Номер 3/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Корпоративное управление


Перспективы развития транснациональных финансово-промышленных групп СНГ

ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ
главный эксперт Центрального банка России


• Центральное место в системе взаимодействия промышленных комплексов СНГ предстоит занять транснациональным ФПГ
• Широкие перспективы имеют промышленные вертикально интегрированные группы
• Современные условия диктуют потребность в государственном содействии развитию нормативно-правовой базы для формирования
и деятельности транснациональных ФПГ Содружества

Проблема создания новой системы функционирования предприятий базовых отраслей промышленности и их взаимодействия на экономическом пространстве Содружества вышла на первый план. Представляется, что одно из центральных мест в такой системе должны занять транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ), функционирующие в производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной областях.

ТФПГ – одна из перспективных форм экономических структур, придавших мощнейший импульс интеграционным процессам в Западной Европе, что в конечном счете привело к образованию Европейского союза.

Наибольшее распространение и влияние на экономику национальные и транснациональные финансово-промышленные группы получили в индустриально развитых странах – США, Японии, Южной Корее, Германии и др.

В США основу промышленности составляют примерно 100 многоотраслевых корпораций, являющихся, по сути, высокоинтегрированными финансово-промышленными группами. На их долю приходится от 55 до 60% ВНП США, 45% рабочей силы и до 60% инвестиций. В Японии на долю шести крупнейших сюданов (финансово-промышленных групп), согласно официальным данным, приходится 14-15% ВНП. Практически все крупные и средние промышленные предприятия Южной Кореи входят в чеболи (те же финансово-промышленные группы), которых насчитывается несколько десятков.

В России формирование этих групп также получило в последние годы существенное развитие. Так, по состоянию на сентябрь 1998 г. официальным статусом наделено 75 групп. В их состав вошло более 1 150 промышленных предприятий, свыше 160 финансово-кредитных институтов. Годовой оборот выпускаемой ими продукции превысил 10% ВВП. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных финансово-промышленных групп, в частности в химической и нефтехимической промышленности 6, черной и цветной металлургии 5, автомобилестроении 6, общем машиностроении 5, приборостроении и радиоэлектронике 5, пищевой и легкой промышленности 6, строительстве 5, производстве сельхозпродукции 8 и т.д.

В мире явно прослеживается тенденция увеличения в общем количестве финансово-промышленных групп доли транснациональных. В современных условиях ТФПГ характеризуются множеством путей возникновения и форм существования, классифицируемых по организационному строению, схеме взаимодействия входящих в них хозяйствующих субъектов, характеру их финансовых взаимоотношений и другим признакам.


Формы существования
ТФПГ Содружества


В зависимости от типа организационного строения ТФПГ могут быть:

вертикально интегрированными – с предприятиями, функционирующими по принципу замкнутой технологической цепочки;

горизонтально интегрированными, объединяющими предприятия с полным технологическим циклом в нескольких отраслях и охватывающими сопутствующие сферы деятельности;

конгломеративными – различными технологически не связанными между собой предприятиями при финансовом контроле со стороны управляющей или головной компании.

В зависимости от центра формирования и вида доминирующей компании выделяются ТФПГ банковские, промышленные, торговые, созданные на основе существующих транснациональных корпораций и др.

Характер финансовых взаимоотношений предполагает такие формы ТФПГ, как холдинг (компания владеет контрольным пакетом акций участников группы и в силу этого определяет стратегию деятельности), траст (отдел соответствующей финансовой структуры, часто банка, распоряжается как доверительное лицо акциями входящих в группу хозяйствующих субъектов и выступает в качестве координатора деятельности). Возможно перекрестное владение акциями, при котором участники обладают в сумме контрольным пакетом одного из них. Руководящим органом в данном случае выступает совещание руководителей предприятий-участников, одновременно являющееся и совещанием ведущих акционеров.

На мой взгляд, наибольшие перспективы в СНГ имеют вертикально интегрированные ТФПГ, организованные по принципу холдинга или перекрестного владения акциями. Такие группы в наибольшей степени учитывают специфику организации высокоинтегрированных промышленных комплексов стран СНГ и относительную неразвитость финансовых и торговых структур.

В дальнейшем в целях повышения устойчивости и расширения сфер деятельности, ТФПГ Содружества могут преобразовываться в горизонтально интегрированные группы, способные взять под контроль высокотехнологичные секторы промышленности смежных отраслей и обеспечить сопутствующие услуги – маркетинг, рекламу, сбыт, сервисное обслуживание, поддержку и т.д. При этом повышение роли банковских, торговых и иных структур в ТФПГ будут определяться общим ходом экономических реформ и развитием соответствующих сфер на территории СНГ.

В числе основных задач, которые ТФПГ призваны решить на экономическом пространстве Содружества, следует отметить совместные производства, финансирование крупных инвестиционных проектов и НИОКР, техническое содействие, взаимные лицензирование и кредитование, общий маркетинг продукции и услуг и др.

Необходимо подчеркнуть, что развитие ТФПГ отвечает как интересам промышленных, финансовых и иных хозяйственных структур стран СНГ, так и интересам отдельных государств и Содружества в целом.

Исходя из мирового опыта и с учетом специфики экономического пространства СНГ формирование и функционирование ТФПГ в рамках Содружества должны обеспечить следующие преимущества:

для промышленных структур

повышение эффективности и конкурентоспособности производства в силу интеграции в единую структуру снабженческих, производственных, научно-исследовательских и сбытовых предприятий с соответствующей экономией на издержках, присущих рыночным трансакциям;

уменьшение затрат и увеличение прибыльности за счет расширения производства и сбыта, использования преимуществ международного разделения труда, получения благоприятных условий доступа к сырью, имеющемуся в различных государствах СНГ;

снижение рисков за счет уменьшения доли инвестиций каждого из участников;

ускорение движения оборотных средств и их экономия за счет системы взаимозачетов платежей внутри ТФПГ;

возможность выхода на емкие рынки стран СНГ;

получение инвестиций от “собственных” финансовых структур;

повышение конкурентоспособности продукции за счет совместного проведения целевых НИОКР, внедрения новых технологий, общего маркетинга продукции и услуг и т.д.;

для финансовых структур

повышение надежности капиталовложений путем интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов различных государств СНГ;

рационализация состава интегрального капитала и мобильное перераспределение ресурсов;

совершенствование расчетов и уменьшение взаимозадолженности между участниками ТФПГ;

расширение кредитно-инвестиционных возможностей;

для государств – участников СНГ –

усиление регулируемости национальных экономик через ТФПГ, представляющие среднее звено управления и отвечающие за деятельность крупных промышленных комплексов стран СНГ;

ослабление неплатежей на экономическом пространстве СНГ ввиду облегчения взаиморасчетов предприятий – участников ТФПГ;

стимулирование инвестиционного процесса;

остановка спада производства и постепенный переход к росту;

для Содружества в целом –

восстановление на новой основе оправдавших себя традиционных взаимосвязей хозяйствующих субъектов;

возможность целенаправленного проведения совместной инвестиционной политики и ее координации;

ускорение процессов экономической интеграции в рамках СНГ;

придание в конечном итоге импульса процессам политического сближения стран СНГ ввиду высокого взаимопроникновения национальных экономик и формируемой на этой основе общности интересов.

Особую актуальность объединение усилий российских хозяйствующих субъектов и субъектов других государств – участников СНГ в рамках ТФПГ приобретает в связи с консолидацией крупных зарубежных компаний в экономической экспансии на традиционные рынки стран Содружества. Национальным производителям приходится конкурировать с мощными интегрированными структурами, корпорациями, концернами, консорциумами.

Растут объем и удельный вес продаж крупных западных транснациональных корпораций на рынках государств Содружества, а страны СНГ в результате быстро теряют традиционные рынки сбыта продукции национального происхождения. Особенно эта тенденция заметна в областях, относящихся к высокотехнологичным и наукоемким производствам (авиационной, радиотехнической, электронной и химической промышленности). Так, за последние годы американскими авиационными компаниями “Боинг” и “Макдональд Дуглас” продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных машин, в то время как концерн Туполева сумел реализовать только 8.

Аналогичная ситуация во многих других отраслях промышленности – электротехнической, полиграфической, машиностроительной, автомобильной. Простаивают созданные в государствах СНГ производственные мощности, не находит сбыта выпущенная продукция.

Все это говорит об экстренной необходимости консолидировать ресурсы государств Содружества и совместными усилиями с использованием такой перспективной формы взаимодействия, как ТФПГ, защитить свои национальные рынки, общий товарный рынок СНГ и создать условия для выхода базовых отраслей промышленности из кризисного состояния.


Нормативно-правовая база
деятельности ТФПГ СНГ


В настоящее время на национальных и межгосударственном уровнях уже предприняты шаги, направленные на обеспечение благоприятных условий формирования и деятельности ТФПГ. Постепенно создается необходимая нормативно-правовая база. В рамках национальных законодательств наиболее полно она разработана в Российской Федерации, где в числе ключевых законодательных актов следует отметить закон “О финансово-промышленных группах” № 190-ФЗ от 30.11.95, Указ Президента РФ “О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ” № 443 от 01.04.96, постановления Правительства РФ “О порядке ведения государственного реестра ФПГ в РФ” № 621 от 22.05.96, “О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ” № 24 от 09.01.97, а также ряд документов, регулирующих деятельность конкретных ФПГ.

Представляется, что российские наработки с успехом могут быть использованы при подготовке аналогичных актов другими государствами Содружества. Такие процессы уже идут. В Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане стали появляться документы, в значительной мере ориентированные на российский опыт. Ряд документов принят на межгосударственном уровне.

На 7-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ 17 февраля 1996 г. принят унифицированный с российским законом рекомендательный акт “О финансово-промышленных группах”.

Подписано 15 апреля 1994 г. многостороннее Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. По сути, положено начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования таких структур в рамках СНГ. После его заключения заметно оживилась практическая работа заинтересованных хозяйствующих субъектов стран в этом направлении.

В развитие достигнутого 6 марта 1998 г. государства СНГ заключили Конвенцию о транснациональных корпорациях. Ранее, 9 октября 1997 г. подписано многостороннее Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ, в котором закреплены основы взаимоотношений работников и работодателей.

Реализация упомянутых документов осуществляется путем заключения межправительственных двусторонних соглашений и оформления на их базе договоров между непосредственными участниками ТФПГ. При этом уточняется ряд положений применительно к особенностям национальных законодательств и с учетом форм создаваемых ТФПГ. Так, в 1994-1995 гг. заключен ряд двусторонних соглашений об основных принципах создания финансово-промышленных групп с Казахстаном, Белоруссией, Узбекистаном, Украиной и Таджикистаном.

Если речь идет о конкретных ТФПГ учитываются интересы государств-участников, различных хозяйствующих субъектов, а также специфика объектов сотрудничества. В 1998-1999 гг. наибольшее количество соглашений о создании конкретных ТФПГ заключено между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В целях дальнейшего развития нормативно-правовой базы функционирования ТФПГ в рамках Содружества представляется необходимым принять на межгосударственном уровне ряд документов, уточняющих отдельные аспекты деятельности таких групп, в частности о принципах страхования коммерческих рисков, взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, заключения международных залоговых сделок, о межгосударственном лизинге и др.

Кроме того, необходимо устранить несоответствия между национальными законодательствами государств Содружества в вопросах создания и функционирования финансово-промышленных групп, выражающиеся в следующем:

отсутствуют единые формулировки основных понятий, связанных с формированием и деятельностью групп;

нет единого механизма и условий вхождения участника-нерезидента в состав ТФПГ с центральной компанией, зарегистрированной в данной стране;

различия в формах и системе ведения бухгалтерского учета не позволяют на практике вести консолидированный баланс ТФПГ и т.д.


Меры государственного содействия
и пути создания ТФПГ Содружества


Практически все промышленно развитые мировые державы проводили активную политику поддержки финансово-промышленного кооперирования. Анализ проблем, возникающих при формировании и деятельности ТФПГ Содружества, позволяет предложить следующие меры государственного содействия в этой области:

передать в доверительное управление центральной компании ТФПГ закрепленные за государством пакеты акций участников группы;

предоставить инвестиционные кредиты и иные финансовые средства для реализации проектов ТФПГ;

обеспечить государственные гарантии для привлечения в ТФПГ инвестиционных ресурсов;

предусмотреть для банков – участников ТФПГ, осуществляющих инвестиционную деятельность, налоговые льготы, дать им право снижать нормы обязательного резервирования и изменять другие обязательные нормативы;

предоставить участникам ТФПГ возможность ускоренной амортизации оборудования с направлением накопленных средств на деятельность ТФПГ;

создать условия для внедрения системы консолидированного учета в ТФПГ Содружества, включая подготовку на межгосударственном уровне рекомендательных законодательных актов по методологии ведения консолидированного учета, отчетности и баланса;

зачесть убытки, понесенные участниками при определении налогооблагаемой прибыли центральной компании;

обеспечить нормативно-правовую базу для формирования при центральных компаниях ТФПГ целевых фондов, предназначенных для реализации приоритетных программ и проектов Содружества;

предусмотреть учреждение в ТФПГ фондов медицинского и социального страхования и занятости с обязательными отчислениями, производимыми предприятиями-участниками;

предоставить центральной компании при приобретении на инвестиционных конкурсах акций участника ТФПГ возможность зачета задолженности в объем предусмотренных условиями конкурса инвестиций;

установить упрощенный порядок открытия счетов и предоставления кредитов банками – участниками ТФПГ предприятиям-нерезидентам;

подготовить на межгосударственном уровне рекомендательные законодательные акты об инвестиционных, страховых, лизинговых, трастовых, факторинговых и других фирмах.

Многие из перечисленных мер государственной поддержки продекларированы на различных уровнях, но на практике, к сожалению, не применяются.

В практической работе можно идти двумя путями в зависимости от специфики ТФПГ, состава участников и необходимых мер содействия:

во-первых, подготовка межправительственного соглашения по вопросам создания и деятельности конкретной ТФПГ, в котором урегулированы законодательные, организационные и иные препятствия, оговариваются предоставляемые льготы и иные согласованные меры содействия на государственном и межгосударственном уровнях. Такие ТФПГ можно назвать межгосударственными ;

во-вторых, подготовка и подписание учредительных документов, минуя стадию заключения межправительственного соглашения. В этом случае либо используются типовые, предусмотренные национальным законодательством льготы и меры государственного содействия, либо на национальных уровнях выпускаются дополнительные нормативно-правовые акты.

В нынешних условиях ввиду нестыковки национальных законодательств, пробелов в межгосударственной нормативно-правовой базе и иных аспектов, требующих согласования, наиболее реальным и перспективным представляется первый путь.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz