Номер 1/02 Главная Архив К содержанию номера

Допустимые диспропорции и системная оптимизация региональной экономики Китая

ЛИ КЕ
научный сотрудник Пекинского университета


• Основополагающей государственной политикой Китая является стратегия устойчивого развития страны
• Успех экономики Китая достигается умением удерживать региональные различия в рамках допустимой диспропорциональности,
не перерастающей в противостояние регионов
• Управленческие функции центрального правительства включают организацию и координацию экономической деятельности, обеспечение более высоких темпов роста отстающих регионов, последовательное преодоление неравномерности регионального развития

Народное хозяйство страны как система реализуется через взаимосвязь и взаимодействие регионов. Нивелировать различия между ними, не выходя за пределы допустимой диспропорциональности и не препятствуя прогрессу экономики в целом, как показывает опыт Китая, является важнейшей задачей управления.


Объективные причины региональной диспропорциональности


Природные и географические особенности, социальная история, феномен культуры и другие факторы среды обитания обусловливают различия в состоянии экономики регионов, а наличие богатых ресурсов, удобное географическое расположение определяют стартовый уровень и пути их развития. При этом межрегиональное распределение ресурсов носит дополнительный характер. Это так называемая статическая необратимость положения, объективно дающая те или иные относительные преимущества при освоении территории (пример тому Шанхай, разместившийся в устье реки Янцзы, или Шеньджень, соседствующий с Гонконгом и т.п.).

Напомним, сущность механизма рыночной экономики заключена в эквивалентном обмене, конкуренции, стимулирующей роли прибыли и уклонении от невыгодных для хозяйствующего субъекта позиций. Последствия работы этого механизма выражаются не в смягчении, а в возрастании различий факторов производства. Некоторые исследователи считают, что экономический обмен при имеющейся диспропорциональности означает эксплуатацию одних районов, отстающих по ряду показателей, другими.

Рыночный механизм, как известно, предполагает стимулирование производственных накоплений. За последние 20 лет вложения в основной капитал и иностранные инвестиции концентрировались в восточных прибрежных и новых промышленных районах Китая. Высокая активность на определенном пространстве создавала хорошие возможности для накопления. По сравнению с внутренними, районы у восточного побережья были более благоприятными.

На протяжении 20 лет на юго-востоке Китая реформы шли быстрыми темпами. В то же время северо-восточный Китай и районы среднего и нижнего течения реки Хуанхэ, хотя и располагали большими природными и человеческими ресурсами, развивались медленнее. Это объясняется не столько естественными условиями, сколько отражением институциональных и технологических инноваций. Возможно, что неравномерность последних стала главной причиной региональных диспропорций в Китае.

Различия объясняются более высокой эффективностью использования коллективной и частной собственности по сравнению с государственной; значительным притоком капитала, технологий, административного персонала в прибрежные районы и специальные экономические зоны; рыночно ориентированным макроэкономическим управлением; очевидными преимуществами информационной и коммуникационной инфраструктуры в прибрежных районах.

Именно региональная диспропорциональность позволяет повысить эффективность национальной экономики. Во-первых, высокие темпы роста восточных прибрежных территорий ведут к значительному накоплению капитала, расширяя объем инвестиций во внутренние районы. Во-вторых, неограниченные ресурсы рабочей силы в центре и на западе страны могут быть использованы для стабильного развития ее восточной части. В-третьих, эффективность внешних связей на востоке стимулирует реформу и общее экономическое развитие. В-четвертых, специальные экономические зоны обеспечивают экспериментальную площадку реформ. Кроме того, создаются благоприятные условия для полного развертывания преимуществ экономики регионов.


Допустимые границы региональной диспропорциональности


Часто весьма трудно одновременно решать задачи регионального и общеэкономического характера. В Китае еще не создана пригодная для этого схема действий. Признавая объективные причины неравномерности регионального развития, рассмотрим границы и способы сбалансированного развития.

В общем виде существуют три типа региональной диспропорциональности. Первый обусловлен распределением ресурсов, географическим положением, климатическими условиями, культурной средой, историей и т.п. Второй формируется рыночным механизмом. Если решение проблем выходит за рамки человеческого терпения, может возникнуть социальная нестабильность. В этом случае возникает третий тип диспропорциональности, наносящий ущерб чувству социальной справедливости. Он не может быть устранен рынком и требует государственной координации. Именно с ним в основном связана проблема допустимой диспропорциональности, суть которой раскрывают следующие качественные критерии.

1. Распределение ресурсов. Диспропорциональность как таковая уже включает фактор несовершенства рынка. Например, в крупных городах возрастание преимуществ масштаба превращается в свою противоположность. В то же время вливание ресурсов в низкозатратные регионы не сопровождается их продуктивным освоением.

2. Эффективность торговли и разделения труда. Торговля и разделение труда представляют важнейшие стимулы, оказывающие серьезное влияние на возможность здорового роста экономики или ее стагнации. Ошибочна политика местных правительств, устанавливающих межрегиональные барьеры движению материальных ресурсов, рабочей силы, денежных средств и товаров. Такая политика снижает потенциал региональных преимуществ и разделения труда.

3. Ценовые соотношения и рыночное пространство. Система цен – сердцевина рыночной экономики, обеспечивающая функционирование закона стоимости и механизма конкуренции. Цена – это рычаг, используемый для рыночного формирования элементов производства. Провал системы окажет общее воздействие на все аспекты экономической активности. От рациональности относительных цен зависят достижение стратегической цели и реализуемость промышленной политики, что отзывается на социальной справедливости и стабильности общества.

4. Обеспечение занятости. Излишек рабочей силы не позволяет облегчить давление на занятость и не способствует сбалансированной сопряженности регионов.

5. Стратегия устойчивого развития. Чрезмерно высокая степень диспропорциональности региональной экономики свидетельствует о появлении отсталых районов, особенно районов, полагающихся на длительный нездоровый локальный рост за счет эксплуатации богатых природных ресурсов. Между тем стратегия устойчивого развития является основополагающей государственной политикой страны и находится в русле мировых тенденций. Мы не можем пожертвовать тем, что лежит в ее основе ради выгод сегодняшнего дня.

6. Межотраслевая динамика на основе кооперации и взаимопомощи между регионами. Такая динамика служит источником взаимодополняющего промышленного и кумулятивного роста. Но она способна привести и к упадку отраслей в некоторых районах. Если региональное развитие нарушает принцип оптимизации Парето, следует рассмотреть возможность коррекции диспропорций.


Системная оптимизация на основе допустимой диспропорциональности


Изучая региональные проблемы, нельзя ограничиться задачей сокращения диспропорциональности. Необходим более общий подход – координации подсистем. Поскольку относительные преимущества регионов реализуются в их взаимодействии, появляется возможность системной оптимизации национальной экономики.

Мы исходим из того, что несбалансированность развития определяется объективными факторами, а существование допустимой региональной диспропорциональности повышает способность к системным изменениям всей экономической структуры. Перестройка промышленной структуры каждого региона может привести к общим изменениям только при наличии единого, не имеющего барьеров рынка в масштабах всей страны.

Стратегия системной оптимизации не оправдывает искусственную неравномерность. Базируясь на относительных преимуществах каждого региона, она способствует торговле, кооперации и общему процветанию. Это диалектика связей и целого.

В традиционной модели развития Китая основной целью было укрепление могущества государства быстрыми темпами. Большое внимание уделялось оборонным отраслям и тяжелой промышленности. Для этого, однако, не хватало средств, поскольку эти отрасли являются капиталоемкими, а капитал был весьма ограниченным ресурсом на начальном этапе индустриализации страны. Для смягчения дефицита материальных ресурсов применялись рычаги плановой экономики. С точки зрения неблагоприятной стартовой позиции традиционная стратегия соответствовала задачам того времени.

При перемещении целей развития к повышению уровня жизни людей должна меняться и стратегия, которая открывает возможности выбора различных вариантов. Вопрос в том, дает ли стратегия полный простор для реализации преимуществ региона. В любом регионе она, как правило, не является неизменной. В задачи управления входит своевременное внесение необходимых коррективов, вплоть до пересмотра части или всей стратегии. При этом, однако, следует обращать внимание на ее логику, согласовывать методы, средства, направления политики.

Экономические проблемы сводятся к оптимальному выбору при ограниченных ресурсах. Важной предпосылкой выбора инвестиционных приоритетов является наличие местных природных ресурсов, полный учет реальных и возможных условий изменения основных факторов развития. Приоритетные отрасли должны обладать достаточными источниками снабжения и спроса. Они могут укрепить  взаимосвязи, включая вертикальную и горизонтальную кооперации. Эффект кооперации может вызвать своего рода цепную реакцию, способствующую росту других отраслей. Это выльется в самоподдерживающийся курс взаимосвязанной региональной отраслевой структуры. Характерная особенность слаборазвитой экономики – отсутствие взаимосвязей между исходными ресурсами и выпуском продукции отдельных отраслей.

Развитие инфраструктуры. Определение предпочтительной сферы производства предусматривает поиск направлений инвестиций, способных принести значительный доход. При этом нельзя игнорировать важность проектов предприятий общественных услуг, таких как транспорт, коммуникации, энергетика, водо- и электроснабжение и др. В широком смысле сюда включаются также образование, здравоохранение, обеспечение законности и общественного порядка. Эта сфера необходима как основа производственной деятельности во всех других отраслях. Упомянутые виды услуг, как правило, удовлетворяются государственными или общественными предприятиями и не могут быть импортированы из других стран или регионов.

Ограниченность данных отраслей инфраструктуры является также характерной чертой отсталых районов. Многие примеры, в том числе в относительно экономически продвинутых регионах, показывают, что дефицит инфраструктуры препятствует общему развитию. Но рост производства при правильном подходе может служить приемлемым способом стимулирования инфраструктуры. В отсталых же регионах он неприемлем, поскольку создание определенного уровня инфраструктуры является предварительным условием развития.

Расширение инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры и предприятий общественных услуг дает замечательные экономические результаты. Ускоренное накопление капитала в этой сфере будет способствовать снижению прямых издержек в производственной сфере в целом и росту объемов производства во всем регионе. Напротив, при неудовлетворительном состоянии инфраструктуры сфера производства может расширяться, но в целом ее предельная производительность может оказаться крайне низкой и даже нулевой, поскольку рост мощностей вызывает конкуренцию спроса на изначально дефицитный общественный капитал, вложенный в инфраструктуру, и общее повышение издержек.

Специализация экономики. Относительные преимущества региона могут привести к высокой степени специализации его экономики. Здесь необходимо отметить два момента.

Во-первых, эти преимущества должны рассматриваться в контексте направлений стратегической политики. Необходимо стремиться к более полному раскрытию существующего потенциала – ресурсов, технологий, рынка и других факторов производства. Использование потенциала относительного преимущества должно работать на будущее, с тем чтобы обеспечить решение стратегической задачи постоянного и долговременного развития. Предпринимателям и инвесторам следует обратить внимание на отрасли, имеющие реальные относительные преимущества, а правительство должно уделять больше внимания отраслям с потенциальными относительными преимуществами.

Во-вторых, в процессе региональной отраслевой специализации на основе относительного преимущества необходимо учитывать возможности связанной с ней перестройки и модернизации отрасли, ее жизненный цикл. Если уровень специализации региональной экономики слишком высок, перестройка и модернизация могут встретить значительные трудности. Если жизненный цикл отрасли движется к упадку, вся экономика региона может серьезно пострадать из-за невозможности ее модернизации. С точки зрения долгосрочного развития благоприятным вариантом может быть политика отраслевой диверсификации.

Эффективным средством стимулирования регионального роста является движение продукции, рабочей силы, инвестиций (включая денежные средства, технологии и т.д.). Необходимо не только принимать меры против оттока капитала и работоспособного населения из слаборазвитого региона, но и стимулировать приток ресурсов и продуктов в регион. Таким образом можно способствовать межрегиональной торговле и движению ключевых факторов производства. Для некоторых регионов это должно стать приоритетным направлением роста.


Технологические и системные инновации


Региональная экономика связана с двумя типами инноваций – технологическими и системными, представляющими основную движущую силу прогресса.

Технологические инновации вносят постоянные изменения в производственную структуру, главным образом в результате освоения новых и высоких технологий. Во-первых, инновации означают превращение потенциального ресурсного преимущества региона в реальное экономическое. Во-вторых, прогрессивная технология служит эффективным средством замещения и объединения недостаточных региональных ресурсов. В-третьих, технологические инновации являются важным фактором, влияющим на территориальное размещение производства. В-четвертых, ускоряется процесс урбанизации. В-пятых, формируется модель использования относительного преимущества региона.

Основной же движущей силой экономического развития являются системные инновации. В Китае они направлены на скорейшее завершение трансформации экономической системы в целом. Ключевым звеном здесь служит реформа собственности.

Предприятие составляет основу рыночной экономики. Реформа устанавливает базовые условия его функционирования и полностью признает независимые интересы экономической деятельности и права собственности. Для этого, однако, следует сформировать соответствующее правовое и институциональное обеспечение.

Системная оптимизация – скоординированный процесс, в котором главными действующими лицами являются государство и рынок. Рыночное и государственное регулирование экономики должны сочетаться и дополнять друг друга. Государственное вмешательство при этом должно способствовать функционированию рыночного механизма. На локальном уровне оно сводится к управлению ресурсным обеспечением. Все большее внимание региональные правительства уделяют вопросам распределения местных ресурсов, привлечения иностранного капитала. Для реализации экономической функции центрального и местных правительств необходимо четко обусловить степень и способы их вмешательства в соответствии с требованиями рынка.

На уровне регионов экономическое развитие зависит от целенаправленной политики и управления. Общая направленность политики выражается следующими целями: сохранение высоких темпов роста экономики восточных регионов, улучшающих макроэкономическую ситуацию; ускоренное развитие центральных и западных регионов с акцентом на помощь бедным; повышение эффективности региональных программ борьбы с бедностью. В ходе реализации налоговой, финансовой, промышленной политики можно рассматривать ключевые вопросы создания системы трансфертных платежей по доходам государственного бюджета, совершенствования инфраструктуры, улучшения динамики инвестиций и использования рабочей силы.

В задачи региональных и отраслевых органов управления входит решение проблем путем координации и кооперации, межотраслевых связей, взаимного дополнения преимуществами друг друга в совместной деятельности. Все это на основе экономических закономерностей развития, расширения и совершенствования рынка, проведения социальной политики, где на первом месте – борьба с бедностью.

Мезоэкономика переходного периода – упущенное звено в реформах

В ноябре 2001 г. прошло необычное заседание ученого совета ЦЭМИ РАН. По форме оно было посвящено выходу в свет книги «Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия» (М., «Наука», 2001), по содержанию – акцентированию внимания ученых на сравнительно новой ветви экономического анализа, объектом которого служит средний иерархический уровень – отрасли, комплексы, рынки, группы предприятий. Доктор экономических наук Г.Клейнер (под его редакцией книга вышла) заметил, что в экономической теории традиционно принято различать макро- и микроэкономику, т.е. две совокупности явлений – эмпирическая сфера: реально существующие и «осязаемые» материальные системы, и, условно говоря, концептуальная сфера: цели, предпочтения, намерения, и ожидания лиц, осуществляющих экономическую деятельность. Однако связь между макроэкономическими процессами и поведением микроэкономических объектов вовсе не универсальна.

Для экономики развитых западных стран характерна сложившаяся в ходе длительной эволюции тесная взаимозависимость между микро- и макроэкономикой. В большинстве же стран, принадлежавших к социалистическому лагерю, государственное  воздействие на социально-экономическую обстановку в стране в течение десятилетий осуществлялось путем жесткого и непосредственного централизованного регулирования поведения микроагентов, точнее – путем минимизации сферы самостоятельных решений и установления строгих правил их принятия в различных хозяйственных ситуациях. В результате возникла в какой-то степени неожиданная ситуация – несмотря на многолетние традиции централизованного управления, влияние макрорегуляторов на микроэкономическое поведение резко ослабло. Это существенно ограничивает возможности применения в странах с длительным господством централизованного управления традиционных и стандартных для западного мира моделей макрорегулирования экономики.

Сейчас очевидно, что одной из наиболее важных причин трудностей, с которыми столкнулась экономика России в период реформ конца ХХ в., явилось полное пренебрежение реформаторов мезо- и микроэкономическими аспектами экономики. Надежды на потенциал мезоэкономической самоорганизации в обществе оказались необоснованными, а навыки «мезоэкономического строительства» утраченными.

Перед экономической теорией и хозяйственной политикой в полный рост стоят задачи формирования институциональной структуры новой мезоэкономики, отличной от дореформенной и не копирующей аналогичные структуры развитых стран со стабильной экономикой, – мезоэкономики, призванной обеспечить эффективное функционирование не только предприятий, но и отраслей, рынков, сетевых структур и систем мезоэкономического уровня. К такому выводу приходит Г.Клейнер в заключении вышедшей исследовательской монографии.

Выступившие на заседании авторы, в том числе академик Д.Львов, В.Лившиц, С.Чернавский, К.Багриновский, другие присутствующие поддержали взгляд на развитие мезоподхода к анализу переходного периода в России как сердцевину преобразований в экономике. Упущенное звено в реформах надо восстанавливать.

Е.Кошечкин

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz