Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономический рост: оценка, перспективы, механизм


Китай: влияние внешней торговли на ускоренный рост

ЦИНЬ СЮАНЬЖЕНЬ
научный сотрудник НИИ общественного развития Европы и Азии Научно-исследовательского центра развития при Госсовете КНР


• Сегодня строительство современной экономики не может идти успешно “за закрытыми дверями”
• Продолжение активной динамики внешней торговли, особенно экспорта, даст возможность экономике Китая в наступившем столетии развиваться относительно высокими темпами
• Рост экспорта в стране пока носит экстенсивный характер

Сегодня развитие любой страны неотделимо от развития мира в целом, строительство современной экономики не может идти успешно “за закрытыми дверями”. Такова особенность нынешней эпохи.

Осуществляя “реформы открытости” и используя представившиеся возможности, Китай за эти годы значительно продвинулся вперед. Так, ВВП вырос с 404 млрд юаней в 1979 г. до 8205,4 млрд в 1999 г., т.е. более чем в 20 раз. При этом объем его внешней торговли увеличился до 360,7 млрд долл. (примерно в 17,5 раз по сравнению с 20,6 млрд в 1978 г., следовательно, среднегодовой темп ее роста был около 15%). Удельный вес страны в мировой торговле за тот же период также повысился – с 0,7 до 3,4% и, как следствие, Китай переместился с 32-го места на 9-е.

В настоящее время наука и техника развиваются не по дням, а по часам, а финансы неудержимо стремятся к глобализации. В мировом масштабе происходит перераспределение ресурсов, усиливается степень взаимозависимости: развитые страны неотделимы от развивающихся, а те в свою очередь не могут обходиться без первых. В эпоху всеобщей информатизации экономические и финансовые кризисы не знают границ: ежедневно за считанные секунды несколько триллионов долларов свободного капитала могут быть переправлены из одного конца мира в другой, создавая мощную ударную волну. Если в стране нет сильной и прочной экономики, нет совокупной государственной мощи, то ей сложно выдержать такое давление.


Внешняя торговля и направления
ее влияния на рост экономики


В решении этих и многих других проблем важную роль играет внешняя торговля, данные о развитии которой в рассматриваемый период представлены в табл. 1. 20-летний опыт “реформ открытости” Китая показывает, что она стала одной из ведущих сил роста экономики. Это касается таких вопросов, как формирование валютного запаса, баланс внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий, международное разделение труда, обеспечение стабильности в обществе, межгосударственные капиталовложения, хозяйствование в целом и т.д.

Так, запас иностранной валюты, который является одним из показателей государственной мощи, в 1986 г. равнялся 2,1 млрд долл., а к концу 1999 г. превысил 157 млрд (табл. 2). Такой огромный резерв образовал мощный барьер на пути разразившегося в конце ушедшего века мирового финансового кризиса. Рациональное соотношение иностранной и национальной валют, эффективность и безопасность функционирования последней стали оплотом здорового процветания и поступательного развития экономики страны.

Величина реально используемых инвестиций выросла в Китае с 4,6 млрд долл. в 1985 г. до 45,2 млрд в 1997 г. Более того, и в 1998 г., несмотря на указанный кризис, она немного увеличилась (до 45,5 млрд). В настоящее время сальдо используемых прямых иностранных инвестиций достигло 260 млрд долл. При этом совокупный внешний долг страны составляет 150 млрд долл., из них около 60% приходится на международные коммерческие кредиты, свыше 85% которых долгосрочные. Коэффициент долговых обязательств Китая и коэффициент погашения задолженностей значительно ниже общепризнанного международного уровня (100% и 25%) и находятся под контролем государства. Использование прямых иностранных инвестиций и внешних займов сыграло решающую роль в изыскании средств для ускорения экономики и повышения мощи государства.

Таблица 1

Изменение объема внешней торговли Китая с 1978 по 1999 г., млрд долл.
Год Общая стоимость +/- % Удельный вес в мировой торговле Стоимость экспорта +/- % Стоимость импорта +/- % Активный пас- сивный баланс
1978 20,643   9,750 28,40 10,893 51,00 -1,148
1979 29,335 42,1  13,660 40,20 15,675 43,90 -2,017
1980 37,669 28,4  18,269 33,80 19,550 24,70 -1,278
1981 42,024 11,5 1,2 22,007 20,4 20,013 2,56 -0,008
1982 41,610 -5,5 1,2 22,321 1,36 19,285 -12,40 3,036
1983 43,616 4,8 1,2 22,226 -0,43 21,39 10,90 0,836
1984 53,550 22,7 1,4 26,14 17,6 27,410 28,10 -1,217
1985 69,602 29,9 1,4 27,35 4,6 42,252 54,15 -14,902
1986 73,846 6,1 1,5 30,94 13,1 42,904 1,54 -11,962
1987 82,653 11,9 1,6 39,44 27,5 43,216 1,00 -3,779
1988 102,784 24,3 1,7 47,52 20,5 55,268 27,80 -7,752
1989 111,678 8,6 1,7 52,54 10,6 59,140 7,01 -6,602
1990 115,437 3,3 1,8 62,09 18,2 53,345 -9,90 8,746
1991 135,702 17,5 2,0 71,91 15,8 63,791 19,50 8,119
1992 165,525 21,9 2,3 84,94 18,1 80,585 26,30 4,355
1993 195,703 18,2 2,5 91,74 8,0 103,959 29,00 -12,215
1994 236,621 20,9 2,9 121,00 31,9 115,62 11,30 5,391
1995 280,863 18,6 3,0 148,78 22,9 132,08 14,20 16,692
1996 289,90 3,2 3,1 151,07 1,5 138,83 5,10 12,215
1997 325,06 12,1 3,2 182,70 20,9 142,361 2,54 40,336

Экспорт


Быстрому росту способствовало масштабное увеличение экспорта, объем которого за 1978- 1999 гг. вырос примерно с 10 млрд до195 млрд долл. Его доля в ВВП была особенно большой в 1982, 1987, 1990, 1994, 1997 и 1999 гг. В течение всего периода за исключением четырех лет темпы роста экспорта были высокими или сверхвысокими (доходили до 30-40%). Это было обусловлено тем, что осуществлялась активная политика:

его всяческого стимулирования. Предпринимались различные меры: финансовые дотации на экспорт (до 1991 г.); “двухколейная валютная система” (до 1994 г.); предоставление внешнеторговым организациям финансовой самостоятельности, а предприятиям, занимающимся производством экспортной продукции, кредитов и поддержки; экспортные закупки; выделение материальных ресурсов для производства экспортной продукции; освобождение от таможенных пошлин и т.д. Основной целью такой политики было создание валютного запаса, чрезмерные расходы списывались в долг, т.е. погашались за счет государства;

поощрения различных форм торговли готовой продукцией, благодаря чему происходило развитие экспортной торговли. В результате торговля обработанной продукцией стала основной движущей силой экспорта страны и ныне составляет более половины всего его объема. Этому благоприятствовали соответствующая общеполитическая обстановка в стране, соседство Гонконга и Аомыня, удачное расположение прибрежных районов, богатые ресурсы рабочей силы и многое другое.

Продолжение активной динамики внешней торговли, особенно экспорта, даст возможность экономике Китая развиваться в наступившем столетии относительно высокими темпами. Реальность данного положения подтверждается хозяйственной практикой последних 20 лет. Действительно, наступательная тактика внешней торговли в значительной степени повысила эффективность использования и распределения материальных ресурсов страны, существенно стимулировала непрерывный рост экономики.

Таблица 2

Использование прямых иностранных инвестиций и валютный запас, млрд долл.
Год Стоимость реально используемых инвестиций Валютный запас
Сумма запаса Состав валют (1997 г.)

Однако быстрое развитие экспорта в условиях, когда в качестве основной его цели ставится зарабатывание валюты, проявило негативные моменты. Так, некоторые предприятия, занятые экспортом, приносят в жертву эффективность, предоставляют вышестоящим ведомствам неверную информацию по валютной выручке, занижают цены и т.д. В связи с длительным периодом проведения политики “Главное – зарабатывать валюту” показатели стоимости экспорта значительно снизились, условия торговли практически перестали улучшаться, что послужило серьезным сигналом для руководства страны. Лозунг “Главное – эффективность”, выдвинутый правительством в 1999 г., оказался своевременным.

В целом за рассматриваемый период в экспорте Китая произошли качественные изменения: от преобладания сырья к готовой промышленной продукции, которая сегодня занимает 86,9% его общей стоимости. Причем доля в нем вывозимой продукции машиностроения и электроники достигла 39,5%, ее стоимость в 1999 г. составила 76,3 млрд долл. (в 1985 г. было лишь 1,7 млрд). В этих сдвигах кроются надежды Китая на дальнейшее развитие экспорта.

Однако отмечу, что рост экспорта Китая носил экстенсивный характер. Он опирался на увеличение количества. Например, в 1998 г. вывезено товара почти на 10% больше, а его стоимость почти не увеличилась. Поэтому, оглядываясь на прошлое, необходимо проанализировать некоторые аспекты, которые касаются “чуда роста экспорта”.


Недостатки проводившейся
экспортной политики


В недалеком прошлом экспорт подвергался мощному влиянию импорта, служил его потребностям – за счет первого создавался валютный запас, который расходовался на нужды второго. Неизбежным следствием была высокая себестоимость экспорта (а иногда и убытки).

В настоящее время на мировом рынке существует потребность в продукции высоких технологий, в производстве которой Китай пока не очень конкурентоспособен. Безусловно, за последние 20 лет совокупная мощь государства сильно увеличилась, однако в данной области мы еще значительно отстаем от развитых стран. И хотя сегодня в отечественном экспорте стремительно растет доля изделий машиностроения и электроники, это все-таки товары, имеющие широкую направленность, а не действительно качественная, наполненная глубоким научным и техническим содержанием продукция. Вывоз последней занимает лишь 5% общей стоимости отечественного экспорта. Более того, коэффициент изменений в научно-технических достижениях составляет только 15% по сравнению с 2/3 в Южной Корее и Сингапуре. Поэтому стране предстоит решать такие вопросы, как улучшение структуры экспортной продукции, повышение ее качества и многие другие.

В дальнейшем следует не упускать возможности для привлечения капитала, наращивания инвестиций. Это позволит стимулировать рост экспорта и притянуть как можно больше передовых технологий. В то же время надо полностью отказаться от использования устаревших технологий.

Обычно вложения развитых стран в научные разработки составляют 2,3-2,7% ВНП, у нас они пока не достигли 0,5%. Иностранные предприятия на научно-исследовательские разработки используют 3,5% торгового оборота. Крупные отечественные предприятия для этих целей привлекают максимум 1%, а малые и средние – и того меньше. Вот одна из причин отсталости структуры экспортных товаров и оборудования для их производства. Все вместе это является серьезным и, пожалуй, основным фактором, обусловливающим медленное развитие экспорта в стране.

Имеющиеся 157 млрд долл. валютного запаса получены прежде всего за счет перекоса в сторону отраслей и районов, занимающихся экспортом (главным образом прибрежных восточных районов). Государство заплатило за этот перекос большую цену, и если сложившуюся ситуацию своевременно не отрегулировать, то последствия могут быть плачевными. Поэтому развитие должно сочетать скорость и эффективность, учитывать все факторы производства, базироваться на принципе соблюдения согласованности и единства материальных ресурсов, окружающей среды и населения – в этом и состоит его цель.


Оценка роли импорта
с учетом реальной обстановки


Многие развивающиеся страны из-за отсутствия достаточного количества валютных запасов часто проводят политику поощрения экспорта и сокращения импорта. Но в Китае обстановка иная. Страна обладает достаточными валютными запасами, в то же время немалая часть оборудования требует срочного обновления, необходимы технологические вливания, многие фундаментальные объекты выходят из строя. Стоимость национальной валюты стабильно растет и относительно устойчива, но в силу этого конкурентоспособность экспортных товаров ослабевает. Поэтому важно поддержание правильного баланса между импортом и экспортом.

Оно всегда было элементом экономической политики нашей страны, хотя при ее осуществлении имели место отклонения в сторону экспорта. Последствиями такого искусственного занижения потребностей в импорте являются: с одной стороны, малое использование передовых иностранных технологий, оборудования и других материальных ресурсов, нехватка необходимой импортной продукции, удорожание национальной валюты и снижение конкурентоспособности экспорта; с другой – отсутствие конкуренции на внутреннем рынке и недостаточное стимулирующее воздействие и давление на отечественные предприятия извне. Все это неблагоприятно влияет на развитие экономики.

На нынешнем этапе во всем мире наблюдается жесткая конкуренция в сфере науки и техники. Ускорилось отмирание старого и развитие нового. Возможности выбора огромны, при этом цены на международном рынке снова относительно понизились. В то же время техника и оборудование, которыми располагают отечественные предприятия, устарели. Поэтому сейчас тот самый момент, когда нужно увеличить импорт и различного рода инвестиции извне. Но для этого в свою очередь надо наращивать экспорт. Иначе и подъем производства, и улучшение структуры экспорта, и увеличение научно-технического содержания экспортной продукции, и усиление конкурентоспособности китайских товаров на международном рынке останутся лишь пустыми словами.

“Наука приведет страну к процветанию” – это долгосрочная стратегическая задача, ее нужно считать переходным этапом. Для ее решения необходимо расширять импорт, в котором все было бы просчитано до мелочей и ничего не было бы лишнего. Кроме того, надо учитывать, что современные международные отношения построены по принципу “дай – получи”. Следовательно, урезание импорта может не только привести к довольно высокому (правда, ненадолго) активному торговому балансу, но и неблагоприятно отразиться на вступлении Китая в ВТО, а также на координации двусторонних или многосторонних отношений с разными регионами и странами.

Итак, экономика Китая должна, придерживаясь внутренних потребностей страны, постепенно расширять их. В тоже время необходимо открыть ворота для строительства, всеми силами привлекать и использовать иностранный капитал, передовую технику и все прогрессивные достижения. Не нужно рассматривать расширение внутренних потребностей как временную меру, предпринятую в связи с неблагоприятной международной обстановкой. Такое мышление было бы ошибочно. Неважно, как подходить к этому вопросу: с позиции теории или практики – расширение внутренних потребностей и всемерное увеличение экспорта не исключают друг друга, они должны быть согласованы. Главное, чтобы экономика страны уверенно поднималась, чтобы воплотилась цель – “наука поднимет государство”. Тогда и место и конкурентоспособность продукции Китая на международном рынке будут соответствующими. Слепое стремление к экспорту как средству для зарабатывания валюты за счет траты ресурсов, количества и дешевизны не отвечает ни общеполитической обстановке в Китае, ни стратегическим целям его развития.


К вопросу о системе управления
внешней торговлей


За 20 лет Китай провел много исследований и предпринял ряд экспериментов в области управления внешнеторговой деятельностью (системы ответственности и подрядов, акционерные общества, предоставление предприятиям и научно-исследовательским учреждениям полномочий на ведение самостоятельных операций в данной сфере, постепенное внедрение регистрации импортно-экспортных операций и т.д.). Наиболее значительным результатом является распределение полномочий ведения хозяйства во внешней торговле Китая между разными субъектами (была монополизирована). Однако в целом большого прогресса достигнуто не было.

Действительное положение дел в управлении внешней торговлей заключается в следующем: структуры организации и ведения хозяйства не налажены; эффективность ведения хозяйства низкая, используются шаблонные, отсталые и негибкие методы; ограниченный государственный капитал искусственно делится на множество частей, масштабы хозяйствования маленькие, в результате неспособность противостоять международной конкуренции (к настоящему времени создано очень мало крупных корпораций, которые могли бы противостоять большим международным компаниям). Кроме того, наблюдается разобщенность между внешней и внутренней торговлей, в частности несогласованность ценовой политики. Средства, которыми обладают предприятия, специализирующиеся на внешней торговле, недостаточны, коэффициент задолженностей велик, система их погашения единообразна, явление “оседания” задолженностей очень актуально, оборотность капитала плохая. Было лишь фикцией то, что предприятия уездного уровня, занимающиеся экспортно-импортными операциями, подвергаются государственному влиянию по вертикали. Проведение стратегической реструктуризации государственных предприятий уже не терпит отлагательства.

Сегодня первой необходимостью является осуществление кардинальных преобразований в системе управления предприятий внешней торговли. Они должны включать следующие моменты.

1) В зависимости от того, имеет ли то или иное предприятие “хороший” товар для экспорта, квалифицированный персонал с внешнеторговым опытом и каналы реализации за границей, определять возможность организации внешнеторговых структур на местах. Импорт и экспорт может идти через любой ближайший порт, поэтому нет необходимости повсеместно создавать специализированные внешнеторговые фирмы, а в отношении неэффективных и убыточных предприятий должен быть только один закон – закрывать и останавливать их деятельность.

2) Проводить реструктуризацию больших, средних и малых государственных внешнеторговых предприятий, а также строительство межрегиональных и крупных межведомственных образований путем перераспределения, объединения и даже передачи в частное управление государственного капитала – все это обеспечит возможность его концентрации в руках мощных внешнеторговых корпораций. Перенос акцентов с малых и средних фирм на крупные позволит сформировать мощную структуру, способную противостоять международной конкуренции.

3) Создать через налаживание единого механизма функционирования внешнеторговых и производственных предприятий (посредством объединения смежных отраслей) благоприятную обстановку для взаимовыгодного сочетания торговли технологией и промышленной продукцией.

В системе управления внешней торговли можно последовать модели реформы Национального банка Китая, суть которой заключается в упразднении повсеместно открытых филиалов (в городах, провинциях, автономных районах) и замене их за счет строительства межрайонных представительских структур на девять филиалов. Нет необходимости строить отделения внешнеторговых компаний в каждой провинции, городе, автономном районе. Если по всей стране создать 10 – 20 крупных внешнеторговых корпораций, деятельность которых дополнят компактные и гибкие частные структуры, то можно повысить эффективность и продуктивность, значительно увеличить конкурентоспособность внешнеторговой сферы, а также сэкономить государственные средства.

Еще одним методом может стать передача функций управления от внутренней к внешней торговле. При этом внешнеторговые менеджеры должны быть компетентны и практичны, их не должно быть много.

***

Сегодня Китай стоит перед лицом нового этапа “реформ открытости”. Их успех или неуспех предопределит, сможет ли страна в первые 20 лет наступившего века продвинуть экономику на новый уровень. Начальный период социализма, на котором мы сейчас находимся, длится уже 50 лет. Необходимо еще как минимум 50 лет для его строительства, только тогда у нас появится возможность вступить в новый этап развития. Для этого требуется сохранять высокие темпы роста, всеми силами выявлять положительные тенденции, повышать качество прироста экономики и решать другие вопросы. Важно изучать опыт прошлого, анализировать его достижения и неудачи.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz