Второй Петербургский
экономический форум17-19 июня 1998 г. в Санкт-Петербурге прошел Второй
Петербургский экономический форум (первый
состоялся 18-20 июня 1997 г.), получивший теперь уже
статус ежегодного. Он проходил под эгидой Совета
Федерации Федерального Собрания РФ и
Межпарламентской Ассамблеи государств –
участников Содружества Независимых Государств
(МПА). Главой организационного комитета форума
был председатель Совета Федерации, председатель
Совета МПА
Егор Строев. В работе форума приняли участие руководители
исполнительной и законодательной власти
регионов России, в том числе 43 губернатора,
лидеры республик СНГ (президент Республики
Беларусь
Александр Лукашенко, председатель
правительства Российской Федерации
Сергей
Кириенко), главы или представители их
парламентов, в том числе спикер Государственной
Думы РФ
Геннадий Селезнев, члены парламентов
государств мира, заместитель Генерального
секретаря ООН
Ив Бертело, руководители
экономических и финансовых систем ООН и Европы
(всего на форуме были представители 36
международных организаций), видные
государственные, политические и общественные
деятели, руководители крупных деловых и
финансовых структур в России и многих других
странах мира, известные российские ученые,
эксперты, аналитики и журналисты (их было 432) –
всего более 2 600 человек. Напомню, что на форуме в
1997 г. присутствовало более 1 500 человек из 50
стран мира. Многие присутствовавшие на форуме хорошо
известные авторы статей и интервью в нашем
журнале. Среди них президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко, председатель Совета
Федерации
Егор Строев, поздравившие журнал с
его 15-летием в начале этого года (см. № 2/1998 г.), а
также академик
Дмитрий Львов,
академик-секретарь Отделения экономики РАН;
академик
Леонид Абалкин, директор Института
экономики РАН; академик
Александр Некипелов,
директор Института международных экономических
и политических исследований РАН;
Сергей
Глазьев, начальник
Информационно-аналитического управления
Аппарата Совета Федерации; профессор
Феликс
Клоцвог, заведующий лабораторией Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН и др. По мнению участников, петербургские встречи
уверенно приобретают международный вес,
подобный традиционному Давосскому форуму, с
которым уже достигнуто соглашение о налаживании
долгосрочного сотрудничества. Недаром
Петербургский форум называют "Русским
Давосом", "Славянским Давосом". В ходе встречи были проведены первое и
заключительное пленарные заседания, 28
"круглых столов", распределенных по пяти
тематическим блокам: "СНГ – пути
дальнейшего экономического развития";
"Проблемы сотрудничества в отраслях и сферах
экономики"; "Экономическое сотрудничество и
развитие регионов"; "Проблемы экологии,
социальной политики и культуры"; "В расчете
на инвестиции". Прошли и другие мероприятия,
выставки, встречи. На пленарных заседаниях и
"круглых столах" выступили около 500 человек,
в ходе работы форума была достигнута
договоренность по 700 инвестиционным проектам. Работа форума стала событием большого значения
и масштаба. Проходил он в знаменитом Таврическом
дворце, овеянном историей российской
государственности (здесь в 1906 г. начала
заседать первая Государственная Дума) и важными
историческими событиями. Сейчас во дворце
находится секретариат Совета МПА. В день
открытия 17 июня к 10 часам утра в огромном зале
Таврического дворца не было ни одного свободного
места. Главным инициатором нынешнего форума являлся
председатель Совета Федерации Егор Строев. Он
возглавлял первое и заключительное пленарные
заседания, в день открытия руководил работой
самого важного и многочисленного "круглого
стола" по проблемам определения путей вывода
России из системного кризиса, в последний день
провел пресс-конференцию вместе с губернатором
Санкт-Петербурга
Владимиром Яковлевым. Участникам были представлены заранее
подготовленные программы, документы, проекты
антикризисных мер, корректировки проводимых
экономических реформ, перспектив дальнейшего
социально-экономического развития России и
стран СНГ. Одновременно с ними обсуждались и
принимались конкретные рекомендации для
передачи в правительство России. Так что форум
носил не просто теоретический, а
теоретико-практический и рекомендательный
характер. Наряду с этим было заключено несколько
сотен конкретных экономических и финансовых
сделок, соглашений по инвестициям. Мы остановимся на трех важнейших, на наш взгляд,
и в то же время тесно взаимосвязанных вопросах: о
программе антикризисных мер; о важнейших линиях
корректировки курса нынешних экономических
реформ в России; об альтернативных путях
социально-экономического развития в России,
регионах и странах СНГ. Антикризисные меры и программы
На обсуждение "круглого стола",
возглавляемого Егором Строевым, был документ
"Национальная программа вывода страны из
кризиса и перехода к устойчивому экономическому
росту: концептуальные предложения и неотложные
меры" на 78 страницах. Он включал введение
("Цели социально-экономической политики
государства"), две основные большие части
(первая – "Антикризисная программа", вторая
– "Создание необходимых условий для
устойчивого социально-экономического
развития") и краткую заключительную часть
("К духовному подъему России"). В обсуждении его приняли участие председатель
комитета Совета Федерации по вопросам
экономической политики
Владимир Яковлев,
академики
Александр Некипелов,
Дмитрий
Львов,
Леонид Абалкин,
Абел Аганбегян,
председатель Центрального банка России
Сергей
Дубинин
и др. Поддержав в основном
предложенный проект и высказав по нему
конкретные замечания, выступившие поставили
целый ряд актуальных вопросов о решающих путях и
методах вывода России из современного
экономического кризиса. В документе Совета Федерации антикризисные
меры разделены на обязательные и вынужденные.
Обязательные следует реализовывать немедленно,
не дожидаясь выхода кризисных тенденций из-под
контроля. Вынужденные же меры – в случае
неуправляемого развития, в частности при
невозможности обслуживания долговых
обязательств. Своевременное применение
обязательных мер позволит избежать
необходимости использования мер вынужденных,
которые следует применять лишь в крайнем случае
для минимизации разрушительных последствий
финансового кризиса. Нет возможности перечислить выделенные в
проекте конкретные обязательные и вынужденные
меры. В совокупности они направлены на
преодоление долгового и бюджетного кризисов,
овладение государством необходимыми функциями
регулирования и управления экономикой,
реанимацию научно-производственного потенциала
страны, недопущение массового голода и
разрушения жизнеобеспечивающих систем страны.
Очень важно, что по перечисленным мерам названы
конкретные ответственные – правительство,
Центральный банк, Федеральное Собрание, субъекты
Российской Федерации, другие учреждения, а также
конкретные сроки исполнения, например, месяц, три
месяца, до конца года и др. В ходе дискуссии Дмитрий Львов не согласился с
часто упоминаемыми двумя альтернативами выхода
из кризиса – либо сдерживать инфляцию,
обеспечивать финансовую стабилизацию и условия
для экономического роста, либо запускать
печатный станок. "Но почему не пойти по
"третьему" пути?", - спросил он. А именно по
пути создания постоянной налогооблагаемой базы.
В ЦЭМИ РАН рассчитали: если получить за три года
27% экономического роста, то именно этим решается
задача приращения доходов и получения налогов.
Нынешняя ставка на минимизацию инфляции
является грубой ошибкой. Более правильным было
бы говорить об ограниченной, умеренной инфляции
– порядка 15-17% в год. Это дало бы возможность
осуществить маневр, направленный на подъем
производства. Подводя итоги работы "круглого стола",
председательствующий Егор Строев выразил
несогласие с высказанным председателем
Центрального банка Сергеем Дубининым
утверждением, что если не будет проявлена
политическая воля при сборе налогов, то вперед мы
не двинемся. "Побойтесь Бога!, – сказал Строев.
– 60% предприятий сейчас полностью стоят, а 80% не
способны своевременно выплачивать зарплату
работникам". По его мнению, надо прекратить
дискуссии и начать развивать отечественное
производство, поднимать авторитет мастеров
своего дела, повышать роль научно-технического
прогресса. Нужно входить в нормальные рыночные
отношения, которые позволяют не "выбивать",
а собирать налоги, заведомо снижая налоговую
ставку работающим предприятиям. "Семь лет, –
закончил Строев, – мы занимались не микро-, а
макроэкономикой, пока, наконец, не наступило
прозрение. Если бы за этим последовали
конкретные дела, то мы ощутимо двинулись бы
вперед". Корректировка курса реформ в России
Данные проблемы большей частью обсуждались как
на выше- упомянутом "круглом столе", так и на
"круглом столе" № 3 – "СНГ: стратегия
экономического развития, роль государства в
регулировании национальных экономик".
Руководил им председатель Рязанской областной
думы Владимир Федоткин, и помимо него с докладами
выступили начальник
Информационно-аналитического управления
Аппарата Совета Федерации Сергей Глазьев и
академик Леонид Абалкин. В обсуждении приняли
участие профессор Феликс Клоцвог, другие ученые
и практики из России, Белоруссии, Кипра и др. Следует сказать, что вышеупомянутую
"Национальную программу вывода страны из
кризиса…", носящую концептуальный характер,
дополняли обстоятельные аналитические
материалы, также представленные на данном
"круглом столе", а именно Аналитический
доклад "Предложения к национальной программе
вывода страны из кризиса и перехода к
устойчивому развитию" и аналитический
материал "Промышленная политика как
инструмент экономического роста". С докладом
по ним выступил Сергей Глазьев. Чтобы выделить решающее, перечислим
главные
цели
экономической политики государства,
которые сформулировал Совет Федерации: это
переход к стратегии экономического роста и
устойчивого развития общества, обеспечение
научно-технического прогресса и повышение
инвестиционной активности, рост благосостояния
населения и качества жизни, строгое выполнение
обязательств государства перед обществом,
наполнение федеративных решений реальным
содержанием, упрочение государственной власти и
укрепление национальной безопасности, развитие
интеграционных процессов в Содружестве
Независимых Государств. Под эти цели сформулированы
основные
направления
курса социально-экономического
развития: усиление роли государства в
регулировании экономики, создание условий
для подъема конкурентоспособности
отечественных предприятий, роста производства и
капитальных вложений, сохранение и активизация
научно-технического потенциала, обеспечение
социальных гарантий и развитие
интеллектуального потенциала общества,
оздоровление системы государственных финансов и
нормализация денежного обращения, повышение
эффективности социальной политики, обеспечение
защиты прав собственности и других правовых
условий эффективного функционирования рыночной
экономики, защита национальных интересов во
внешнеэкономической и внешнеполитической
сферах. Резкое увеличение инвестиционной и
инновационной активности необходимо
осуществлять прежде всего за счет мобилизации
внутренних возможностей – сбережений
предприятий и населения, природной ренты,
повышения интенсивности работы, эффективного
использования имеющегося
научно-производственного потенциала. Политика
развития должна проявляться в первую очередь в
активизации промышленной, инвестиционной и
научно-технической деятельности. Поворот к данной линии
социально-экономического развития должен
предусматривать рост ВВП не менее 5% в год,
инвестиционной активности – не менее 15% в год,
включая инвестиции в наукоемкую промышленность
и новые технологии – до 20% в год, заработной платы
– на 12% в год, повышения эффективности
производства – не менее чем на 10% в год. Необходимо по-новому подходить к курсу реформ,
отмечал на предыдущем "круглом столе"
Дмитрий Львов. Следует отказаться от ставки на
топливно-сырьевой сектор. Расчеты показывают,
что в этом случае 68% общего объема условного
топлива надо будет реализовывать в виде
экспорта. При этом безработица в нашей стране
увеличится в 1,5 раза. Данный сектор экономики
капиталоемкий, но в то же время трудоемкость его
низкая. Чем мы займем людей, на каких видах
производства? Не годится и расчет на развитие
потребительского сектора – в этом случае мы
попадаем в зависимость от зарубежного импорта. Существует только один сектор, подчеркнул
Львов, на развитие которого мы должны сделать
ставку. Это обрабатывающая промышленность,
машиностроение и предприятия ВПК. Здесь
аккумулируется высокий научный потенциал и
современные технологии. Это действительно
эффективный и результативный путь
экономического реформирования. Все настоящие
преобразования должны начаться с поддержки
интеллектуального слоя России, мастеров,
ремесленников, ученых, учителей – подлинной
социальной опоры реформ. Альтернативные модели экономического
развития в системе СНГ
На форуме состоялись дискуссии по поводу
различных вариантов и моделей экономического и
социального развития применительно к России, к
ее разным регионам, к странам СНГ. Причем
дискуссии носили и теоретический, и во многом
практический характер, ибо за последние годы уже
накоплен и опробован довольно значительный
реальный опыт разного по типу и по качеству
экономического развития. Выступая на первом пленарном заседании,
исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский
высказался за то, чтобы Россия и страны СНГ
следовали экономической модели развития,
принятой в Европейском экономическом
сообществе. С ним затем не согласился Егор
Строев, подчеркнув, что России, конечно,
необходимо учитывать реальный опыт развития
стран и регионов – и ЕЭС, и Китая, брать от них все
полезное, но следовать своему собственному пути,
обусловленному историческими, географическими,
экономическими, национальными, культурными,
духовными, демографическими традициями и
особенностями. Эффективность экономического развития во
многом зависит от активной и целенаправленной
роли государства в регулировании и управлении
народным хозяйством, успешности его борьбы с
теневыми и коррумпированными сферами жизни.
Между тем на форуме приводились данные о том, что
ныне доля неучтенной экономической деятельности
в Грузии и Армении оценивается примерно в треть
ВВП, в Азербайджане, Казахстане и России – почти
в четверть, в Молдавии и Киргизии - примерно в
одну шестую, в Белоруссии, Узбекистане, на
Украине – в одну десятую ВВП. За последние годы многие регионы Российской
Федерации проявили большое своеобразие в своем
экономическом и социальном развитии, причем
именно в лучшую сторону для подъема экономики и
обеспечения, даже некоторого повышения
благосостояния населения. Наибольших успехов в
экономическом росте в соответствии с избранным и
твердо проводимым курсом добилась в последние
годы Москва во главе с мэром Юрием Лужковым. В
этом огромном мегаполисе достигнуты
впечатляющие результаты по главным параметрам
экономической и социальной жизни. На второе
место среди российских регионов по
инвестиционному рейтингу по итогам 1997 г. вышел
после Москвы Санкт-Петербург, где объем
инвестиций в основной капитал возрос на 4%, а по
иностранным инвестициям – более чем на 30%. Большой отклик и резонанс на форуме и после
него вызвал доклад на первом пленарном заседании
президента Республики Беларусь Александра
Лукашенко. Он был во многом посвящен раскрытию
содержания и практических итогов реализации в
последние годы "белорусской модели"
социально-экономического развития. По словам
Лукашенко, в 1991 г., начав с примерно равных
условий, в которых они находились, каждая из
бывших советских республик пошла своим путем
политического и социально-экономического
развития. Сегодня уже правомерно говорить о
сложившихся в странах СНГ различных моделях
экономического развития. И оценивать избранный
той или иной страной путь можно только по
конечному результату. Хорошей будет та модель,
которая приводит к созданию эффективной
экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни
населения. Белорусская модель, сказал Лукашенко,
предполагает формирование социально
ориентированной, многоукладной, рыночной
экономики с равноправным функционированием
государственной и частной собственности с
различными формами хозяйствования –
акционерной, коллективной, арендной и другими.
Это путь сочетания частной инициативы с
регулирующей ролью государства. Это путь
жесткого пресечения коррупции во всех сферах.
Обеспечивая твердый контроль над ключевыми
секторами народного хозяйства, имеющими самое
непосредственное отношение к каждому
конкретному человеку, мы получаем гарантию того,
что принцип социальной справедливости в
обществе будет сохранен. Важнейшая особенность
данной модели развития также в том, что свою
судьбу белорусский народ навсегда связал, как и
другие народы бывшего Союза, с русским народом и
Россией. Александр Лукашенко подчеркнул, что в
правильности избранного пути убеждают
результаты развития народного хозяйства
Беларуси за последние годы. ВВП в 1997 г.
увеличился на 10%, а за четыре месяца 1998 г. – на
12% к уровню соответствующего периода.
Промышленность добавила соответственно 18 и 13%.
Экономические подвижки позволили
активизировать социальную политику. В
результате экономического роста в каждом доме
ощущается хоть небольшой, но подъем. Регулярно
выплачиваются заработная плата бюджетникам,
пенсии, стипендии. Более чем на 30% сократилось в
1997 г. количество безработных. В мае 1998 г.
этот показатель составил менее 2% от экономически
активного населения. Одним словом, Беларусь движется согласно
избранной модели по линии подъема до уровня
высокоразвитых стран. Таким образом, практика, реальные результаты –
вот самый верный критерий и лучший показатель
полезности и эффективности той или иной модели
социально-экономического развития ныне, на
исходе ХХ в. В целом важность и результативность работы
Второго Петербургского экономического форума
заключается в том, что он позволил соединить
воедино ищущую теоретическую мысль и
практическую социально-экономическую политику,
проводимую в различных регионах России и на всем
пространстве республик СНГ. Предложены
обстоятельно разработанные программы вывода
России из кризиса, корректировки курса
осуществляемых реформ, перехода к устойчивому
экономическому росту. Дело за тем, чтобы на их
основе создать компромиссную общую программу
реальных и решительных действий
исполнительной и законодательной власти по
повороту России на путь экономического и
социального подъема и, не затягивая, начать ее
практически реализовывать. Как отметил в своем выступлении на первом
пленарном заседании председатель правительства
Российской Федерации Сергей Кириенко,
разрабатываемая программа действий должна быть
целостной, отражающей и внутренние интересы
России, и скоординированной с общей политикой
развития Содружества Независимых Государств. Не
может быть пяти-десяти разных программ внутри
России, одну из которых подготовило
правительство, другую – Государственная Дума,
третью – Совет Федерации. Это может быть только
одна единая общая программа. Подобно этому
должны быть и единая программа развития
Содружества Независимых Государств. И главным
является достижение взаимопонимания, разделение
ответственности и полномочий по разработке,
принятию и реализации единой комплексной
программы развития экономики России. Для
практического осуществления такой комплексной
программы действий потребуется консолидация
усилий всех ветвей власти и всех сил в обществе
как внутри России, так и в рамках Содружества
Независимых Государств. Редактор-консультант, профессор ВАДИМ СЕМЕНОВ |