Назад Содержание Далее

2. Системный анализ основных понятий

Один из главных разделов программы исследования содержит системный анализ основных понятий, составляющих его концептуальную модель. Этот анализ был проведен в точном соответствии с концепцией исследования, с определением его объекта и предмета.

В качестве основной категории исследования рассматривалось понятие субъективных представлений муниципальных служащих о реформе местной власти в России.

Данное понятие является достаточно широким и допускает разные интерпретации. При его операционализации, т.е. последовательной “расшифровке” через систему более конкретных частных понятий, которые в конечном счете “переводятся” в формулировки вопросов анкеты, мы руководствовались принципами значимости (были выделены самые главные аспекты, отражающие взгляды респондентов на проблемы местного самоуправления) и возможности формализации (т.е. возможности измерения этих представлений для последующего анализа).

Понятие “субъективных представлений” было определено как совокупность ценностных установок, когнитивных представлений и ожиданий респондентов, характеризующих их отношение к процессам реформирования системы местной власти и к основным принципам местного самоуправления.

Таким образом, были выделены два основных аспекта: (1) представления оценочного характера о состоянии системы местного самоуправления, включающие оценки на двух уровнях: страны в целом и конкретного муниципального образования; (2) представления о процессах, происходящих в системе местного самоуправления, т.е. о ходе и перспективах ее реформирования (“динамический аспект”). В свою очередь, для анализа представлений первой группы предполагалось сопоставление представлений респондентов о текущей ситуации и об идеальной ситуации в сфере местного самоуправления.

На основе этих положений были конкретизированы основные составляющие категории “субъективные представления”:

  1. Ценностные установки респондентов в отношении принципов организации местной власти и системы муниципального управления. Описание “идеального образа” системы муниципального управления, выражаемого через представления:

  1. Представления респондентов о текущей ситуации в сфере муниципального управления и местного самоуправления, в частности:

  1. Отношение респондентов к процессам реформирования системы местной власти в России и их ожиданий от реформы местного самоуправления, в частности:

Как уже упоминалось, второй класс задач, стоящих перед исследованием, включал анализ информационно-технической базы структур муниципального управления.

Основные категории этого раздела были определены следующим образом.

1. Состояние (основные характеристики) информационно-технической базы структур муниципального управления.

2. Потребности в развитии информационно-технической базы структур муниципального управления.

3. Основные факторы, влияющие на процессы информатизации системы управления муниципальным образованием.

 

3. Схема построения и структура выборки

В ходе первого этапа реализации проекта была разработана схема построения и структура выборочной совокупности (выборки). Было построено две выборки: муниципальных образований, представляющую муниципальные образования Российской Федерации, и муниципальных служащих – сотрудников органов управления этих муниципальных образований.

3.1. Выборка муниципальных образований

Выборка муниципальных образований включила 100-110 органов местного самоуправления, представляющих:

В соответствии с изложенным пониманием объекта исследования выборка была построена как многоступенчатая квотная и содержала следующие ступени.

Схема отбора муниципальных образований включала реализацию следующих последовательных шагов:

  1. Разделение территории Российской Федерации на семь крупных географических зон, учитывающее экономические и географические особенности территории и отбор регионов внутри каждой географической зоны (см. табл. 1).
  2. Таблица 1

    Географическая зона

    Регионы, включенные в выборку

    Центр

    Московская, Ярославская, Воронежская обл.

    Север

    Санкт-Петербург и Ленинградская, Архангельская обл.

    Юг

    Ростовская обл.

    Поволжье

    Татарстан, Волгоградская обл.

    Урал

    Пермская обл., Башкортостан

    Западная Сибирь

    Кемеровская, Тюменская обл.

    Восточная Сибирь и Дальний Восток

    Красноярский край

  3. Отбор внутри регионов конкретных муниципальных образований в соответствии с квотным заданием, построенным на основе характеристик муниципальных образований.

Выборка муниципальных образований включала в себя 4 группы, выделенные по критерию административно-территориального статуса и численности населения:

Эти группы были представлены в каждой из географических зон, примерно в равном соотношении.

При этом внутри группы “столицы субъектов РФ” были выделены подгруппы “столичные города” (13 муниципальных образований) и “городские районы столиц субъектов РФ” (13 муниципальных образований). В каждой указанной столице в выборку был включен один городской район, являющийся самостоятельным муниципальным образованием.

Внутри группы “города областного значения” были выделены подгруппы “крупные города” с численностью 250 тыс. - 1 млн. жителей (8 муниципальных образований) и “средние города” с численностью 50-250 тыс. жителей (19 муниципальных образований).

Третья группа включила в себя малые города (до 50 тыс. жителей) и поселки городского типа и не содержала внутреннего разделения на подгруппы (25 муниципальных образований).

Группа “сельские районы”(25 муниципальных образований) включала 2 типа районов:

а) имеющие на своей территории другие муниципальные образования;

б) не имеющие на своей территории других муниципальных образований (район и районный центр являются одним муниципальным образованием).

Кроме административно-территориального статуса, при построении выборки муниципальных образований учитывались следующие характеристики:

В целом предполагалось включение в выборку не менее 15 муниципальных образований - доноров бюджета субъекта РФ.

3.2. Выборка респондентов

Выборка респондентов должна включила 300-330 респондентов, представляющих различные должностные (статусные) уровни.

Отбор респондентов производился в каждом муниципальном образовании в соответствии со следующей структурой органов местного самоуправления.

Исполнительные органы:

Представительные органы:

В каждом муниципальном образовании происходил отбор трех респондентов, представлявших соответственно высший, средний и низший уровни управления.


Copyright  МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова 
 
Сайт создан в системе uCoz