Косвенные методы
государственного стимулирования инноваций:
опыт Западной ЕвропыНАТАЛЬЯ ШЕЛЮБСКАЯ кандидат экономических наук, старший научный
сотрудник ИМЭМО РАН
• В западноевропейских странах приняты
специальные государственные программы развития
нововведений с упором на косвенные методы
стимулирования • В инновационной политике усиливается роль
кластерной стратегии, направленной на создание
инновационных сетей • В условиях глобализационных процессов
поддержка нововведений выходит за национальные
рамки
В 90-е годы правительства западноевропейских
стран усилили внимание к проблемам инноваций,
рассматривая их как важный фактор
конкурентоспособности. В принятых специальных
программах развития нововведений
предусматривались как прямые, так и косвенные
инструменты стимулирования инновационной
деятельности фирм, при этом роль косвенных
методов возрастает. Речь идет о поощрении
сотрудничества университетов и компаний,
межфирменной кооперации, улучшении систем
охраны интеллектуальной собственности,
совершенствовании информационного обслуживания
и антимонопольного регулирования. Если в 70 – 80
годах поощрение новвовведений было связано
прежде всего со стимулированием технологий как
таковых, то в настоящее время данный подход
постепенно заменяется кластерными стратегиями,
направленными на создание специализированных
сетей знаний – территориальных зон развития
новых технологий. В связи с глобализационными процессами
поддержка инноваций выходит за национальные
рамки, формируются новые механизмы
межнационального сотрудничества по созданию
новшеств, правительства становятся партнерами
по информационным и инновационным сетям.
Основные направления государственного
содействия нововведениям
Государство использует широкий арсенал прямых
и косвенных мер по расширению новаторской
работы, особенно в мелких и средних фирмах, при
этом значение косвенных мер в 90-х годах
усилилось. К числу
прямых мер
можно отнести снижение
“цены” капитала (использование общих систем
субсидирования или льготного налогообложения
НИОКР), а также облегчение доступа к нему
(развитие венчурного капитала, фондовых рынков).
В отличие от США в Западной Европе большее
распространение получили низкопроцентные займы
как средство стимулирования инновационной
деятельности в промышленности. Либерализация
финансовых рынков в 90-х годах дала возможность
привлечь нетрадиционные источники
финансирования, как институциональные
(пенсионные фонды), так и частных лиц (“деловых
ангелов”), заинтересованных в прямом
инвестировании своего капитала в перспективные
предприятия. В результате значительно вырос
объем венчурного финансирования. Государство помогает инновационному бизнесу и
косвенными методами, в частности через сферу
образования, подготовку профессиональных кадров
и формирование управленческих консультативных
служб, путем увеличения мобильности рабочей
силы, создания научно-технической
инфраструктуры. В последние годы страны Западной
Европы столкнулись с острой проблемой нехватки
собственных кадров в области информационной
технологии. Так, в
Германии
университеты и
политехникумы смогут подготовить к 2005 г.
только 12 тыс. специалистов в данной области, в
то время как потребность в них, по мнению
немецких технологических компаний, составит
сотни тысяч человек (чтобы “успеть” в
информационное общество). В этой связи
правительство предложило ослабить жесткое
иммиграционное законодательство и разрешить
выдать “вид на жительство” 20 тыс.
специалистов из стран – не членов ЕС, а также
иностранцам – выпускникам технических вузов1.
В
Великобритании
обсуждается вопрос об
“управляемой” миграции, которая позволила бы
привлекать ценных специалистов в сферы науки,
новейшей технологии и предпринимательства.
Во второй половине 90-х годов правительства
западноевропейских стран приняли программы
стимулирования инновационной деятельности. Во
Франции
в 1999 г. вступил в силу Закон об
инновациях, предусматривающий комплекс
мероприятий прямого и косвенного характера,
прежде всего по линии формирования нового
инновационного бизнеса. Намечено повышение
мобильности научного персонала государственных
исследовательских центров и предоставление им
большей свободы в организации собственных
компаний и оказании консультаций частным
промышленным фирмам; усиление связей между
университетами и промышленностью в целях
развития малого инновационного бизнеса;
изменение налогового режима для инновационных
компаний и упрощение процедуры создания
высокотехнологичного бизнеса. Правительство выделило 100 млн франц. фр.
на конкурс проектов по организации новых
высокотехнологичных фирм, в результате которого
было отобрано 244 проекта, в том числе 21% - в
области здравоохранения и биотехнологии, 21 –
машиностроения и материалов, 18 – мультимедиа,
17 – телекоммуникаций и электроники, 15 –
программного обеспечения, 5 – агрокомплекса,
3% - энергетики и окружающей среды2.
В
Великобритании
повышение инновационной
активности рассматривается как главный фактор
обеспечения конкурентных позиций страны на
мировых рынках. Министерство торговли и
промышленности планирует увеличить к 2002 г.
расходы по статье “поддержка инноваций и
технологии” на 20%, при этом первостепенное
значение придается развитию научно-технической
инфраструктуры во всех отраслях хозяйства.
Расходы по данной статье составляют 57% бюджета
министерства на НИОКР. Остальная его часть
предназначена на целевое развитие НИОКР в
аэрокосмическом комплексе и энергетике, включая
ядерную. В 2000 г. самый большой объем средств по
статье “поддержка инноваций и технологии”
выделен на развитие инфраструктуры (32%), трансфер
технологии (29), распространение лучшей практики
(10%)3.
n Стимулирование инновационной
деятельности
выходит за национальные рамки
и
все в большей степени становится
прерогативой
ЕС. В 1996 г. Европейская комиссия одобрила
План действий в области инноваций, в котором
наряду с их финансированием (в основном путем
мобилизации венчурного капитала на ранних
стадиях проектов) намечены и направления
косвенного содействия: •
защита интеллектуальной собственности.
Комиссия выработала рекомендации по повышению
эффективности патентной системы, в частности в
отношении авторских прав в информационных сетях
и расширения патентной охраны в биотехнологии; •
нормативная база и упрощение
административных требований.
Предлагается
упростить процедуру создания и
администрирования компаний. Кроме того, Комиссия
разрабатывает новые организационные формы
проведения совместных научных исследований, в
частности статус Европейской компании и
Европейских объединений по экономическим
интересам (European Economic Interest Grouping – EEIGs). •
образование и профессиональное обучение.
Предусмотрены меры по расширению мобильности
научных кадров и использованию информационной
технологии; •
ориентация программ научных исследований
на инновации.
В тематических программах пятой
Рамочной программы ЕС в сфере НИОКР (1998 –
2000 гг.) приоритет отдан инновационной
деятельности4. План предусматривает реализацию намеченных
мер как на наднациональном уровне под эгидой
Европейской комиссии, так и на национальном. При
этом странам ЕС предлагается осуществлять
данные мероприятия в рамках существующих
бюджетов на научно-техническую и инновационную
политику, т.е. без привлечения дополнительных
финансовых средств. В 1998 г. Европейская комиссия инициировала
программу по выявлению и распространению
наиболее успешной инновационной практики в
странах ЕС. Основное внимание уделяется вопросам
финансирования нововведений, поддержки нового
инновационного бизнеса, повышения эффективности
стимулирования НИОКР, охраны интеллектуальной
собственности.
Развитие кооперации
В 90-е годы в государственной инновационной
политике западноевропейских стран большое
значение приобретает стимулирование как
научно-исследовательской, так и технологической
кооперации. Государство при этом выступает в
качестве брокера между сферой НИОКР и фирмами. В
Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии,
Германии созданы различные центры по кооперации
университетов и промышленности,
междисциплинарные центры, инновационные центры
по передаче новой технологии малому и среднему
бизнесу. Как правило, они действуют на
региональной основе. Правительства играют значительную роль в
создании смешанной частно-государственной
информационной инфраструктуры. В Германии,
Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими ее
составляющими являются организации по
прикладным исследованиям. К другим элементам
инфраструктуры, ориентированным на
стимулирование инновационных процессов, можно
отнести научные парки, новые технологические
стандарты, кластерные проекты, а также
региональные центры коммерческой реализации
изобретений, способные осуществлять
соответствующие маркетинговые мероприятия. В
Германии, например, реализацией
запатентованных изобретений с 1995 г.
занимается Гамбургский патентно-инновационный
центр, созданный в 1986 г. местной торговой
палатой. С этой целью он заключает
соответствующие соглашения с расположенными в
этом регионе научными учреждениями и выступает в
качестве брокера в интересах малого и среднего
предпринимательства. Центр сотрудничает также с
двумя ведущими национальными информационными
сетями, через которые коммерчески значимые
изобретения предлагаются заинтересованным
лицам внутри страны и за рубежом, отслеживаются
выполнение условий соглашений и выплата
соответствующих вознаграждений.
Государство не только способствует расширению
сотрудничества фирм и исследовательских
учреждений, но с помощью компаний определяет
направления перспективного сотрудничества в
создании конкурентоспособных инноваций.
Примером может служить новый механизм
прогнозирования – “предвидение” (Foresight). Его
цель – определить области стратегически
важных исследований и технологий, способных
принести наиболее значительные экономические и
социальные блага. Этот подход используется в
Великобритании, Германии, Нидерландах, Венгрии,
США, Японии и других странах. В Великобритании действующая с 1993 г.
программа “Предвидение” предусматривает
совместное с частной промышленностью
определение перспективных рынков и технологий
на ближайшие 10 – 20 лет, а также мероприятий,
необходимых для сохранения международной
конкурентоспособности страны. Основной механизм
реализации программ сотрудничества в рамках
новых приоритетов “Предвидения” –
действующая программа кооперации LINK. На 1997 –
2000 гг. правительство выделило 24 консорциумам
на осуществление кооперационных проектов
30 млн ф.ст., вклад частной промышленности
составил 62 млн ф.ст.
В 90-х годах в государственной инновационной
политике начинает превалировать
кластерная
философия
– правительства концентрируют
усилия на поддержке существующих кластеров и
создании новых сетей компаний, ранее не
контактировавших между собой. Государство при
этом не только способствует формированию
кластеров, но и само становится участником сетей.
Кластерные стратегии широко используются в
Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах,
Финляндии и ряде других стран. Например, в
Германии
с 1995 г. действует
программа создания биотехнологических
кластеров Bio Regio. В
Великобритании
правительство определило районы вокруг
Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как
основные регионы размещения биотехнологических
фирм5. В
Норвегии
правительство
стимулирует сотрудничество между фирмами в
кластере “морское хозяйство”. В
Финляндии
развит лесопромышленный кластер, куда входит
производство древесины и древесных продуктов,
бумаги, мебели, полиграфического и связанного с
ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм
данного кластера в распространении знаний
обеспечивает им конкурентные преимущества перед
основными торговыми соперниками. По оценке
экспертов, Финляндия лидирует по уровню как
исследовательской, так и технологической
кооперации (см. таблицу).
Важную роль в создании кластеров играют
европейские программы научно-технического
сотрудничества, в частности “Эврика” и Рамочная
программа НИОКР. Они сводят вместе потенциальных
партнеров, которые не смогли самостоятельно
установить контакты на национальном уровне.
Государство и охрана интеллектуальной
собственности
Защита интеллектуальной собственности –
ключевой момент инновационной деятельности,
поскольку дает возможность компаниям получать
прибыль от нововведений. Состояние такой защиты,
прежде всего патентной системы, может как
стимулировать, так и сдерживать эту
деятельность. В настоящее время патентная
система охватывает все стадии разработки нового
продукта, идущие вслед за фундаментальными
исследованиями, включая и маркетинг. Она служит
основой для координации частных
исследовательских проектов, так как содержит
ценную информацию о потенциальных успехах или
реальных перспективах тех или иных исследований,
что позволяет конкурирующим фирмам распределять
ресурсы более рационально. По количеству зарегистрированных патентов
на 1 млн экономически активного населения
лидирует Швейцария (596 в 1997 г.), за ней следуют
Швеция (483), Германия (449), Япония (213), США (191).
В 90-х годах деятельность ЕС по защите
интеллектуальной собственности
активизировалась. Толчком к этому послужили, в
частности, результаты анализа, проведенного по
заказу Европейского патентного ведомства,
состояния инновационной активности и патентной
охраны в Западной Европе, США и Японии (на эти
страны приходится около 85% всех подаваемых в мире
патентных заявок). Обследование показало, что по количеству
приходящихся на 1 млн жителей тройственных
заявок (подаваемых на одно и то же изобретение в
Европейском патентном ведомстве, США и Японии)
Западная Европа занимает лишь 3-е место после США
и Японии.
В конце 90-х годов западноевропейские
компании уступили свое место японским фирмам в
лидировании при патентовании в США. Если в
1982 г. в первую десятку наиболее активных
получателей патентов в США входило 5 японских, 2
американские и 3 европейские компании, то в
1996 г. – 7 японских, 2 американские и ни одной
европейской.
Отстает Западная Европа и в сфере
информационной технологии, где наблюдается
наибольшая активность патентования. Вместе с тем
европейские компании занимают сильные позиции в
области химии и фармацевтики, формируя там
десятку лидеров. В ряде стран национальные фирмы сдают позиции и
на собственных рынках. Так, среди
многонациональных компаний, чаще других
подающих патентные заявки во Франции, отмечено
только 5 французских. Ранжирование стран по уровню развития
кооперации в сфере НИОКР между компаниями и университетами и межфирменного сотрудничества
Исследовательская кооперация
(между компаниями и университетами)
| Технологическая кооперация
(между фирмами)
| 1. Финляндия
| 1. Финляндия
| 2. США
| 2. Япония
| 3. Швейцария
| 3. Нидерланды
| 4. Швеция
| 4. Швейцария
| 5. Нидерланды
| 5. США
| 6. Ирландия
| 6. Германия
| 7. Германия
| 7. Швеция
| 8. Дания
| 8. Дания
| 9. Бельгия
| 9. Норвегия
| 10. Япония
| 10. Ирландия
| 11. Норвегия
| 11. Франция
| 12. Великобритания
| 12. Бельгия
| 13. Исландия
| 13. Исландия
| 14. Франция
| 17. Италия
| 18. Великобритания
| Составлено по:
The World Competitiveness
Yearbook 1998. – Losanna. – 1999. – P. 457.
Европейская патентная организация,
озабоченная тем, что большинство полученных в
Европе патентов принадлежит американским и
японским фирмам, в 1995 г. опубликовала документ,
определяющий условия, необходимые для более
активного использования патентной системы в
целях усиления инновационного потенциала и
конкурентоспособности западноевропейской
промышленности. Речь шла о гармонизации
общеевропейской патентной системы для снижения
дублирования и расширения помощи малым и средним
фирмам; обеспечении недорогой патентной охраны,
отвечающей нуждам заявителей, включая снижение
патентных пошлин; популяризации и облегчении
доступа к патентной информации. В последующие годы ряд стран принял
соответствующие программы. Так, в 1998 г. Франция разработала
государственный план стимулирования
патентования изобретений отечественными
фирмами. Его цель – сократить диспропорции
между количеством национальных и иностранных
заявителей путем совершенствования патентной
системы, снижения патентных пошлин и оказания
помощи своим компаниям при осуществлении
патентной процедуры.
Новые информационные технологии вызвали
необходимость обеспечения правовой
безопасности интеллектуальной собственности и
качества информации в Интернете, поскольку с
ростом его коммерческого использования резко
возросло число дел, связанных с нарушением
авторских прав. Развитие этой новой сферы
поставило ряд задач, решение которых зависит от
правительственных органов (борьба с пиратством,
применение товарных знаков, вопросы юрисдикции и
др.). Выход Интернета за национальные границы
требует международных усилий по решению
вышеуказанных проблем. Европейская комиссия в конце 1999 г.
разработала международную хартию, послужившую
основой для соглашения между странами
относительно регулирования коммерческой
деятельности в Интернете. В настоящее время
правительства США, Японии и стран ЕС усиливают
сотрудничество в области совершенствования
охраны интеллектуальной собственности в
Интернете, в частности изобретений, касающихся
методов предпринимательства (вопросы
патентования методов электронных расчетов и
сертификации, электронных подписей и т.д.)
Информационное обеспечение
В 90-е годы правительства западноевропейских
стран, особенно членов ЕС, усилили внимание к
вопросам облегчения доступа к информации, прежде
всего патентной, для малого и среднего бизнеса. В
Нидерландах
с 1997 г. важным
источником информации для получения новых
знаний в предпринимательском секторе стало
Патентное ведомство. В
Германии
помимо
Патентного ведомства создано 25
патентно-информационных центров и служб,
рассредоточенных по всей стране. Четыре таких
центра действуют на территории земли Северный
Рейн-Вестфалия, наиболее развитого
научно-промышленного региона (три из них
поддерживаются местными университетами,
один – торгово-промышленной палатой). В
1995 – 1999 гг. три центра были объединены в
локальную сеть. Цель данного проекта,
финансируемого министерством экономики этой
земли, – облегчение доступа малым и средним
предприятиям к объединенным ресурсам.
В последние годы патентные ведомства
предпринимают меры по объединению
информационных ресурсов в глобальном масштабе. В
рамках ЕС организована Распределительная
патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная
прежде всего на нужды малого и среднего бизнеса и
индивидуальных изобретателей. Опрос 349 европейских компаний показал, что
доля организаций, обращающихся в сеть за
патентной информацией, возросла только за
1998 – 1999 гг. с 11 до 68% (в фармацевтике – до
83%). Подавляющая часть (93%) потребителей патентной
информации в той или иной степени пользуется
услугами бесплатных сайтов.
Развитие конкуренции
В последние годы в Западной Европе особое
внимание уделяется развитию конкуренции как
главному фактору ускорения инновационной
деятельности. Одна из основных задач государственной
политики по стимулированию предпринимательской
инициативы – ограничение недобросовестной
конкуренции. В рамках ЕС запрещены соглашения,
ограничивающие или контролирующие производство,
рынки, техническое развитие, инвестиции (это не
распространяется на отдельные типы соглашений о
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работах). Противоправным
считается также злоупотребление господствующим
положением на рынке (согласно европейской
практике господствующее положение предполагает
захват одной из сторон более 80% соответствующего
рынка). Некоторые страны ЕС имеют собственные законы о
недобросовестной конкуренции, которые, однако,
не могут противоречить европейскому
законодательству. В Великобритании, например, в 2000 г.
вступил в силу новый антитрестовский закон о
конкуренции, впервые запрещающий
антиконкурентные соглашения и злоупотребления
господствующим положением на рынке (по этому
закону позиция предприятия может быть признана
доминирующей, если оно захватило более 40% рынка,
т.е. порог доминирования понижен). К недопустимым
действиям относятся ограничение производства,
сбыта, новых технических разработок, инвестиций,
установление фиксированных цен, раздел рынков.
В конце 2000 г. Европейская комиссия
ужесточила процедуру получения разрешений на
сделки по слиянию и поглощению компаний.
Регулирующие органы могут одобрить слияние фирм
при условии, что те предварительно найдут
покупателя на бизнес, который будут вынуждены
продать, чтобы не стать монополистами в данном
секторе. *** Недостаток стимулов к инновациям у частного
бизнеса – одна из основных причин отставания
Западной Европы в области разработки новейшей
технологии. Именно поэтому правительства
западноевропейских стран в последние годы
придают большое значение повышению роли среды, в
которой действуют фирмы. Ожидается, что создание
единого валютного рынка, формирование единого
научно-технического пространства, унификация
налоговых систем, усиление процессов
дерегулирования и приватизации будут
способствовать росту инновационной активности
западноевропейских компаний. Совершенствование
косвенных методов стимулирования нововведений
призвано помочь им восстановить потерянные
позиции в конкурентной борьбе с японскими и
американскими фирмами.
1Research-Technology Management. – 2000. –
N4. – P.5. 2The OECD Observer. - 1998. – N 213. – P. 18. 3Outlook on Science Policy. – May 1999. – P. 52. 4Outlook on Science Policy. – September 1999. – P. 17. 5Science, Technology and Innovation. – 1999. – N 2. –
P. 6.
|