Номер 2/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Развитие внешних связей Учебного центра на Мюггельзее

ХАНС-ЙОАХИМ КНАУПЕ
профессор, заведующий Учебным центром на Мюггельзее
(Берлин)


Сегодня никто не может игнорировать рост глобализации, которая приводит к стиранию различий между внешним и внутренним рынками. Наша задача заключается в том, чтобы добиться позитивных результатов, используя на практике эффективные методы управления внешнеэкономической деятельностью, в частности в секторе малых и средних предприятий. Таковой должна быть позиция любого глобально мыслящего предпринимателя.

В 1997 г. почти 1/3 слушателей Учебного центра на Мюггельзее составили представители стран Восточной Европы и Азии. В 1998 г. эта доля значительно возрастет и достигнет 39%. С 1990 г. Центр ориентируется на международное сотрудничество, передачу знаний восточным партнерам. За истекшие годы он превратился в открытую трибуну по обмену идеями и мнениями между Востоком и Западом.

Эффективной формой повышения квалификации являются, например, так называемые еврокурсы, которые Центр проводит уже в течение шести лет. Речь идет об экспертах, специализирующихся в малых и средних фирмах на внешнеэкономических связях между странами Западной и Восточной Европы.

Другим примером ориентации на международное сотрудничество служат 11-месячные курсы повышения квалификации специалистов по связям с Китаем, которые начали работать в 1997 г.

n Следует особо подчеркнуть, что повышение квалификации в Центре - это "улица с двусторонним движением". Наши партнеры из-за рубежа проходят подготовку, необходимую для успешной работы на европейском рынке. Достаточно взглянуть на нашу ноябрьскую программу, чтобы убедиться в ее интернациональной направленности. Так, в ноябре 1997 г. Центр принял учебные группы из государств Балтии, Украины, Российской Федерации, Монголии и, наконец, из Китая. Это уже 95-я учебная делегация из этой страны. В нее вошли руководящие работники провинции Хунань.

Несколько ранее прибыла группа российских специалистов, которые в соответствии с инициативой Президента РФ примут решение относительно подготовки российских менеджеров в Берлине. Центр является единственным берлинским учебным заведением, представившим гостям из Москвы предварительный проект программы по обучению российских специалистов.

Российская инициатива - серьезный вызов немецким специалистам. В Германии будут учиться молодые руководители из России, которые принадлежат к новому, честолюбивому поколению предпринимателей. Задача будет решаться в рамках проекта, включающего в себя два аспекта - повышение квалификации и прохождение целевой практики на местных предприятиях. В этом плане проект представляет интерес для немецких малых и средних предприятий, так как у них появится возможность завязать или расширить кооперационные связи с российскими партнерами.

В Учебном центре на Мюггельзее сложилось свое понимание внешнеэкономических связей. По существу, центр является предприятием сферы услуг. Он предлагает свое "ноу-хау" из области внешнеэкономической деятельности, свой потенциал контактов с иностранными партнерами, высокопоставленными влиятельными лицами и предприятиями, прежде всего в странах Восточной Европы и Китае.

n Специалисты Центра ожидают большую отдачу как от теоретической подготовки слушателей в рамках программ повышения квалификации, так и от практического использования ими приобретенных знаний. Это же относится и к симпозиумам, на которых обсуждаются национальные и международные проблемы. По поводу настоящего симпозиума, посвященного проблематике внешнеэкономической активности предприятий, необходимо сделать несколько замечаний.

Во-первых, успешная деятельность предприятий на внешнем рынке одновременно облегчает решение проблемы занятости внутри страны. Благоприятные рамочные условия для работы независимых предпринимателей являются непременной предпосылкой для выполнения ими роли основных работодателей в немецкой экономике.

Во-вторых, внешнеэкономической деятельностью могут заниматься не только крупные компании, но и малые и средние предприятия. Проблем при этом возникает очень много. Любой предприниматель, который поставляет товары и услуги за границу - неважно, на Восток или Запад - знает, как трудно решать эти проблемы небольшому предприятию из-за нехватки капитала, отсутствия адекватного "ноу-хау", сложностей регулирования внешнеэкономической деятельности.

Третье замечание касается в основном восточногерманских предприятий, так как их фирменная культура в общепринятом представлении еще только зарождается и благотворное влияние друг на друга крупных, средних и малых компаний в полном объеме пока не ощущается. Кроме того, восточногерманские компании еще отстают в области внешэкономического "ноу-хау" от своих конкурентов в западной части страны. Предпринимательскому делу надо обучаться с раннего возраста, а такой возможности нынешнее поколение предпринимателей на востоке страны не имело. Поэтому большинству из них предстоит многое сделать, чтобы компенсировать недостаток динамичности и активности.

В заключение особо отмечу, что Учебный центр на Мюггельзее, будучи, по существу, небольшим предприятием, с самого начала деятельности, т.е. сразу после приватизации, связывал свои шансы на успех с рынками Восточной Европы и Азии. И в настоящее время эти рынки таят в себе большие возможности для малых и средних предприятий. Эти возможности сохранятся и в будущем.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
учебные центры москвы тренинги.
Сайт создан в системе uCoz