Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Рынок труда


Партнерство предприятий и вузов в подготовке кадров

ЛАРИСА МИЛЯЕВА
кандидат технических наук,
доцент Бийского технологического института
(Россия)


• При проведении реформ многоуровневая, а не моноуровневая система образования становится единственно возможной
• Удовлетворение спроса на специалистов выходит за рамки государственных образовательных стандартов
• Цель-минимум и цель-максимум вуза: первая - налаживание обратной связи с работодателями, вторая - получение от них средств на развитие

Переход на рыночные рельсы изменил перспективу занятости молодых специалистов. Ликвидация государственной системы их распределения привела к тому, что они отдаются во власть складывающегося рынка труда, далекого пока от адекватного отражения общественных потребностей.

В самом трудном положении оказываются выпускники технических вузов. Некоторых поглощает непроизводственный сектор (главным образом стихийная коммерция), что не решает проблем трудоустройства. Наиболее острая ситуация в закрытых городах, ранее ориентированных на нужды оборонного комплекса, а также в малых и средних городах, где расположены предприятия, предоставлявшие рабочие места основной части жителей. Из-за недоступности рынка жилья и сохранения системы прописки увольнение работников там сопряжено с ростом социальной напряженности. Поскольку переток рабочей силы в другие регионы практически исключен, ограничен и прием новых работников. Причем, ориентируясь на усредненные данные, можно отметить, что ИТР и служащих принимают менее охотно, чем рабочих, придается особое значение квалификации претендентов.

Более полувека назад Анри Файоль писал: "Исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятий, даже предприятий промышленных... Необходимо распространить управленческие познания во всех слоях населения. Очевидно, в этом деле школа должна сыграть значительную роль". Этот вывод основателя классической школы управления актуален по сей день. В условиях, когда государственное руководство высшей школы не в состоянии определить количественные и качественные требования к выпускникам, содействовать трудоустройству молодых специалистов должны сами вузы.

Выявляя и изучая составляющие спроса потенциальных работодателей, корректируя на этой основе учебные программы, вуз укрепляет свое положение в системе "институт - студент - предприятие", подготавливая конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Такая деятельность приобретает особую значимость в условиях переориентации российской высшей школы на многоуровневую систему подготовки специалистов и внедрения образовательных стандартов. Содержательное сравнение моно- и многоуровневой подготовки специалистов показано в таблице.

Как следует из результатов сравнения, многоуровневая система образования, удачно сочетающая интересы личности и потребности общества в квалифицированных кадрах, предпочтительна при относительно стабильном состоянии экономики. В условиях же нестабильности в период проведения реформ она становится не только предпочтительной, но и единственно возможной в силу своей вариативности.

Основания сравнения Система подготовки специалистов
моноуровневая многоуровневая
Качественная определенность Подготовка специалистов по утвержденной номенклатуре специальностей и долговременном планировании профессиональной карьеры на первоначальном этапе обучения Непрерывное образование и предоставление образовательных услуг с возможностью корректировки их содержания и номенклатуры как в процессе обучения, так и на заключительном этапе подготовки в соответствии с потребностями рынка интеллектуального труда
Направление деятельности

 

Подготовка специалистов для обеспечения функционирования отраслей хозяйства Комплексное обеспечение развития человека и общества
Основные движущие силы Общественное развитие Консенсус ценностных ориентаций личности и целей общественного развития
Характер деятельности

 

По утвержденной номенклатуре специальностей Подготовка специалистов и предоставление широкого спектра образовательных услуг
Тип управления Централизованное управление на основе прогноза и долговременного планирования объема и структуры подготовки специалистов Самоуправляемая и самонастраивающаяся на потребности рынка система
Характер конечного продукта Массовая узкопрофессиональная подготовка по выбранной специальности Уникальная профессиональная специализация на базе широкой фундаментальной подготовки на заключительной стадии
Характер потребления конечного продукта Государственное распределение

 

На рынке интеллектуального труда
Субъекты Преподаватели Преподаватели и студенты

 

Средства обучения

 

Учебники, методические пособия, лабораторные установки и т.д. Учебники, методические пособия, лабораторные установки и т.д.
Объекты деятельности и характер Студенты. Предписание поведения в образовательной системе Студенты. Сотрудничество и консенсус в сознательном выборе содержания и деятельности по взаимодействию в достижении целей обучения
Технология деятельности Подготовка специалистов на основе единых учебных планов и программ по стандартизованной технологии Самоформирование и самодеятельность по реализации индивидуальной образовательной траектории

Схема многоуровневой подготовки специалистов

Генеральная схема многоуровневой подготовки в техническом вузе предполагает творческий рост, начиная с получения аттестата о среднем образовании до присуждения степени доктора наук. При формировании схемы целесообразно ориентироваться на самостоятельную работу студентов. Заметим, что необходимо эволюционное становление новой образовательной системы в рамках традиционной, согласованное со структурной перестройкой экономики. Следует ожидать, что в переходный период полное удовлетворение спроса потенциальных работодателей потребует от вуза выхода за рамки государственных образовательных стандартов. В условиях финансового дефицита проблема может быть решена за счет системы дополнительного образования по принципу полной компенсации затрат в рамках государственной лицензии, позволяющей выстроить желаемую модель подготовки молодых специалистов.

Главной целевой установкой должна быть подготовка конкурентоспособных специалистов, способных быстро адаптироваться к рыночной среде. Содействуя трудоустройству выпускников, вуз может преследовать цель-минимум и цель-максимум. Первая заключается в установлении и поддержании обратной связи с потенциальными работодателями, что если не гарантирует, то хотя бы облегчает трудоустройство выпускников, а также повышает имидж вуза, привлекая новых абитуриентов. Цель-максимум включает получение от работодателей средств на развитие.

Поскольку в рамках рынка молодых специалистов учебные заведения реализуют функцию производителя, им необходимо выявить и изучить спрос на специалистов по этапам:

сбор информации и формирование выборки респондентов по сегментам потенциальных работодателей;

почтовые опросы;

обработка и анализ данных (формирование портфеля заказов потенциальных потребителей на требуемый уровень качества подготовки выпускников);

разработка вариантов достижения целевой установки и выбор оптимального по согласованию сторон (вуза, студента, предприятия);

контроль и корректировка принятых ранее решений в зависимости от изменений конъюнктуры рынка труда.

В программу-минимум целесообразно включить блоки вопросов, которые:

определяли бы принципиальное отношение работодателей к приему молодых специалистов, подготовленных в соответствии с государственным стандартом профессионального образования, а также имеющих одну-две дополнительные специальности;

позволяли бы корректировать перечень дисциплин, предлагаемых в рамках дополнительного образования на платной основе;

детализировали бы факторы, влияющие на спрос со стороны работодателей (количество, пол выпускника, обеспеченность жильем, изменение потребности при появлении вузов-конкурентов и т.д.);

могли бы составить прогноз социальных условий для молодых специалистов.

Если преследуется цель-максимум, содержание анкеты дополняет блок вопросов, выясняющих общий платежеспособный спрос в денежном выражении и самое главное свою долю, т.е. сумму дохода, которую вуз может получить от подготовки молодых специалистов, удовлетворяя требования заказчиков - предприятий-потребителей.

Самым трудоемким и ответственным является этап, который включает:

опрос-анкетирование студентов-старшекурсников;

формирование рациональной модели дополнительного образования по согласованию пожеланий выпускников вуза и их потребителей;

выбор способов достижения цели (за счет вуза, внутривузовского и/или межвузовского партнерства).

Предложенная схема партнерства вузов и предприятий в подготовке кадров не выходит за рамки ориентира и может трансформироваться с учетом региональных особенностей и конкретных ситуаций, возникающих на практике.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz