Номер 1/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Государственная политика на рынке квалифицированного труда: опыт стран Центральной и Восточной Европы

ЛЮДМИЛА ДЕГТЯРЬ
доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института международных экономических
и политических исследований Российской академии наук


• Нетрадиционная для мировой практики особенность безработицы - увеличение ее среди специалистов и квалифицированных рабочих
• Развитие мелкого предпринимательства - фактор обеспечения занятости научно-технических работников
• Проблема занятости специалистов может быть решена лишь совместными усилиями государства, предпринимателей и работников

Быстрый рост безработицы - одно из самых болезненных социальных последствий реформ в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Доля незанятых в общей численности экономически активного населения в 1995 г. колебалась от 8,8% в Румынии до 14,9% в Польше (см. таблицу). Лишь в Чехии норма безработицы в 1994 г. составила 3,2%, а к концу 1995 г. снизилась до 2,9%, что во многом объясняется продуманной государственной политикой занятости и активным стимулированием мелкого предпринимательства. В России официальный уровень безработицы был равен 2,9%, а исчисленный по методике МОТ (т.е. сопоставимый с данными по странам ЦВЕ) - 8,2%.

На начальном этапе преобразований высвобождаемая рабочая сила представляла собой наименее квалифицированный слой рабочих и служащих. По мнению ряда аналитиков стран ЦВЕ, сравнительно высокая по европейским масштабам безработица не стала социально взрывоопасной в этот период благодаря, в частности, относительно низкой доле в ней квалифицированного труда.

Однако при учащении банкротств государственных предприятий среди уволенных работников стремительно растет число квалифицированных рабочих и специалистов, особенно со средним специальным и профессиональным образованием. Этот процесс определяет специфику безработицы в странах региона, “нетрадиционный” ее характер с точки зрения мировой практики.


Масштабы и причины высокой безработицы среди специалистов и квалифицированных рабочих


О структуре безработицы и ее масштабах среди квалифицированных работников можно судить по результатам обследований, проводимых в отдельных странах, а также данным МОТ.

В Польше и Словакии доля специалистов со средним специальным и профессиональным образованием в общей численности безработных достигает порядка 60%, Чехии  - 42-43, Венгрии - 35%.

Вторая по численности группа безработных - лица, не имеющие законченного среднего образования (их удельный вес колеблется от 40% в Венгрии до 25% в Польше), третья - работники с общим средним образованием. Самая малочисленная категория безработных - специалисты с высшим образованием, доля которых в общей безработице составляет от 2-3% в Венгрии и Словакии до 4-5% в Чехии и Польше и 8% в Болгарии.

Что касается размеров незанятости среди отдельных категорий работников, то в Польше (лидере по уровню безработицы среди стран ЦВЕ) среди лиц, имеющих высшее образование, она составляет 5,5%, среднее специальное - 13,2, общее среднее - 16,3, профессиональное - 15,5%.

В Румынии (государстве с менее высоким уровнем безработицы) незанятость среди лиц со средним и средним специальным образованием достигает 15,8%, не имеющих среднего образования - 7,5, специалистов с высшим образованием - 6,1%. Самый же высокий уровень безработицы среди неквалифицированных рабочих - 21,3%. Среди квалифицированных рабочих он равен 15,3%, техников - 7,8, управленцев - 13,8, специалистов - 9%.

В Чехии почти половину безработных составляют вспомогательные и неквалифицированные рабочие (29,8%) и неквалифицированный персонал в сфере торговли и услуг (16,5%). Вторая половина - это квалифицированные рабочие в промышленности, сельском и лесном хозяйстве (34,9%), административные работники низшего уровня (6,3%), лица с высшим образованием (13,1%).

Таким образом, несмотря на различия в уровнях экономического развития стран и масштабах безработицы, общей чертой является значительная доля лиц, имеющих среднее специальное, среднее общее, высшее и профессиональное образование в суммарной численности безработных.

Причины высокого уровня безработицы среди специалистов и квалифицированных рабочих исследователи связывают прежде всего с особенностями системы подготовки кадров, чрезмерно высоким уровнем специализации, ограничивающим возможности быстро найти подходящее место на рынке труда.

Подготовка по многим профессиям, необходимым в условиях рыночной экономики, раньше отсутствовала или была явно недостаточной (специалисты со знанием иностранных языков и компьютерной техники, опытные бухгалтеры и юристы, высококвалифицированные рабочие ряда специальностей). Диспропорции на рынке квалифицированного труда обусловлены и тем, что сравнительно низкий уровень производственной базы обусловливает предложение рабочих мест преимущественно для малоквалифицированных и низкооплачиваемых работников.

Кроме того, не сложилась еще  адекватная новым условиям система переподготовки. Ее развитие тормозится многими факторами - недостаточной информацией о состоянии рынка труда, сложностью создания гибких программ переподготовки и отсутствием опыта работы в этой области, серьезными финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса. При растущей безработице значительно более дорогостоящие, чем выплата пособий, схемы переподготовки оказываются малоэффективными. Если в странах Западной Европы ежегодно переобучается около 1% рабочей силы, то в Восточной Европе этот показатель значительно ниже: в Польше он составляет 0,1%, в Румынии - 0,5% рабочей силы. В Чехии в программах переподготовки взрослых участвуют 97 тыс. человек, в Словакии - 50 тыс., Венгрии - 12 тыс.

Помимо недостатков системы образования и профессиональной подготовки сложившаяся ситуация консервируется, с одной стороны, низким уровнем развития профориентационных услуг, с другой - отсутствием системы “информационных мостов” между потенциальными работодателями и работополучателями.

В целом же система мер по трудоустройству квалифицированной рабочей силы в странах ЦВЕ только начинает складываться. Иная ситуация наблюдается в развитых государствах. Хотя в условиях нормальной экономической конъюнктуры специалисты и квалифицированные рабочие являются там наиболее подвижной частью незанятых и относительно быстро сами находят работу, тем не менее (поскольку экономическая стратегия нацелена на использование  квалифицированного труда с учетом его высокой стоимости) в этих странах создана система адаптации квалифицированных работников к постоянно меняющимся условиям.

Что касается ситуации на рынке квалифицированного труда в России, то ее отличают три особенности:

относительно высокая по сравнению с другими странами доля среди безработных лиц квалифицированного труда и значительное несоответствие с профессионально-квалификационной точки зрения между предложением рабочей силы и спросом на нее;

существенные региональные различия, вплоть до наличия регионов сосредоточения предприятий оборонного комплекса и научных центров, где безработица высококвалифицированных специалистов стала массовым явлением;

сохранение в больших масштабах скрытой безработицы, что является результатом компромисса между необходимостью прекращения финансовой поддержки убыточных предприятий и их банкротствами и стремлением избежать массовых увольнений.

Хотя ситуация с трудоустройством квалифицированных работников в России достаточно уникальна, знакомство с практикой в данной области в других странах с переходной экономикой может подсказать некоторые пути решения этой проблемы.


Меры по обеспечению занятости квалифицированных работников


Многие проблемы начального этапа переходного периода, связанные с безработицей, удается решать или смягчать путем развития мелкого предпринимательства. Об этом говорит опыт ряда стран.

Так, венгерские специалисты считают, что развитие мелкого предпринимательства позволило снять остроту проблемы трудоустройства среди научно-технической интеллигенции, а также среди квалифицированных рабочих, которые, начав заниматься бизнесом, избегают таким образом безработицы. Кроме того, массовый уход квалифицированной рабочей силы в мелкое предпринимательство дал возможность избежать сильной криминализации этой сферы, и она развивается в значительно более цивилизованных рамках, чем в России.

Мелкое предпринимательство развивалось в Венгрии на основе так называемого вторичного хозяйства1, куда уходила научная и научно-техническая интеллигенция еще в 70-е годы. Этот процесс перерос в устойчивую тенденцию в конце 80-х - начале 90-х годов.

Опыт Чехии в развитии мелкого предпринимательства интересен тем, что  система малого бизнеса была создана здесь в относительно короткие сроки и практически с нуля при сильной государственной поддержке (государство определяет правила игры, направления и приоритеты развития мелкого предпринимательства, оказывает материальную поддержку в виде кредитов и льготного налогообложения). Чешские специалисты считают, что мелкое и среднее предпринимательство способно поглотить примерно половину потенциальной безработицы.

Особенность Чехии - ежегодная разработка государственных программ поддержки мелкого и среднего предпринимательства (в 1995 г., например, осуществлялось 10 таких программ). Все больший акцент при этом делается на программы, рассчитанные на высокий уровень квалификации начинающих предпринимателей. В последнее время к поддержке квалифицированных предпринимательских проектов подключились и частные банки. Так, Коммерческий банк, входящий в число пяти ведущих банков Чехии, в 1994 г. объявил программу “За”, направленную на поддержку таких проектов.

Большую роль в решении проблемы занятости квалифицированной рабочей силы в Чехии сыграл специальный комплекс мер по трудоустройству молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Среди этих мер - предоставление льгот государственным предприятиям и частным работодателям, создающим рабочие места для начинающих специалистов, а также поддержка молодых людей, решивших заняться предпринимательством.

Речь идет о создании временных рабочих мест для выпускников средних и высших учебных заведений, которые составляют наиболее значительную группу безработной молодежи; о льготах в налогообложении для работодателей, создающих рабочие места для молодежи; о переподготовке молодежи, финансируемой из государственного бюджета (курсы по переподготовке предусматривают обучение прежде всего таким специальностям, как бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, вычислительная техника, банковское дело, социальные услуги).

Большое значение, по мнению исследователей, приобретает оценка интеллектуального потенциала работников при реструктуризации, закрытии или приватизации предприятий, получившая широкое распространение в странах Запада (в постсоциалистических государствах в ходе приватизации, например, учитывается лишь стоимость материальных ресурсов).

Как показывает мировой опыт, оценка интеллектуального потенциала дает возможность службам занятости принимать рациональные решения об использовании квалифицированных работников реконструируемых или закрываемых фирм вплоть до сохранения коллективов научных и технических специалистов2.

Хотя квалифицированные специалисты в меньшей мере, чем другие контингенты безработных, используют службы занятости для трудоустройства, роль этих служб в условиях массовых увольнений в результате банкротств и структурной перестройки значительно возрастает.

Так, в восточных землях Германии в период массовых увольнений квалифицированных работников были созданы специальные органы по их трудоустройству - центральное бюро по посредничеству в поисках места работы и 42 посреднические службы для квалифицированной рабочей силы. Они предоставляют юридические услуги и материальную помощь в ходе поиска работы, оказывают поддержку при создании собственного дела, организуют общественные работы для высококвалифицированных работников (разработка безотходных технологий, энергосберегающих процессов, очистка промышленных отходов и т.д.).

Успешному выполнению службами занятости своих функций на рынке квалифицированного труда, по мнению специалистов, может способствовать усиление их аналитических функций (анализ состояния и прогноз рынка труда, исследования направлений структурных сдвигов в экономике и потребностей в квалифицированном труде и др.), а также повышение роли технологических и консультационных услуг. Кроме того, работа с потерявшими рабочее место специалистами должна носить более индивидуальный характер, чем с другими категориями безработных.

***

Подводя итог, хотелось бы отметить, что опыт стран ЦВЕ может оказаться полезен для России при поиске путей решения проблемы трудоустройства квалифицированных работников. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие моменты.

Система мер по трудоустройству и переподготовке квалифицированной рабочей силы должна быть единой и взаимоувязанной в концептуальном, институциональном, правовом отношении. У нас же нередко наблюдается стремление использовать лишь отдельные аспекты мирового опыта без учета их тесной взаимосвязи с другими компонентами системы социально-экономического устройства.

Проблема занятости квалифицированных работников может быть решена лишь комплексно - усилиями государства (в лице как федеральных, так и местных органов власти), предпринимателей и самих работников. Опыт, накопленный в ходе закрытия крупных предприятий в ряде стран ЦВЕ, позволяет утверждать, что наибольший эффект дает сочетание усилий предприятий по трудоустройству своего персонала с мерами общенационального характера и местной предпринимательской инициативой. Поэтому роль служб занятости в трудоустройстве квалифицированной рабочей силы можно рассматривать как один из компонентов всей системы используемых мер.

Решающую роль в трудоустройстве квалифицированной рабочей силы играет система переподготовки с целью адаптации знаний высвобождаемых работников к меняющимся условиям. Поэтому это направление политики на рынке квалифицированного труда, на наш взгляд, требует сегодня особого внимания. Целесообразно создать адекватную современным условиям систему переподготовки квалифицированной рабочей силы, основанную на тесной интеграции государственных служб трудоустройства с самостоятельными коммерческими организациями, осуществляющими подготовку и переподготовку специалистов, а также с работодателями.

В данном случае государство через службы трудоустройства направляет значительные средства не только на покрытие прямых издержек по обучению и переобучению работников как в специальных учебных заведениях, так и на предприятиях, но и в ряде случаев обеспечивает работникам стипендии, льготные кредиты на переподготовку, оплату транспортных расходов и т.п. Необходимо исходить из того, что по мере формирования эффективного собственника, заинтересованного в экономическом росте, будет усиливаться интерес работодателей к повышению квалификации рабочей силы. Целевые денежные отчисления предприятий могут служить источником средств для реализации программ переподготовки помимо бюджетных ресурсов.

Традиционные меры активной политики занятости могут оказаться недостаточными для эффективного решения проблем трудоустройства квалифицированной рабочей силы. В этом случае возникает необходимость в создании специальных служб по трудоустройству квалифицированных работников или разработке специальных государственных программ по содействию их занятости. Для России актуальными являются три направления таких программ - организация помощи и переподготовки квалифицированных специалистов, потерявших работу в оборонной промышленности; трудоустройство молодых специалистов; поддержка мелкого и среднего предпринимательства в сфере квалифицированного труда.


1Термин "вторичное хозяйство" возник в начале 70-х годов и означает нерегистрируемый государством сектор экономики.
2В Испании, например, при закрытии нерентабельного предприятия научно-технические подразделения сохраняются, в том числе и путем присоединения к какой-либо родственной по профилю государственной структуре.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz