Стратегия обеспечения Польши
газомЯН ПТАШЕК доктор экономических наук (Польша)
• Переход на природный газ становится
приоритетным направлением энергетической
политики • Материальные и организационные предпосылки
крупномасштабного сотрудничества с Россией в ХХI
веке закладываются сегодня • Диверсификация газоснабжения – важный
элемент стратегии энергетической безопасности
В энергетическом балансе Польши газ составляет
около 8,6 %, уступая ведущие позиции углю и нефти. В
мировом балансе первичного топлива доля газа в
1997 г. составляла 24,5%, в европейских странах ОЭСР –
около 18,3%, в том числе в Великобритании – 27,7%,
Италии – 26,1, Германии – 18,2 и Франции – 13,2%. Необходимость развития экономики в условиях
рынка, а также охраны окружающей среды ведет к
тому, что потребление газа в Польше в начале
будущего века возрастет в 2 раза. Это самый
дешевый источник энергии, и что особенно важно,
его цена такая же, как и в странах, в которых
энергетические секторы демонополизированы и
функционируют на рыночной основе за исключением
коммунально-бытового хозяйства (в Польше оно
поддерживается дотациями).
Программа развития газоснабжения и международное сотрудничество
В 1990 г. Сейм Польши определил увеличение
потребления природного газа в качестве одного из
основных направлений развития энергетики. В
январе 1996 г. Сейм принял Основные положения
энергетической политики страны до 2010 г. Согласно
расчетам потребление газа увеличится с 10,5
млрд м3 в 1995 г. до 22-27 млрд м3 в 2010 г., а
его доля в балансе первичного топлива возрастет
с 8,5% в 1997 г. до 13-14% в 2010 г. В настоящее время Польша в состоянии добывать
около 5 млрд м3 газа, в том числе с высоким
содержанием метана – 1,7 млрд м3, а
природного газа с удалением азота –
3,3 млрд м3. В последние годы увеличение затрат на
геолого-поисковые работы, а также обновление
поискового оборудования с использованием
кредита Всемирного банка позволит увеличить
добычу газа до 4,9 млрд м3 в 2000 г., но она
уменьшится до 4,6 млрд м3 в 2010 г., причем из
прогнозируемой добычи 2,6 млрд м3 составит
газ новых месторождений. Определенные надежды связываются с
технологией добычи газа из угольных пластов, что
ранее было недоступно для поисковиков. В
последние годы несколько американских фирм
получили концессию на применение этой
технологии, позволяющей, по их оценке, извлекать
несколько млрд м3 в год. Однако до начала
эксплутационных работ нельзя точно установить,
какими объемами этого газа могут располагать
потребители в стране. Отечественные источники газа не в состоянии
покрывать возрастающие потребности в газе и
необходимо увеличение его импорта. Польша
импортирует природный газ, начиная с 1945 г.,
исключительно с территории бывшего СССР. Его
поставки систематически росли, были стабильными
и основывались на долгосрочных договорах и
широком инвестиционном сотрудничестве. Ключевое значение имели два договора,
подписанные с СССР в 1979 г. и 1987 г. Они касались
долгосрочных поставок газа в Польшу и
строительства на территории Советского Союза
Оренбургского и Ямбургского газопроводов.
Условием поставок является участие Польши в
финансировании строительства газопроводов, на
что выделялось 700 млн долл. Страна должна была
получать ежегодно по Оренбургскому газопроводу
2,6 млрд м3 газа и Ямбургскому 2,3 млрд м3.
Поставки с Оренбургского газопровода
закончились в 1998 г., а с Ямбургского продлятся до
2006 г. Многолетнее добрососедское сотрудничество
Польши и Советского Союза, а затем и Российской
Федерации стало основой для принятия
стратегических решений в области газоснабжения.
В России находятся самые большие в мире
достоверные месторождения газа, что может
обеспечить Польше долгосрочные стабильные его
поставки. На основе подписанного в 1993 г.
соглашения между правительствами Республики
Польша и Российской Федерации о строительстве
системы транзитных газопроводов с полуострова
Ямал в Западную Европу Польша получает газ из
этой системы с 1997 г., его поставки будут нарастать
до 2010 г. и достигнут 14 млрд м3 ежегодно сверх
нынешних поставок. В соответствии с этим соглашением в 1993 г.
