Управление рынком труда
Управление миграционными процессами в
республикеВЛАДИМИР ХОДЖАБЕКЯН академик Национальной академии наук
Республики Армения
• На современном этапе межгосударственная
миграция сопрягается с международным рынком
труда • Временную эмиграцию рабочей силы могут
организовать частные работодатели
Миграция, несомненно, в первую очередь дело
свободного волеизъявления граждан. Однако при
определенных условиях решающая роль принадлежит
государству, в частности когда затрагивается его
жизнеспособность. Исходя из межнациональных
интересов масштаб и характер миграции должны
определяться посредством программ и
соответствующей социально-экономической,
правовой, законодательной, административной
политикой. Необходимо применять такие механизмы
управления, которые урегулируют и сведут к
минимуму неуместные массовые перемещения
населения.
Общие представления о миграции в республике
Армению сегодня характеризует большая
величина, по крайней мере 1/3, мигрирующего
населения. Согласно нашим расчетам,
отрицательное сальдо межгосударственной
миграции в 1991 – 1996 гг. составило
приблизительно 1 млн человек. Это армяне,
депортированные из Азербайджана в 1988 –
1989 гг. (часть их находится в стране со статусом
беженца), а также постоянное население,
достигающее сотен тысяч, легально и нелегально
нашедшие "убежище" в странах ближнего и
дальнего зарубежья. Возможно, в ближайшем
будущем выехавшие вернутся как и другие
иммигранты, и республика окажется в чрезвычайно
сложном положении в связи с проблемой заселения. Вместе с тем на пороге ХХI в., вплоть до
половины его первого десятилетия, в Армении
ожидается такая демографическая ситуация, когда
за счет увеличения численности входящего в
трудоспособный возраст населения образуется его
"излишек". В этот период в среднем за год в
трудоспособный возраст должны вступить 75 –
80 тыс. юношей и девушек. Их среднегодовое число
с учетом эмиграции 1991 – 1996 гг. может
составить 50 – 55 тыс., что для республики
также является внушительной величиной. В экономическом плане эмиграция имела в
каком-то смысле положительное значение. К
примеру, она способствовала выживанию
значительной части населения Армении, уменьшила
потенциал безработных, смягчила остроту
социального напряжения в республике. Кроме того,
даже при наличии больших размеров эмиграции
масштаб безработицы в Армении увеличивается.
Число зарегистрированных безработных в 1996 г.
почти втрое превышала уровень 1992 г. Однако страна страдает в результате эмиграции,
особенно когда ее граждане уезжают на заработки,
а молодежь не участвует в создании ВВП. Эмиграция
противоречит интересам развития
обороноспособности и военной мощи. Она
охватывает, во-первых, молодежь призывного
возраста, во-вторых, население приграничного
пояса, в-третьих, работников стратегических
отраслей ("утечка умов"). Общество в
республике из производителя частично
превращается в потребителя. Эмиграция повлияла на генофонд нации как в
прямом, так и в косвенном смысле. В прямом -
когда численность населения уменьшилась на
количество эмигрантов; в косвенном - когда
снизился естественный прирост, так как дети
рождаются в других странах. Эмиграция стала причиной нежелательных
изменений возрастной структуры, уменьшился
размер семей, нарушилось соотношение спроса и
предложения на "брачном рынке", девушки в
количественном отношении преобладают над
юношами, увеличился средний брачный возраст.
Среднее число вступающих в брак в расчете на
1 тыс. населения в 1995 г. по сравнению с
1990 г. уменьшилось почти вдвое – с 8 до
4,2 чел. Эмиграция стала причиной уменьшения
числа родившихся, резкого сокращения числа детей
в расчете на одну женщину. Достаточно отметить,
что если в 1990 г. на каждую 1 тыс. женщин
фертильного возраста (15 –49 лет) рождалось
88,1 ребенка, то в 1995 г. – 47. В данном случае
определенную роль, безусловно, сыграли и другие
факторы. Фактически изменилась также возрастная
пирамида населения. За счет эмиграции молодежи
население стареет. Повышение удельного веса
пожилых сопровождалось снижением удельного веса
трудоспособных и несовершеннолетних. Вследствие массовой эмиграции нарушилось
нормальное воспроизводство квалифицированной
рабочей силы, разрушились звенья в цепи,
обеспечивающей смену поколений трудоспособного
возраста. Эмиграция повысила нагрузку на
трудоспособное население республики за счет
неработающих и иждивенцев, особенно людей
пенсионного возраста.
Односторонность миграционной политики
За последние десятилетия массовая иммиграция в
Армению стала обычным явлением, однако массовая
эмиграция не имеет и десятилетней истории.
Именно поэтому и государственная миграционная
политика в Армении носила односторонний
характер, охватывая лишь иммиграцию. Проводилась
и проводится политика массового расселения
депортантов, беженцев, а также населения,
вынужденно покинувшего местожительство в
результате бедствий в различных регионах
республики. Принимаются меры по обеспечению
жильем и работой; строительству новых поселений;
предоставлению долгосрочных государственных
кредитов с низкими процентными ставками
погашения тем, кто ведет индивидуальное жилищное
строительство. Претворяется интеграционная, образовательная
и культурная политика, решаются разнообразные
социальные и экономические проблемы посредством
гуманитарной помощи. Имеющие статус беженца
пользуются услугами международных организаций.
Особо важное значение приобретает вопрос о
соответствии государственной политики миграции
международным стандартам, ее уточнении и
дополнении, вызванных новыми требованиями. Это
касается, с одной стороны, приема, расселения,
жилищного обеспечения и занятости
соотечественников, находящихся нелегально за
границей, с другой – тех, кто эмигрировал и
принял гражданство какой-либо страны, но по
стечению обстоятельств желает вернуться на
родину. Нелишне также отметить, что по неуточненным
данным, на сегодняшний день в иностранных
государствах наряду с сотнями тысяч армянских
беженцев бросили якорь вынужденные переселенцы
(из зоны бедствия и приграничного пояса) из числа
постоянно проживающих в Армении. Заметим также,
что даже при наличии государственной политики
иммиграции не было дееспособной государственной
политики. За прошедшие несколько лет не
представлялось возможности ее разработать в
связи с создавшимися сложными
социально-экономическими условиями,
геополитической ситуацией и др. Кроме того,
эмиграция вошла в жизнь сразу, спонтанно,
принимая широкомасштабный и необратимый
характер, охватывая разные слои и социальные
группы населения. Односторонность миграционной политики
выражается также в том, что государство, защищая
права и интересы иммигрантов независимо от их
национальной принадлежности, не имеет какой-либо
программы защиты прав и интересов
эмигрировавшего населения. Не выработан подход к вынужденным переселенцам
из приграничного пояса. Ясно, что политика
эмиграции не может быть продолжением или
повторением прежней политики СССР, ущемлявшей
права человека. Четкая миграционная политика с учетом
социально-экономических и демографических
последствий должна сопрягать интересы как
личности, так и государства. Последнее не должно
попирать свободу и права граждан, оно обязано
встать на их защиту, регулировать процесс
эмиграции и иммиграции, способствовать
стабилизации миграционных потоков,
предопределять конкретные направления
эмиграции и выявлять новые, придавать
организованный характер, упорядочивать размер
трудовой миграции, осуществляемой по
двусторонним и многосторонним
межгосударственным договорам, посредством
экономических рычагов стимулировать или
препятствовать данному процессу.
Регулирование эмиграции с позиций
социально-экономического развития
Процесс спонтанной эмиграции, начавшийся в
1988 г. и продолжающийся по сей день, не
урегулирован ни с позиции личности, ни
государства. Да и не мог быть урегулирован, так
как состоялся иррегулярный, нелегальный,
непропорциональный и беспорядочный поток
эмиграции. Поэтому Армения встала лицом к лицу
перед необходимостью разработки
соответствующей социально-экономической и
демографической политики. Какой она должна быть на современном этапе и в
перспективе при решении проблем "излишка"
населения? Поощрять эмиграцию или, наоборот,
гарантировать приемлемое существование этого
"излишка"? Или, может быть, благодаря своему
нынешнему социально-экономическому положению и
ожидаемым позитивным сдвигам Армения будет в
состоянии принять, обеспечить жильем и работой,
дать образование детям тех граждан, которые
сегодня находятся за ее пределами со статусом
нелегальных переселенцев? Эмиграция поощряется в том случае, когда есть
"излишек" населения, который данная страна
не может обеспечить соответствующим занятием,
или если стоимость рабочей силы, уровень
заработной платы занятых ниже среднего
прожиточного уровня. Огромную важность имеет
решение проблем жилищных, пенсионных, выплаты
пособий, социальной защищенности материнства и
детства, получения образования и воспитания
детей. Сообразуясь с этими проблемами и вводятся
уточнения в социально-экономические программы. Интеграция с внешними рынками труда на
государственной основе – один из путей выхода
из сверхнапряженной ситуации на внутреннем
рынке труда. Временный экспорт рабочей силы на
государственном уровне чрезвычайно важен также
в плане формирования и регулирования рынка труда
внутри страны. Организация трудовой миграции и регулирование
ее массовых потоков за рубеж остались
практически вне сферы действия государства, для
которого это может быть совершенно новым
явлением. Временный экспорт рабочей силы часто является
средством освобождения от "излишка"
населения, что в каком-то смысле верно. Но
необходимо вновь и вновь отметить, что страна
страдает в результате любой, особенно
неорганизованной эмиграции. Было бы прекрасно,
если бы люди созидали в собственной стране. В
данном случае миграционная политика государства
должна способствовать решению двоякой проблемы.
Во-первых, посредством экономических рычагов
создать соответствующие экономические и
социальные условия для приостановления и
регулирования в какой-то мере эмиграции
квалифицированных специалистов и научных
кадров. Во-вторых, выезд должен осуществляться по
каналу государственной трудовой миграции
согласно договорам с другими странами и с
определенными сроками пребывания.
Защита интересов временно эмигрирующих
Государство может содействовать и встать на
защиту интересов временно эмигрирующего по
трудовым договорам населения следующим образом. Первое –
набрать желающих эмигрировать
и отправить их в соответствующие страны,
содействуя или, наоборот, изменяя направления
потоков.
Второе – следить, чтобы страна,
принимающая временно работающих, выполняла
условия, предусмотренные договором по
профессиональной подготовке и повышению
квалификации работников.
Третье –
контролировать организацию учебного процесса
студентов, командированных за рубеж.
Четвертое –
взять под защиту гражданские права и социальные
интересы мигрантов.
Пятое – обеспечить
валютные поступления в республику с заработка
граждан, находящихся в зарубежных странах.
Шестое –
по истечении срока договора организовать
возвращение эмигрантов на родину. Опыт многих зарубежных стран свидетельствует,
что временную эмиграцию рабочей силы в другие
страны наряду с государством (специальные
национальные службы, министерства и др.) могут
организовывать и осуществлять частные
работодатели, общественные институты,
зарубежные представительства. Необходимо лицензировать учреждения,
занимающиеся экспортом рабочей силы. В странах,
принимающих мигрантов, посольства Республики
Армения могут сформировать для этого особые
отделы, а также дипломатические
представительства. Следует придать легальный характер
международной миграции труда, которая исходит из
принципов взаимоуважения зарубежными
государствами интересов друг друга. В этом
смысле надо отметить важное значение выполнения
требований договоров, подписанных
соответствующими миграционными
представительствами Республики Армения с
иностранными и армянскими работодателями. В особенности необходимо контролировать: соблюдение сроков договоров и размеров
заработной платы; условия страхования; продолжительность времени труда и отдыха; условия безопасности труда; размеры отчислений с заработной платы,
источники сбора и величину валюты, посылаемой на
родину; соблюдение кредитно-финансовых льгот с целью
стимулирования инвестиций в отечестве. Миграционные представительства должны
участвовать в разрешении конфликтных ситуаций
между работодателями и трудовыми мигрантами, а
также взять на себя расходы, связанные с выездом
и возвращением мигрантов на родину. Как видно, регулируемый режим экспорта рабочей
силы наряду с решением социальных проблем
работников не пренебрегает и безопасностью
государственных интересов страны,
экспортирующей рабочую силу. Имеется в виду
участие мигрантов в социально-экономическом
развитии отечества. Согласно договору любой
эмигрант несет ответственность перед своей
страной за выделение средств государству из
заработка в соответствии с принятым
законодательством и налоговой политикой. Сейчас эмигрирующие армяне материально
помогают лишь родственникам. Их средства
тратятся исключительно в потребительских целях
и частично в малом бизнесе. Проблема же
заключается в осуществлении денежных
инвестиций. Средства, взыскиваемые государством
с граждан, работающих за границей, могут стать
важным стимулом для создания новых рабочих мест. Мировой опыт экспорта рабочей силы
свидетельствует, что разные страны понимают его
по-разному. В литературе, посвященной проблемам
миграции, выделяются три группы стран, в которых: потоки зарубежной трудовой миграции полностью
контролируют специальные национальные службы и
министерства (Турция, Корея); рабочую силу для экспорта за рубеж набирают в
основном частные работодатели (Индонезия,
Малайзия, Филиппины, Таиланд); используются смешанные системы (Бангладеш,
Пакистан). Некоторые авторы считают, что организация
внешней трудовой миграции частными
предпринимателями наиболее эффективна в
условиях государственного контроля за
трудоустройством. *** В Армении есть квалифицированные инженеры,
рабочие разных отраслей промышленности и
строительства. Ясно, что их большая часть по
государственному каналу согласно двусторонним
соглашениям может быть временно включена в
народное хозяйство других стран и наоборот. В сфере международного разделения труда
Армения может задействовать свой трудовой
потенциал, но не в нынешних размерах. Определив
их, государство должно способствовать
обеспечению временного экспорта
высококвалифицированной рабочей силы; созданию
соответствующих предпосылок для постепенного
приближения уровня квалификации трудового
потенциала к международным стандартам;
разработке разумной стратегической политики
экспорта и импорта рабочей силы в международных
масштабах. |