Воздействие экономического
сотрудничества г.Санкт-Петербурга и
Ленинградской области на развитие
Северо-Западного регионаГРИГОРИЙ ДВАС председатель Комитета по экономике и
инвестициям, член правительства Ленинградской области
• Экономическое взаимодействие регионов
выгодно каждому из участников сотрудничества • Главное – эффективно управлять взаимным
развитием регионов
Сегодняшний момент развития российской
экономики характеризуется значительным
смещением процессов формирования
социально-экономической политики из центра в
регионы. У абсолютного большинства регионов
уменьшилась доля поддержки из федерального
бюджета, а с учетом фактического
недофинансирования из этого источника можно
сделать вывод , что российские регионы
практически переведены сегодня на
самофинансирование. Субъекты единой федерации
поставлены перед необходимостью
самостоятельного формирования и исполнения
бездефицитных бюджетов в условиях перехода от
жесткой плановой к рыночной экономике. Каждый регион пытается, используя конкурентные
преимущества, обеспечить привлечение
средств – кредитных, инвестиционных,
получаемых в виде доходов от деятельности всего
хозяйственного комплекса. Учитывая
ограниченность таких возможностей, можно было бы
сделать вывод о том, что привлекая средства для
собственного развития регион-реципиент лишает
соседние регионы возможности получения этих
средств. На примере изучения взаимодействия
Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его
воздействия на привлечение средств в
Северо-Западный регион, можно убедиться, что
высказанная выше гипотеза является ошибочной.
Эффект синергического мультипликатора от
совместного использования конкурентных
преимуществ соседних регионов гораздо сильнее
центробежного эффекта в условиях снижения роли
федерального центра. Для того чтобы убедиться в справедливости
данного утверждения, достаточно рассмотреть
результаты сотрудничества Санкт- Петербурга и
Ленинградской области по наиболее важным
направлениям. Промышленность.
Во-первых, многие
предприятия г.Санкт-Петербурга и Ленинградской
области традиционно являлись участниками единых
технологических цепочек,например, предприятия
судостроительной промышленности,
промышленности стройматериалов, пищевой и
перерабатывающей промышленности, химической
промышленности и т.д. Тот факт, что сегодня
намного легче получить заказ на изготовление
продукции более глубокой переработки, более
приближенной к конечному потребителю,
подтверждается созданием
финансово-промышленных групп практически во
всех указанных отраслях. Здесь можно назвать и финансово-промышленную
группу "ВИТА", объединившую в единую цепочку
производителей сельхозпродукции и продуктов
питания Санкт-Петербурга, и Балтийскую
финансово-промышленную группу, представляющую
интересы нефтепереработчиков Ленинградской
области и топливников и химиков
Санкт-Петербурга, и находящуюся в стадии
оформления финансово-промышленную группу в
судостроении. Тот факт, что предприятия двух
субъектов постарались максимально учесть в
своей работе интересы друг друга, что они в
большей степени стали партнерами, чем
конкурентами, явился важнейшим фактором,
обеспечившим в 1997-1998 гг. рост именно в этих
отраслях промышленности как в Санкт-Петербурге,
так и в Ленинградской области. Прекрасные
примеры такого сотрудничества – реализация
совместного проекта Sea Launch, кооперация
петербургских гигантов "Самсона",
"Парнаса" и "Петмола" с десятками
областных сельхозпредприятий. Во-вторых, на территории Санкт-Петербурга
находится много предприятий, которые в последние
годы вынуждены были либо сократить объемы
производства, либо полностью остановить выпуск
некоторых видов продукции. Многие предприятия
такая судьба ожидает в ближайшем будущем.
Причина проста – повышение требований по
экологии и ухудшение общей экологической
ситуации в Санкт-Петербурге. В конце 1997 г. был
опубликован список более чем 40 предприятий,
подлежащих перемещению из наиболее
неблагоприятных с экологической точки зрения
территорий Санкт-Петербурга. Вместе с тем в Ленинградской области, в том
числе неподалеку от северной столицы России,
существуют десятки пустующих производственных
площадей, имеющих отличную инженерную и
транспортную инфраструктуру, готовые
природоохранные объекты. В мае 1998 г. был издан
каталог, содержащий краткую информацию о 130 таких
площадках, использование которых для разгрузки
центральных и "спальных" районов
Санкт-Петербурга могло бы в значительной степени
удешевить этот процесс, сделать его менее
накладным для предприятий. Одновременно с этим
город может получить территорию для
гражданского строительства, для размещения
наукоемких и высокотехнологичных производств.
Именно за такими предприятиями, на наш взгляд,
будущее промышленного Петербурга. Агропромышленный комплекс.
Продукция
сельскохозяйственных предприятий Ленинградской
области традиционно пользуется большим спросом
не только у населения Санкт-Петербурга, но и у
потребляющих ее в качестве сырья городских
пищеперерабатывающих предприятий. Парадокс
заключается в том, что областные
сельскохозяйственные предприятия, производя в 3
раза больше продукции, чем у них покупают
городские предприятия, оказываются не в
состоянии… обеспечить сырьем эти предприятия
более чем на 20-30%. Это связано с отсутствием
оборотных средств как у одних, так и у других.
Есть сырье – нет денег или наоборот, есть
деньги – нет сырья. Анализ показывает, что при
согласованных действиях администраций двух
регионов, т.е. при нормальном планировании и
финансовом менеджменте, пищевики Петербурга
смогут получать продукцию в среднем на 10-12%
дешевле, чем сегодня, с учетом закупок в других
регионах и за рубежом, а сельскохозяйственные
предприятия Ленинградской области смогут
увеличить объем производства и поставок в
Санкт-Петербург на 25-30%. Преимущество от такого
сотрудничества каждого субъекта федерации
очевидно. Транспорт.
Ожидается, что к 2025 г.
объемы грузоперевозок в Европе могут
увеличиться в 2 раза. По свидетельству Комитета
планирования Совета Министров Северных стран,
грузооборот на Балтике в целом к 2000 г.
достигнет объема в 1 млрд т в год. Причем, по
данным специалистов "Ленморниипроекта",
интересы России на Балтике к этому времени
составят не менее 150 млн т в год при грузообороте
портовых мощностей Ленинградской области до 90
млн т экспортно-импортных грузов и
Санкт-Петербургского морского порта – до 60
млн т. Необходимым условием повышения
инвестиционной привлекательности является
экономическая эффективность проектов и
системный подход к вопросам развития
транспортной инфраструктуры, включая
нормативно-правовое,
информационно-аналитическое и логистическое
обеспечение, вопросы охраны окружающей среды.
Важной вехой на этом направлении должно стать
технико-экономическое обоснование развития
транспортных коридоров на территории
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Естественно, что без тесного сотрудничества двух
регионов, увязки взаимных интересов решить эту
задачу будет невозможно. Подтверждением этого
является тот факт, что на состоявшейся в мае
1998 г. Первой Евроазиатской конференции по
транспорту было признано, что важнейшими
элементами международных транспортных
коридоров являются автомобильные и железные
дороги, а они у двух субъектов единые и неделимые. Отдых и туризм.
Излюбленным местом
отдыха петербуржцев являются наиболее
живописные уголки Ленинградской области. Здесь
находится не менее 800 тыс. садовых и дачных
участков, на которых летом одновременно отдыхают
2 млн горожан. Дальнейшее развитие и
благоустройство дачных поселков на территории
области на сегодняшний день невозможно без
активного участия городской администрации.
Правительство Ленинградской области готово
предоставлять лучшие земельные наделы для
жителей Санкт-Петербурга. И если город поможет в
строительстве дорог и линий электропередач в
дачных массивах, обеспечении строящихся
поселков санитарным и милицейским транспортом,
то можно быть уверенным, что в новое тысячелетие
мы сможем войти, имея прекрасные рекреационные
зоны, где жители двух субъектов федерации смогут
полноценно осуществлять свое конституционное
право на отдых. Уверен, что хорошие перспективы имеет и
сотрудничество в сфере туризма. Из практики
мирового туризма известно, что средний
туристический тур составляет 10 дней, при этом
средняя продолжительность пребывания в одном
отеле составляет 5 дней. Очевидно, что лучшего
партнера по "располовиниванию" тура, чем
соседний регион, не найти ни Ленинградской
области, ни Санкт-Петербургу. Общее число памятников истории и культуры на
территории области достигает 3,5 тыс., многие из
них уникальны и являются памятниками мирового
значения. В их числе следует прежде всего
упомянуть: древнюю столицу Руси – комплекс
историко-археологического музея-заповедника
"Старая Ладога", который включает в себя
относящиеся к XII в. церкви св. Георгия и
Успения, мощные крепостные сооружения; ансамбль Ивангородской крепости на Девичьей
горе, ведущей свою историю с XV в.; памятники русской оборонительной архитектуры
в Копорье, Шлиссельбурге, Приозерске и иных
населенных пунктах области; ценнейшие памятники русского деревянного
зодчества, среди которых можно выделить
построенную в XV в. Георгиевскую церковь в
Подпорожским районе; дворцово-парковые объекты Гатчины, прежде
всего возведенный по специальной технологии
землебитный Приоратский дворец (XVIII в.) с
парком и многочисленными высокохудожественными
скульптурами на античные мифологические сюжеты; комплекс усадебных домов и парковых сооружений
"Монрепо" в Выборгском районе (XVIII в.); крепость Выборг – единственный в России
образец замковой архитектуры; мемориальные объекты "Зеленого пояса
Славы", посвященные беспримерному мужеству
защитников блокадного Ленинграда. Восточные районы области – Волховский,
Лодейнопольский, Тихвинский, Подпорожский и
Бокситогорский – обладают исключительно
благоприятными природными условиями, редкими по
красоте памятниками архитектуры, являются
экологически чистыми. В наиболее интересных по своим природным
условиям районах находятся туристические
базы – Нахимовская турбаза на одноименном
озере, Лосевская на реке Вуоксе, две
туристические гостиницы на берегу Череменецкого
озера. К сожалению, международный туризм пока носит
транзитный и приграничный характер, основная его
форма – экскурсионная. Хотя Ленинградская
область может оказаться очень интересной и для
других групп людей, например, для любителей
экзотического отдыха. Мы можем предложить
подводный туризм и настоящую русскую охоту или
рыбалку, фольклорные фестивали. Разработка совместных туров сможет привлечь
дополнительных туристов и способствовать
увеличению поступлений от туристической
деятельности в бюджет как Ленинградской области,
так и Санкт-Петербурга. Очевидны преимущества от сотрудничества двух
субъектов и в других отраслях социальной
сферы – здравоохранении, образовании,
культуре. Для реализации такого сотрудничества
совместным решением двух губернаторов была
создана Рабочая группа по экономическому
взаимодействию Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, успешно работающая с апреля 1998 г. Залогом успешного развития Санкт- Петербурга и
Ленинградской области, всего Северо-Западного
региона является взаимовыгодное сотрудничество.
Прошедший 17-19 июня 1998 г. Второй Петербургский
экономический форум стал хорошим поводом для
деловой встречи представителей города и области
и дал новый импульс сотрудничеству традиционных
соседей. |