Номер 1/04 Главная Архив К содержанию номера

Виртуализация производства

ВЛАДИМИР МЕЙТУС
старший научный сотрудник,
Международный научно-обучающий центр ЮНЕСКО
информационных технологий и систем
(Украина)


•Принципы организации большинства современных предприятий основаны на специализации работ и заложены еще в XIX в.
•За последние десятилетия в мировой экономике произошли кардинальные изменения, которые можно выразить одним словом – «глобализация»
•Развитие глобальной экономики и появление компьютерных средств связи, охватывающих весь мир, породили новую – виртуальную – структуру организации предприятий

Принципы организации большинства современных предприятий основаны на специализации работ и заложены еще в XIX в. Новый толчок в этом плане дали появление электронно-вычислительной (компьютерной) техники и ее использование в управлении производством. Она позволила соединить математические методы с прикладными хозяйственными задачами.

На базе электронно-вычислительной техники с 60-х годов прошлого века стали развиваться автоматизированные системы управления, сначала на теоретическом уровне, а затем, как средства управления предприятиями. Ожидалось, что они дадут возможность качественно изменить характер производства. Однако при всей перспективности общих идей и успехах в решении отдельных задач эти системы не привели к кардинальному росту производительности. Специалисты называют несколько причин этого и соответственно возможные способы их устранения:

необходимы более широкая автоматизация производственных процессов и реинжиниринг системы управления (чтобы последняя отвечала новым реалиям);

нужно автоматизировать не только производство, но процессы, связанные с поставкой и расходованием ресурсов;

производство существует для рынка, следовательно, требуется автоматизировать и маркетинг, являющийся неотъемлемой частью жизненного цикла продукта;

конечной целью производства является потребитель, поэтому система управления должна быть ориентирована на клиента (т.е. индивидуализирована);

следует отказаться от функционального принципа управления в пользу использования бизнес-процессов.

Перечисленные тенденции в той или иной комбинации нашли развитие в многочисленных классах систем управления (от MRP до ERP-II). Но, к сожалению, ни одна из этих систем не решает полностью проблем, связанных с управлением предприятием.


Глобализация экономики


За последние десятилетия в мировой экономике произошли кардинальные изменения, которые можно выразить одним словом – глобализация. Это означает, что экономические отношения перешагнули государственные границы, причем не только для транснациональных компаний (ТНК), существовавших уже давно, но и для относительно небольших фирм. Объединение экономических пространств различных стран в одно общее квазиунитарное пространство знаменует новый шаг в развитии мировой экономики. «Процесс глобализации ускорился в последнее десятилетие, когда различные рынки, в частности, капитала, технологий и товаров, а в известной степени и труда становятся все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК»1.

Глобализация проходит несколько этапов, для которых характерны свои экономические и политические отношения между государствами. На первом этапе (он начался давно) происходило объединение ресурсов и производств, находящихся в разных странах. На данной стадии преобладала поставка сырьевых ресурсов из менее развитых в более продвинутые в технологическом отношении державы. Эти процессы получили широкое распространение еще в XIX в. Вывозились прежде всего первичные ресурсы – хлопок, шерсть, руда, нефть, каучук.

На втором этапе более развитые державы в силу ряда причин (усиления борьбы трудящихся за свои права, признания вредными тех или иных технологий и т.п.) стали переводить некоторые виды производств с собственных территорий в страны, имевшие определенные экономические преимущества: во-первых, большой и дешевый рынок труда; во-вторых, щадящую налоговую систему (ставки в которой существенно ниже); в-третьих, близость к необходимым ресурсам; в-четвертых, неразвитую систему защиты интересов рабочих (что позволяло сократить издержки, повысить конкурентоспособность продукции). Наряду с этим рынок некоторых продуктов расширился до мировых масштабов (изделия таких компаний, как кока-кола и МакДональдс известны всем).

На третьем этапе начался экспорт технологий. Для многих местных компаний оказалось выгодным, опираясь на внутренние трудовые и денежные ресурсы, закупать и использовать чужие идеи и технологии, чтобы затем экспортировать готовые товары. Преимущество данного сектора рынка в том, что технологии не облагаются налогами, пошлинами и сборами.

Уменьшение противостояния между государствами, наметившееся в последние десятилетия, постепенное стирание торговых границ в Европе и создание Всемирной торговой организации (ВТО) ознаменовали переход к четвертому этапу глобализации, который приведет к формированию общего мирового рынка и установлению прямых торговых отношений между компаниями различных стран. Увеличение прозрачности границ, сокращение таможенных ограничений, образование межгосударственных торговых объединений – все это способствует решению экономических проблем в глобальном масштабе. Свободное движение капитала, рост инвестиций и ввоз современных технологий помогают сделать рывок в развитии тем государствам, которые еще недавно отставали от мировых стандартов.

В результате такой интеграции появляются «глобальные» продукты, примером может служить компьютер, процессор которого создан в США, материнская плата – в Малайзии, монитор – в Южной Корее, клавиатура – в Тайване, а собран он на Украине или в России.

Существенную роль в глобализации экономики играет всемирная компьютерная сеть – Интернет, которая позволяет легко связываться с производителями, заключать контракты и делать закупки в любой стране. Благодаря ей расширяется возможность получения ресурсов, необходимых для производства, упрощен доступ к техническим новинкам, приобретению материалов и комплектующих, изготовленных по новейшим технологиям, которые возникают в разных странах и на разных континентах.


Производство


Однако пока глобализация существенно не повлияла на организацию производства. Последнее изменяется очень медленно и сегодня сохраняет многие черты ХХ в. Среди них отмечу:

размещение производства на одной территории;

жесткую вертикальную структуру в виде производств, цехов и участков;

наличие общезаводской системы управления, элементами которой являются подсистемы управления финансами, производством, снабжением, сбытом и каждым цехом;

логистическую составляющую, включающую службу снабжения, склады;

общезаводские системы обеспечения производства (ремонтные, энергетические, технологические и другие подразделения, в зависимости от специфики предприятия).

При достаточной сложности изделия отдельные агрегаты, узлы и детали могут выпускаться на смежных предприятиях-поставщиках или в структурах, входящих в данную производственную корпорацию. При этом цеховые системы управления решают задачи оперативного планирования, учета, контроля и диспетчирования, могут вести предварительную обработку внутренней бухгалтерской документации, отслеживать состояние оборудования, ход поставок сырья и материалов.

Применение компьютеров для автоматизации процессов управления в основном направлено на передачу им части функций, которые ранее выполнял человек. Достаточно взглянуть на перечисление функций продающихся сейчас систем и увидим, что в электронной форме переписываются хорошо известные докомпьютерные процессы. Даже реинжиниринг систем управления чаще всего ограничен рамками уже имеющихся технологий.

Проблема, по мнению Б. Жданова, в том, что «новое содержание бизнеса приходит в противоречие с существовавшими формами его информационной поддержки»2. На мой взгляд, противоречие более глубокое. Оно заключается в несоответствии жесткой организационной и технической структуры современного предприятия изменившимся условиям экономики. Думается, что существующая организация предприятий вместе с используемыми средствами автоматизации достигла предела совершенства и ее изменение должно идти по новому пути. Именно эта проблема и будет рассматриваться далее.


Виртуализация


Развитие глобальной экономики и появление компьютерных средств связи, охватывающих весь мир, породили новую – виртуальную – структуру организации предприятий. Она базируется на следующих принципах.

Первый – отказ от территориальной целостности предприятия. Нет необходимости изготавливать самому какие-то детали или комплектующие, если кто-то может сделать их лучше, быстрее и дешевле.

Второй – партнеры по производству совместного продукта существуют до тех пор, пока их поставки соответствуют стандартам качества и уровню технологичности. Если оборудование и технологии партнеров устарели, нужно искать новых.

Третий – в глобальной экономике поиск партнеров должен производиться по всему миру. Как показывает история, изобретения и открытия делаются во всех странах и очень часто в маленьких фирмах или отдельными людьми.

Четвертый – выгодно, чтобы предприятие имело гибкую структуру, с максимальной эффективностью используя существующие и приобретаемые ресурсы.

Пятый – в условиях быстрого развития технологий невыгодно вкладывать большие деньги в закупку оборудования, стационарных помещений, особенно, если неизвестно, какой объем продукции будет выпущен.

Шестой – желательно сокращение непроизводственных расходов, прежде всего связанных с управлением.

Основываясь на перечисленных принципах, определим виртуальное предприятие (ВП) как структуру, ориентированную на выпуск конкретного продукта и создаваемую лишь на период его изготовления путем объединения производственных возможностей и ресурсов, предоставляемых другими объектами (предприятиями, предпринимателями, физическими лицами) на договорных условиях в заранее определенном объеме и на фиксированное время. Такие объекты будем называть виртуалами.

Данная дефиниция представляется мне наиболее адекватной сформулированным выше принципам, хотя в литературе существуют и другие определения ВП (например, в работе В. Тарасова3).

Иными словами, для выпуска некоторого изделия, состоящего из нескольких составных частей, требуется найти виртуалов, готовых изготовить необходимые узлы, и договориться об их поставке в заданный срок и нужное место. Важной особенностью ВП является то, что поиск виртуалов может выполняться с использованием Интернета в различных странах мира.

В 2001 г. Марокко на автомобильном салоне в Швейцарии представило сверхсовременный по дизайну и техническим показателям автомобиль собственного производства. При этом дизайн был итальянский, двигатель – японский, шасси и тормозная система – немецкие. Автомобиль разработан и создан в кратчайшие сроки. Эта марокканская модель не является в прямом смысле продуктом ВП. Но технология формирования ВП аналогична – она как раз ориентирована на разработки, которые берут со всего мира наиболее продуктивные и технологичные «нитки» и выпускают совершенные «рубашки».

Отмечу, что в зависимости от конкретных внешних и внутренних условий ВП может часть работ выполнять используя собственные ресурсы (например, получать чугун для его последующей переработки в высококачественную сталь). Виртуалы же могут быть задействованы не только для выполнения производственных операций, но и для осуществления иных функций, в частности проведения маркетингового исследования или организации сбыта.

В рамках виртуальной организации производства применяются два вида договорных отношений. Либо это соглашение, на основе которого ВП приобретает в оговоренный срок по заранее установленной цене необходимые составляющие продукта, либо оно получает от виртуала определенное количество его ресурсов для выполнения отдельных технологических циклов. При этом при заключении договора нет интереса к ходу выполнения виртуалом тех или иных операций, к тому, какие станки он имеет и как организована его система управления. Все это рассматривается как черный ящик с заданными входами и выходами.

Некоторые исследователи (в частности, Вютрих и Филипп4) считают, что в конечном счете виртуалы передают в распоряжение ВП кадры, сырье, управленческие структуры, финансовые средства. Но это не главный вариант. На мой взгляд, более эффективное решение достигается, когда виртуал сам выбирает способ выполнения работы, за которую взялся.

В основе рассматриваемой организации производства лежит идея, что виртуалы могут находиться в любом месте, в любой стране, при этом для связи с ними используется всемирная информационная сеть, а для поставки комплектующих – современные транспортные средства. Управление ВП идет из центра, который занимается поиском виртуалов, подготовкой и заключением договоров, поддержанием оперативной связи, контролем за выполнением принятых обязательств, расчетами с ними, ведением бухгалтерии и другими внешними операциями.

При таком подходе виртуальному предприятию не нужна большая территория, а его сердцевину составляет система управления, оснащенная компьютерными средствами и Интернетом. Оно постоянно изучает новые предложения и ведет поиск потенциальных партнеров, которые могли бы быть задействованы в производстве продукта. В случае, когда появляются новые более выгодные предложения, оно может менять партнера (в частности, если это приведет к повышению качества и снижению издержек).

Структура ВП максимально гибка. Единственным постоянным элементом является система управления, а производство организуется путем формирования временных объединений в глобальном экономическом пространстве. Если появились новые технологии, они могут быть немедленно использованы подключением добавочных виртуалов.

Определенное так ВП может вообще не иметь собственного производства, а следовательно, и не вкладывать средств в его оснащение. В этом случае перед ним не возникает вопросов, где взять новое оборудование и куда деть старое, как его отремонтировать и где разместить, как подготовить персонал. Ему нужны только компьютеры, круглосуточный выход в Интернет и персонал для работы с системой. Даже переход на выпуск нового продукта, формально связанный с закрытием существующего и открытием нового ВП, является чисто организационной операцией, которая выполняется в центре управления. «Виртуальное предприятие делает больше из того немногого, чем располагает, так как оно вместо капиталовложений в машины и оборудование может использовать сети носителей компетенций»5.

В то же время широкое распространение виртуальных предприятий порождает немало проблем.

Во-первых, необходимы системы для организации электронного сообщества, в которых потенциальные виртуалы могли бы предложить свои продукты и услуги. Это должны быть системы типа виртуального магазина, но со своими средствами описания предлагаемого товара. В настоящее время они отсутствуют.

Во-вторых, нужно сформировать такие экономические условия, при которых любому производителю, начиная от крупной корпорации и кончая изобретателем, создавшим новый механизм или технологию, было бы выгодно как можно быстрее выставить свой продукт на электронный рынок. Отмечу, что и владельцам средств, реализующих новую технологию, предлагаемая система выгодна, поскольку позволяет максимально использовать преимущества собственного оборудования, полностью загрузив его в тот период, когда оно дает наибольший экономический эффект.

В-третьих, решающую роль в работе ВП играет ответственность и надежность партнеров: заключая договор на участие виртуала в длинной производственной цепочке, нужно быть уверенным, что он действительно поставит то, что предлагает.

В-четвертых, требуется правовая основа заключения договоров, согласующая законодательства различных стран с их тонкостями и различиями. Возможные пути решения этой проблемы – расширение полномочий ВТО или образование специальной организации, которая могла бы взять на себя функции координатора международных промышленных связей.

В-пятых, должны быть решены вопросы информационного взаимодействия, стандартов обмена данными, согласования различных информационных продуктов и систем.


Виртуализация производства как новая схема организации управления


Итак, виртуализация заключается в переходе от современных предприятий, имеющих жесткую иерархическую структуру, к объектам, в основе которых лежит гибкая система выполнения бизнес-процессов.

Рассмотрим общую схему виртуального производства. Его основу составляет е-Центр, целью которого является решение всего комплекса проблем, не связанных непосредственно с изготовлением продукции. Для этого он осуществляет все внешние процессы такого производства, а также занимается созданием и управлением ВП. Каждая из этих задач делится на процессы, связанные общим направлением работы. Так, первая задача включает маркетинг, подготовку и планирование производства, финансы, продажи; вторая – создание, контроль и закрытие ВП.

Таким образом, в ходе работы e-Центр решает, какие изделия будут производиться, находит заказчиков и покупателей, готовит необходимую документацию, на основании которой будет вестись непосредственное производство. После этого он организует ВП, на которое возлагается управление изготовлением изделия. Последнему передается вся производственная документация. Далее e-Центр осуществляет только контроль за деятельностью ВП по финансовым показателям.

ВП окончательно выбирает виртуалов, подписывает с ними договоры, а после выполнения ими работы оплачивает ее за счет средств, переданных ему е-Центром. Отмечу, что финансирование производства может осуществляться за счет самого виртуального производства, предоплаты заказчика и привлеченных средств (займов, кредитов, финансовой помощи). Общая стоимость, определяемая ценой изделия, заранее известна. ВП получает часть средств, которая включает средства на оплату виртуалов и собственной работы, а также его прибыль.

В ходе выпуска изделий е-Центр продолжает отслеживать тенденции и технологии производства компонентов, предлагаемых виртуалами. Поэтому возможна смена последних, если качество или технология поставляемых ими компонентов не соответствует изменившимся условиям. Более того, он может принять решение о завершении производства, если начинают падать предельные цены или подготовлен выпуск нового товара.

Сделанный продукт е-Центр передает заказчику или реализует на рынке. Кроме того, в соответствии с рассчитанными показателями жизненного цикла изделия обеспечивается его сопровождение и поддержка на послепродажных стадиях.

Таким образом, ВП гарантирует максимальную гибкость структуры и возможность использования наиболее современных технологий при производстве продукта.


1Шимаи М. Глобализация как источник конкуренции, конфликтов и возможностей. - Проблемы теории и практики управления. – 1999. – №1. – С.52-58.
2Жданов Б. ERP – новая стратегия управления предприятием. – Корпоративные системы. – 2002.– № 4. – С. 5 – 13.
3Тарасов В.К. Виртуальное предприятие – ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов. - Электронный офис. - 1996. - Октябрь.
4Вютрих Х., Филипп А. Виртуализация как возможный путь развития управления. – Проблемы теории и практики управления. – 1999. – №5 – С.94-100.
5 Там же.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz