Номер 5/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Концептуальные вопросы социального управления

ЛЮДВИГ КАРАПЕТЯН
доктор философских и юридических наук, профессор
(Россия)


• Для вывода страны из системного кризиса нужен комплекс неотложных мер, в ряду которых – разработка программы эффективного управления
• Следование принципам социального управления зависит
от объективных условий и субъективных факторов, изменяющихся
в ходе развития общества
• Системный подход должен лежать в основе эффективного управления всеми сферами общественной жизнедеятельности

В многогранной проблеме управления обществом особое место занимают общетеоретические вопросы. Анализ состояния власти и управления в постсоветской России показывает, что их игнорирование в совокупности с другими факторами приводит к негативным последствиям.

Замечено, что на смену квазисистемному режиму пришел изначально нежизнеспособный внесистемный режим с такой же организацией управления, не имеющей научной концепции провозглашенных реформ и перехода к рыночной экономике. В результате страна получила уникальный гибрид российской старорежимности и некоторых внешних элементов демократической, а в целом нестабильной политической системы. Резко сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство, происходит материальное и духовное обнищание народа, страна находится в состоянии перманентного системного кризиса.

Для вывода ее из этого состояния необходим комплекс неотложных мер, в ряду которых находится разработка программы эффективного управления всеми сферами жизни общества. Последнее предполагает прежде всего выяснение сущности социального управления и реализацию его основных принципов на разных уровнях, в отраслях и сферах.


Определение понятий
и характеристика принципов управления


В литературе довольно обстоятельно рассмотрены теоретические и методологические аспекты этой проблемы. В частности, дается анализ и определение понятий “управление”, “социальное управление”, “научное управление обществом”, “принципы управления” и др. Большинство авторов пришло к выводу, что философский аспект понятия “управление” состоит в обобщении и отражении сущности процессов упорядочения и регулирования в сложных системах природы и общества. А сущность процессов управления в отдельных системах и подсистемах отражается в таких понятиях, как “социальное управление”, “государственное управление”, “экономическое управление” и т.п.

Понятие “социальное управление” характеризует процесс воздействия на общество или его отдельные звенья с целью обеспечения их нормального функционирования, совершенствования и развития. Встречаются и иные характеристики, в которых социальное управление ограничивается сферой деятельности тех или иных органов или экономическими, техническими, правовыми и иными рамками. Давая определение рассматриваемому понятию, следует исходить из учета не только прогрессивных, но и иных тенденций общественного развития, а также взаимосвязи непосредственных задач настоящего периода с интересами общества в будущем.

Социальное управление, следовательно, есть сознательное воздействие людей на общественную систему и ее отдельные звенья на основе познания объективных закономерностей и тенденций развития для обеспечения оптимального функционирования и регулирования системы при согласовании интересов настоящего и будущего.

С возрастанием значимости проблем социального управления актуальным стал вопрос о соответствующей науке. Мы разделяем мнение большинства авторов, которые возражают тем, кто универсальной наукой управления считает кибернетику. Но ее приложения (биологическая, техническая, социальная) не могут одинаково и равноценно исследовать все закономерности социального управления.

Решение отдельных и комплексных проблем социального управления возможно лишь на основе сочетания кибернетических и других знаний, которые составляют предмет самостоятельной науки управления. В литературе существуют различные мнения относительно предмета этой науки. Одни сводят ее к управлению производством, другие – деятельности государственных органов.

Безусловно, наука социального управления тесно связана с государством и правом, административным правом, кибернетикой, социальной психологией, педагогикой, статистикой и другими науками. Но она является, прежде всего, систематизированным знанием о закономерностях, принципах, функциях, формах и методах всех сфер и уровней управления.

Важнейшее значение в этом контексте имеет анализ понятия “принцип управления”. С учетом существующих точек зрения его можно определить как философско-правовую категорию, отражающую требования объективных законов и закономерностей развития общества, содержащую основные требования к практической деятельности людей и организаций (государственных и иных) при решении экономических, социально-политических, духовно-идеологических и других задач.

В литературе распространена следующая классификация основных принципов научного управления:

социально-политические – единство экономического и политического управления; сочетание государственного и общественного управления; развитие демократии и вовлечение широких масс в управление; формирование и учет общественного мнения; сопряжение общественных и личных, общегосударственных и местных интересов;

организационно-административные – взаимосвязь общегосударственного (федерального), регионального и местного управления; объективность, полнота и оперативность информации; планирование и прогнозирование; рациональная организация аппарата управления и управленческого труда; сочетание коллегиальности, единоначалия и личной ответственности; проведение кадровой политики по признакам профессионализма, деловитости и высокого нравственного долга; гарантия законности; контроль исполнения.

Следование названным и другим принципам социального управления зависит от объективных условий и субъективных факторов, которые изменяются в ходе развития общества. Остановимся на этом подробнее.

***

• Любой орган государственной власти может обеспечить эффективное управление, когда правильно выражаются чаяния народа, наглядно проявляющиеся в общественном мнении (концентрированном выражении различных форм общественного сознания путем конкретной социально-психологической оценки явления, поведения личности, групп и коллективов).

Потребность в формировании и учете общественного мнения возникает не только по решенным, но в большей степени нерешенным вопросам. Разумеется, это необходимо и возможно, когда речь идет о кардинальных, перспективных задачах, требующих широкого обсуждения.

Действенность общественного мнения тесно связана с активным участием самой общественности в его реализации. Иначе говоря, всегда должно соблюдаться диалектическое единство общественного мнения и общественного действия.

• Демократическое и эффективное управление общественными процессами предполагает умение правильно оценивать многообразие интересов, находить меру соединения личных интересов с общими, определять степень их соподчинения, намечать пути преодоления возможных несовпадений между ними.

Проблема гармонизации интересов в условиях многонационального государства охватывает также национальные отношения. Поэтому одним из основных принципов социального управления является всестороннее сочетание национальных (местных) и общегосударственных интересов во всех сферах общественной жизни. Негативные последствия малейшего игнорирования этого принципа подтвердились опытом СССР, Российской Федерации, Югославии и других стран.

• Одним из исходных в социальном управлении является принцип объективности, полноты и оперативности информации. Информационные процессы присущи всем управляемым системам. Поэтому одна из бурно развивающихся отраслей современной науки – теория информации.

На основе рационального использования различных видов и источников информации органы управления получают точную картину о положении дел на местах, в центре и каждой сфере управления. При этом всеобъемлющая и разносторонняя информация нужна как для органов власти и управления, так и для всех слоев общества.

Интенсификация и оптимальная организация информационной службы составляют основу прогнозирования и планирования, основными требованиями которых являются единство политического, экономического и социального планирования и прогнозирования; соединение отраслевого и территориального планирования; непрерывность планирования; сочетание текущего и долгосрочного планирования, централизованного регионального и местного планирования.

• Эти требования в полной мере относятся к прогнозированию и планированию процессов управления, в которых важнейшее значение имеет рациональная организация аппарата управления и управленческого труда. Последняя предусматривает взаимосвязь территориального, производственно-отраслевого и функционального принципов в построении системы органов управления; обеспечение их стабильности и динамичности; сохранение объективно присущих общественных функций при создании новых органов и реорганизации старых; постоянное их упрощение и удешевление.

Соблюдение этих условий связано также с обязательным учетом особенностей управления разными сферами жизни общества, спецификой функций органов управления, территории и состава населения, состояния кадров, уровня культуры и политической активности граждан, исторических традиций и опыта государственного строительства, уровня развития науки, техники и т.д.

Совершенствование аппарата управления и управленческого труда приобретает особое значение в современных условиях. Еще не преодолен стихийный подход к созданию новых управленческих органов. Наблюдается несоответствие при формировании органов с объемом и задачами, которые им предстоит решать. Нередко при образовании допускается искусственный разрыв однородных и взаимосвязанных функций. Рациональной организации управления мешает скоропалительная реорганизация министерств и ведомств. К примеру, в 1981-1999 гг. Министерство по делам федерализма и национальной политики подвергалось реорганизации четыре раза. К тому же наряду с этим министерством существовал Комитет по региональной политике, который, по сути, дублировал его функции.

Вызывает вопросы номенклатура должностей. Значительная часть штатных расписаний утверждалась давно, не всегда соответствует современным требованиям. И неслучайно, что численность работников органов власти и управления Российской Федерации превосходит их численность в СССР на конец 1990 г. Только с 1994 по 1998 г. оно возросло более чем на 110 тыс. человек.

Практическое решение задач социального управления зависит главным образом от уровня профессионализма, деловитости, высокой нравственности и политической неангажированности управленческих кадров. Важнейшими качествами управленческих кадров являются разумная самостоятельность, смелость и решительность при осуществлении своих функций; умение ценить науку и вовлекать специалистов в решение текущих и перспективных задач; постоянное изучение опыта; готовность к пресечению интеллигентского и бюрократического самомнения; выдержка и чуткое отношение к людям.

Средства массовой информации изобилуют сообщениями о работниках системы государственной службы, которые не отвечают нужным требованиям, не обеспечивают нормальное функционирование руководимых ими министерств и ведомств. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин. Основные из них – недостаток квалификации; слабая подготовка части выпускников вузов и других учебных заведений; использование кадров не по специальности, назначение на должность по принципам клановости, знакомства, личной преданности и т.д. Эти причины порождают неквалифицированное руководство, безответственность, злоупотребления, коррупцию во всех эшелонах власти, подхалимство, обман, очковтирательство и т.п. Они мешают не только эффективной организации управления, но и наносят вред нравственному состоянию общества, отрицательно влияют на развитие творческой активности молодежи.

В целях преодоления таких явлений и обеспечения профессионализма в управлении заслуживает внимания проводимый компанией “Прайм Чейз” эксперимент по целевому поиску высшего управленческого персонала в рамках проекта “Золотой кадровый резерв России ХХI века”.

