Номер 1/04 Главная Архив К содержанию номера

Система регулирования малого и среднего предпринимательства в Азербайджане

НАТИК КАСИМОВ
доктор экономических наук, профессор
(Азербайджанская Республика)


• В результате реструктуризации частный сектор занял господствующую позицию в азербайджанской экономике
• Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике, рассчитанная на 2002-2005 годы, нацеливает усилия государства и экономического сообщества на шесть приоритетных направлений
• Роль механизма развития непрерывно возрастает, поскольку на долю новых знаний и технологий в развитых странах приходится свыше 90% прироста ВВП

Социальная и политическая стабильность в Азербайджане, его приверженность курсу создания открытого демократического общества предполагают выработку стратегии устойчивого и быстрого развития страны. Цель этого курса – повышение уровня жизни населения и обеспечение высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе, превращение ее в преуспевающее государство с высоким жизненным уровнем и оптимистическими перспективами.


Частный сектор – основной фактор экономики


Успешное решение этих задач возможно только при значительном усилении конкурентоспособности Азербайджана, в том числе и конкурентоспособности менеджмента, бизнеса и человеческого капитала. На этой основе необходимо в течение ближайших лет модернизировать и реструктурировать предприятия, создать новые рабочие места, повысить экспортно-импортный потенциал. Эти установки выдвигают конкретные обязательства перед менеджментом, дают мощный импульс к его дальнейшему развитию и совершенствованию.

Важный фактор поощрения к привлечению инвестиций – ускоренный рост частного сектора в экономике, в частности развитие малого и среднего предпринимательства (МСП).

Для преобразований во всех секторах экономики были приняты около 250 законов и более 700 других нормативно-правовых актов. В результате реализации этих решений началась приватизация госсобственности посредством денег и чековых аукционов. Это позволило акционировать или передать в частные руки свыше 77 тыс. предприятий, прежде всего в сфере торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения, строительстве и сельском хозяйстве, которые быстро встали на ноги и начали приносить доход, в том числе и государству в форме налогов, оплаты лицензий и других платежей. Проведена земельная реформа, включая передачу более 1,3 млн га сельскохозяйственных угодий сельскому населению с правом купли-продажи.

Закрыты 25 министерств, на базе государственных предприятий образованы десятки акционерных обществ, отменены системы квот, экспортного налога и т.д. Проведены подготовительные работы для вступления во Всемирную торговую организацию.

Важной вехой на этом пути стали разработка и утверждение президентом Азербайджана первой программы развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанной на 1997-2000 годы. Благодаря ее реализации получило развитие правовая база этого бизнеса, существенно изменилось регулирование предпринимательства. Стали активнее работать структуры, оказывающие образовательные, информационные и консультационные услуги. Приняты меры по защите прав и законных интересов предпринимателей.

Для пресечения незаконных вмешательств в их деятельность и устранения необоснованных проверок началось применение «Контрольной книги». Расширились деятельность региональных структур МСП, международное, региональное сотрудничество и связи с национальными организациями иностранных государств в сфере МСП.

Как видно из табл. 1, приватизация, земельная реформа и политика, направленная на развитие частных видов коммерческой деятельности, способствовали росту доли негосударственного сектора в общем объеме ВВП до 68% в 2000 г. по сравнению с 29% в 1994 г.; в промышленности эта доля увеличилась до 44% (против 2,1 % в 1994 г.), сельском хозяйстве – 98% (соответственно 57%), инвестициях - 52 (39%), на пассажирском транспорте – 85,6 (14,3%), в торговле – 98 (83%), образовании - 20, здравоохранении – 38% и 79% – на предприятиях коммунального обслуживания.

В 2001 г. частный сектор занял господствующую позицию в азербайджанской экономике: его доля в ВВП составила 70,7%, производстве промышленной продукции – 48,3, сельском хозяйстве – 99, строительстве – 76,1, внутреннем товарообороте – 98,4%. Частные фирмы оказывают 62,5% платных услуг населению, осуществляют 83,9% пассажирских перевозок. На их долю приходится 59% внешнеторгового оборота и 52,6% экспорта. За счет поступлений и негосударственного сектора формируется почти 40% госбюджета страны. При этом в ВВП доля малого и среднего бизнеса, в котором работают 80,1% частных фирм, за пять лет увеличилась с 24,7 до 42,7%.


Программа развития МСП и ее содержание


Анализ показывает, что условия, созданные в стране благодаря политической и макроэкономической стабильности для ускорения развития малого и среднего бизнеса, использованы не полностью. Число занимающихся предпринимательской деятельностью ниже имеющихся возможностей. В этом секторе пока слабо развиваются важные со стратегической точки зрения предприятия, обладающие потенциалом формирования структур. Недостаточно влияние МСП на развитие экспортного потенциала и структуры экспорта. Не соответствует возможностям и региональное развитие МСП, более 80% предприятий этого сектора сконцентрированы в Баку и его окрестностях.

Учитывая это, президент Гейдар Алиев в августе 2002 г. утвердил новую Государственную программу развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике, рассчитанную на 2002-2005 годы. Предполагается, что усилия государства и экономического сообщества будут сконцентрированы на шести приоритетных направлениях.

1. Совершенствование государственного регулирования предпринимательства. Министерство экономического развития и Министерство юстиции, в частности,  обязаны периодически анализировать список видов деятельности, требующих лицензирования, и разрабатывать связанные с этим предложения, а также при участии Госстандарта – оказывать МСП методическую и организационную помощь в области стандартизации, сертификации продукции, совершенствовать правила сертификации продукции и услуг, производимых в МСП. Предусмотрена также подготовка предложений по повышению критериев определения субъектов МСП и созданию механизмов их функционирования.

2. Финансовое и инвестиционное обеспечение развития МСП. Минфину и Минэкономразвитию, в частности, поручено разработать проекты законов «Об обществах взаимного страхования» и «Об инвестиционной деятельности»; проанализировать применение для субъектов МСП налога и неналоговых выплат по упрощенной схеме; Госкомстату с их участием создать микрокредитные схемы для различных социальных групп населения, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, помочь кредитным союзам. Разработать механизм участия малого и среднего бизнеса в государственных инвестиционных программах и инвестиционной поддержке по модернизации промышленных фирм этого сектора; содействовать осуществлению пилотных инвестиционных проектов в области переработки сельскохозяйственной продукции, нефтехимической и химической промышленности.

3. Структурные преобразования и технологическое развитие МСП. Министерству экономического развития и Министерству юстиции при участии общественных объединений предпринимателей поручено подготовить проект постановления правительства АР «О стимулировании развития кооперативных связей между малыми, средними и крупными предприятиями», а Минэкономразвития и Государственной нефтяной компании – создать банк данных о таких кооперативных связях. Кроме того, исполнительная власть, в частности администрация Баку и Минэкономразвития, обязана создать центр выставки-продажи продукции малого и среднего бизнеса.

4. Техническая помощь МСП и развитие человеческого фактора. Минэкономразвития совместно с общественными объединениями предпринимателей поручено завершить формирование системы информационного обеспечения МСП, издать информационные сборники для МСП, а при поддержке Госкомстата и Министерства связи содействовать использованию малым и средним бизнесом услуг Интернет-бизнеса и МСП-НЕТ. С участием Министерства образования и других ведомств предусмотрено также создать учебный центр МСП, подготовить базовые учебные и методические программы и учебники консультативной направленности, провести в Баку форум делового сотрудничества «Партнерство-СНГ» и ряд других акций.

5. Ускорение регионального развития предпринимательства. Для привлечения инвестиций в регионы предусмотрено составить карты инвестиционных проектов в стране, сформировать нормативно-правовую базу региональных механизмов экономического поощрения. Кроме того, с целью повышения уровня занятости населения ряду министерств и Национальному банку поручено подготовить и реализовать предложения о применении повышенных коэффициентов при начислении заработной платы, льготных тарифов на энергоносители для МСП, налоговых каникул и льготных кредитов для развития местного производства в горных и приграничных районах, а также в Нахичеванской автономной республике. На республиканские и местные органы возложена обязанность участвовать в подготовке и выполнении региональных отраслевых программ по малому предпринимательству, создании в Баку инкубатора технологического бизнеса, формировании местных рыночных инфраструктур предпринимательства (консультативной, учебной, информационной, рекламной и т.д.), а Национальному банку – в создании структур финансово-кредитных организаций в регионах.

6. Усиление защиты прав предпринимателей. Для повышения ответственности органов регистрации хозяйственных субъектов Минэкономразвития и Минюсту указано подготовить предложения о внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс АР, а с участием Национального банка и Экономического суда – предложений по совершенствованию норм договорного права. Предполагается также принятие постановления правительства «Об осуществлении надзора и проверок в сфере предпринимательства», что позволит законодательно закрепить список органов, проводящих проверку, и их компетенции. Решению этой же задачи будет способствовать совершенствование механизмов применения «Контрольных книг», а также подготовка и издание книг серии «Основы предпринимательского права».

Ожидается, что к 2005 г. в результате реализации этого комплекса мер:

 расширятся возможности привлечения населения страны к предпринимательской деятельности;

 будет усовершенствована предпринимательская деятельность со структурной, региональной и технологической точек зрения;

 усилится роль МСП в реорганизации экономики, повышении ее конкурентного потенциала и приведении в соответствие с условиями экономической глобализации;

 активизируется деятельность МСП в решении социальных проблем азербайджанского общества;

 появятся новые рабочие места, будут усовершенствованы региональная структура экономической деятельности и структура занятости населения;

 увеличится доля МСП в экспорте страны.

Опыт развития малого и среднего предпринимательства показывает, что конкретный бизнес способен обезопасить себя от спадов в экономике, если сумеет избежать чрезмерных долгов и создаст надежную финансовую систему. Это позволит ему добиться максимальной гибкости и остаться привлекательным для инвесторов нового типа.


Политика развития и частный бизнес


Поскольку глобализация мирового хозяйства стала ведущей тенденцией XXI столетия, стратегия развития частного бизнеса в Азербайджане  предусматривает активное участие этого сектора во всех источниках экономического роста – топливно-энергетических ресурсах, транзитном потенциале, сельском хозяйстве и связанным с ним промышленном комплексе, а также широком привлечении трудовых и экономических ресурсов регионов. Выполнение этой программы, как показывает прогноз социально-экономического развития страны (табл. 1), даст возможность к 2005 г. увеличить объем ВВП примерно на 50%, а производство промышленных изделий – на 60%.

Таблица 1

Прогноз основных социально-экономических показателей развития Азербайджанской Республики на 2003-2005 годы
Показатели2000 2001 20022003 2004 2005
•ВВП, темп прироста, %111,1 109,9109,2 109,5 107,5116,0
промышленность, %106,9 107,7105,9 106,1 104,3126,4
сельское хозяйство, %112,1 111,1107,3 107,9 106,8112,6
строительство, %102,6 106,0143,6 142,8 114,9129,5
транспорт, %112,3 110,9 108,7108,9 107,7 107,5
• Доля частного сектора, %69,6 70,772,0 72,5 74,075,0
• Темп прироста:         
 ненефтяной сектор, %113,2 110,7109,5 111,3 110,6107,3
 нефтяной сектор, %102,1 107,9108,9 105,1 99,4141,0
•  Доля нефтяного сектора в ВВП, % 29,8 29,527,8 27,7 25,931,3
• ВВП на душу населения, долл. США 652,5 695,0722,1 792,0 827,9939,9
•  Инвестиции по всем источникам, млн долл. 1 469,51 562,1 2 231,4 2 637,92 651,5 2 757,3
темп прироста, %101,6 110,6148,8 121,9 103,5106,0
 Денежные доходы населения, темп прироста, % 108,8110,4 112,0 114,7108,4 108,1
Внешнеторговый оборот, %  128,392,1 101,4 102,8128,2

Источник: оперативная информация Министерства экономического развития Азербайджанской Республики.

Активизация источников роста и конкурентоспособности страны в ХХI в. предполагает:

во-первых, реализацию сценария ускоренной диверсификации азербайджанской экономики, основным направлением которой является опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степени переработки сырья;

во-вторых, реструктуризацию промышленности в целях совершенствования ее организационной структуры, обеспечивающей снижение трансакционных и административно-управленческих издержек, экономию оборотного капитала, интеграцию науки и производства, эффективный менеджмент с образованием конкурентоспособных отечественных корпораций;

в-третьих, восстановление кооперационных связей и технологических цепочек производства наукоемкой продукции с формированием конкурентоспособных, вертикально интегрированных корпораций.

В ходе реструктуризации необходимо добиться повышения инвестиционной привлекательности производственных предприятий. Для этого должны быть приняты следующие меры как нормативного, так и административного характера:

повышение открытости и доступности информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов, обеспечение ее достоверности, ужесточение ответственности за злоупотребления внутренней информацией;

защита прав собственности акционеров и других владельцев предприятий: гарантия свободного оборота акций открытых акционерных обществ, защита прав мелких акционеров и собственников от злоупотреблений со стороны крупных акционеров и высших менеджеров;

повышение качества работы и ответственности высших менеджеров предприятий, внедрение современных форм управления предприятиями, оказание помощи предприятиям в переходе на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента;

внедрение передовых технологий менеджмента, предусматривающих активизацию человеческого фактора, оптимизацию использования производственных ресурсов, повышение качества продукции, стимулирование инновационной активности, освоение современных подходов к управлению персоналом.

О необходимости такого подхода свидетельствуют данные табл. 2. Из нее видно, что благодаря реализации программы приватизации государственной собственности и развития малого и среднего бизнеса Азербайджану только в 1998-2001 годах удалось в 1,5 раза увеличить ввод в действие основных фондов. В то же время инвестиции в основной капитал снизились на 13%, причем капиталовложения из-за рубежа сократились на 18,4%. Тем не менее опережающими темпами инвестировались средства в обрабатывающую промышленность, строительство, транспорт, производство электроэнергии и изделий домашнего обихода.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал Азербайджана
(в действовавших ценах, млн долл.)
 1998 19992000 2001
Ввод в действие основных фондов 459,9643,8 745,2695,4
Инвестиции в основной капитал 1424,81127,4 1081,61257,2
в том числе:      
за счет иностранных инвестиций 964,6647,5 567,2787,2
в сельское, охотничье      
и лесное хозяйство8,9 13,37,2 8,9
горнодобывающую промышленность 986,8469,3 537,6721,6
 обрабатывающую промышленность 37,474,7 89,567,1
производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
43,9 151,5110,0 98,1
строительство9,1 12,93,8 14,0
транспорт и связь94,1 160,799,9 141,3
торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего обихода 12,8105,2 36,155,4
гостиницы и рестораны29,2 22,34,1 0,3
По формам собственности:      
государственный сектор458,3 458,3450,9 327,9
негосударственный сектор966,5 669,1630,7 929,3

Источник: Статистический ежегодник Южно-Кавказских стран, «Сада», 2002, с.219-221.

Таким образом, создается новый механизм регулирования экономики, включающий индикативное планирование социально-экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов экономической политики, инструменты стимулирования научно-технического прогресса и инновационной активности. Вне зависимости от доминирующей парадигмы регулирования экономики роль механизма развития непрерывно возрастает, поскольку на долю новых знаний и технологий в развитых странах приходится свыше 90% прироста ВВП. А в создании и распространении новых знаний и технологий основная нагрузка по организации и финансированию научных исследований и разработок лежит на государстве, на долю которого приходится свыше трети общих затрат на НИОКР в развитых странах, в том числе практически все затраты на проведение фундаментальных исследований.

Роль государства является определяющей и в обеспечении образования населения, составляющего сегодня ведущий фактор социально-экономического развития.

Следовательно, политика развития, органично включая научно-техническую и промышленную политику, в том числе реструктуризацию предприятий, способна обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, появление национальных лидеров – локомотивов экономического роста.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz