Назад | Содержание | Далее |
2. Системный анализ основных понятий
Один из главных разделов программы исследования содержит системный анализ основных понятий, составляющих его концептуальную модель. Этот анализ был проведен в точном соответствии с концепцией исследования, с определением его объекта и предмета.
В качестве основной категории исследования рассматривалось понятие субъективных представлений муниципальных служащих о реформе местной власти в России
.Данное понятие является достаточно широким и допускает разные интерпретации. При его операционализации, т.е. последовательной “расшифровке” через систему более конкретных частных понятий, которые в конечном счете “переводятся” в формулировки вопросов анкеты, мы руководствовались принципами значимости (были выделены самые главные аспекты, отражающие взгляды респондентов на проблемы местного самоуправления) и возможности формализации (т.е. возможности измерения этих представлений для последующего анализа).
Понятие “субъективных представлений” было определено как совокупность ценностных установок, когнитивных представлений и ожиданий респондентов, характеризующих их отношение к процессам реформирования системы местной власти и к основным принципам местного самоуправления.
Таким образом, были выделены два основных аспекта: (1) представления оценочного характера о состоянии системы местного самоуправления, включающие оценки на двух уровнях: страны в целом и конкретного муниципального образования; (2) представления о процессах, происходящих в системе местного самоуправления, т.е. о ходе и перспективах ее реформирования (“динамический аспект”). В свою очередь, для анализа представлений первой группы предполагалось сопоставление представлений респондентов о текущей ситуации и об идеальной ситуации в сфере местного самоуправления.
На основе этих положений были конкретизированы основные составляющие категории “субъективные представления”:
Как уже упоминалось, второй класс задач, стоящих перед исследованием, включал анализ информационно-технической базы структур муниципального управления
.Основные категории этого раздела были определены следующим образом.
1. Состояние (основные характеристики) информационно-технической базы структур муниципального управления.
2. Потребности в развитии информационно-технической базы структур муниципального управления.
3. Основные факторы, влияющие на процессы информатизации системы управления муниципальным образованием
3. Схема построения и структура выборки
В ходе первого этапа реализации проекта была разработана схема построения и структура выборочной совокупности (выборки). Было построено две выборки: муниципальных образований, представляющую муниципальные образования Российской Федерации, и муниципальных служащих – сотрудников органов управления этих муниципальных образований.
3.1. Выборка муниципальных образований
Выборка муниципальных образований включила 100-110 органов местного самоуправления, представляющих:
В соответствии с изложенным пониманием объекта исследования выборка была построена как многоступенчатая квотная и содержала следующие ступени.
Схема отбора муниципальных образований включала реализацию следующих последовательных шагов:
Таблица 1
Географическая зона |
Регионы, включенные в выборку |
Центр |
Московская, Ярославская, Воронежская обл. |
Север |
Санкт-Петербург и Ленинградская, Архангельская обл. |
Юг |
Ростовская обл. |
Поволжье |
Татарстан, Волгоградская обл. |
Урал |
Пермская обл., Башкортостан |
Западная Сибирь |
Кемеровская, Тюменская обл. |
Восточная Сибирь и Дальний Восток |
Красноярский край |
Выборка муниципальных образований включала в себя 4 группы, выделенные по критерию административно-территориального статуса и численности населения:
Эти группы были представлены в каждой из географических зон, примерно в равном соотношении.
При этом внутри группы “столицы субъектов РФ” были выделены подгруппы “столичные города” (13 муниципальных образований) и “городские районы столиц субъектов РФ” (13 муниципальных образований). В каждой указанной столице в выборку был включен один городской район, являющийся самостоятельным муниципальным образованием.
Внутри группы “города областного значения” были выделены подгруппы “крупные города” с численностью 250 тыс. - 1 млн. жителей (8 муниципальных образований) и “средние города” с численностью 50-250 тыс. жителей (19 муниципальных образований).
Третья группа включила в себя малые города (до 50 тыс. жителей) и поселки городского типа и не содержала внутреннего разделения на подгруппы (25 муниципальных образований).
Группа “сельские районы”(25 муниципальных образований) включала 2 типа районов:
а) имеющие на своей территории другие муниципальные образования;
б) не имеющие на своей территории других муниципальных образований (район и районный центр являются одним муниципальным образованием).
Кроме административно-территориального статуса, при построении выборки муниципальных образований учитывались следующие характеристики:
В целом предполагалось включение в выборку не менее 15 муниципальных образований - доноров бюджета субъекта РФ.
Выборка респондентов должна включила 300-330 респондентов, представляющих различные должностные (статусные) уровни.
Отбор респондентов производился в каждом муниципальном образовании в соответствии со следующей структурой органов местного самоуправления.
Исполнительные органы:
Представительные органы:
В каждом муниципальном образовании происходил отбор трех респондентов, представлявших соответственно высший, средний и низший уровни управления.
МОНФ-2000г. Дизайн и HTML верстка Олега Ступенькова |