создано польско-российское АО “Европольгаз”,
задачей которого является проектирование,
финансирование, строительство и эксплуатация
системы газопроводов на территории Польши. Его
акционеры – государственное предприятие
“Польская нефтегазовая компания” (48%), ОАО
“Газпром” (48%) и АО “Газтрейдинг” (4%). АО
“Европольгаз” функционирует на основе
польского законодательства и, как и все польские
фирмы, а также фирмы с участием иностранного
капитала, должно его соблюдать. В уставе предприятия записано, что все
стратегические решения, касающиеся его
деятельности, принимаются путем консенсуса
между “Польской нефтегазовой компанией” и
“Газпромом”. Это дает чувство уверенности, что
польская сторона контролирует работу
“Европольгаза”. Необходимо подчеркнуть, что работа АО
“Европольгаз” является примером эффективного
сотрудничества польских и российских
специалистов, благодаря которому быстрыми
темпами идет строительство системы
газопроводов.
Проект, устремленный в XXI век
Газопровод Ямал – Европа протяженностью 4 тыс.
км – один из самых крупных инвестиционных
проектов столетия. В 2010 г. его пропускная
способность составит 65,7 млрд м3 в год, в
том числе для Польши 14 млрд м3. Европейский
Союз относит строительство газопровода к
приоритетным в рамках Trans- European-Notwork
(трансъевропейских транспортных систем).
Европейские страны, в том числе и Польша, чтобы
обеспечить безопасный транзит
топливно-энергетического сырья в декабре 1994 г.
подписали в Лиссабоне Трактат Энергетической
Хартии. Стороны, подписавшие Хартию,
обязались обеспечить развитие транспортных
инвестиций и транзит топливно-энергетических
ресурсов через свои страны, создать стабильные,
равные, благоприятные условия для инвестиций в
энергетику, а также стремиться к устранению
существующих ограничений в реализации таких
инвестиций. Газопровод Ямал – Европа как с точки зрения
технических параметров (диаметр труб 1400 мм,
рабочее давление 8,4 МПа), так и применения
современных технологий не имеет прецедента в
Польше. Принимаются все известные в мире меры,
чтобы газопровод был безопасным. Специально
разработана и внедрена система обеспечения
качества, что на практике означает: любые работы
подвергаются надзору и жесткой оценке с точки
зрения безопасности. В проекте участвуют также
иностранные фирмы. Большое внимание уделяется качеству
материалов и оборудования, используемых в
строительстве газопровода, которые должны
соответствовать польским стандартам или
заключениям технологических экспертиз,
проводимых аккредитуемыми
научно-исследовательскими центрами, а также
иметь требуемый инструкциями знак безопасности.
Все производители и поставщики материалов и
оборудования должны иметь сертификат
соответствия применяемой системы качества
нормам ISO 9000. Трубы, импортируемые из Италии, соответствуют
требованиям европейских норм, проходят полный
контроль, начиная с состава стали, технологии
производства до отгрузки с металлургического
комбината и погрузки на корабль, имеют номер и
индивидуальный сертификат. Контролем занимается
фирма с мировой репутацией в этой области. Газопровод предохранен от коррозии так
называемой пассивной защитой, т.е. многослойной
полиэтиленовой изоляцией, рассчитанной на
несколько десятков лет, а активная катодная
защита создает в газопроводе электрический
потенциал, что исключает электрохимическую
коррозию. Остальное оснащение газопровода, прежде всего
регулирующее оборудование, также поставляется
известными фирмами. Применяемые шарообразные
клапаны, отсекающие приток газа, относятся к
лучшим в мире. Газопровод оснащается системой клапанов,
автоматически реагирующих на падение давления
прекращением притока газа. Кроме того,
предусматривается применение компьютерной
системы, мгновенно обнаруживающей неполадки,
включающей сигнал тревоги и обеспечивающей
безопасность автоматики. Применяется двойная
система связи – световолоконная и
радиолинейная. Газопровод снабжается
диагностической аппаратурой при помощи
приводимого в движение внутри трубы
специального элемента. Эта аппаратура способна
выявить даже самые мелкие повреждения. Все
установки на поверхности оснащаются
автоматическим противопожарным оборудованием. Польский участок транзитного газопровода
протяженностью 682 км и общей длиной двух
параллельных ниток 1300 км строится и сдается в
эксплуатацию поэтапно. Намеченную трассу
старались спроектировать оптимально с точки
зрения влияния на окружающую среду, в обход
национальных парков, заповедников, населенных
пунктов. В ноябре 1996 г. завершено строительство первого
отрезка газопровода Гужица – Львовек около
Познани от западной границы Польши
протяженностью 107 км. В июле 1997 г. он подключен
к польской системе транспортировки газа, что
одновременно сделало возможным транзит газа из
России в Германию. В настоящее время строится второй отрезок
газопровода Львовек-Влоцлавек длиной 210 км. Третий отрезок Влоцлавек – Кондратки
протяженностью 365 км завершит в 1999 г.
строительство первой нитки газопровода на
территории Польши, после чего начнется
строительство второй нитки. Без особых трудностей решается вопрос с
финансированием строительства польского
участка. В соответствии с технико-экономическим
планом оно обойдется почти в 2,5 млрд долл., в том
числе 1,36 млрд долл. для первой нитки, 350 млн долл.
предоставит Польская нефтегазовая компания,
остальное восполнит “Газпром” поставкой труб и
оборудования. До сих пор строители не
воспользовались финансовыми гарантиями
польского правительства (300-350 млн долл.). Пока работы, связанные со строительством
газопровода, идут успешно. Некоторая
напряженность во взаимоотношениях наблюдалась в
январе 1998 г. Как отмечалось, якобы, в связи с
неурегулированностью польской стороной оплаты
за газ в 1997 г. возможно прекращение его поставок в
Польшу. СМИ придали этому вопросу
драматический характер. В то время был бы
достаточен день переговоров между партнерами,
чтобы все вопросы урегулировать и подписать
удовлетворяющее обе стороны соглашение. Российская сторона обязалась в рамках
возникшего долга закупать польские товары и
услуги стоимостью 175 млн долл. Дополнительно
польской стороне будет оплачено строительство
газопровода на территории Польши. Одновременно
решено, что в будущем только треть оплаты за газ
будет осуществляться наличными, остальное –
услугами и товарами. Ход строительства газопровода пытаются
нарушить общественные объединения “Мы в
Европе” и профсоюз крестьян “Самооборона”,
подстрекая владельцев земли на трассе
газопровода на стимулирование необоснованных и
нереальных финансовых ожиданий в отношении АО
“Европольгаз”. Это привело к недовольству части
собственников земли прежними согласованными
условиями компенсации. АО “Европольгаз” с
самого начала старалось, опираясь на экспертов
воеводских советов Объединения деятелей науки и
техники, удовлетворить ожидания собственников
земли, возместив их потери надлежащей
компенсацией. В результате до начала января
1998 г. более чем из 4 тыс. владельцев земли
договоры о выкупе земли, по которой должна пройти
трасса газопровода, заключены с 3,5 тыс.
человек. Можно ожидать, что польский участок
газопровода будет открыт в запланированные
сроки.
Стратегия обеспечения газом в огне критики
В СМИ уже значительное время ведется дискуссия
о стратегии обеспечения Польши газом. Со стороны
крайних правых сил из Избирательной акции
“Солидарность” и националистов из Движения
возрождения Польши слышатся упреки в том, что
страна становится зависимой от одного
поставщика – России, способной в будущем
шантажировать “закрытием крана” или диктовать
свои финансовые условия. В этом контексте стоит привести мнение Д. Ройял
из “Морган Стэнли”, который считает, что
Польша не может себе позволить отказаться от
российского газа и что она не отдает себе отчет в
том, что опасения имеют политический контекст.
“Газпром” – негосударственное предприятие. Он
подчеркивает, что ямальский газ даст Польше
энергетическую безопасность. К тому же
поставки из России, страны с самыми большими
запасами газа, могут быть долгосрочными и
стабильными. Положение Польши на пути, ведущем к самым
большим западноевропейским потребителям газа,
гарантирует ей стабильность поставок. На
практике невозможна приостановка поставок в
Польшу при условии своевременной их оплаты.
Россия не может позволить себе утратить
репутацию надежного поставщика газа. Если бы это
произошло, то ее потери могли бы составить
миллиарды долларов и она бы лишилась 1/5 валютных
доходов. Кроме того, “Газпром” не может себе позволить
потерять партнера, каковым является Польша,
занимающая 3-4 место по объему закупок газа.
Одновременно – это транзитная страна, через
которую идет самый выгодный и короткий путь в
Западную Европу. Что касается угрозы “закрыть кран”, то и
Россия может опасаться, что в случае конфликта с
Польшей транспортировка газа в Западную
Европу также осложнится, поскольку “кран” будет
и в польской части газопровода. Таким образом,
мы приходим к абсурдному итогу. При этом стоит
еще напомнить, что примеры других стран, в том
числе Турции и Финляндии, а также многолетний
опыт Польши показывают, что базирование на
поставках газа в одном направлении из России ни в
чем не ограничивает экономический и
политической независимости. Существенной предпосылкой, определившей
участие Польши в строительстве транзитного
газопровода, является тот факт, что польская
сторона участвует в финансировании проекта
только в той степени, в какой пользуется им (это
около 15% стоимости строительства на территории
Польши), и не участвует в финансировании
строительства за своими пределами. Об этом стоит
напомнить, особенно в контексте прошлого, когда,
например, поставки газа были обусловлены
финансированием строительства газопровода на
территории СССР. И сейчас многие западные фирмы
инвестируют проекты на территории России, чтобы
получить доступ к источникам как газа, так и
нефти. Российский газ – самый дешевый. Поставки из
других стран связаны с значительными
финансовыми расходами и более высокими ценами –
в среднем на 25-30%. Российский газ, согласно разным
публикациям в печати (официальные данные
являются коммерческой тайной), продается в
среднем по 72 долл. за 1 м3, причем для стран
Восточной Европы, учитывая географическую
близость, он дешевле на 1-2% . Следует также иметь в виду выгоду, которую
Польша будет получать от транзита упомянутых
объемов газа в Западную Европу. Они пока
неизвестны, но, судя по оплатам за транзит нефти
через Польшу, это будут значительные суммы.
Возможности получения газа по другим направлениям
Вопрос о диверсификации поставок газа –
один из важных элементов стратегии обеспечения
энергетической безопасности страны. Этот вопрос,
однако, не связан с подозрениями или
предубеждениями в отношении России. Принимаются
во внимание закупки определенного количества
газа по другим направлениям, прежде всего из-за
возможных экологических и геологических
катастроф, террористических актов на
газопроводе. Диверсификация направлена, кроме
закупок газа, на создание доступа к газопроводам
западных стран, увеличение эксплуатации
отечественных источников и строительство
газохранилищ. Ведутся предварительные переговоры с
западными фирмами о дополнительных поставках
газа с месторождений Северного моря через Данию,
Балтийское море или Германию. Интенсивные
переговоры велись со “Статойл” о поставках
норвежского газа в Польшу морским путем и
частично по суше через Данию газопроводом
протяженностью 1000 км или альтернативным
газопроводом длиной 130 км через Германию. В
каждый из этих вариантов Польша должна была бы
инвестировать огромные деньги.
Использование, например, месторождений в Алжире
было бы связано с необходимостью закупки
специальных судов для транспортировки
конденсированного газа и строительством
специального терминала в одном из портов Польши,
а также соответствующих установок в Алжире.
Стоимость такого проекта огромна, не говоря уже о
риске, связанном с нестабильной ситуацией в этой
стране. На рубеже 1992/1993 гг. были соединены в двух местах
– в районе Свиноустья и Згожельца – газовые
системы Польши и Германии. Их задачей
является взаимная поддержка газовых систем
стран. Соединение газопроводов в Свиноустье дает
возможность транспортировать около 60 млн м3 в год. В настоящее время по этой системе Германия
ежегодно получает около 20 млн м3 газа,
что позволяет перевести немецкую систему с
низкокалорийного газа, получаемого из угля,
на природный газ с высоким содержанием
метана. Соединение в Згожельце в свою очередь
позволяет перевести потребителей в Нижней
Силезии с газа, получаемого из кокса, на
природный газ с высоким содержанием метана из
Германии. Технические условия этого соединения
при расширении системы приема дают
возможность получать по этому маршруту 1-1,5 млрд м3 в год. Важным вопросом является хранение газа. В
Польше сейчас существуют хранилища емкостью 700
млн м3. Кроме того, Польша арендует
хранилища емкостью 350 млн м3 в Украине и
Белоруссии. Этого слишком мало. До 2010 г.
планируется строительство хранилищ общим
объемом около 4 млрд м3. Все названные меры позволят удовлетворить
новые потребности в газе и улучшить
энергетическую безопасность Польши. |