Номер 6/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Роль межрегиональных ассоциаций в развитии сотрудничества регионов

АНАТОЛИЙ ГУЖВИН
президент ассоциации по экономическому взаимодействию республик
и областей Поволжья РФ "Большая Волга"


•Интеграция регионов в межрегиональные ассоциации дает положительные результаты
• Ныне требуется новый уровень управления на региональном
и федеральном уровнях

Около 7 лет назад в Российской Федерации по инициативе руководителей республик, краев и областей, поддержанной центральной правительственной властью, в границах бывших экономических регионов стали создаваться ассоциации по экономическому взаимодействию. За 1991-1992 гг. их сложилось 8, в том числе ассоциация "Большая Волга" (АБВ), объединившая 4 республики (Татарстан, Марий-Эл, Чувашию, Мордовию) и 7 областей (Астраханскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую).

Сегодня на территории ассоциации "Большая Волга" проживает 23354 тыс. человек, т.е. 15,8 % населения России. В 1997 г. ассоциация дала 14,2% промышленного производства РФ, 30% зерна, до 20% овощей и картофеля, более 19% мяса и молока. Названные регионы Поволжья имеют уникальные запасы нефти и газа, производят продукты из них. У них высокоразвитая промышленность, в том числе оборонная, мощный энергетический потенциал, включая производство электроэнергии на атомных и гидростанциях, авиа- и автомобилестроение, уникальные производства и технологии.

Расположенные в регионе города высокой культуры и национальных традиций роднит и объединяет река Волга – "главная улица России". Через города Поволжья всегда поддерживалась и развивалась межрегиональная и международная торговля – основной критерий экономических взаимоотношений. Экономика регионов Поволжья традиционно неотделима от экономики России.


Сотрудничество регионов ассоциации "Большая Волга" приносит плоды


Главная цель работы ассоциации "Большая Волга" – разработка согласованных концепций и программ социально-экономического развития территорий и выработка организационно-экономических механизмов их реализации.

За годы становления ассоциации нарабатывался опыт межрегионального сотрудничества, формировался банк экономических данных, устанавливались деловые отношения с президентской, исполнительной и законодательной властью Центра, министерствами и ведомствами Российской Федерации. Сейчас можно с уверенностью сказать, что ассоциация выдержала испытание временем, организационно оформилась, признана в регионах и в Центре. К нам потянулись министерства РФ и различные ведомства с просьбой об установлении деловых контактов и принятии совместных решений по актуальным текущим и перспективным вопросам.

Примерами такого сотрудничества являются деловые отношения ассоциации "Большая Волга" с Министерством транспорта РФ, когда рассматривались вопросы работы пассажирского транспорта на линии Москва-Астрахань, строительство морского торгового порта в с. Оля, проект концепции развития транспортной системы Поволжья.

С Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ рассмотрена концепция социально-экономического развития АПК Поволжья, с Министерством природных ресурсов РФ – экологическая программа "Возрождение Волги", с РАО ЕЭС – "Концепция развития энергетики Поволжья".

За годы функционирования ассоциации входящие в нее регионы убедились, что Поволжье не сможет полноценно развиваться без ассоциированного участия в разработке согласованных с близлежащими территориями программ и механизма их реализации. Каждый регион может вносить предложения, имеющие значение как для отдельного региона, так и для Поволжья в целом. Причем по всему комплексу вопросов, касающихся социально-экономических, инвестиционных, экологических, юридических и других проблем.

В г. Нижнем Новгороде была разработана ФЦП "Возрождение Волги". В г. Саратове родилась "Концепция регулирования социально-экономического развития АПК поволжских регионов". Разработаны также общие методики  взаимодействия федерального бюджета с бюджетами регионов, предложены свои варианты налогообложения, которые были направлены для рассмотрения в Минфин, Минэкономики и Правительство РФ.

Для сохранения и развития сельскохозяйственного потенциала Поволжья в программах регионов намечены и принимаются практические меры по следующим направлениям:

организация межрегионального оптового рынка продовольствия и продуктов сельскохозяйственного назначения. Такие рынки созданы практически во всех регионах и успешно функционируют в гг. Волгограде, Астрахани, Пензе и др.;

восстановление производства сельскохозяйственного машиностроения и широкая организация агролизинга;

создание инфраструктуры сельскохозяйственного производства, включая машиннотехнические станции, расширение и приближение перерабатывающей и торговой сети к селу, фермеру;

широкое развитие сельского домостроения;

организация и удешевление финансово-кредитной поддержки АПК.

В регионах ассоциации много родственных предприятий, нуждающихся в постоянной связи, информационном обмене о конъюнктуре рынка, насыщенности товарами и ценах. Эту жизненную проблему решит создающаяся система компьютерной связи в границах ассоциации. Достоверная коммерческая информация, установление прямых деловых связей между регионами и деловыми партнерами существенно улучшит управление предприятиями и организациями регионов.

В результате принятых мер в регионах Поволжья по итогам 1997 г. в экономике появились явные признаки стабилизации промышленного производства.

Прирост объемов производства в Республике Татарстан в размере 2,9% (по крупным и средним предприятиям) достигнут прежде всего за счет химической и нефтехимической отраслей.

В Самарской области впервые за три года реформ отмечен рост регионального валового продукта на 6%. Объем промышленного производства на крупных и средних предприятиях увеличился на 6,9%. Основной прирост получен за счет роста выпуска продукции машиностроения, в том числе в автомобилестроении на 8,9% и нефтеперерабатывающей промышленности на 21,6%.

В Саратовской области ВВП вырос на 3%, производство промышленной продукции на крупных и средних предприятиях – на 2,3%. Объемы производства в химической и нефтехимической промышленности увеличились на 10%. Производство бензина, дизельного топлива, топочного мазута выросло в 1,5 раза.

В Ульяновской области объем выпуска продукции увеличился на 18%. Прирост достигнут за счет увеличения объемов производства в энергетике, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности. Выросло производство грузовых (на 39,9%) и легковых (на 52,6%) автомобилей и автобусов (на 16,1%), автомобильных двигателей, химического и нефтяного оборудования.

В Астраханской области выпуск промышленной продукции увеличился на 7,6%. Устойчиво работали предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения, машиностроения, пищевой и химической промышленности. Добыча газа возросла на 34,9%, производство металлорежущих станков – на 31,7%.

В агропромышленном комплексе Поволжского экономического региона объемы производства валовой продукции возросли во всех регионах. В 1997 г. стал большим, чем в 1996 г. валовой сбор зерна и его урожайность. Так, в Республике Татарстан было собрано 6046 тыс. т зерна (с учетом зернобобовых) при урожайности более 43 ц с 1 га, в Самарской области – 2748 тыс. т при урожайности 20,1 ц с 1 га, в Саратовской области получено 5 736 тыс. т зерна (242% к уровню 1996 г.).

В регионах в 1997 г. собран хороший урожай овощных и бахчевых культур. В Астраханской области валовой сбор зерна к уровню 1996 г. составил 128,7%, овощей – 158,8%, бахчевых – 205,8%.


Перемены в области инвестиций
и внешнеэкономических связей


Инвестиционно-финансовая политика в регионах ассоциации "Большая Волга" направлена на создание условий для активизации инвестиционного процесса, законодательной базы для повышения инвестиционной активности частных инвесторов и надежной защиты вкладываемых средств. Особое внимание уделяется формированию экономических условий для увеличения доли долгосрочных вложений в частный сектор экономики с тем, чтобы мобилизовать их для структурной и технологической перестройки производства. В целях создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе ассоциации разработан блок законодательно-нормативных актов.

Во всех регионах ассоциации разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы "Социально-экономическое развитие региона" с конкретными сроками выполнения, финансовыми затратами и ожидаемыми результатами. В сущности это бизнес-проекты экономического развития региона и готовые предложения для потенциальных инвесторов.

В 1997 г. рост инвестиций по сравнению с 1996 г. наблюдался в Саратовской (4%) и Астраханской (3%) областях.

В соответствии с программами "Жилище" и "Свой дом" в регионах продолжает развиваться индивидуальное строительство. В Астраханской области взамен предоставления субсидий на строительство жилья разработана программа кредитования жилищного строительства: кредит выдается на 10 лет, причем потребитель оплачивает лишь треть процентной ставки, остальное берет на себя администрация области. В Самарской области в 1997 г. за счет всех источников финансирования введено 366 тыс. м2 жилья, из них за счет средств индивидуальных застройщиков – 248,9 тыс. м2. У волгоградцев эти показатели составляют соответственно 410,2 и 192,7 м2, в Саратовской области – 1007,9 и 400,4 тыс. м2.

Несмотря на недостаточную инвестиционную активность, в регионах Поволжья продолжалось строительство объектов социального и производственного назначения. Так, в Саратовской области за год построено и отремонтировано 830 км шоссейных дорог, возведено 27 и реконструировано 35 мостов. Продолжилось строительство метрополитена в г.Самаре и завода медицинского оборудования в г. Сызрани. В г. Волгограде завершилось строительство кардиологического центра, в Пензенской области сданы в эксплуатацию станция скорой помощи и телефонная станция.

В рамках проведения экономических реформ и оживления инвестиционной деятельности в Поволжье успешно развиваются внешнеэкономические связи. По этим проблемам в ассоциации создан и работает комитет по внешнеэкономическим связям. В Астраханской области продолжается строительство морского порта в районе с. Оля, который станет главным связующим звеном единого транспортного узла на севере Каспийского моря, что позволит значительно увеличить объемы перевозок импортно-экспортных грузов, идущих из Ирана и других прикаспийских государств в Россию через Астраханскую область. Разработаны и действуют мероприятия по экономическим связям Астраханской области с другими регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Программа социально-экономического развития области получила федеральный статус. Она рассчитана до 2000 г. и представляет собой почти 100 конкретных проектов, каждый из которых может быть интересен для инвесторов.

В пятерку самых привлекательных для инвестиций регионов России вошла Саратовская область. Наряду с высоким экономическим потенциалом области большое значение имело и принятие областного закона, разрешающего куплю-продажу земли. В области подготовлена среднесрочная (до 2000 г.) программа привлечения инвестиций в промышленность.

Приоритет отдается высокоэффективным и быстроокупаемым проектам. Сейчас в областном перечне 27 перспективных инвестиционных бизнес-планов, в том числе выпуск автомобилей "Соната", "Акцент", производство цифровых телефонных станций, создание самолета для ближних магистральных линий.

Администрация Самарской области рассчитывает привлечь в экономику региона от 300 до 500 млн долл. дополнительных инвестиций сроком на 5 лет под еврооблигационный займ.

Волгоградская область заключила соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества с 51 субъектом Российской Федерации и 11 субъектами стран СНГ, что способствует подписанию прямых договоров на поставку сырья, продукции производственно-хозяйственного назначения, потребительских товаров, а также решению вопросов, связанных с социальной инфраструктурой.

Республика Татарстан заключила межправительственные соглашения более чем с 50 регионами Российской Федерации. Кроме активного сотрудничества в ассоциации "Большая Волга" она установила тесные контакты с ассоциацией "Большой Урал".

В целях создания условий для активизации инвестиционной деятельности в регионах ассоциацией разработаны и приняты законы "Об инвестиционной деятельности", "О налогообложении, сборах и других платежах на территории региона", в соответствии с которыми предприятиям и организациям, расположенным на территории региона предоставляются определенные льготы.


Необходимость совершенствования управления процессами
взаимного сотрудничества


В современных условиях жизнь предъявляет особые требования к совершенствованию государственного управления. Здесь важную роль играет конструктивное взаимодействие аппаратов государственной власти на региональном и федеральном уровнях.

Совет ассоциации "Большая Волга" проводит целенаправленную работу по координации усилий управленческих аппаратов различных регионов. За последнее время по инициативе комитета по региональному законотворчеству ассоциации проведено более 10 "круглых столов" с руководителями властных органов. В результате удалось наладить регулярные контакты, откровенный обмен мнениями, обсудить комплекс наболевших проблем, касающихся в том числе и повышения эффективности регионального законотворчества. Законодатели стремятся создать необходимое правовое поле в своих регионах. За все время работы законодательные органы власти республик и областей Поволжья приняли 924 нормативно-правовых акта (региональных законов). Органы исполнительной власти подготовили около 60% всех законопроектов, внесенных на рассмотрение органов представительной власти.

Законодатели "Большой Волги" рассмотрели 457 обращений из регионов, направили в палаты Федерального Собрания 119 инициатив и предложений.

Состоявшиеся в Москве в конце 1997 и начале 1998 г. рабочие встречи руководителей аппаратов органов государственной власти республик и областей, входящих в ассоциацию, и работников аппаратов федеральных органов власти, курирующих субъекты Российской Федерации Поволжского региона, прошли в конструктивной, деловой обстановке и завершились принятием итогового документа о сотрудничестве и взаимодействии.

Важным условием дальнейшего развития республик и областей, входящих в ассоциацию "Большая Волга", стала успешная реализация договоров об общественном согласии. Их подписание еще раз подтвердило, что в политике для достижения согласия нужны добрая воля, единство действий законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, уверенность в будущем.

В ходе рабочей встречи подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии аппаратов органов государственной власти республик и областей, входящих в ассоциацию "Большая Волга", и работников аппаратов федеральных органов власти, курирующих субъекты Российской Федерации Поволжского региона.

Соглашением предусмотрено наладить систематическое проведение рабочих встреч, "круглых столов" руководителей и сотрудников аппаратов органов государственной власти с участием работников генеральной дирекции ассоциации "Большая Волга", структурных подразделений аппаратов федеральных органов власти для выработки совместных конструктивных действий, обобщения и распространения опыта по различным направлениям работы.

Будет налажен регулярный обмен принятыми региональными законами, иными нормативными, правовыми актами и перспективными планами, проектами документов, имеющих важное значение для социально-экономического развития республик и областей и всего Поволжского региона, разрабатываемыми в порядке законодательной инициативы предложениями для внесения в Федеральное Собрание Российской Федерации.

Главные задачи ассоциации в настоящее время, когда рыночные отношения занимают в жизни общества все большее место, - содействие развитию этих отношений путем выработки общей позиции по налогообложению, решение всего комплекса маркетинговых вопросов, разрешение проблем энергообеспечения Поволжья, создание оптимальных, сбалансированных условий ценообразования на энергоносители, развитие транспортного узла Волго-Каспийского бассейна, улучшение экологии, санитарного состояния, чистоты воды Волжского бассейна. Эти проблемы выносились на совет ассоциации, комитеты. В частности, в 1997 г. на совете рассматривались вопросы тарифной и бюджетной политики, взаимодействия регионов в восстановлении пассажирского судоходства и транспортной системы по реке Волге и Волго-Каспию, неплатежей и т.д.

В начале 1998 г. обсуждены проблемы химической и нефтехимической промышленности, оценена с точки зрения регионов бюджетно-налоговая политика государства, рассмотрена концепция транспортной схемы "Большой Волги".

В планах ассоциации – развитие и укрепление торговых отношений с республиками Иран, Азербайджан, Туркменистан, разработка соглашения в рамках АБВ и правительства по таким ответственным направлениям, как формирование общего рыночного пространства ассоциации, координация инвестиционной и кредитной политики, формирование общих принципов региональной политики при взаимодействии с федеральными структурами.

КТО ВИНОВАТ?

Продолжение. Начало на стр. 23

Западные социологи и пользующиеся их рекомендациями правительства считают, что предельная цифра КСР для стабильной экономики и стабильного социума – 10. На этом пределе и существуют США со своей крайней свободой личности и бизнеса. У других западных стран КСР меньше. Показатель вообще очень чувствительный, в 1995 г. голландский парламент несколько месяцев дискутировал, снижать ли его на несколько десятых. Некоторые западные социологи считают, что в СССР до перестройки КСР был равен 3. Теперь в России – более 30, в Бразилии – 24, в Перу – 34. Вообще, все вышеперечисленные показатели России и стран СНГ более всего похожи на показатели слаборазвитых стран, за исключением двух, нами не упомянутых: у нас значительно выше образованность населения и обеспеченность жильем. При существующих тенденциях первое исчезнет через 20 лет, а второе – через 50. КСР числом до 10 характеризует наличие в обществе многочисленного среднего класса, который в западных странах является залогом стабильности общества. В странах с  высоким КСР живет очень небольшой процент богатых и подавляющее большинство бедных, а армия и полиция большей частью заняты тем, что охраняют первых от недовольства вторых, и уже потом от преступности. Собранных налогов не хватает на то, чтобы увеличить силу государства (например, усилить налоговую полицию) и собрать больше налогов. Получается замкнутый круг, в котором и живут слаборазвитые страны.

3.2. Количество решений, указов, изданных руководителем, нарушающих действующее законодательство, и нанесенный ими  ущерб населению региона, страны. Например, президент государства издает указ, грубо нарушающий ряд статей целого перечня действующих законов страны, а это приводит к банкротству и разорению большого числа предпринимателей вследствие наложения незаконных крупных административных штрафов и т.д.

Или другой пример, если премьер-министр издал декрет о трастовых компаниях, которым пустил по миру миллионы граждан своего родного государства, то оценивать качество его управления можно еще таким параметром – ущерб,  нанесенный руководителем:

где n – число обманутых граждан, Ni, – сумма, на которую обманули i-го гражданина.

Ущерб, который нанесен гражданам государства из-за нескомпенсированной инфляции их вкладов в банках за время управления государством:

где I – количество граждан, имевших сбережения в банках, Nj – сумма, которую потерял j-й вкладчик.

Таких трактовок, как и самих социально-экономических показателей, может быть много. Их можно найти в учебниках, справочниках, монографиях, отчетах, в задачу же данной статьи входило показать, что такой класс параметров существует и доступен пониманию и описанию.

("Персонал" № 3/98, Киев)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz