Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

Волго-Вятская академия государственной службы

 

Кафедра управления и маркетинга

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

 “Государственная политика в АПК Нижегородской области”

Выполнила: Герич Е.Н. , группа 2П-4

Проверил: магистр государственного                                                                                управления Васильев А. А.

 

 

Н. Новгород

2002

 


Содержание

 

Введение. 4

1. Финансово-экономическое состояние агропромышленного комплекса Нижегородской области. 5

2. Государственная политика в АПК Нижегородской области. 8

2.1. Реструктуризация кредиторской задолженности. 8

сельскохозяйственных предприятий. 8

2.2. Агропромышленная интеграция. 10

2.3. Программа финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Нижегородской области до 2005 года. 15

3. Проблемы и пути финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области. 18

Заключение. 25

Использованная литература. 27

 

Введение

 

В Нижегородской области насчитывается 831 сельскохозяйственное предприятие различных организационно-правовых форм: 25 государственных сельхозпредприятий областной и федеральной формы собственности, 84 акционерных общества, 277 товариществ и обществ, 238 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 167 колхозов, 21 коллективное предприятие, одна ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и 42 подсобных хозяйства промышленных предприятий. Кроме этого функционирует 3251 крестьянское (фермерское) хозяйство. Значительное количество сельхозпродукции производится в личных подсобных хозяйствах граждан.

В пищевой и перерабатывающей промышленности работает 86 предприятий, в том числе: одиннадцать по переработке мяса, 48 по переработке молока, десять предприятий пищевой и девять комбикормовой промышленности, восемь льноперерабатывающих заводов. Кроме этого построено 246 цехов по малой переработке. Из них 84 по переработке мяса и молока.

Материально-техническим обеспечением и агрохимическим обслуживанием сельскохозяйственного производства занимаются 104 предприятия, строительством на селе – 115 организаций.

 

 

1. Финансово-экономическое состояние агропромышленного комплекса Нижегородской области

 

По предварительным данным валовой сбор зерновых по всем категориям хозяйств в 2001 году, по сравнению с 2000 годом вырос на 180 тысяч тонн или на 18 процентов. Урожайность с уборочной площади выросла с 16,3 до 19,1 центнера с гектара или на 17,2 процента.

Несмотря на снижение численности маточного поголовья, производство молока в 2001 году сохранено на уровне предыдущего года, и составило 846,5 тысяч тонн. Надой молока на корову вырос на 9,7 процента и достиг 2689 килограммов. Реализация скота и птицы выросла на 3 тысячи тонн и составила 147 тысяч тонн. Яйценоскость на курицу несушку увеличилась на 11 яиц и составила 284 штуки.

Исходя из этого и экономическая ситуация в агропромышленном комплексе по прошлому году ожидается несколько лучше, чем в предыдущие. От сельхозпроизводства за 2001 год ожидается около 300 млн. рублей прибыли, рентабельность составит около 6 процентов, против полутора процентов в 2000 году. Ожидается рост числа прибыльных хозяйств до 365, против 316 в 2000 году (график 1).

В то же время, ситуация в сельском хозяйстве остается сложной. В первую очередь, она обусловлена тяжелым финансовым положением, выраженным наличием огромной суммы кредиторской задолженности сельхозпредприятий (график 2).

На графике показано соотношение объёмов кредиторской задолженности и общей выручки от реализации сельскохозяйственной продукции за последние годы. Эти данные показывают, что для полного удовлетворения требований кредиторов необходимо направлять более 70 процентов годовой выручки. А в 1998 году  её даже не хватало на 11 процентов.

Следует отметить, что данные графика не учитывают объём заёмных средств и кредитов банков. Если эти средства приплюсовать, то сумма кредиторской задолженности по 2001 году, вместе с заемными средствами и кредитами банков, составляет более 5,5 миллиардов рублей, а выручка от реализации продукции ожидается около 5,3 миллиарда рублей.

Структура кредиторской задолженности в разрезе кредиторов представлена на графике и выглядит следующим образом (график 3).

Долги поставщикам составляют 24,2 процента от общей суммы кредиторской задолженности, почти 27 процентов приходится на займы и кредиты банков, 23,7 процента – долги в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней.

Большую долю в структуре кредиторской задолженности занимают пени и штрафы. Например, общий долг сельхозпредприятий области в Пенсионный фонд составляет более 1,3 миллиардов рублей, из них 845 миллионов рублей – это пени и штрафы. Общий долг в Фонд медицинского страхования составляет 253 миллиона рублей, в том числе 172 миллиона – пени и штрафы. В бюджеты всех уровней сельхозпредприятия задолжали 658 миллионов рублей, из них треть – пени и штрафы. За 2001 год задолженность возросла на 1 миллиард рублей.

Предприятия поставлены перед выбором: либо погашать просроченную задолженность, либо искать пути приобретения оборотных средств для продолжения производственной деятельности. Кроме того, хроническая задолженность в бюджеты и внебюджетные фонды приводит к тому, что блокируется работа по безналичным расчетам через банки, а это ведет к нарушению финансово-кассовой дисциплины.

По ожидаемым результатам за 2001 год из 791 сельскохозяйственного предприятия - 403 закончат год с убытками. И это по результатам  благоприятного, по природно-климатическим условиям и производственным показателям, года. Одной из основных причин такого положения является неэквивалентный обмен продукцией между городом и деревней.

По данным статистики за период с 1991 по 2000 годы цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию выросли по отношению к декабрю 1990 года в 5 тысяч раз, а цены на приобретённую сельхозпредприятиями промышленную продукцию и оказанные услуги в целом – более чем в 22 тысячи раз.

Если 1991 году для приобретения комбайна СК – 5 “Нива” достаточно было продать 36 тонн зерна или четыре-пять быков, то сегодня требуется  более 450 тонн зерна или  более  ста быков, фактически целое стадо. 

О диспаритете цен много говорится в течение ряда лет, но пока не  реализовано никакой системы мер на федеральном уровне для восстановления справедливого обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики.

А как показывает анализ структуры затрат на сельскохозяйственное производство, именно по этой группе происходит значительное увеличение их удельного веса. Особенно это касается энергоресурсов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, затрат на запасные части. Ввиду постоянного роста цен на эти виды материально-технических ресурсов и большого износа машинно-тракторного парка -  их доля  неуклонно растёт.

С 1985 по 2000 года затраты на запасные части и услуги возросли с 8,3  до 24,4 процентов, на горюче-смазочные материалы и электроэнергию – с 5,5 до 21,8 процента. В тоже время затраты на семена снизились с 13,8 до 8,1 процента, на корма – с 52,5 до 40 процентов.

В то же время прирост заработной платы селян в течение пяти последних лет незначителен. Как видно из графика 4, в 1998 году она составила 430 рублей, в 1999 году - 581 рубль, в 2000 году - 791 рубль. Это самый низкий показатель оплаты труда по сравнению с другими отраслями экономики области. Так в 2000 году средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2,2 раза ниже, чем в промышленности и более чем в 2 раза ниже, чем в среднем по всем отраслям экономики.

Но, к сожалению, и такой уровень заработной платы не везде выплачивается вовремя. Как видно из структуры кредиторской задолженности, 3,5 процента её приходится на долги по оплате труда.

Все вышеперечисленные и ряд других проблем значительно сдерживают оздоровительные процессы в сельскохозяйственном производстве.

 

 

2. Государственная политика в АПК Нижегородской области

 

2.1. Реструктуризация кредиторской задолженности

сельскохозяйственных предприятий

 

Решение части из них призваны решить постановления Правительства Российской Федерации  от 8 июня 2001 года № 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов” и Указа Губернатора Нижегородской области №38 от 20 сентября 2001 года “О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по региональным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам".

Итоги реализации Постановления Правительства Российской Федерации №458 и Указа губернатора по данным  на 01.01.2002 года выглядят следующим образом. Из 791 сельскохозяйственного предприятия потенциально могут пройти реструктуризацию 330. Подали заявления на реструктуризацию в инспекции по налогам и сборам 286. Получили  право на реструктуризацию задолженности 236 сельхозпредприятий.  Общая сумма задолженности по ним составляет 352 млн. рублей или  16 процентов от общей просроченной задолженности  (в том числе 218 миллионов пени и штрафы). В целом, в расчёте на одно хозяйство приходится 2,5 миллиона рублей просроченной кредиторской задолженности, а на одно хозяйство из числа получивших право на реструктуризацию – только полтора миллиона рублей. Это подтверждает тезис о том, что  реструктуризацию прошли в основном крепкие хозяйства (график 5).

Сведения по наличию просроченной задолженности выглядит следующим образом. Как видно из таблицы 6, самый большой её объём приходится на хозяйства Кстовского (188 миллионов рублей), Богородского (172 миллиона рублей), Сергачского (109 миллионов), Вачского (97 миллионов),  Арзамасского (83 миллиона) и ряда других районов. В нижней части таблицы приведены районы, в которых самый низкий объём просроченной задолженности.

По реструктуризации задолженности наиболее активно поработали в Вадском районе, где все 13 хозяйств прошли реструктуризацию, в Починковском районе, где из 22 сельхозпредприятий могли получить право на реструктуризацию 19. И все 19 это право уже получили. Из числа хозяйств, которые по нашим оценкам имеют возможность пройти реструктуризацию,  в 12 районах воспользовались этой возможностью на 100 процентов. В 21 районе эта возможность использована от 30 до 90 процентов. И 15 районов этой возможностью пока вообще не воспользовались (таблица 7).

В связи с тем, что срок подачи заявлений продлён до 1 апреля этого года, этот процесс продолжается.

Но выполнив условия реструктуризации в этом году, уже в следующем году многие предприятия, в том числе и прошедшие реструктуризацию, могут оказаться в очень тяжелом положении, в том числе и по объективным причинам.  Ведь мы живём и работаем в зоне рискованного земледелия.

В соответствии со статьёй 22 Закона Нижегородской области “Об областном бюджете на 2002 год” принято решение о выделении 130 миллионов рублей на реализацию Программы реструктуризации долгов предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами в сумме фактической задолженности, подлежащей погашению в 2002 году.  Это хорошая поддержка, которая поможет многим сельхозпредприятиям справиться с условиями реструктуризации.

Министерством агропромышленного комплекса подготовлен проект постановления Правительства Нижегородской области “Об утверждении порядка реализации программы реструктуризации долгов предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами”, которым определяется порядок расходования этих средств.

Однако по последним данным о реструктуризации сумма долга, подлежащая погашению по графику в 2002 году, по реструктуризируемым предприятиям и даже с учётом тех, которые могут получить право на реструктуризацию до 1 апреля этого года, составит не более 60 миллионов рублей. Так как статья 22 Закона об областном бюджете на 2002 год предусматривает выделение средств только на гашение основного долга, то оставшиеся 70 миллионов рублей могут остаться неосвоенными.

Поэтому министерство агропромышленного комплекса внесло предложение в Правительство Нижегородской области выйти в Законодательное Собрание с законодательной инициативой необходимости внесения изменений в  статью 22 Закона об областном бюджете, предусматривающих использование оставшейся суммы на другие цели. Тем более, что это предложение, при первоначальном обсуждении программы, было поддержано руководством Министерства финансов и управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижегородской области.

Вместе с тем, в области имеется более 400 сельхозпредприятий, которые по своему финансовому состоянию не пройдут реструктуризацию и на их долю приходится основная часть (1,8 миллиарда рублей) просроченной задолженности.

Что делать с этой категорией хозяйств?

2.2. Агропромышленная интеграция[1]

 

Опыт развития экономики многих развитых стран подтверждает необходимость и целесообразность кооперации и интеграции производства и создание крупных производственных структур, объединяющих на добровольной основе взаимосвязанные, но юридически самостоятельно функционирующие предприятия.

На современном этапе развитию интеграции в АПК способствуют необходимость выхода аграрных предприятий из кризиса и стабилизации их экономического положения, потребность в становлении разрушенных производственно-хозяйственных связей, соблюдение паритета интересов всех отраслей и хозяйствующих субъектов, совершенствование управления производственно-экономическими процессами, повышение эффективности использования собственности в агропромышленном производстве.

Однако действуют и сдерживающие этот процесс факторы: социально-экономический кризис в стране, резкое снижение технической оснащенности сельскохозяйственного производства, экономическое ослабление перерабатывающих и агросервисных предприятий, отсутствие необходимой законодательной базы, стимулирующей налоговой, финансово-кредитной и иной политики. С сокращением объемов финансирования сельскохозяйственных предприятий уменьшился ресурсный потенциал большинства отраслей, появилась технологическая и экономическая несбалансированность и дезинтеграция предприятий АПК, которые не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса.

Одна из основных задач интеграции в аграрной сфере – формирование замкнутой, законченной схемы производства конечной продукции. Интеграция должна содействовать оптимизации существующих финансовых и товарных потоков, экономическому выздоравливанию участвующих в ней предприятий.

Сегодняшнее состояние агропромышленной интеграции в Нижегородской области кардинальным образом отличается от предыдущих, и связано это с реформированием экономики, переводом ее на рыночные принципы управления производством. Она осуществляется в целях повышения эффективности функционирования предприятий за счет объединения материальных, финансовых и информационных ресурсов, восстановления старых и создания новых хозяйственных связей.

При этом интересы предприятий заключаются в том, чтобы повышать свою выживаемость в новых условиях и поднять конкурентоспособность выпускаемой продукции. Интересы администрации области состоят в том, чтобы преодолеть негативные тенденции в экономике, повысить ее эффективность и обеспечить снабжение населения отечественными продуктами питания.

Интересы представителей финансового капитала проявляются в эффективности использования финансовых ресурсов, более устойчивых и перспективных направлениях их применения.

Интегрированные структуры, объединяющие в своем составе предприятия от производства сельскохозяйственной продукции до её реализации, являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики.

Процесс интегрирования осуществляется в различных формах. При первичной форме интеграции субъекты рыночных отношений договариваются о прямых связях и устанавливают определенные регламентирующие соглашения. Другой формой является установление контрактных отношений, не затрагивающих вопросы собственности. Третья форма обеспечивает полное объединение участников в рамках единой фирмы, управляемой единым исполнительным органом.

Правовой основой развития интеграционных процессов служат Законы Российской Федерации: “Об акционерных обществах”, “О сельскохозяйственной кооперации”, “О финансово-промышленных группах” и другие.

В Нижегородской области накапливается опыт успешного решения организационно-технологических вопросов установления взаимовыгодных отношений предприятий переработки с поставщиками сельскохозяйственного сырья и оптово-розничной торговлей. Нами разработано и внедряется несколько отраслевых интеграционных схем.

Положительным примером работы созданных в области интеграционных структур, является структура, созданная на базе открытого акционерного общества  “Сеймовская птицефабрика”, объединяющая птицефабрики, сельхозпредприятия - производити фуражного зерна, МТС, предприятий хлебопродуктов, оптово-розничной торговли, с принципом работы на конечный результат (схема 1).

Предприятие имеет собственную базу по производству фуражного зерна (отделение Крутово, ОАО “Золино” и сельхозпредприятия Бутурлинского района). Кроме этого,  в формировании кормовой базы участвуют хозяйства как Нижегородской, так и Владимирской, Ростовской, Саратовской областей, Краснодарского края. Реализация товарной продукции осуществляется через 21 оптовый склад и широкую торговую сеть в Нижегородской, Владимирской, Воронежской, Московской областях и г. Москве. Инкубационное яйцо и ремонтный молодняк реализуется на птицефабрики Нижегородской области и в другие регионы (Башкирия, Мордовия, Белгородская область).

В настоящее время производство всех видов продукции, включая производство продукции растениеводства, молока и мяса КРС, на Сеймовской птицефабрике рентабельно.

Положительным итогом работы этой интеграционной структуры является то, что в предприятиях участвующих в интеграции восстанавливается производство, внедряются новые технологии, хозяйственный расчет, проводится обучение специалистов новым методам ведения хозяйства.

Для дальнейшего развития интеграционной структуры ОАО “Сеймовская птицефабрика” предусматривается создание отделения на базе дочерних предприятий Бутурлинского района и дополнительное вовлечение в интеграцию сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области и Краснодарского края с площадью сельхозугодий до двадцати тысяч гектаров.

 Примером интеграции служит интеграционная структура, созданная на базе ОАО “Молоко” Шахунского района (схема 2) владеющая контрольными пакетами акций АО “Монолит” Тонкинского и АО “Маслодел” Шарангского районов. Молокозавод закупает молоко в сельхозпредприятиях Кировской и Костромской областей, в Ветлужском, Шахунском, Тонкинском, Краснобаковском и Шарангском районах Нижегородской области. Цель создания  интеграционной структуры - экономическая заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в наращивании производства и поставок молока на перерабатывающие предприятия за счет оказания централизованной помощи сельхозпредприятиям в обеспечении ГСМ, запчастями по ценам ниже рыночных, и предоставление льготных кредитов.

Для развития этой интеграционной структуры планируется участие в ней молокозавода Кировской области с целью расширения сырьевой базы, сельскохозяйственных предприятий Шахунского района, а также организация нефтебазы для обеспечения ГСМ сельскохозяйственных предприятий и молокозаводов.

В настоящее время ОАО “Молоко” не имеет задолженности перед сельхозтоваропроизводителями, резко улучшились производственные показатели. Возросли объемы заготовленного молока и товарной продукции. Дочерние предприятия - Тонкинский и Шарангский молокозаводы производят масло и обезжиренное молоко, которое перерабатывается на головном предприятии в казеин. В обоих дочерних предприятиях сохранены рабочие места, обеспечен рост заработной платы.

Важную роль в интеграционных процессах играют договорные отношения между предприятиями переработки и сельхозтоваропроизводителями. В этом направлении развивают свою деятельность акционерные общества “Нижегородсахар”, “Налко”, “Ардатовполимер” и другие (схема 3).

Одним из вариантов интеграции является создание агропромышленных предприятий с потерей хозяйствующими субъектами статуса юридического лица. Примером такого формирования является ЗАО “Импульс” Воротынского района, которое присоединило к себе сельхозпредприятие ТОО “Быковское” (схема 4).  Акционерное общество  занимается производством сельхозпродукции  (молоко, мясо, зерно, картофель), имеет собственные перерабатывающие цеха: комбикормовый и мукомольный. Произведенная продукция реализуется через собственный магазин, а также другие торговые организации. В ТОО “Быковское” после присоединения была ликвидирована задолженность по зарплате, произведен капитальный ремонт животноводческих ферм, складов, отремонтирована техника, увеличено поголовье дойного стада, запущены две новые артезианские скважины, отремонтированы линии электропередач. Совместно с иностранными фирмами   планируется строительство новой животноводческой фермы с использованием доильной установки типа “Елочка”, цехов переработки молока и мяса. Таким образом, строится замкнутая цепочка производство - переработка - реализация.

Интеграционные процессы затронули и фермерское движение. В Арзамасском районе 45 фермерских хозяйств объединились в сельскохозяйственный потребительский кооператив “Фермер” (схема 5). Целью деятельности кооператива является оказание консультационной помощи и услуг по производству, сбыту картофеля и продукции овощеводства, обеспечению семенами, удобрениями, средствами химизации и горюче-смазочными материалами. На долю этого кооператива приходится более 30 процентов производства всего картофеля в районе. Его деятельность сегодня уже выходит за рамки одного района, в нем участвуют 60 КФХ и 365 личных подсобных хозяйств граждан.

По молочному животноводству создана Волго-Окская ассоциация производителей молока и мяса. Главными задачами ассоциации являются: доставка высокоценного генетического материала из Канады; обучение специалистов новым технологическим приемам; компьютеризация первичного зоотехнического учета.

Создается промышленно-финансовая группа с участием сельхозтоваропроизводителей, мясокомбинатов, комбикормовых заводов, производителей и поставщиков сельскохозяйственной техники и запасных частей, минеральных удобрений, банка, торговых организаций и других предприятий. Данная структура создается на базе ОАО “МиК” (схема 6).

 Агропромышленная интеграция обеспечивает объединение производственного потенциала предприятий разных экономических укладов для получения конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, ведения эффективной деятельности и расширенного воспроизводства.

Функционирование любой структуры обеспечивается благодаря  предварительному установлению и последующему практическому  осуществлению различного рода связей и отношений - организационных, правовых, экономических. Определяющее значение в процессе продвижения товара от производителя к потребителю принадлежит экономическим  отношениям, поскольку только через механизм этих отношений выявляются, фиксируются и распределяются доходы между всеми участниками рынка, а также реализуются меры социальной защиты потребителей и осуществляется протекционистская политика государства по защите интересов отечественных субъектов аграрного рынка. Становление экономических отношений между всеми субъектами аграрного рынка должно базироваться на основе общих требований его построения и с учетом специфики и практики функционирования рыночных структур.

 При этом необходимо опти­мизировать производственно-отраслевую структуру сельскохозяйственных предприятий в соответствии с экономической эффективностью отдельных отраслей и культур в конкретных условиях хозяйствования, рыночным спросом на продукцию, возможностями финансового и материально-технического обеспечения.

Крупным резервом повышения эффективности сельскохозяйствен­ных предприятий является диверсификация их деятельности, то есть расшире­ние номенклатуры производимой продукции и оказываемых услуг. За счет диверсификации производства появляются дополнительные источники до­хода, ускоряется оборот денежных средств, решаются проблемы занятости сельского населения. Диверсификация может осуществляться путем осуществления переработки сельскохозяйственной продукции, организации подсобных производств, закупки и реализации товаров народного потребления, оказания разного рода услуг, в том числе обработки почвы для фермеров и приусадебных хозяйств, оказания транспортных услуг, осуществления строительных, ремонтных и других работ.

Деятельность субъектов рынка должна основываться на взаимной заинтересованности производителя, оптового и розничного  продавцов, а также потребителей в повышении эффективности производства в хозяйствующих формированиях АПК, удовлетворении текущего и потенциального потребительского спроса.

На основе вышеизложенного можно сделать заключение, что не смотря на специфику современного состояния производительных сил существуют и реализуются предпосылки для интеграции  сельскохозяйственных и промышленных предприятий, что создает очаги здоровых экономических отношений. Данное направление развития экономики - перспективно, но это не означает, что оно должно стать обязательным, массовым и единственным. Оно может и должно находить разумное взаимодействие со всеми эффективно функционирующими формами хозяйствования, независимо от их размеров и форм собственности.

 

2.3. Программа финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Нижегородской области до 2005 года

 

В настоящее время, с учетом опыта проведения процедур по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий, в области ведется разработка Программы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Нижегородской области до 2005 года.

Целью данной программы является разработка, апробирование, распространение правовых и организационных процедур по восстановлению платежеспособности несостоятельных сельскохозяйственных организаций, приемлемых с социальной точки зрения.

В рамках реализации проекта планируется применение следующих процедур:

1.   Реструктуризация долгов.

Основными целями этого направления является освобождение сельскохозяйственных организаций от накопленной просроченной задолженности путем проведения организационных и финансовых мероприятий по реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, прочим кредиторам.

2) Реструктуризация бизнеса.

Целью реструктуризации бизнеса является выбор видов деятельности, технологий их осуществления и каналов реализации продукции и услуг, позволяющих доказать, что в данном хозяйстве при сложившихся общеэкономических условиях есть возможность безубыточной деятельности.

3) Совершенствование экономических отношений, организации и управ­ления.

 Целями совершенствования экономических отношений в неплатежеспособных хозяйствах являются формирование эффективных собственников на основе эффективной организации и внедрения эффективных методов управления предприятием.

4) Реформирование неплатежеспособных хозяйств, передача ресурсов новым эффективным пользователям и собственникам.

В отношении сельхозорганизаций, которые не могут обеспечить эффективное хозяйствование и выполнение своих обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами и кредиторами даже при условии реструктуризации долгов, бизнеса и совершенствования экономических отношений,  планируется проведение процедуры реформирования.

Оно будет осуществляться в форме присоединения, разделения, выделения, формирования дочерних и зависимых организаций, передачи ликвидного имущества в аренду,  выхода участников неплатежеспособного хозяйства с землей и имуществом в целях формирования или расширения КФХ  и ЛПХ и т. д.

Финансовое оздоровление предприятий АПК осуществляется и через смену неэффективного собственника на эффективно работающего.

Примером такого экономического оздоровления может служить проведенная процедура внешнего управления имуществом должника на ОАО “Ильиногорское” Володарского района. Благодаря приходу нового эффективного собственника положение на свинокомплексе постепенно начало улучшаться. По итогам 2001 года предприятием получена прибыль в размере 80 млн. рублей.

Другим примером служит проведенная процедура банкротства колхоза “Шишковердский” и “Белкинский” Княгининского района. Где ЗАО “Княгининская швейная фабрика” выступило инвестором и  создало дочернее общество ЗАО “Новый век”, которое по решению собрания кредиторов колхоза “Шишковердский” и “Белкинский” приобрело имущество хозяйств. Подобная процедура проведена в СПК “Уренский” Уренского района, где инвестором выступило ОАО “Агрохимик”. В процессе ликвидации колхоза “Кельдюшевский” Лукояновского района имущество должника было приобретено ТнВ “Писанов и К”, ведущего эффективное сельскохозяйственное производство.

Вместе с тем, эта работа требует более серьезного подхода и принятия последовательных, согласованных решений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 5) Осуществление процедур финансового оздоровления в соответствии с федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”

Процедура внешнего управления позволяет осуществить восстановление платежеспособности за счет выявления и использования внутренних ресурсов, а также привлечение внешних финансовых источников.

Конкурсное производство целесообразно открывать в сельхозорганизациях, потерявших возможность восстановить платежеспособность.

Как показывает практика, поголовное банкротство таких сельхозпредприятий принесёт государству больше вреда, чем пользы. При свёртывании сельхозпроизводства на этих территориях, а оно, как правило, является единственной возможностью сохранения   рабочих мест, государству потребуется более 450 миллионов рублей на выплаты по безработице. Что бы этого не произошло, на этих территориях необходимо развивать всевозможные программы обеспечения занятости сельского населения (или организация подсобных производств, или развитие личных подсобных хозяйств или другие).  Только после этого можно приступать к ликвидации подобного рода сельхозпредприятий через систему банкротства.

Одним из необходимых условий для успешной реализации выше названных мер является создание благополучного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов.

Оно может быть выражено как в прямом финансировании этой категории хозяйств, так и в предоставлении определенных налоговых и иных льгот для предприятий – инвесторов.


3. Проблемы и пути финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области

 

Недостатки экономической политики последнего десятилетия с особой остротой проявились в аграрном секторе. Причиной этого стали, как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу “экономической реформы”, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по ключевым технологическим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использования натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях экономики дефицита, на финансовые, аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.

Реформирование агропромышленного комплекса проходило в условиях общеэкономического кризиса страны. Инфляция, огромный дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи, низкая покупательная способность населения и другие негативные факторы крайне отрицательно сказались на деятельности предприятий и организаций аграрной сферы. Сельское хозяйство попало в жесткие тиски ценового диспаритета, потеряло устоявшиеся каналы сбыта своей продукции и приобретения материально-технических ресурсов. В результате оказался нарушенным оборот финансовых ресурсов отрасли по всем основным направлениям – и в части получения выручки от реализации продукции, и в части привлечения кредитов и инвестиций на коммерческих началах, и в части получения государственной финансовой поддержки. Многие сельскохозяйственные предприятия утратили собственные оборотные средства и стали убыточными.

Сельское хозяйство стало зависимым от коммерческих банков, торговых и промышленных монополий. Диспаритет цен стал легальной формой перекачки денежных средств из сельского хозяйства в другие сферы. Потери сельского хозяйства России от диспаритета цен в последние годы составили 240 млрд. рублей. По данным статистики за период с 1991 по 2000 годы цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию выросли по отношению к декабрю 1990 года в 5 тысяч раз, а цены на приобретенную сельскохозяйственными предприятиями промышленную продукцию и оказанные услуги в целом – более чем в 22 тысячи раз. Если в 1991 году для приобретения комбайна СК-5 “Нива” достаточно было продать 36 тонн зерна или четре-пять быков, то сегодня требуется более 450 тонн зерна или более ста быков, фактически целое стадо.

О диспаритете цен много говорится в течение ряда лет, но пока не реализовано никакой системы мер на федеральном уровне для восстановления справедливого обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики.

Негативное влияние этого фактора отражается, в первую очередь, на структуре затрат на сельскохозяйственное производство. Особенно это касается энергоресурсов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, затрат на запасные части. Ввиду постоянного роста цен на эти виды материально-технических ресурсов и большого износа машинно-тракторного парка – их доля неуклонно растет. С 1985 по 2000 годы удельный вес затрат на запасные части и услуги возрос с 8,3 до 24.4 процентов, на горюче-смазочные материалы и электроэнергию – с 5,5 до 21,8 процента.

В то же время в сельскохозяйственном производстве остается самый низкий показатель оплаты труда по сравнению с другими отраслями экономики области.  В 2001 году средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2,2 раза ниже, чем в промышленности и более чем в 2 раза ниже, чем в среднем по всем отраслям экономики.

Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе области сегодня несколько улучшилась. От сельхозпроизводства в 2001 году получено 300 млн. рублей прибыли. Однако рентабельность по всей деятельности остается низкой – 6 %, что в три раза ниже уровня инфляции.

Сокращается и государственная поддержка сельского хозяйства, финансирование ряда важнейших федеральных целевых программ прекращено. Доля в общих расходах федерального бюджета в 1991 году составляла 19,8 %, в 1995 году – 3,8 %, а в 2002 год снизилась до 1,4 %.

Финансирование предприятий АПК из областного бюджета за 2001 год составило 420,4 млн. рублей или 86,5% от запланированного.

В Законе о бюджете Нижегородской области в 2002 году на сельское хозяйство предусмотрено 567,4 млн. рублей и 95 млн. рублей бюджет развития. Удельный вес расходов на АПК в текущем году составляет только 4,9 % расходной части областного бюджета.

Проблема финансирования аграрного сектора не решена по сей день и является острейшей для отрасли, что предопределяет ее развитие по кризисному сценарию. Таким образом, важнейшей предпосылкой преодоления кризисных тенденций в сельском хозяйстве является создание дееспособной системы финансирования, обеспечивающей расширенное воспроизводство, т.е. полное возмещение прямых и косвенных производственных затрат, в том числе и связанных с необходимостью социального развития села, и, в то же время, возможностью инвестиций в расширенное производство, повышение его технологического уровня.

Принимаемые сегодня меры по финансированию не позволяют стабилизировать положение в сельском хозяйстве. Для того, чтобы добиться стабилизации и развития сельскохозяйственного производства надо в отрасль направлять ежегодно не менее 10 % расходной части бюджетов всех уровней.

Льготные кредиты, средства лизингового фонда получают преимущественно экономически сильные хозяйства, способные обеспечить их возврат. Минеральные удобрения приобретают (и пользуются дотациями на них) также более экономически развитые предприятия. Они получают субсидии и по другим программам. В результате в сельском хозяйстве области сформировалась группа из 111 хозяйств (14%), которая производит более половины всей сельхозпродукции. Как правило, эти хозяйства еще в дореформенный период имели мощную материально-техническую и социальную базу и сохранили квалифицированные кадры. Они адаптировались быстрее других к рынку, имеют существенный запас финансовой прочности и не требуют какого-либо вмешательства со стороны. Для выхода из кризиса речь надо вести о поддержке основной массы предприятий, которая является убыточной. При этом надо также использовать экономический, организационный и кадровый потенциал сильных сельхозпредприятий и предприятий переработки путем их объединения со слабыми хозяйствами.

Из-за сокращения бюджетного финансирования в Нижегородской области с 1993 года отказались от системы дотаций на сельскохозяйственную продукцию, и перешли к адресной поддержке приоритетных направлений: плодородие почв, элитное семеноводство и племенное дело, стимулирование применения передовых технологий в растениеводстве и животноводстве. В результате реализации программ по элитному семеноводству использование семян элитных зерновых культур за шесть лет возросло в три раза, а по племенному делу позволило увеличить охват искусственным осеменением с 63.9 до 71 процента.

Совершенствование финансирования производится ежегодно. В 2002 году ликвидированы программы государственного фонда поддержки и развития АПК, областного лизинга, возмещения части затрат по приобретению сельхозтехники по федеральному лизингу. Взамен их введена программа возмещения части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники.

Финансовая поддержка сельскохозтоваропроизводителей и машинно-технологических станций по этой программе осуществляется за счет средств областного бюджета в виде возмещения части стоимости энергонасыщенной техники приобретенной, в том числе и по федеральному лизингу, для прогрессивных технологий и запасных частей на восстановление машинно-тракторного парка экономически слабых хозяйств в пределах средств, выделенных на эти цели. Она оказывается предприятиям независимо от организационно-правовых форм собственности и ведомственной подчиненности.

Возмещению подлежат затраты на приобретение новой техники: тракторов, комбайнов, самоходных косилок, плугов, культиваторов, сеялок, почвообрабатывающих комбинированных агрегатов и комплексов, машин по переработке зерна и подготовке семян, внесению удобрений и ядохимикатов, ресурсосберегающего оборудования по доению коров и первичной обработке молока, а также запасных частей на восстановление машинно-тракторного парка. Затраты на приобретение вышеперечисленной техники и оборудования компенсируются в размере 20 % от стоимости, а изготовленной на предприятиях области в размере 30 процентов.

Постановлением Правительства Нижегородской области № 24 от 16.02.2002 г утвержден порядок реализации программы реструктуризации долгов предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Погашению за счет областного бюджета в сумме 130 млн.рублей подлежит реструктурированная по состоянию на 1 января 2001 года задолженность предприятий перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами в сумме основного долга, пеней и штрафов, со сроком уплаты в 2002 году.

Уплата текущих платежей, а также процентов за пользование бюджетными средствами, производится  предприятиями самостоятельно в полном объеме и в сроки установленные законодательством.

Важнейшим элементом совершенствования системы финансирования является развитие кредитования. Однако достаточно серьезным фактором, ограничивающим кредитова­ние сельского хозяйства, являются специфические риски, с которыми банки сталкиваются при кредитовании данной отрасли. По мнению участвующих в мониторинге банков, сельское хозяйство остается наиболее рискованной сферой экономики для вложения средств.

К специфическим рискам кредитования сельскохозяйственных предпри­ятий относятся: повышенная неустойчивость финансового состояния, несо­ответствие долгосрочных запросов предприятий краткосрочности имеющих­ся в банках ресурсов, нестабильность бюджета, невыполнение тех его статей, которые связаны с сельским хозяйством; сезонные особенности сельхозпро-изводства, его зависимость от природно-климатических условий; трудности, связанные с реализацией продукции; неплатежи или задержки поступления выручки от реализации; отсутствие у заемщиков ликвидного обеспечения кредитов; низкая доходность операций по кредитованию; недостаточная пра­вовая и нормативная база кредитования сельского хозяйства.

Для предприятий АПК кредитная политика на современном этапе долж­на включать: льготное кредитование, предусматривающее увеличение доли долгосрочных кредитов, снижение процентных ставок, развитие залоговых операций; кредитование производителей напрямую из государственных ис­точников через механизм залоговых операций; ипотечный кредит в коммер­ческой системе банков; создание системы крестьянских кооперативных кре­дитных учреждений, функционирующих целиком под контролем аграриев. В конечном итоге должна быть создана система коммерческого кредитования сельского хозяйства.

Совместно с коммерческими банками в Нижегородской области в 2000 году разработана и внедрена схема кредитования сельхозпредприятий с субсидированием процентной ставки из областного бюджета. Эта схема получила развитие и на федеральном уровне. В 2001 году предприятиями АПК получено кредитных ресурсов на общую сумму 1,7 млрд. рублей, что в 2,4 раза больше уровня предыдущего года. Из них 500 млн. рублей - долгосрочные, на приобретение техники.  Непосредственно сельхозтоваропроизводителям выданы 82 % долгосрочных и половина краткосрочных кредитов. Их получили 357 сельхозпредприятий и 54 фермерских хозяйства, остальные кредитовались через перерабатывающие предприятия. На субсидирование процентной ставки израсходовано 108,2 млн. рублей из областного и 28,1 млн. рублей из федерального бюджетов. В кредитовании приняли участие тринадцать коммерческих банков. Половина кредитных ресурсов предоставлена Волго-Вятским банком Сбербанка РФ (855,8 млн. рублей), 42,4 % - ЗАО “Нижегородпромстройбанк”(725,5 млн. рублей), 3,4 % - ООО КБ “Элипс – банк” (58,9 млн. рублей) и 4,2 % - остальными банками. Ссудозаемщики своевременно выполнили свои обязательства по возврату заемных средств, что позволило и в текущем году расширить количество участвующих в кредитовании коммерческих банков.

Правительством Нижегородской области утвержден порядок возмещения в 2002 году из областного бюджета разницы в процентных ставках по краткосрочным и долгосрочным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями, предприятиями АПК и потребительской кооперации за счет средств коммерческих банков.  Объем субсидий на эти цели составляет 185 млн. рублей.

Выдача кредитов банками производится сельхозяйственным товаропроизводителям  (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) и машинно-технологическим станциям всех форм собственности, перерабатывающим предприятиям АПК и предприятиям потребительской кооперации, закупающим сырье у местных сельхозтоваропроизводителей  и населения и производящим расчеты с ними, предприятиям АПК, поставляющим сельхозтехнику, запасные части, минеральные удобрения, семена и ветеринарные препараты сельхозтоваропроизводителям.

Краткосрочные кредиты предоставляются на следующие цели: приобретение ГСМ, семян, средств химизации, сельхозмашин и оборудования запасных частей и других материальных ресурсов сезонного спроса, кормов, ветеринарных препаратов, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки и расчета с населени­ем за сдаваемую на предприятия потребкооперации сельхозпродукцию; погашение лизинговых платежей за приобретаемую технику; восстановление и ремонт узлов и агрегатов сельскохозяйственных машин; тепличным предприятиям для расчетов за потребленную электрическую и тепловую энергию, природный газ и водоснабжение.

Долгосрочные кредиты предоставляются на: приобретение тракторов, грузовых автомобилей, кормо- и зерноуборочной техники, комплекса машин  по производству и переработке зерна, картофеля, свеклы и льна для сельхозтоваропроизводителей; изготовление сельскохозяйственных машин и агрегатов; реконструкцию производственных мощностей и обновление оборудования для животноводческих ферм, свинокомплексов, птицефабрик, тепличных предприятий; на покупку племенного скота, птицы и рыбы.

Перерабатывающие предприятия и предприятия потребительской кооперации получают кредитные ресурсы в соответствии с заключенными типовыми договорами поставки сырья, а долгосрочные кредиты – на основе соглашений по долгосрочному сотрудничеству с сельхозтоваропроизводителями. Полученные кредитные ресурсы направляются сельхозтоваропроизводителям области в счет авансирования за полученное сельскохозяйственное сырье.

Краткосрочные кредитные ресурсы перерабатывающие предприятия и предприятия потребкооперации направляют сельхозтоваропроизводителям денежными средствами, в исключительных случаях по согласованию с министерством АПК возможны расчеты за сырье товарно-материальными ценностями.

Перечень ссудозаемщиков определяется банками на основании их заявок и согласовывается с министерством АПК. Выдача кредитов производится в соответствии с реестрами ссудозаемщиков, утвержденными министерством АПК. При этом включение в реестр ссудозаемщиков кредитных ресурсов на общую сумму более 50 млн. рублей производится по согласованию с Правительством Нижегородской области. Кредиты представляются только предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ссудам, выданным из средств областного бюджета, что подтверждается справкой, заверенной подписью и печатью финансового органа района по местонахождению ссудозаемщика.

Выдача кредитов осуществляется на условиях платности, срочности, возвратности: по краткосрочным кредитам сроком до 25.12.2002 года; по долгосрочным сроком до 3 лет.

Возмещение банкам разницы в процентных ставках из средств областного бюджета производится: по обслуживанию долгосрочных кредитов, представленных заемщикам в 2001 году, в размере 18% годовых; по краткосрочным и долгосрочным кредитам, представленным ссудозаемщикам в 2002 году, в размере ? процентной ставки Центрального банка РФ, действующей на дату представления кредита. Разница между стоимостью кредитных ресурсов банков и возмещением банкам части процентной ставки из средств областного бюджета оплачивается ссудозаемщиками, но не более 50% ставки ЦБ РФ.

При изменении стоимости кредитных ресурсов в связи с увеличением (уменьшением) ставки ЦБ РФ изменяется только размер доли процентной ставки, взимаемой с ссудозаемщика.

В случае несвоевременного возврата ссудозаемщиками полученных кредитов, плата за просроченную задолженность по кредиту производится ссудозаемщиками в полном размере, установленном кредитным договором, и разница в процентных ставках на суммы просроченной задолженности возмещению не подлежат.

В случае нецелевого использования кредитных ресурсов заемщики самостоятельно в полном объеме производят оплату процентов за пользование кредитными ресурсами в соответствии с заключенным договором между уполномоченным банком и заемщиком.

С момента выявления нецелевого использования кредитных ресурсов с заемщиков подлежат взысканию сумма по возмещению части процентной ставки, ранее выплаченная  министерством финансов Нижегородской области. С этой суммы заемщик уплачивает на счет министерства финансов проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Предложенная схема инвестирования выгодна всем взаимодействую­щим сторонам: банку-кредитору, предприятию-заемщику и администрации Нижегородской области. Предприятие получает необходимые для развития производства средства, банк-кредитор имеет возможность удовлетворять по­требности своих клиентов и выгодно размещать кредитные ресурсы по при­емлемой процентной ставке, администрация стимулирует инвестиционную активность в регионе, не прибегая к прямым дотациям из областного бюдже­та.

Данный опыт позволяет сделать вывод о том, что совершенствование системы кредитования аграрного сектора области может явиться важным фактором экономического развития агропромышленного производства и од­новременно стать надежным рычагом государственного регулирования фи­нансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Заключение

 

Сельское хозяйство Российской Федерации с начала перестройки находится в довольно сложном финансовом положении: с одной стороны, устойчивое снижение государственных инвестиций; с другой – недостаток собственных источников финансирования для осуществления расширенного воспроизводства.

Государственная поддержка сельского хозяйства из федерального бюджета по целевым программам ежегодно уменьшается и перекладывается на регионы. По Нижегородской области доля федерального бюджета  за последние годы сократилась почти в пять раз.

Акцент аграрных преобразований должен быть сделан на развитие и усиление принципов хозяйствования в рыночных условиях экономики, стабилизацию сельскохозяйственного производства, проведение единой общегосударственной земельной, инвестиционной и кадровой политики.

Агропромышленная интеграция осуществляется в целях стабилизации экономики, повышения эффективности функционирования предприятий АПК за счет объединения материальных, финансовых и информационных ресурсов, восстановления старых и создания новых хозяйственных связей.

Интегрированные структуры, объединяющие предприятия от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации, являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики.

Практика показала, что подобные системы позволяют смягчить налоговое бремя, разумно регулировать ценообразование по цепи производство-переработка-торговля, распределение прибыли, производство продукции согласно коньюктуре рынка, реализацию продукции в максимально переработанном виде, своевременное реагирование на изменение ситуации на продовольственных рынках.

Данное направление развития экономики - перспективно, но это не означает, что оно должно стать обязательным, массовым и единственным. Оно может и должно находить разумное взаимодействие со всеми эффективно функционирующими формами хозяйствования, независимо от их размеров и форм собственности.

Совершенствование системы кредитования аграрного сектора области может явиться важным фактором экономического развития агропромышленного производства и одновременно стать надежным рычагом государственного регулирования финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Из областного бюджета на развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области предусмотрено выделение денежных средств на следующие программы:

1.                  финансовая поддержка племенного дела;

2.                  возмещение части затрат на технужды в овощеводстве закрытого грунта, дотации на производство льна и конопли,

3.                  финансовая поддержка элитного семеноводства,

4.                  финансовая поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.                  реализация закона о поддержке кадрового потенциала;

6.                  выплата разницы в процентных ставках по кредитам;

7.                  возмещение части затрат на технику по федеральному лизингу;

8.                  областной лизинг;

9.                  кредитование личных подсобных хозяйств;

10.              возмещение части затрат на приобретение средств химизации;

11.              капитальные вложения на газификацию, жилищного строительства.

 

Использованная литература

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации  от 8.06.2001 года № 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов”

Указ Губернатора Нижегородской области № 38 от 20.09.2001 года “О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по региональным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам".

2.     Голышев М. Е. Формирование многоукладной экономики в агропромышленном комплексе Нижегородской области: Монография. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2001. – С.105.

 

Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] М. Е. Голышев. Формирование многоукладной экономики в агропромышленном комплексе Нижегородской области: Монография. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2001. – С.105.



Hosted by uCoz