Номер 6/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление предприятием


Формирование и реализация претензий групп интересов, связанных с предприятием

ШТЕФАН ШАЛЬТЕГГЕР
доктор политологии, профессор Университета г. Люнебурга
(Германия)


• Группы интересов предприятия представляют собой активные единицы, действующие ради достижения собственной выгоды
• Обменные процессы между группами интересов и предприятием носят рыночный либо политический характер
• Осуществимость претензий отдельных групп зависит от их организованности и властных возможностей
• Выбор стратегии управления отношениями с группами интересов определяется специфической обстановкой на предприятии

В категорию групп интересов относят отдельных лиц или их объединения, которые могут предъявлять материальные или нематериальные претензии предприятию. Это не только собственники предприятия или акционеры, но и его работники, кредиторы, клиенты и другие заинтересованные лица. Стремясь добиться удовлетворения своих претензий, такие группы в лице своих представителей вступают в отношения с руководством предприятия или другими группами интересов, причем эти отношения могут носить конфликтный характер. В таких ситуациях руководство предприятия должно взвешенно оценивать конфликтные факторы, обеспечивая себе как можно более широкое поле действий. В свою очередь между группами интересов возникают временные и постоянно меняющиеся связи.

Наличие групп интересов у предприятия признается как в теоретических работах по вопросам управления, так и в предпринимательской практике. В теоретических дискуссиях отмечаются следующие характерные особенности метода анализа подобных групп:

• этот метод является в основном дескриптивным, описывающим организации (предприятия) как совокупность кооперационных и конкурентных интересов;

• сама концепция содержит в себе инструментарий для исследования отношений между руководством предприятия и различными группами претензий;

• она служит базой для нормативного и стратегического менеджмента, который направлен на улучшение положения предприятия в результате учета требований групп интересов.

Философия управления этими группами исходит из того, что их претензии являются легитимными и потому подлежат учету. Легитимность претензий базируется на заинтересованности руководства предприятия в данных группах и предоставляемых ими ресурсах.

При этом следует иметь в виду, что те интерпретации концепции групп интересов, которые не лимитируют легитимность их претензий, должны быть отклонены по экономическим соображениям, так как игнорируют факт ограниченности ресурсов предприятия. Неограниченное удовлетворение требований невозможно, так как это неизбежно вызовет дефицит обменного продукта. Со своей стороны группы интересов во многих случаях не намерены без сопротивления отказываться от своих претензий. На практике это приводит к возникновению политических процессов в отношениях между группами, в частности к борьбе за распределение материальных и прочих благ.


Политико-экономический анализ
поведения групп интересов


Если исходить из того, что для групп интересов (тем более отдельных их представителей) характерна однонаправленность предъявляемых претензий, то к рассматриваемому методу вполне применимы основные положения модели экономического поведения. Это означает, что основу анализа составляет представление об отдельных группах интересов как активных единицах, действующих во имя достижения собственной выгоды. Вся совокупность происходящих в окружении предприятия событий объясняется в таком случае активностью отдельных групп. Подобный подход позволяет сделать следующие выводы:

поведение групп интересов определяется стимулами: в принципе эти группы ведут себя в соответствии со своими претензиями и собственной выгодой. Их активность зависит от предпочтительности тех или иных альтернативных поступков;

стимулы являются продуктом комбинации различных льгот и ограничений: изменения в льготах или различия в них влияют на поведение лишь в случаях, когда они могут быть реально отслежены (например, в результате опросов). Если льготы уже получены, то изменения в поведении могут быть объяснены видимыми изменениями в сфере возможностей групп интересов;

ограничения определяют сферу возможных действий: к важнейшим ограничениям такого рода относят фактические или ожидаемые доходы, долю в имуществе, относительные цены товаров, сроки.

Экономический подход к объяснению политических процессов вокруг предприятия базируется на том, что модель поведения групп интересов зависит от усилий, которые они прилагают для достижения преимуществ вне рыночной сферы. Поэтому политико-экономический анализ поведения групп интересов может быть осуществлен только после их идентификации.

На первом этапе этого анализа необходимо уяснить возможности политического влияния руководства компании на поведение групп интересов. Далее идет анализ организационных способностей и фактической степени организованности групп интересов. Затем следует переходить к исследованию относительной реализуемости их претензий.

Рыночные и политические процессы во взаимоотношениях групп интересов

Для производства товаров и услуг предприятиям необходимы ресурсы, которые они могут получить в результате обмена с группами интересов. В соответствии с экономической логикой последние предоставляют эти ресурсы до тех пор, пока взаимный обмен услугами с предприятием обеспечивает им определенные преимущества. Подобные обменные процессы могут носить рыночный либо политический характер.

На рынке группы интересов могут добиться преимуществ путем достижения необходимой нормы прибыли. Услуги партнеров определяются в рамках договорных отношений, в которые они вступают добровольно. Многие претензии удовлетворяются не в явной договорной форме (порой этого нельзя сделать явно, поскольку претензии носят скрытый характер). “Имплицитные договоры” могут базироваться, например, на социальных и культурных обычаях общества. Последние часто влияют на содержание и форму эксплицитных договоров, причем значительная часть имплицитных претензий формируется и реализуется в ходе политических процессов.

Претензии групп интересов вытекают из ответной услуги партнера (например, вознаграждения), согласованной в договорном порядке. Подобная услуга, предоставляемая руководством компании или ее сотрудниками, соответствует предельной стоимости продукта групп интересов тогда, когда последние в роли поставщиков ресурсов в состоянии выдерживать конкуренцию на рынке. Свою рыночную прибыль группы интересов могут повысить предлагая более дешевую, более качественную и более современную продукцию или услугу, которая обеспечивает увеличение выгоды клиентов, т.е. предприятий. В условиях конкурентной борьбы прибыль от инновационных хозяйственных услуг постоянно подвергается эрозии под давлением конкурентов. Чтобы достичь и сохранить необходимый уровень прибылей, следует непрестанно разрабатывать и реализовывать программы инновационного преимущества.

В отличие от ориентации на прибыль, когда речь идет о создании стоимости и получении прибыли в рамках рынка, в ходе политических процессов группы интересов стремятся к перераспределению уже созданной стоимости с помощью политических мероприятий (например, забастовок, лоббирования, общественного давления, введения регулирования и т. п.). Как правило, группы интересов конкурируют между собой в борьбе за перераспределение стоимости, созданной на предприятии.

Группы интересов становятся политически активными, если у них появляются надежды добиться преимуществ в этой борьбе. Так, наряду с корпорационными мотивами (например, упрочение положения предприятия на рынке) побудительными стимулами к действию являются и личные цели руководства предприятия (например, повышение заработной платы, престижа, стоимости руководящего персонала на рынке труда).

Политические процессы в окружении предприятия особенно активизируются в тех случаях, когда его руководство сигнализирует или на примерах демонстрирует, что группы интересов относительно легко могут добиться своих целей нерыночным путем. Для политических процессов характерно, что группы интересов или руководство предприятия пытаются реализовать свои претензии в одностороннем порядке за счет партнеров. Отличие от рыночных процессов, которым присущ добровольный и обоюдовыгодный обмен, заключается в принудительно ограничивающем влиянии политической активности на принятие решений и свободу действий других групп интересов.

Следует отметить, что такая картина рыночных и политических процессов отражает лишь крайние варианты спектра ситуаций. Так, картели и монополии представляют собой рынок, подверженный политическому влиянию, тогда как коррупция отражает рыночный аспект политической системы.

Организация групп интересов

Для достижения своих целей группам интересов нужна организация, а во многих случаях союзы с другими группами. Организационные возможности здесь определяются в основном издержками создания организации и выгодой от нее. При этом необходимо учитывать оппортунизм в поведении членов объединений, их внутреннюю мотивацию.

Организационные издержки зависят в первую очередь от количества членов группы или альянса и однородности их интересов. Если группа невелика или в коалицию входит лишь несколько партнеров, то и организационные издержки будут небольшими. В немногочисленных группах контингент сохраняется в результате социального контроля поведения. Благодаря такому контролю повышаются издержки выхода из той или иной группы интересов. Крупные группы с очень разнородными интересами участников (например, налогоплательщики или потребители) с трудом поддаются организации.

Выгода от политического воздействия организации на руководство предприятия зависит, с одной стороны, от вида претензии, а с другой – от ощутимости выгоды для членов данной группы интересов. Группы легко организуются, когда их члены имеют явно выраженные однородные устремления и выгода ощутима для каждого. Политически достижимые преимущества достаются лишь немногим, исключительно организованным потребителям.

Выгода должна быть явной. В качестве примера хорошо организованной группы интересов можно назвать руководство предприятия, интересы которого в форме высоких окладов, дополнительных льгот, служебных автомобилей и т.д. способствуют более быстрой организации и более легкой достижимости поставленных целей, чем у других групп, например рядовых служащих или инвесторов.

Плохо поддаются организации группы, преследующие общественный интерес, например сотрудники службы защиты окружающей среды. В сфере общественных благ, не отличающихся исключительностью и оригинальностью использования, персонал не склонен долго задерживаться на службе. Прямая выгода для членов этой группы интересов весьма невелика. Соответственно снижается и степень их организованности.

Общественные интересы поэтому должны организовываться либо принудительно, как это делает, например, государство в системе здравоохранения, либо же группы интересов предлагают своим членам некое “общественное благо”, приобретаемое в результате политической активности, или создает для них обстановку внутренней мотивации, которой лишены другие группы интересов. Малочисленные группы обладают тем преимуществом, что при социальном давлении могут сохранить неизменным свой состав.

Что касается организационных издержек, то в случае, когда издержки для достижения, например морального выигрыша, незначительны, появляется возможность мотивации (или манипуляции) даже крупных групп с разнообразными интересами. В качестве примера можно привести социальную, религиозную или экологическую проблематику.

Таким образом, группа интересов может выступить хорошо организованной против менеджмента предприятия, если ей присуща единая направленность интересов, а реализация претензий дает прямую и ощутимую выгоду.

Реализуемость интересов

Претензии групп интересов зачастую противоречивы, иногда чреваты конфликтами, поскольку могут лишить предприятия ресурсов. Они могут быть удовлетворены, когда претендент располагает значительной властью и эффективно ее использует. Власть в этом случае понимается как способность заставить других людей поступать вопреки их первоначальным намерениям.

Власть групп интересов заключается в их способности лишить руководство предприятий ресурсов, которые имеют решающее значение для производства товаров и услуг. Иногда говорят о “критических группах интересов”, когда поставляемые ими ресурсы незаменимы или заменимы с крупными затратами (соответственно поставщик ресурсов не может быть заменен вовсе или заменен с большими издержками).

Претензии, изложенные в эксплицитных договорах, как правило, реализуются легче из-за наличия хорошо работающих правовых институтов (например, судов), чем претензии в имплицитных договорах. Дефицит ресурсов и зависимость от одного их поставщика могут быть усилены в результате политических мероприятий, особенно путем образования коалиций и воздействия на рыночных конкурентов. При этом имеются следующие возможности создания “боеспособных” коалиций - с группами интересов, обладающих государственной властью (государственные административные учреждения, члены парламента и пр.), политической (партии, ассоциации), а также рыночной (поставщики, клиенты, конкуренты).

Если группе интересов удается сократить число конкурентов и поставщиков аналогичных ресурсов на “своем” рынке, то возрастает и ее влияние на менеджмент предприятия, которое пользуется ресурсами группы. Иногда конкуренты устраняются в результате создания картелей или лоббирования с целью введения государственного регулирования.

При реализации претензий группы все чаще оказывают взаимную поддержку, даже если их интересы принципиально различны. Таким образом хорошо организованные, но не располагающие важными для предприятия ресурсами группы интересов могут существенно влиять на него.

Взаимосвязи групп интересов помогают реализовать претензии и малочисленных по составу претендентов. В таком случае требуется контроль политической активности этих групп. Чтобы союз групп мог работать, необходимо избегать конфликта интересов, гарантировать соблюдение соглашений между членами альянса. Этого можно добиться, например, с помощью долгосрочных договоров, взаимных обязательств, деятельности совместных инвестиционных фондов, выгодной кооперации.


Управление претензиями групп интересов


Относительно хорошо организованные, конфликтующие с предприятиями группы интересов ставят перед их менеджментом сложную задачу сохранения своей предпринимательской независимости. Если у предприятия нет эффективных механизмов сдерживания подобных претензий, то это может в конечном счете привести его к банкротству. В таком исходе не заинтересованы и претенденты, которые должны контролировать свои краткосрочные интересы. Управление отношениями с группами интересов становится, таким образом, важнейшей задачей менеджмента.

Важность критических групп интересов

На практике предприятия весьма часто игнорируют факт ограниченности распределяемых ресурсов и тем самым основную причину многих политических процессов. Необходимо уделять пристальное внимание важнейшим группам интересов и в первую очередь тем, которые имеют стимулы к активизации своей деятельности в силу своей организованности и реальности осуществления претензий.

Политико-экономический анализ групп интересов показывает, что стимулами к политической активности обладают те, у кого нет рынка для своих товаров. Их деятельность оживляется и тогда, когда политическая активность по сравнению с предпринимательской может дать более высокий результат. В ходе анализа следует получить и дифференцированные оценки степени организованности групп интересов в окружении предприятия.

Анализ позволяет также дать квалифицированную оценку относительно осуществимости претензий групп интересов. Наибольшие шансы в этом смысле имеют группы, обладающие или контролирующие важные для компании ресурсы. Особенно сильны позиции групп, которые в любое время могут нарушить обычные хозяйственно-производственные процессы на предприятии, осложнить работу менеджеров и других групп интересов. Менеджмент, инвесторы и служащие, непосредственно обладающие ресурсами, могут легче реализовать свои претензии, чем, например, простые обыватели, налогоплательщики, экологические организации и т.п.

Группы интересов, которые хорошо организованы, способны реализовать свои претензии и не могут быть заменены другими поставщиками, принято называть “критическими”. Способность к организации является главной предпосылкой реализуемости их претензий. Хорошо организованные группы могут относительно простыми средствами повысить осуществимость претензий, даже не располагая важными для предприятия ресурсами. Организованность разнородных крупных групп значительно ниже. Повышается она путем предложения частных льгот или путем принуждения.

При анализе поведения групп интересов следует учитывать внешние факторы (новые быстро развивающиеся рынки Азии, отмену торговых барьеров в рамках ЕС, повышенную мобильность таких ресурсов, как капитал, и т.п.), которые ослабляют связи прежних коалиций и властные возможности, инициируя новые политические процессы между группами интересов. Чтобы своевременно предусмотреть важное для предприятия развитие событий, необходима техника стратегического анализа вариантов.

Формы отношений и управления поведением групп интересов

После выявления критических групп интересов руководство предприятия должно выбрать адекватные формы общения с ними. В этом плане можно воспользоваться рядом возможностей.

Оценка различных претензий в соответствии с их значимостью. Должны учитываться не только рыночные, но и все другие претензии критических групп интересов. В ходе последовательного ознакомления с ними предприятию следует стремиться к сближению интересов. Необходимо исключать необоснованные уступки ресурсов группам интересов.

Снижение зависимости предприятия. Увеличение числа поставщиков ресурсов позволяет снизить зависимость от отдельных групп и соответственно их влияние на положение предприятия.

Включенность групп интересов в дела компании. Представители групп интересов могут включаться в процесс принятия решений по хозяйственным вопросам и благодаря приобретению акций предприятия участвовать в его хозяйственных успехах.

Сопротивление манипуляциям ведет к повышению издержек и снижению доходов групп интересов. Возможные платежи предприятий следует направлять в специальные фонды и производить распределение средств через независимые советы. Это позволяет лишить политически активные группы как моральных, так и материальных выгод.

Ограничение максимальных требований с помощью договоров (например, в рамках общего трудового соглашения) может оказаться эффективным в отношении отдельных групп интересов.

Создание обстановки доверия и взаимопонимания с основными группами снижает не только трансакционные издержки по хозяйственным операциям, но и наносит моральный ущерб претендентам, отличающимся оппортунистическим поведением. Обстановка доверия стимулирует специфические капиталовложения и заключение долгосрочных договоров.

Создание резервов (например, капитала или готовой продукции) может гарантировать предприятию независимость на короткий срок. Однако образование крупных запасов обычно вступает в противоречие с хозяйственной политикой предприятий.

Для обеспечения независимости предприятия его руководство, как и другие группы интересов, может само пытаться оказывать политическое влияние и вступать в стратегические союзы с другими группами. Влияние может включать в себя широкий спектр манипуляций вплоть до принуждения. Последнее теряет свое значение по мере того, как крепнут неформальные отношения между группами интересов. Политическое воздействие и влияние общественности особенно важно при вступлении на новые рынки, на которых уже доминируют определенные коалиции групп.

В заключение следует подчеркнуть, что базой для выбора стратегии управления отношениями с группами интересов должна учитываться специфика обстановки на предприятии. В большинстве случаев его руководство должно использовать целый набор возможностей построения таких отношений. В любом случае анализ политики групп и разработка соответствующей стратегии является главной задачей высшего звена управления. Если предприятие в состоянии успешно управлять политическими процессами в отношениях с группами интересов, своевременно противостоять попыткам давления и сохранять свою самостоятельность, то оно сможет направить усилия на решение ключевой задачи – повышение стоимости предприятия.


Статья публикуется с любезного разрешения швейцарского издательства “Пауль Хаупт”.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz