Управление предприятием
Управление по результатам через процессное консультирование и
интерактивное обучение
ЮХА ЛЕХТО
директор консультационной компании Transacta Consulting OY, Ltd
ВЕЙО КЮОСТИ
магистр делового администрирования,
исполнительный директор компании CESIM
(Финляндия)
АЛЕКСЕЙ КОСТИН
кандидат экономических наук
доцент Московского государственного университета сервиса
(Россия)
• Стратегия – мост, через который персонал предприятия может перейти от понимания
концептуальных целей к практическим действиям
• Мало указать путь, необходимо обучить персонал правильно
его проходить
• Инициативный и созидательный сотрудник – ценнейший ресурс
• Лучше делать ошибки во время деловых игр, чем в реальном бизнесе
В ведущих странах стало доминировать управление по результатам в различных формах.
В США – это управление по целям и концепция сбалансированной системы измерения результативности,
в Японии – целевое развитие персонала компаний на основе системы пожизненного найма,
в Западной Европе – методы управления командами и коллективного принятия решений.
Все направления базируются на органичном сочетании программно-целевого подхода и
системы коллективной мотивации персонала. Причем в течение последних 20 лет во всех
развитых странах в данный процесс включили разработку общих ценностей, видений будущего
и концепций развития. Естественно, что переход на такое управление предъявляет
соответствующие требования к кадрам, иными словами, нужна существенная их переподготовка.
В настоящее время, учитывая специфику предмета и достижения компьютерных и информационных
технологий, все большая роль в этом отводится активным методам обучения, прежде
всего имитационным деловым играм. В России процессное консультирование и обучение
управлению по результатам используются на протяжении последних семи-восьми лет.
Среди компаний, частично внедривших названный подход, Октябрьские железные дороги,
“Удмуртнефть”, “Черногорнефть” (ныне ТНК “Нижневартовск”), “Варьеганнефть”, “Варьеганнефтегаз”,
Магнитогорский металлургический комбинат и др.
Процессное консультирование
В современном понимании управление состоит из пяти блоков – разработки стратегии,
планирования, оперативного управления, контроля и развития. При этом важнейшая цель
процессного консультирования заключается в разработке стратегии для предприятия,
на базе которой и организуется долгосрочное и эффективное развитие управления производством
и персоналом (рис.1). Она подсказывает персоналу, как перейти от нынешнего положения
к тому, что требуют миссия, ценности и бизнес-идея. Разработка стратегии включает
SWOT- анализ, выдвижение основных путей решения проблем предприятия, рассмотрение
миссии и главных ценностей предприятия, определение стратегических целей.
При анализе исходного положения руководители должны суметь сделать выводы для будущего,
учитывая совместное воздействие разных факторов внутри предприятия и в его окружении.
Наиболее просто и эффективно это делается с помощью четырехпольного SWOT-анализа
(Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats – сильные стороны, слабости, возможности,
угрозы). Он позволяет одновременно сосредоточить внимание на настоящей ситуации
и на том, каким может быть будущее предприятия. При обучении кадров такой
анализ реализуется в форме групповой работы. Ее цель – превращение индивидуальных
взглядов на объект в общие согласованные. Идея групповой работы заключается не только
в выявлении и анализе проблем, но и нахождении их решения. Для того чтобы
успешно приспосабливаться к условиям быстро изменяющегося рынка, предприятие должно
иметь ясное видение будущего, четко определенную миссию, ценности,
которые соответствуют коренным, долгосрочным интересам клиентов и других важнейших
для него контактных групп, а также разработанную на этой основе стратегию.
Стратегия предприятия является мостом, по которому персонал может перейти от понимания
долгосрочных концептуальных целей к практическим действиям. Консультационный
процесс в совокупности с обучением, включающим в себя тренинговые программы, дает
возможность предприятию обеспечить хорошее будущее. Приобретенные знания помогают
внедрять систему управления. Внешние консультанты, как правило, разрабатывают
для компании несколько сценариев развития (рис. 2). Сценарий как метод видения
будущего представляет собой серию последовательных событий. С их помощью показывается,
как желаемое или угрожающее состояние будущего развивается шаг за шагом из нынешнего.
Но мало указать путь, необходимо обучить персонал правильно его проходить. Этому
способствуют специальные программы обучения для высшего и среднего звеньев менеджеров.
Все большую популярность в этом плане завоевывают деловые игры. Сегодня они базируются
в основном на компьютерных моделях, отражающих реальные закономерности развития
и взаимозависимость между управленческими и производственными решениями предприятия
и изменениями параметров рынка. |