Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

К новому этапу экономических реформ

ВИКТОР СТАРОДУБРОВСКИЙ
доктор экономических наук, профессор,
первый заместитель генерального директора
Международного научно-исследовательского института проблем управления


• Потенциал роста неустойчив
• Главное – освободиться от внешней зависимости путем повышения конкурентоспособности на базе комплексной реструктуризации
• Основная задача государственной политики – создание хороших условий для инвестиций

После глубокого и длительного спада в России уже третий год наблюдается экономический рост. В соответствии с законами диалектики кризис августа 1998 г. нес в себе не только разрушительный, но и созидательный потенциал. Девальвация рубля означала резкое удорожание импорта и повышение конкурентоспособности отечественной продукции по издержкам производства и ценам. Более сильного импульса для производства невозможно придумать. Это стало проверкой способности производителей реагировать на стимулы и обеспечивать рост. И их готовность не заставила себя ждать. Рост наступил. Ему  помогала также благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и другие статьи экспорта.

По достигнутым результатам особенно выделяется 2000 г., когда прирост ВВП составил 7,7%, продукции и услуг пяти базовых отраслей – 8, промышленной продукции – 9%. Рост охватил (хотя и в разной степени) почти все отрасли промышленности.

Увеличение инвестиций в основной капитал, едва наметившееся в 1999 г., в 2000 г. достигло 17,7%, заметно опередив динамику ВВП и промышленного производства. Это обнадеживающий симптом. Высокими темпами (14%) нарастал грузооборот железнодорожного транспорта, который иногда рассматривается в качестве косвенного индикатора развития экономики в целом.

Принципиальный поворот произошел в динамике розничного товарооборота, внешней торговли, доходов населения. В 1999 г. данные показатели падали, а в 2000 г. начали довольно быстро расти.

Розничная торговля увеличилась на 8,9%, внешнеторговый оборот повысился на 29,7%, реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 9,1%, а реальная начисленная заработная плата поднялась на 22,5%. Соотношение двух последних показателей дает основание предполагать, что часть заработной платы начинает выходить из “тени” в сферу легальной экономики. Положительное сальдо внешнеторгового баланса (69,1 млрд долл.) почти на 2/3 превысило неплохой результат предыдущего года. Валютные резервы выросли с 11,2 млрд. долл. в августе 1999 г. до 29 млрд в начале февраля 2001 г., превзойдя достигавшийся до этого максимум.

Экономический рост повлиял на снижение безработицы. Уменьшается инфляция, хотя здесь существуют весьма непростые проблемы.

Повышение денежных доходов населения означает перелом от сокращения к увеличению конечного платежеспособного спроса. О том же свидетельствует постепенное нарастание монетизации ВВП (отношения денежной массы М2 к ВВП), хотя данный процесс идет всегда очень медленно. Улучшается ситуация с расчетами в экономике. Если в середине 1998 г. доля денежных расчетов составляла 32%, в декабре 1999 г. – 46,6%, то в феврале – мае 2000 г. она поднялась до 67%, а к концу года – до 72,1%. Это важное достижение, но оно относится не ко всему оптовому обороту, а примерно к его половине – отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам крупнейших налогоплательщиков и организаций-монополистов в промышленности.

Достаточно благоприятны и макроэкономические условия для роста. После кризиса августа 1998 г. впервые приняли бюджет на 1998 г. с первичным профицитом. Это нужно было сделать гораздо раньше. Именно внутренние факторы и прежде всего бюджетная безответственность явились основными причинами тяжелого августовского кризиса. Мировой кризис сыграл роль детонатора. Составление бюджета с первичным профицитом стало с тех пор правилом и должно сохраниться надолго, чтобы обеспечить оздоровление экономики. В ходе же выполнения федерального бюджета в 2000 г. сложился не только первичный, но и общий профицит в размере 2,5%, что в сочетании с положительным сальдо платежного баланса формирует благоприятную макроэкономическую ситуацию. Постепенно снижается банковский процент. С конца 2000 г. ставка рефинансирования Центрального банка упала до 25%. Ставки же по кредитам вопреки всем предшествующим тенденциям и правилам составили еще меньшую величину – 23% в июне 2000 г. Это отражает определенный избыток денежной массы, которую коммерческим банкам пока не удается направить в реальный сектор экономики. Реальные же ставки по депозитам являются отрицательными, что приводит к обесценению накоплений.

Облегчение бюджетных проблем позволило усилить социальную направленность экономической политики (так, с августа 1999 г. несколько раз повышались пенсии).

Таким образом, впервые за время реформ наблюдаются многие положительные явления в состоянии экономики и ее динамике.


Что дальше – развитие или застой? Реструктуризация – путь к экономическому росту


Появившиеся позитивные тенденции не дают, однако, оснований для успокоенности.

Во-первых, заметный рост после масштабного спада, особенно при наличии значительных незагруженных мощностей, - естественное явление.

Во-вторых, появляются признаки того, что импульс, вызванный девальвацией рубля, практически исчерпан и рост существенно замедляется, если не сходит на нет. В этой связи важен постоянный анализ данных о динамике основных показателей по сравнению с предыдущими месяцами. Он показывает, в частности, что по объему промышленной продукции при исключении фактора сезонности с августа 2000 г. по февраль 2001 г., т.е. в течение полугода, не только не происходило роста, но наблюдалось некоторое снижение.

На основании таких “перемен настроения” в экономической динамике рано делать далеко идущие выводы. Есть исследования структурных изменений в промышленности в условиях трансформационного спада, которые показали, что российской экономике свойственны относительно кратковременные циклы, охватывающие несколько месяцев. Поэтому наблюдаемая нередко смена ожиданий – от глубокого пессимизма, как это было на пороге 2000 г. и в его последние месяцы, до умеренного оптимизма на протяжении большей части прошлого года – не всегда имеет достаточные основания. Во всяком случае потенциал роста даже при сохранении благоприятных внешних условий не является устойчивым.

Возможно, повышение конечного спроса сможет какое-то время поддерживать положительную динамику, но уверенности в этом нет. Если ежемесячный объем промышленной продукции (очищенный от влияния сезонности) даже с учетом некоторого снижения последних месяцев был более чем на 10% выше декабря 1998 г., то оборот розничной торговли не достиг его уровня, а реальные располагаемые доходы населения, отражающие спрос, который может быть предъявлен, были ниже декабря 1998 г. на 10% и более.

В-третьих, ненадежность достигнутых результатов определяется тем, что развитие российской экономики продолжает находиться под огромным влиянием внешних факторов, слабо зависящих от усилий предпринимателей и государства. Речь идет о мировых ценах на нефть и другие виды топлива и сырья, составляющие основу российского экспорта, и большом внешнем долге. Если стране исключительно не повезло в конце 1997 г., когда мировой фондовый кризис сочетался с падением мировых цен на нефть, то ей столь же повезло в последнее время, когда эти цены держатся на высоком уровне. В итоге намного облегчаются аккумуляция доходов и достижение профицита госбюджета, выплаты по государственному долгу, обеспечение крупного положительного сальдо торгового и платежного балансов, увеличение валютных резервов, т.е. все то, что способствовало позитивным результатам развития в последнее время. Если же благоприятная внешняя конъюнктура нарушится, экономика снова окажется в тяжелом положении, в том числе перед угрозой неспособности платить по долгам, сокращения возможностей выполнять социальные обязательства государства, новой девальвации рубля и т.п.

В начале 2001 г. рост сохраняется, но интенсивность его заметно спадает.

Так, за первый квартал по отношению к тому же периоду предыдущего года продукция базовых отраслей повысилась на 3,7%, промышленности – на 3,3, транспорта – только на 0,7%, в том числе железнодорожного – на 2,3%. Сохраняется опережающее, хоть и не столь значительное увеличение инвестиций в основной капитал (на 6,7%). Продолжает заметно расти розничный товарооборот (на 8,2%), реальные располагаемые доходы населения повышаются медленнее (на 3,2%), реальная заработная плата возросла на 18,8%. Высоким остается индекс потребительских цен (7,1%), но при этом в отличие от неблагоприятной тенденции 2000 г. рост цен производителей (4,7%) начал отставать от него.

Таким образом, и постепенное исчерпание текущих возможностей экономического роста, и острота внешних опасностей свидетельствуют, что страна снова находится перед дилеммой: жить под угрозой оказаться на длительное время в состоянии застоя или принять энергичные меры по созданию условий для достаточно высокого и устойчивого роста, без которого невозможно рассчитывать на какое-либо приемлемое решение острейших социальных проблем. Многие экономисты согласны с тем, что есть шанс пойти по второму пути. Важно его не упустить.

Главное – избавляться в принципе от угрожающей внешней зависимости. Способ один - повышение конкурентоспособности российской продукции, особенно в сфере переработки. Следовательно, на первый план выходит не просто экономический рост, а его качество.

Повышение конкурентоспособности требует обновления производства. Для этого нужна глубокая и комплексная реструктуризация – банковской системы, бюджетной сферы, естественных монополий, отраслей, предприятий. Последняя составляет основу всего процесса повышения качества производства.


Благоприятный инвестиционный климат – ключ к будущему страны


Какие выводы следуют отсюда для экономической политики? Масштабная реструктуризация требует огромных усилий и нового шага в проведении реформ, более глубокого и комплексного по сравнению с тем, что делалось до сих пор.

Увеличение спроса является стимулом и необходимой предпосылкой роста, но не достаточной. Само по себе повышение спроса способствует увеличению производства нынешней продукции, т.е. консервации отсталости, поскольку конкурентоспособные товары появляются пока медленно. Конкурентоспособность, в том числе на мировом рынке, возможна лишь на основе обновления производства и его технологической базы, а для этого главное – наращивать инвестиции в основной капитал. Только таким образом открывается перспектива приблизиться к тому, что можно было бы назвать высшим достижением современной рыночной экономики, – формированию инновационного производства, позволяющего добиться высокой скорости обновления и совершенствования. Мало произвести конкурентоспособный товар. Нужно улучшать его с такой быстротой, которая даст возможность сохранить позиции на рынке. Отсюда следует, что создание благоприятного инвестиционного климата – основная задача современной государственной политики.

Эта задача многогранна. Индикатором ее решения будет служить прежде всего сокращение бегства капитала из страны, чтобы в дальнейшем изменить сам знак его движения с минуса на плюс. Главная предпосылка – достижение более высокого уровня стабильности, как экономической, так и политической.

Необходимо улучшать макроэкономические условия для производства; ограничивать инфляцию и снижать до нормального уровня ставку процента за банковский кредит, чтобы он был доступен для инвестиций и пополнения оборотных средств; составлять государственный бюджет с первичным, а желательно и общим профицитом; обеспечивать положительное сальдо платежного баланса и дальнейшее наращивание валютных резервов, чтобы противостоять нерегулируемым скачкам курса рубля.

Нуждаются в укреплении сами основы рыночного хозяйства – защита прав собственности и развитие отношений конкуренции.

Без уверенности инвесторов в гарантиях прав собственности (в том числе в гарантиях от нецивилизованной национализации или передела собственности) рассчитывать на масштабный приток инвестиций не приходится. Спорные вопросы, связанные с собственностью, должны решаться только в судебном порядке. Вместе с тем в области прав собственности в законодательстве остаются пробелы и недоработки - от недостаточной четкости основ частной собственности в сфере земли и недвижимости до слабого заслона от нарушения прав акционеров, особенно мелких.

Нередко не обеспечивается и требование равенства условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов. С его соблюдением связана линия на отмену многочисленных льгот, особенно налоговых, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, устранение несоответствий между правовыми актами регионов и федеральным законодательством, а также проведение целой системы других мер.

Сложнейшая проблема - реструктуризация банковской системы. Во время августовского кризиса 1998 г. от девальвации рубля пострадали наиболее крупные банки, привлекавшие западные кредиты и обслуживавшие приток иностранного капитала на российский фондовый рынок. Более устойчивыми оказались средние банки. Первоначально банковский кризис парализовал на какое-то время всю систему расчетов в стране, и хотя этот период давно позади, банковская система в целом остается слабой.

Она обладает недостаточным капиталом, чтобы обеспечивать масштабное кредитование хозяйства, в том числе инвестиций. Доверие к банкам по-прежнему низкое. В сложившихся условиях предстоит продолжение и завершение “расчистки” банковских организаций, включая отзыв лицензий у недееспособных; сокращение круга допускаемых кредитных операций в случае, если кредитные организации не имеют достаточного уставного капитала и способности квалифицированно осуществлять весь спектр операций; усиление банковского надзора и пр.

Особенно важно стимулирование долгосрочных сбережений населения и предприятий, а также развитие организаций, привлекающих эти сбережения (пенсионных, страховых, лизинговых фондов). С их помощью и проходит трансформация долгосрочных сбережений в долгосрочное кредитование инвестиций. Давно назрело развитие ипотеки земли, недвижимости и других объектов, которые могут служить залогом по банковским кредитам. Это необходимо и для расширения кредитования инвестиций, в том числе налаживания нормального сезонного кредитования сельского хозяйства.

В настоящее время работает специальное государственное агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Однако учитывая ограниченность средств у государства, реструктуризация банковской системы потребует, очевидно, многих лет.

В условиях слабой банковской системы особое значение приобретают инвестиции самих предприятий и фирм. Для этого у них должно оставаться достаточно прибыли, чтобы направлять ее вместе с амортизационными отчислениями на капитальные вложения. Но налоговая система предусматривала до недавнего времени столь высокий уровень налогообложения, что предприятия лишались такой возможности. Снижение налогового пресса становится одним из основных направлений экономической политики.


Реструктуризация бюджетной сферы
и снижение налогового бремени


Крупные проблемы, возникающие при решении этой задачи, можно проиллюстрировать на приводимой схеме, где левая часть характеризует процесс формирования доходов, а правая – состояние расходной части бюджетов всех уровней.

Как видим, величина налогового пресса до введения нового налогового законодательства достигала порядка 60% ВВП. Столько налогов было бы собрано, если бы все налогоплательщики отличались законопослушанием.

Конечно, данная величина расчетная, она не может быть абсолютно точной, но достаточно близко характеризует порядок цифр. Такой уровень налогового бремени исключительно высок. В мировой практике к нему приближались некоторые развитые страны типа Швеции, проводившие активную государственную социальную политику. Но, во-первых, они, не выдержав подобной налоговой нагрузки, вынуждены были ее снижать. Во-вторых, США и Япония, например, успешно развивались при степени налогообложения немногим более 30% ВВП. В-третьих, для современного уровня экономического развития России подобные масштабы налогов (и соответствующие им расходы) абсолютно непосильны.

Фактические же (по итогам исполнения бюджета 2000 г.) доходы  федерального, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, значительно ниже. Разница между уровнем налогового пресса и фактическими доходами государства отражает масштабы уклонения от уплаты налогов и распространения теневой экономики.

Оценки развития теневой экономики в России существенно различаются. Госкомстат РФ учитывает ее в размерах несколько меньших 25% ВВП. Некоторые независимые исследования, в том числе экспертов Всемирного банка, приходят к выводу, что она занимает порядка 40% ВВП, а по представлениям Федеральной службы безопасности – до 50%. Печальный парадокс заключается в том, что в реальных российских условиях сокрытие части доходов от налогообложения оказывается условием экономического развития, поскольку в противном случае любой рост задохнулся бы. Поэтому ослабление налогового бремени становится также главным способом сокращения теневой экономики и ухода от налогообложения (конечно, такие последствия возникнут не сразу).

Перейдем к расходной части. Если взять все предусмотренные в законах обязательства государства по финансированию социальных и иных нужд, то они тоже приближаются к 60% ВВП (по некоторым оценкам – 55%). Очевидно, что с учетом фактических поступлений в бюджеты такие расходы непосильны. Поэтому прежде всего необходимо привести обязательства в соответствие с реальными возможностями, отменив ряд принятых популистских законов. Государство может быть сильным, если будет честным. Пока, однако, этот процесс идет через парламент с большим трудом.

Затем встает более сложная задача – дальнейшее сокращение фактических государственных расходов как условие ослабления налогового бремени и улучшения инвестиционного климата на перспективу. Снижение уровня налогообложения неизбежно пройдет несколько стадий. Первым шагом явилась принятая Государственной думой вторая часть Налогового кодекса, позволяющая провести в жизнь радикальную налоговую реформу.

Она предусматривает уменьшение числа налогов; отмену или резкое сокращение так называемых оборотных налогов, взимаемых с общего объема оборота (типа отчислений в дорожный фонд) независимо от уровня доходов (были случаи, когда эти налоги превышали размер фактически полученной предприятием прибыли); снижение социальных налогов, пропорциональных фонду оплаты труда, тормозящих проведение различных работ и создание новых рабочих мест, а также меры по объединению этих налогов в единый; резкое ограничение и отмену многих налоговых льгот и т.п.

Облегчение налогового пресса без прямого сокращения государственных расходов рассчитано на то, что увеличение прибыли, оставляемой предприятиям, будет способствовать росту производства, расширению налогооблагаемой базы и увеличению сбора налогов, компенсирующему снижение налоговых ставок. Возможность этого подтверждается мировым опытом. Проводить такую линию раньше, особенно в период высокой инфляции, было бессмысленно: выиграли бы только посредники, а в производство капитал все равно не пошел бы. Сейчас же, когда начался рост, условия становятся более благоприятными, хотя приходится учитывать, что при широком развитии теневой экономики процесс увеличения суммы налоговых поступлений благодаря снижению налогов может происходить сложнее, чем в других странах.

При всех обстоятельствах возможности одноразового прямого снижения налогов ограничены. В ходе нынешней налоговой реформы намечается сократить налоговое бремя на 2% по отношению к ВВП. Это много для бюджета и мало для производителей. Поэтому дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки на производство будет зависеть от сокращения самих государственных расходов. Поскольку возможности непосредственного урезания отдельных расходов давно исчерпаны, их снижение может быть обеспечено только на основе глубокого реформирования всей бюджетной сферы, учитывая, что отдельные виды расходов придется не только сокращать, но и увеличивать.

Реструктуризация бюджетной сферы требует проведения серии крупномасштабных реформ. К их числу относится пенсионная реформа, призванная сочетать нынешние пенсионные выплаты с накопительной системой, когда часть зарплаты занятых накапливается за время их работы на специальных счетах и используется после выхода на пенсию на увеличение пенсионных выплат. При этом будет ограничиваться необходимость наращивания в будущем бюджетных средств, направляемых в нынешнюю распределительную пенсионную систему. Учитывая перспективу старения населения, не удастся, видимо, избежать и поэтапного повышения пенсионного возраста до принятых в мире рубежей.

Важная роль отводится жилищно-коммунальной реформе, направленной на сокращение бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству и устранение социальной несправедливости в этой области.

Так, бюджетные дотации на содержание жилья в настоящее время выделяются всем проживающим в городском жилом фонде. Однако более обширные и благоустроенные квартиры имеют лица с высокими доходами. Получается, что государство в большей мере поддерживает богатых людей, которые способны сами покрывать все издержки по эксплуатации жилых помещений. Предоставляемые же им дотации ограничивают возможности адресной поддержки государством малообеспеченных семей, не имеющих средств для полного возмещения стоимости получаемых услуг.

Реформа предполагает постепенное, но последовательное увеличение доли населения (за счет в первую очередь состоятельных слоев) в покрытии расходов жилищно-коммунального хозяйства при снижении самих этих расходов благодаря демонополизации предоставления услуг и переходу от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к дотированию потребителей их услуг.

Реформа образования, нацеленная на повышение уровня образованности и раскрытие способностей граждан, будет сопровождаться усилением роли инвестиций в эту сферу (включая повышение заработной платы преподавателей, формирование современной информационной базы и передовых учебных технологий, проведение структурных реформ системы образования, в том числе развитие начального профессионального образования). Начнет стираться разница между государственными и частными учебными заведениями, поскольку госзаказ и государственные средства предполагается распределять на конкурсных началах. Предусматривается также система мер по привлечению в учебные заведения внебюджетных средств.

В области здравоохранения намечается обеспечить всеобщую доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи при повышении качества медицинских услуг. Это потребует в перспективе некоторого увеличения государственных расходов на здравоохранение в реальном выражении. Экономия будет достигаться, в частности, путем рационального уменьшения плановой госпитализации и увеличения врачебной помощи в дневных стационарах и стационарах на дому. Пациенты получат право выбора врачей и лечебных учреждений в условиях конкуренции страховых компаний, обеспечивающих обязательное и добровольное медицинское страхование.

Экономии бюджетных средств смогут также способствовать в перспективе военная реформа, предусматривающая сокращение контингента войск и снижение общих расходов на оборону при повышении обороноспособности страны благодаря лучшему техническому оснащению и высокой обученности соединений, переводимых на профессиональную основу; аграрная реформа, призванная наряду с решением проблемы частной собственности на землю обеспечить нормальное кредитование сельскохозяйственного производства вместо крайне неэффективного дотирования из бюджета; завершение реструктуризации угольной промышленности, показавшей способность в конечном счете сводить на нет зависимость от бюджета, а также других производств, получающих дотации.

Важная роль принадлежит также реформе в сфере государственного управления, которая должна сочетать сокращение раздутого госаппарата с повышением уровня его квалификации и эффективности, а также с “выкорчевыванием” коррупции, которая все больше становится тормозом и инвестиционного процесса, и развития страны в целом.

Система реформ бюджетной сферы относится к числу наиболее масштабных и сложных этапов реформирования. Она требует, с одной стороны, последовательности, а с другой – взвешенности и высокой организации, поскольку затрагивает интересы практически всего населения.


Переход к новому уровню
деятельности фирм


Реструктуризация естественных монополий актуальна для российской экономики в связи с их особой ролью в таких базовых отраслях, как электроэнергетика, производство газа, железнодорожный транспорт. Она направлена на улучшение условий для привлечения инвестиций в соответствующие производства с целью компенсации грядущего массового выбытия устаревших мощностей и увеличения выпуска продукции адекватно возрастающему спросу, а также для снижения издержек потребителей их услуг. Прежде всего имеется в виду четко разграничить непреодолимые естественно монопольные виды деятельности, требующие усиления государственного контроля, и потенциально конкурентные, куда необходимо привлекать новых участников рынка и усиливать состязательность. Важно преодолевать затратные методы ценообразования и так называемое перекрестное субсидирование различных категорий потребителей, например, пассажиров на железнодорожном транспорте за счет повышенных тарифов на грузовые перевозки.

Налоговый пресс, обязательства, доходы и расходы государства, % к ВВП (фактические данные по исполнению бюджета за 2000 г.)

Созданию благоприятного инвестиционного климата будет способствовать также проведение линии на дерегулирование, разбюрокрачивание условий деятельности предприятий, освобождение от прямого вмешательства государственных органов в их текущую хозяйственную деятельность.

Речь идет об упрощении системы регистрации предприятий и переводе ее на уведомительный принцип; резком сокращении круга лицензируемых видов деятельности; упрощении экспертизы и согласования документации по инвестиционным проектам; отказе от избыточного контроля и проверок при четкой законодательной регламентации всей системы проверочной деятельности. Для привлечения иностранного капитала большое значение имеет организация оформления всех необходимых документов “в одном окне”. Дерегулирование является также важным условием успешного развития малого и среднего бизнеса, что особенно существенно для сокращения безработицы и формирования конкурентной среды. Оно необходимо и для ограничения коррупции, процветающей особенно там, где можно выдавать разрешительные лицензии и лихорадить предприятия необоснованными проверками.

В целом же повышение защищенности бизнеса требует масштабных правовой и судебной реформ. Такие направления деятельности лежат в основе повышения роли государства в экономическом развитии. Это сможет произойти при эффективном выполнении его базовых функций (защита безопасности, прав и свобод граждан и бизнеса; совершенствование законодательства и создание единой для всех системы его соблюдения; регулирование естественных монополий; проведение макроэкономической политики; организация системы реформ, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности производства при достижении относительно высоких темпов роста; развитие инфраструктуры и т.п.).

Использование же возможностей инвестиционного климата ложится на плечи непосредственно хозяйствующих структур. Поэтому конечный успех будет зависеть от реструктуризации предприятий и тесно связанной с нею реструктуризации отраслей. Важнейшим условием придания нового качества росту производства становится концентрация ресурсов на хорошо работающих предприятиях. Об этом свидетельствует опыт реструктуризации угольной промышленности, где было закрыто порядка 100 убыточных шахт, снижены бюджетные дотации на их поддержку, а расширение производства на наиболее успешных шахтах дало возможность удовлетворять спрос и повышать производительность труда.

Ускорить оздоровление потенциально дееспособных структур и ликвидацию бесперспективных позволит активизация процедуры банкротств. Сейчас же сохранение многих отсталых предприятий в условиях массовых неплатежей является одним из наглядных примеров попыток инерционного приспособления к рыночным условиям, избегая реструктуризации и повышения производительности труда.

Экономический рост, достигнутый за последнее время, свидетельствует, что немалое число хозяйствующих субъектов начинает овладевать предпринимательским поведением, необходимым для адаптации к условиям рыночной экономики и использования ее возможностей. Этому будет способствовать и дальнейший процесс приватизации, а также концентрации собственности и формирования эффективного собственника на ранее приватизированных предприятиях.

Особенно важен массовый переход на принципиально более высокий уровень управления фирмами. Речь идет о создании эффективной системы маркетинга; органичном овладении стратегическим мышлением и методами управления, рассчитанными на перспективу, на постоянное обновление продукции и технологий; стимулировании развития инициативы людей во всех сферах – от инноваций до организации деятельности. Пока же уровень управления многими предприятиями остается низким.

Бизнес-планы рассматриваются некоторыми руководителями как очередная мода. Культура обоснования и выполнения инвестиционных проектов существенно отстает. Не исключено поэтому, что при создании благоприятного инвестиционного климата первая волна капитальных вложений наряду с успехами принесет и провалы. Трудно представить, что без такой учебы на опыте, в том числе и негативном, удастся в короткий срок поднять инвестиционную и в целом управленческую культуру. Кстати, процедура банкротств сама по себе является важным средством обновления высшего звена управляющих предприятиями и повышения уровня управления. Сегодня же из-за повышенных рисков инвестирования избыточные денежные ресурсы банков не находят себе путь в реальный сектор экономики.

***

Даже беглое рассмотрение современных экономических проблем показывает, что для использования шанса перехода от длительного спада к интенсивному росту на новом качественном уровне предстоит пройти сложный этап масштабных реформ. Расчеты экспертов свидетельствуют, что при всех ограничениях существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые темпы в 5-6% и достичь к 2010 г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых стран.

Нужно также учитывать, что даже при позитивном развитии событий путь не будет легким. Примером могут служить трудности в регулировании инфляции, проявившиеся на фоне неплохой общей экономической ситуации. Любое рациональное решение связано в условиях рынка с широким кругом последствий, как положительных, так и негативных. Находить баланс между ними – большое искусство.

Главное же – снизить очень высокие политические и экономические риски. За все время реформ для этого еще не было столь благоприятных объективных предпосылок.

Впервые складывается возможность согласованной работы исполнительной и законодательной власти. Появляются, хотя и робкие, признаки консолидации общественных сил, стремящихся к преобразованиям. Начаты активные действия по укреплению государства, формированию единого экономического, правового, политического пространства, устранению законодательного и иного произвола на местах. Улучшение хозяйственной ситуации способствует ослаблению экономических рисков. Разработана и одобрена стратегия развития на среднесрочную и долгосрочную (до 2010 г.) перспективу, без которой невозможно строить осмысленную программу дальнейших реформ. Она предусматривает в несколько иной структуре направления реформирования, которые рассмотрены выше.

Однако всего этого недостаточно для успеха. С одной стороны, каждый шаг по укреплению государства затрагивает интересы и вызывает сопротивление достаточно влиятельных общественных сил, будь то губернаторы или олигархи. С другой, даже лучшие намерения могут быть сведены на нет грубым и примитивным исполнением. Жизнь приносит тому достаточно примеров. Овладение способностью учиться на опыте, в том числе собственных ошибках, чтобы суметь на деле соединять усиление государства с укреплением демократии, становится ключевой проблемой, определяющей перспективы страны.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz