Содержание | Далее |
Всероссийское социологическое исследование “Роль субъективного фактора в становлении и развитии местного самоуправления в Российской Федерации” было проведено Исследовательской группой ЦИРКОН в феврале–мае 1999 года. Исследование проводилось по запросу Управления Президента РФ по вопросам местного самоуправления при поддержке компании “АйТи. Информационные технологии”.
Содержательные результаты исследования изложены в итоговом отчете и ряде публикаций (см. библиографию в конце статьи), в частности в настоящем сборнике. Цель данного материала - объяснение концепции, методологических принципов и технологии исследования. Авторы хотели бы пояснить, почему и каким образом был осуществлен данный проект. Такое объяснение необходимо как для правильного представления массива первичной информации, полученного в результате работы, так и для адекватного восприятия возможных интерпретаций и практических выводов.
Выбор его тематики и методологии исследования во многом обусловлен проблемной ситуацией, которая сложилась в России в области изучения системы и процессов местного самоуправления и муниципального управления.
Как известно, с середины 90-х годов, наряду с другими радикальными социально-экономическими трансформациями, в России осуществляется реформа системы местного самоуправления, основные принципы которой закреплены в ряде нормативных актов общефедерального значения. Эта реформа означает переход к принципиально иному типу социального управления “на местах”, а потому сопровождается серьезными, сложными разнохарактерными изменениями. К ним относятся трансформация всей системы взаимоотношений структур местного управления как с органами государственной власти, так и с населением, преобразование нормативной базы, задающей основные принципы деятельности органов местного самоуправления, реорганизация структур управления муниципальных образований и многие другие, в основном организационно-правовые изменения. Вместе с тем начатая реформа предполагает и изменения субъективного характера, которые, хотя и являются менее заметными и “формализуемыми”, имеют, на наш взгляд, первостепенное значение для успеха начатых преобразований. Речь идет об изменениях в мышлении и поведении отдельных людей и социальных групп, так или иначе входящих в систему местного самоуправления и играющих значимые роли в процессе ее становления и развития. Эти группы включают чиновников федеральных органов управления, само население муниципальных образований и, конечно же, муниципальных служащих, работающих в органах местного самоуправления и призванных осуществлять реформирование повседневной практики управления “на местах”.
Принципиальное изменение роли последней группы является одной из особенностей проводимой реформы, ставящей в позицию главного активного субъекта данного процесса управляющих, выполняющих конкретную управленческую работу в администрациях, мэриях, советах и других органах местного самоуправления. Другими словами, успех преобразований зависит, в первую очередь, от того, насколько сегодняшние муниципальные управленцы способны их осуществлять.
Эта способность во многом определяется комплексом личных профессиональных качеств и профессиональной управленческой культурой руководителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих, депутатов представительных органов. В свою очередь, управленческая культура характеризуется, в том числе и тем, как “муниципальный управляющий” представляет суть местного самоуправления, насколько его представления соответствуют концепции реформы и современным тенденциям развития муниципального управления.
Другой стороной, определяющей способность структур местного самоуправления к преобразованиям, является состав и качество организационно-технических средств и технологий, используемых в конкретном муниципальном образовании. При этом ключевое значение имеет информационно-технологическая база органов местного самоуправления, включающая как технические (в том числе программные) ресурсы, так и кадровый (квалификационный) потенциал.
В то же время мы располагаем лишь очень ограниченными сведениями о том, как сегодня идут процессы реформирования на местах, насколько сотрудники органов местного самоуправления оказались способны к переходу на новые принципы работы, каковы их профессиональные установки и предпочтения. Если отдельные социологические исследования по вопросам отношения рядовых граждан к системе и принципам местного самоуправления и проводились, то данные о том, какой видят реформу местного самоуправления те, кому уготовано ее проводить, практически отсутствуют. По нашим сведениям, не проводились и всероссийские исследования современного состояния организационной и информационно-технической базы структур муниципального управления.
Таким образом, научная (познавательная) проблема, обусловившая проведение исследования, связана с отсутствием систематизированного знания о состоянии управленческой и технологической культуры российских структур местного самоуправления и их соответствии требованиям реформы.
Помимо научного значения, исследование имело не менее, а скорее более значимый социальный смысл. Вряд ли надо доказывать, что недостаток или отсутствие информации о состоянии реформируемой системы снижает эффективность самой реформы. Последствием такого положения дел может стать повышение риска неудачи реформы как из-за несогласованности представлений о ней, существующих на разных уровнях управления, так и из-за несогласованности используемых технологий управления. Последнее может привести к падению эффективности управления в данной области как на уровне отдельных муниципальных образований, так и на уровне страны в целом.
При таком подходе к пониманию проблем исследования его результатом должно было стать не только получение массива репрезентативной и достоверной информации по предмету исследования, но и разработка соответствующих управленческих рекомендаций. Соответственно, исследовательская работа была необходима как для адекватной оценки способности органов и должностных лиц местного самоуправления решать задачи, которые ставит перед ними реформа системы местного самоуправления, так и для возможных корректировок в характере самой реформы и разработки предложений по необходимым управленческим воздействиям в “проблемных” зонах.
Цели, задачи, предмет и объект исследования
Исходя из сказанного, цель исследования была сформулирована как получение достоверной информации, необходимой для выработки рекомендаций:
Согласно исходной концепции, в качестве объекта исследования рассматривались системы местного самоуправления, включающие две основные компоненты: структуры управления муниципальным образованием, обладающие определенной организационно-технической и информационной базой, а также муниципальные управленцы, т.е. активные “субъекты”, осуществляющие реформу на местах. Таким образом, можно сказать, что объект исследования был представлен следующими основными категориями: “муниципальное образование”, “структура управления муниципальным образованием”, “муниципальный служащий”.
Таким образом, основные задачи, поставленные перед исследованием, можно было разделить на два класса:
Программа и методика исследования
1. Концептуальная и методологическая подготовка исследования
Методологической основой исследования являлось выборочное социологическое обследование ряда органов местного самоуправления и структур муниципального управления, которое предполагало:
Отдельной частью работы, носившей подготовительный характер, было формирование базы документальных источников по теме исследования и их анализ, а также проведение постановочных интервью с экспертами по проблематике исследования. Всего было проведено пять таких интервью, три из которых – по тематике первой части исследования (роль “субъективного фактора” в реформе местного самоуправления), и два – по проблемам информационно-технической базы структур местного управления.
В частности, при обсуждении вопросов, связанных с первой частью исследования, эксперты высказали свои представления и оценки о значении субъективного фактора в реформировании системы местного самоуправления, об основных субъектах процесса реформирования и их роли в этом процессе, о главных факторах, определяющих перспективы реформы, об основных тенденциях развития системы местного самоуправления в России и проблемах этого процесса, наконец, о самой концепции реформы системы местного самоуправления и проблемах ее нормативно-правового обеспечения.
Кроме того, был подготовлен обзор документальных источников по исследуемой теме, включавший тексты основных нормативных актов, закрепляющих принципы реформирования системы местного самоуправления, аналитические материалы по данной теме и подборку статей дискуссионного характера.
Анализ вышеуказанных источников помог точнее
определить содержательную проблематику исследования, сформировать его концептуальные
основания и уточнить рабочие гипотезы исследования.
МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова |