жизни.
Европейский Союз является союзом суверенных
национальных государств, добровольно передавших определенную долю своего
суверенитета центру. Именно поэтому Евросоюз никогда не превратится в
централистское государство. Он всегда будет лишь таким, каким захотят его
увидеть государства-участники Союза.
Опыт, накопленный государствами Европейского Союза, не
может быть прямо перенесен в Россию. Однако он может быть полезен для
определения того, что представляют собой регионы, как они могут развиваться и
укрепляться, какие отношения должны существовать между ними и государством в
целом. Из практической деятельности
Евросоюза можно извлечь ряд полезных уроков:
Урок первый.
Почти все крупные государства-члены Евросоюза имеют
федеральную или децентрализованную структуру. Германия и Австрия являются
федеральными государствами. Испания завершила процесс регионализации. Бельгия
последние десять лет реализует концепцию федерализации страны. Великобритания,
прежде централистское государство, с приходом нового правительства около года
назад также начала процесс децентрализации и признала за Шотландией и Уэльсом
право на определенную автономию. Даже во Франции традиционный централизм не
является больше бесспорным понятием.
Урок второй.
Мощь демократических национальных государств
сконцентрирована в их регионах. Сильная демократия характеризуется наличием
глубоких корней в городах и районах страны. Именно на этом уровне отдельный
гражданин может быстро, непосредственно и часто оказывать влияние на выработку
конкретных решений, развить свою собственную инициативу. Именно здесь он может
и должен брать на себя ответственность не только за свой собственный регион, но
и за единый центр. Демократия, ответственность за принятые решения и личная
инициатива могут наилучшим образом существовать и развиваться на региональном
уровне. Древо государства может зеленеть и процветать, лишь опираясь на мощные
региональные корни. Это относится и к союзу государств, коим является
Европейский Союз.
Однако сильные регионы укрепляют и государство в целом
– при наличии двух предпосылок:
Þ во-первых, регионы должны быть готовы к солидарности и
ответственности за государство в целом;
Þ во-вторых, должно существовать ясное и разумное распределение
полномочий между центром и регионами.
В Европе не существует модели, определяющей то, какой
силы должны достичь регионы в своем развитии внутри государств, каким правами
они должны быть наделены, какие обязанности они призваны выполнять. Каждая
страна должна самостоятельно ответить на данные вопросы, исходя из своих
исторических, культурных, политических и экономических условий.
В Европейском Союзе в Брюсселе создана комиссия по
делам регионов. Она имеет совещательный голос при решении региональных вопросов
стран Евросоюза. Это важно для соблюдения демократической процедуры участия в
принятии решений и качества европейского законодательства. Но, в конечном
счете, законодательство принимается, безусловно, правительствами национальных
государств совместно с Европейским парламентом.
Урок третий.
Мы создаем и укрепляем регионы в Европейском Союзе не
для того, чтобы они изолировались друг от друга и обращали внимание лишь на
проблемы своего собственного развития. Регионы обязаны взаимодействовать не
только с центром, но и между собой. При этом важнейшее взаимодействие
осуществляется даже вне рамок национальных границ. Следует особо подчеркнуть,
что для развития такого сотрудничества требуется наличие четких, признанных
границ. Тот, кто подвергает их сомнению или намерен их изменить, не может
рассчитывать на доверительные отношения с другой стороной. В настоящий момент
существуют великолепные примеры тесного взаимодействия регионов Европейского
Союза, выходящего за рамки национальных границ.
На территории, представляющей собой своего рода
треугольник, захватывающий земли Германии, Бельгии и Голландии, и являвшейся в
течение нескольких веков предметом непрерывной борьбы, сейчас возникают прочные
связи на основе общих интересов, представлений и поисков путей совместных
решения возникающих проблем. Это стало возможным в результате практического
сотрудничества в области охраны окружающей среды, планирования развития
муниципального транспорта, вследствие культурного обмена и открытия
региональных рынков труда для всех жителей приграничных районов данных
государств. В приграничной зоне на стыке Бельгии, Северной Франции и
Люксембурга, одном из старейших европейских регионов угледобычи и производства
стали, предпринимаются совместные попытки по организации сотрудничества для
борьбы с безработицей и бедностью. Между Богемией в Чехии, Баварией и Саксонией
в Германии был инициирован особенно впечатляющий пример межграничного
регионального взаимодействия.
Экологическая и социальная ответственность не может
заканчиваться на своей собственной территории. Нельзя сваливать свой мусор под
ноги нашим соседям по другую сторону границы. Регионы призваны поставить свою
мощь на службу государству в целом. Они должны действовать солидарно как с ним.
Урок четвертый.
Каждому региону требуется достаточно сильный
экономический и политический фундамент. Региональная раздробленность усиливает
центр. Слишком большие различия между бедными и богатыми, между слабыми и
сильными также способствуют усилению центра. У нас в Европейском Союзе сложился
слишком большой разрыв между самыми богатыми и самыми бедными регионами.
Наиболее преуспевающие (Гамбург и Большой Париж) располагают четырех – или даже
пятикратным перевесом по сравнению с беднейшими регионами (Андалузия в Испании
и Калабрия в Италии). В ситуации, когда в рамках экономического и валютного
союза между условиями жизни и труда зияет такая огромная пропасть, нарушается
не только принцип справедливости. Это негативно сказывается на конкуренции,
приводя к возникновению демпинговых явлений в области оплаты труда, на
социальной жизни и экологии. Именно поэтому Европейский Союз стремится
компенсировать эту разницу между сильными и слабыми, между бедными и богатыми
регионами.
В период с 1994 по 1999 год Европейский Союз
перераспределил в виде финансовых трансфертов в пользу слабых регионов около
590 миллиардов немецких марок. Смысл данных усилий состоял в том, чтобы снизить
разницу в уровнях жизни между богатыми и бедными регионами, усилить
экономические и социальные связи в рамках Союза и способствовать
сбалансированному и длительному экономическому прогрессу в Европейском Союзе и
на внутреннем европейском рынке.
Безусловно, всегда будут иметь место региональные
различия. Полного выравнивания жизненных условий нельзя достичь ни внутри государств-членов
ЕС, ни между регионами Европейского Союза. Региональная политика не имеет
ничего общего с уравниловкой. То, что богатые призваны помочь бедным, является
одним из основных принципов демократического и солидарного общества. Другой же
принцип состоит в том, что программы помощи и различные фонды по оказанию
всякого рода помощи никогда не смогут заменить собственные усилия, а способны
лишь придать им первоначальный импульс. То, что может быть самостоятельно
решено и сделано в регионе, должно там и осуществляться. Как можно больше
сделать на месте, как можно меньше (исключительно в случае крайней
необходимости) перепоручить центру - это соответствует правилам демократии,
принципам эффективности и здравого смысла. Мы называем это субсидиарностью, –
однако субсидиарность предполагает наличие солидарности. Ведь то, что не под
силу слабому, должен взять на себя более сильный.
Урок пятый.
Единение Европы не разрушает нации. Национальные государства
сохраняются в качестве неотъемлемого элемента в Европе. Под усилением регионов
не подразумевается ослабление государственных структур. Регионализация – это не
разгосударствление. Регионы не могут в Европейском Союзе занять место
государств. Если бы они попытались это сделать, то нам бы пришлось иметь дело с
более чем 200 регионами, имеющими огромные различия в территории, экономическом
потенциале и собственных интересах. Европейский Союз, состоящий из 200
регионов, для того чтобы оставаться дееспособным, должен был бы или
централизоваться (что абсолютно исключено, ведь это означало бы отказ от
демократии), или стал бы абсолютно недееспособным и распался на отдельные
элементы (чего мы не хотим, так как такой шаг является в современном мире крайне
неэффективным).
Европейский Союз не вмешивается во внутреннюю
организацию государств-членов. Он не может и не имеет права предписывать кому
бы то ни было регионализацию. Этот шаг должен вызреть, исходить из
соответствующего исторического и политического контекста в государствах-членах
ЕС. Централизм ослабляет регионы, сепаратизм их разрушает.
Многие регионы в Европе старше национальных
государств. Своеобразие народов и народных групп сформировалось под влиянием
региональных, а не национальных факторов. Это относится к богатству европейских
языков и диалектов, различиям в области традиций и искусств, ремесел и обычаев.
Люди имеют национальные, региональные и местные связи со своим домом, народом,
регионом, городом. Именно там они овладевают свои родным языком. Именно там у
них формируется самосознание. Это в равной степени относится как к западу, так
и к востоку Европы.
Разнообразие существующих в Европе государств и
народов, различие их культур и традиций, языков и воспоминаний, экономических
интересов и возможностей, их национального характера является выражением не
слабости, а силы. Эта сила заключается в готовности учиться друг у друга и
работать друг с другом. Она будет состоять и в том, что, объединившись, мы
направим усилия на совместное решение проблем будущего и заменим былое
противостояние в Европе новым взаимодействием.
Главная Каталог
раздела Предыдущая
Оглавление Следующая Скачать в zip