Чтобы получить адекватное представление о творческой, профессиональной, политической подготовленности состоявшихся менеджеров высшего и среднего звеньев, компания проводит поэтапный широкомасштабный кадровый аудит всех регионов России.

Сначала компания “Прайм Чейз” собирает и анализирует информацию о макро- и микроэкономической ситуации в регионе, а также предприятиях региона, из которых выявляются наиболее успешные. После анализа их финансово-экономической деятельности собираются сведения о высшем руководстве этих компаний. На заключительной стадии консультанты “Прайм Чейз” проводят структурированные интервью с руководителями, после чего и выясняется, насколько человек профессионален. И только после тщательного отбора остаются реальные лидеры бизнеса. Менеджеры среднего звена участвуют в конкурсах, которые проводятся в несколько этапов с финалом в Москве.

Проект рассчитан на пять лет и предполагает охват всех 89 регионов России. Результатом кадрового аудита станет федеральная база данных лучших топ-менеджеров нашей страны. Иными словами, будет создан своеобразный реестр, куда войдут руководители (владельцы или совладельцы фирм, а также нанятые топ-менеджеры) и перспективные менеджеры второго-третьего эшелонов. В дальнейшем эти люди будут привлечены к выработке экономических решений как на региональном, так и на более масштабном уровне. Предполагается, что губернаторы краев и областей будут формировать консультативные советы при администрации, с тем, чтобы региональная власть могла получать профессиональные рекомендации.

Кадры решают все. Это выражение из истории нашей страны актуально до сих пор. Изменился только акцент – не “родственные”, “клановые” и “лично преданные”, а “золотые” кадры. Тот кадровый резерв, на который должна сделать ставку Россия в ХХI в.

Важным условием правильного подбора управленческих кадров являются их постепенное движение по служебной лестнице, создание резерва руководящих работников, применение принципа выборности и его сочетание с определенной стабильностью аппарата управления.

Сменяемость кадров тогда отвечает целям демократии и эффективного управления обществом, когда направлена против бюрократической замкнутости и тенденций превращения отдельных лиц в бессменных руководителей.

• Эффективность работы управленческих кадров и всех органов управления в значительной мере обусловливается умелым сочетанием коллегиальности, единоначалия и личной ответственности. Формы сочетания зависят от конкретных исторических условий и задач.

Персональная ответственность предполагает, что любой факт недобросовестного отношения к порученному делу не останется безнаказанным. Иначе говоря, необходимо обеспечить неотвратимую ответственность. В последнее время этот принцип не применяется к работникам органов власти, повинных в негативных последствиях “реформ”.

К примеру, среди всех слоев российского общества имеется, по существу, единое мнение о пагубных последствиях шоковой терапии, ваучеризации, приватизации и других перлов “реформ”. Эти последствия конкретно выразились в резком упадке экономики, росте безработицы, обнищании и социальной незащищенности народа, значительном ослаблении безопасности страны и т.д. Но никто из тех, кто стоял у руля пагубной социально-экономической политики в эти годы, не привлечен к адекватной ответственности.

Гарантия неотвратимой ответственности, как и регулирование многообразных общественных отношений, вытекает из системы социальных норм (правовых, нравственных и т.д.). Основное место среди них занимают нормы права. Их реализация выражается в обеспечении законности. Все стороны и черты законности концентрируются в ее главном назначении: с помощью правовых и иных нормативных актов нормализовать функционирование общества и его подсистем.

• Совершенствование законов предполагает обеспечение устойчивости и преемственности правовых норм. Это важно для предупреждения вольного обращения с законами, какого бы ни было нарушения под предлогом “национальной специфики”, “интересов производства”, “местных условий” и различными мотивами “целесообразности”.

Основной смысл взаимосвязи законности и управления заключается в верховенстве конституции страны и законов при решении всех вопросов общественной жизни. Но в данной сфере наблюдается немало отступлений на уровне федеральных и региональных органов власти и управления. Можно ли обеспечить законность, когда в конституциях некоторых республик имеются не соответствующие Конституции Российской Федерации положения по ряду основополагающих вопросов федерализма.

• Важное требование эффективности социального управления – его взаимосвязь с достижениями научно-технического прогресса, проявляющаяся в единстве научных, технических и социальных факторов.

Гарантией предотвращения возможных ошибок в использовании достижений научно-технического прогресса во всех процессах и на всех уровнях управления является системный подход. Необходимость его обусловливается комплексным характером самой системы управления. Поэтому задача эффективной организации управления в условиях научно-технического прогресса предполагает комплексную разработку и осуществление взаимосвязанных экономических, социально-политических, организационных, демографических, социально-психологических, научно-технических и других мероприятий.

В условиях научно-технического прогресса актуальна проблема “человек-машина”. В аспекте организации управления необходимо исходить из того, что механизация и автоматизация управленческих процессов не снижают роль человека. Они лишь облегчают выработку оптимальных решений. Главная цель состоит не в том, чтобы свести управление к автоматике, а в том, чтобы эффективнее использовать технические средства для решения управленческих задач в интересах каждой личности и общества в целом.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz