Номер 5/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Европейский банковский и финансовый форум-98


В марте 1998 г. в Праге в шестой раз собрался Европейский банковский
и финансовый форум1. Традиционная встреча специалистов Европы в области банковского дела и финансов, как и в предыдущие годы, была подготовлена паневропейским обществом по вопросам культуры, образования
и научно-технического сотрудничества – COMENIUS (некоммерческая организация при Высшей экономической школе в Праге). На Форум-98 собралось более 150 специалистов, представляющих европейские банковские и финансовые институты, а также международные организации. В работе Форума принял участие представитель Главной редакции международного журнала "Проблемы теории и практики управления".
Предлагаем вниманию читателей обзорную информацию о Форуме-98, а также выступления директора представительства МВФ в Женеве Алана А. Тейта
и руководителя валютного отделения Банка международных расчетов в Базеле
Уильяма Р. Уайта.

В центре внимания банкиров – проблемы, связанные с введением Евро и созданием Европейского валютного союза

На Форуме-98 было рассмотрено 11 тематических блоков вопросов с переходом от проблем общего характера к конкретным техническим и организационным вопросам работы банков. Важное место в программе встречи заняла тематика, связанная с введением с 1 января 1999 г. единой европейской валюты и началом деятельности Европейского валютного союза (ЕВС). Данные процессы затрагивают, наряду с финансами, также и другие макроэкономические сферы Европы и мира. Новые проблемы встают в этой связи и перед микроэкономикой.


Глобализация:
угроза или шанс для Европы?


Первый основной блок программы Форума под таким названием открыло выступление директора представительства МВФ в Женеве Алана А. Тейта. В ходе обмена мнениями участники встречи отметили появление многообещающих возможностей для новой Европы. Форум указал на необходимость своевременной реакции на изменившуюся ситуацию и подтвердил, что такая реакция ожидается (хотя и в разной степени) практически от всех государств мира, особенно европейских. Намерения ЕС в финансовой сфере являются серьезным вызовом для стран Центральной и Восточной Европы, что предъявляет новые требования к их деятельности. В данной связи процесс взаимного сближения, точнее взаимной адаптации, усложняется.

Следует отметить, что выступления руководителей государств ЕС на саммите в мае 1998 г. и принятые на нем решения свидетельствуют о необходимости реализации намеченных перемен. Они подтвердили также актуальность и плодотворность дискуссии, состоявшейся в рамках первого блока программы Форума-98.


Влияние Европейского валютного союза на консолидацию европейского банковского сектора


Второй блок проблем, охватывающий данную тематику, тесно связан с первым, на что обратил внимание основной докладчик по этому кругу вопросов Уильям Р. Уайт, руководитель валютного отделения Банка международных расчетов в Базеле.

Профессор Института мировой экономики Боннского университета Манфред Й. М. Нойманн выразил отрицательное отношение группы ученых ФРГ к созданию ЕВС и введению единой европейской валюты. В связи с этим, учитывая высказанные мнения, представляется необходимым обратить внимание специалистов, занятых реализацией программ ЕС, а также специалистов других стран на необходимость более глубокой и всесторонней подготовки мероприятий по формированию Европейского экономического и валютного союзов.

Выступившие в ходе заседаний по второму блоку проблем вице-президент Венгерского национального банка Золтан Боднар и главный экономист АО Коммерческий банк (г. Прага) Камил Яначек отметили сложность ситуации, сложившейся в экономике Венгрии и Чехии в связи с созданием ЕВС.

Выступление К.Яначека было посвящено проблемам, связанным с коренными изменениями в монетарной политике Чехии в связи с решением Чешского национального банка (ЧНБ) о введении с 1997 г. режима регулируемого плавающего курса. Этот режим заменил действовавшую в течение более шести лет политику поддержания твердого курса национальной валюты в сочетании с целенаправленной монетарной политикой. В январе 1998 г. ЧНБ провозгласил стратегию регулируемой инфляции, которая, вероятно, окажет влияние на экономику страны в последующие годы, особенно в период ее вступления в ЕС. Эта стратегия предусматривает прежде всего значительное снижение уровня инфляции, так как низкая инфляция является для ЧНБ главной задачей. Ее выполнение – одно из основных условий готовности страны к полноправному членству в ЕС и адаптации к новой для Чехии среде ЕВС.

Намечаемое на 2003–2005 гг. вступление Чешской Республики в ЕС вызовет необходимость присоединения к Европейской валютной системе с ее курсовым механизмом. Это непростая задача, поскольку, учитывая поставленную ЧНБ цель по снижению инфляции, ожидаемая разница между ее уровнем в Чехии и средним показателем по ЕС должна составить около 3%.

В связи с принятием европейского курсового механизма Чешская Республика будет вынуждена снова перейти к стабилизации валютного курса, сопровождаемой установлением инфляционных или валютных ориентиров в соответствии со стратегией Европейского центрального банка. Присоединение к ЕВС является значительно более отдаленной целью, труднодостижимой без предшествующего подготовительного периода, рассчитанного на несколько лет.

Современная стратегия ЧНБ предусматривает большую стабильность обменных курсов, чем бывает обычно при системе плавающих курсов. Для достижения провозглашенных инфляционных целей ЧНБ будет вынужден препятствовать любой существенной девальвации. Позднее, после присоединения к европейскому курсовому механизму, динамика обменных курсов будет еще более ограничена. Для чешских банков меньшая колеблемость обменных курсов ведет к меньшим затратам и упрощает доступ к иностранным ресурсам.

Вместе с тем то обстоятельство, что ЧНБ придает большое значение снижению инфляции, в последующем приведет к высокому уровню монетарных ограничений, что в известной мере сузит рамки деятельности чешских коммерческих банков и замедлит консолидацию как банковского, так и производственного секторов. Наряду с этим снизится конкурентоспособность национальных банков по сравнению с иностранными.

Создание ЕВС – главная предпосылка образования глобальной банковской системы. Оно приведет к ликвидации барьеров, сохраняемых банками на национальном уровне. Усилится конкуренция. Ответной реакцией банков будет дальнейшая концентрация их деятельности или специализация с ориентацией на определенные сегменты рынка.

Эти тенденции окажут непосредственное влияние на банковский сектор Чешской Республики и стран Центральноевропейской зоны свободной торговли. Ожидается, что введение евро будет стоить дороже для банков стран, не присоединившихся к ЕВС, чем для банков, вошедших в него. Для чешских банков переход к единой европейской валюте приведет к ужесточению конкурентной среды.

По мнению К.Яначека, банкам Чехии не следует надеяться, что в ближайшем будущем они смогут направить все свои усилия только на решение проблем, связанных с переходом международных платежных систем с национальных валют на евро. Это было бы относительно простой задачей. В действительности банки должны быть готовы предложить широкий ассортимент евроуслуг и оказывать экономические и юридические консультации по проблемам еврорынка, что потребует значительного повышения качества работы в сфере услуг и обучения персонала информационным технологиям. Чешским банкам предстоит приложить большие усилия, чтобы уже с января 1999 г. быть готовыми оказывать такие же услуги, как другие банки Европы.

По европейским и мировым критериям даже крупные банки Чехии попадают в разряд мелких. На рынках ЕВС их может ожидать сильнейший шок, вызванный жесточайшей конкуренцией со стороны мощных и высококомпетентных банков. В новой конкурентной среде им удастся просуществовать лишь в том случае, если собственность, остающаяся государственной, будет приватизирована сильными стратегическими партнерами, которые вложат капитал и "ноу-хау", а также облегчат проникновение на европейские рынки, прежде всего рынки ЕВС. Только при таком условии приватизация трех крупных пока еще государственных банков принесет ожидаемый эффект и обеспечит включение экономики Чехии в европейские процессы.


Регулирование финансовых рынков


Остальные блоки программы Форума-98 были посвящены следующим проблемам: валютный кризис и взаимодействие центральных банков, правительств и рынков; приватизация банков; регулирование финансовых рынков и рынков капитала; влияние новых технологий, прежде всего использование Интернета в области банковского дела и финансов.

Остановимся на вопросах регулирования финансовых рынков и рынков капитала. Здесь, на наш взгляд, следует выделить выступление руководителя представительства Barclays bank в Праге Яна Гасека.

По словам Я. Гасека, он является убежденным сторонником купонной приватизации в Чешской Республике, создающей благоприятные условия для инвесторов. Я. Гасек считает, что купонная приватизация, будучи частью общего приватизационного процесса, отличается простотой, относительной справедливостью и главное – быстротой проведения.

Сегодня, однако, как и в предыдущие годы, главная проблема в том, что приходится расплачиваться за высокую скорость ее осуществления. Можно лишь сожалеть, что преобразования в других связанных с приватизацией областях, включая регулирование экономики, значительно отставали от нее по своим темпам. Акции тысяч фирм были переданы как прямо, так и опосредованно (через инвестиционные фонды) в руки доверчивого в своей массе населения. Основная инфраструктура акционерной системы (наиболее демократичной формы владения собственностью) тогда еще не существовала. Для ее реализации не были созданы психологические, юридические и практические предпосылки.

В тот период преобладал слепой оптимизм и царила убежденность, что отказ от социализма и переход к свободному рынку в известной мере могут решить все проблемы. С этим была связана чрезвычайная осторожность при введении мер рыночного регулирования. Недоверие по отношению к иностранцам, возможно оправданное в некоторых частных случаях, в целом вело к недостаточной объективности и ошибочным выводам при оценке риска, необходимости иностранных инвестиций и использования иностранных советников. В результате в ряде случаев это отразилось на решении вопросов собственности фирм.

С трудом прививалось понимание того, что стоимость инвестиций может падать и увеличиваться, тяжело преодолевалось сложившееся за многие годы стремление к накопительству.

Огромное количество акций появилось и начало продаваться в то время, когда еще не была разработана значительная часть законодательства о торговле ими. Действующие законы не отличались необходимой ясностью, появлялись их новые проекты, пересматривались ранее разработанные законы. Так, в частности, поскольку не ожидалось, что инвестиционные фонды утвердятся в условиях рынка, не были достаточно проработаны законы, касающиеся их создания.

После почти 50-летнего существования в рамках прежних правовых систем чешские предприниматели и торговцы продемонстрировали способность к поиску путей успешного функционирования в условиях рыночных отношений. При этом быстро выявились слабые стороны правового законодательства в области торговли акциями и владения ими. Кроме того, обнаружилось резкое несоответствие между быстрым увеличением числа объектов для финансирования и медленным ходом судебных разбирательств в этой области и вынесением судебных решений.

Как отметил Я.Гасек, менеджеры фирм, привыкшие к относительно доверительным отношениям с плановиками, государственными служащими и представителями местных филиалов банков, неожиданно оказались в совершенно новой среде, понять которую сразу не смогли. Пока еще не разработана концепция и не накоплен опыт взаимоотношений с акционерами, что приводит к взаимному недоверию и подозрительности.

Многие акционеры пришли к выводу, что влиять на деятельность фирмы можно лишь полностью завладев ею. Так появилась надбавка к цене акций за преобладающее или полное владение собственностью, и на рынке установились двухуровневые цены: одна на контрольный пакет акций или на акции владельцев, действующих в сговоре, и совсем другая – на остальную часть акций. К сожалению, такое развитие событий поддержали банки, а также иностранные инвесторы. Банки, заинтересованные во владении собственностью, охотно предоставляли крупные кредиты, которые иногда использовались для спекулятивной покупки акций. Иностранные инвесторы на бездоговорной основе устанавливали надбавки к цене на контрольный пакет акций.

Сложившаяся ситуация является главной причиной некоторого смятения иностранных институциональных инвесторов и недовольства мелких акционеров. Она препятствует также нормальному функционированию рынка капиталов, которое возможно лишь при выполнении двух основных предпосылок, необходимых для эффективной реструктуризации и развития акционерных компаний: возможности привлекать капитал, а также объединять фирмы и присоединять их.

Поиск капитала на рынке часто затруднен в связи с дефицитом ликвидности у компаний, действующих сообща, и их противодействием возможной потере завоеванного большой ценой господствующего положения. Существует, считает Я.Гасек, еще ряд причин, в частности, нередко забывают об утрате возможности объединения и присоединения фирм в ситуации, когда действительная рыночная стоимость акций не всегда соответствует цене их котировки на бирже ценных бумаг.

Для ясности можно привести простой пример. В нормальных условиях цена акций плохо управляемой фирмы падает в сравнении с ценой акций хорошо управляемой компании. При определенных обстоятельствах хорошо управляемая фирма должна иметь возможность произвести дополнительную эмиссию акций, скупить акции другой компании, осуществить необходимые изменения, получить приличную прибыль и тем самым повысить эффективность промышленности.

В большинстве развитых стран существует угроза такому развитию событий и карьере менеджера, вызванная тем, что руководящие работники вынуждены защищать интересы акционеров, постоянно повышая долю их участия в прибылях.

Эта важнейшая функция рынка в Чешской Республике не реализована. Структура производственной сферы, созданная в свое время центральными плановыми органами и продолжавшая существовать в период купонной приватизации, не претерпела изменений при возникновении рынка капиталов (а эти органы, по словам Я.Гасека, не могли быть настолько прозорливыми, чтобы избежать ошибок). Однако на пражской бирже ценных бумаг все же постепенно начинает действовать рыночное регулирование. В данной связи следует приветствовать созданный недавно контрольный орган (в апреле 1998 г. функции контроля за рынком капиталов возложены на Комиссию по ценным бумагам).

Эффективное регулирование рынка и связанное с этим введение в действие юридических норм и системы наказаний за их нарушение – необходимое, но недостаточное условие для решения всех проблем. Следует признать, что существует много рынков, которые считаются нестабильными и рискованными, но пользуются расположением инвесторов.


О реформировании системы
пенсионного страхования в Европе


В заключение еще раз коснемся проблемы формирования эффективного рынка капитала. Речь идет о последствиях реформирования системы пенсионного страхования в Европе и их влиянии на объем и качественные характеристики пенсионных фондов.

В настоящее время страны Центральной и Восточной Европы ищут пути трансформации своих социальных систем, по-прежнему базирующихся на монопольной роли государства. Решение пенсионной проблемы видится в создании так называемой трехканальной пенсионной системы.

Среди стран региона наибольшего успеха в подготовке пенсионной реформы достигла Венгрия, где в 1998 г. вводится новая пенсионная система. Первый ее канал – существующая всеобщая обязательная пенсионная система, второй  – обязательное пенсионное страхование работников и предпринимателей частными пенсионными фондами, третий  – добровольное пожизненное страхование, которое должно стать более привлекательным, чем теперь. Подобная трехканальная концепция в течение последних 25 лет действует в Швейцарии, к ее реализации уже готовится Австрия.

Развернувшаяся на Форуме дискуссия показала, что реформирование пенсионной системы относится к числу наиболее сложных проблем социальной сферы, актуальность которой усугубляется демографической ситуацией. Решение этой проблемы должно быть найдено до конца тысячелетия, что, несомненно, будет способствовать стабилизации рынка капитала.

ВЛАДИСЛАВ ЦИГЛАРЖ
член Научного редакционного совета журнала


1Информацию о предыдущем Форуме-97 см.: Проблемы теории и практики управления. – 1997. - № 4. – С. 8-24.

ЖУРНАЛ В ГОСТЯХ
У РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
("КРУГЛЫЙ СТОЛ" В ХОДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Продолжение. Начало на стр. 14

n Б.Шпотов, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Социальные ожидания – этот момент мне представляется очень важным. Мониторинг социальных ожиданий - что общество ожидает от менеджмента, я имею в виду не только "public administration", но и "business administration". Ролевые ожидания – вещь очень интересная. Например, как люди представляют себе государственного чиновника и что они видят в реальности? Следовало бы освещать эту проблему.

Может быть, есть смысл немного разнообразить тематику  истории управления, может быть, взять такой ракурс, как исторический портрет. Об отдельных выдающихся личностях, которые в ХIХ-ХХ вв. внесли что-то новое в международный менеджмент или хотя бы национальный опыт, было бы очень полезно узнать.

n Р.Макинтайр, профессор Института политических исследований, Вашингтон

Область, в которой я специализируюсь, - сравнение экономических систем. Самое важное в журнале – независимый анализ опыта разных стран, а также того, что происходит сейчас в России. Сейчас наконец можно выступать с критикой по поводу деятельности российского правительства. Линия первых реформаторов была представлена в России так, как будто это было общепринято в западном мире. Я считаю это мнение во многом неправильным. Поэтому статьи, которые опубликованы в журнале, являются очень большим вкладом в понимание того, что происходит в России. Я хочу привлечь ваше внимание не только к своим статьям, но и к статьям, которые опубликованы в №№ 2 и 3/97 г., - об экономических условиях в Китае одного из китайских ученых и статье крупного американского ученого в области макроэкономики Майкла Интрилигейтора. Такие статьи очень ценны.

Хочу сказать о достоинствах журнала и высказать предложение.

Первое достоинство – журнал предоставляет возможность высказать самые противоречивые мнения и также позволяет читателям сделать свой собственный вывод после прочтения статей. Второе – информация об опыте других стран, как этот опыт может соотноситься с условиями нынешней России.

Мое предложение – больше печатать статей о том, как России адаптироваться к нынешней экономической ситуации в мире.

Продолжение на стр. 78

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz